Ранняя детская нервность. Психопатологические синдромы в младенческом и раннем детском возрасте (продолжение) Синдром ранней детской невропатии

Синдром ранней детской невропатии или «врожденной детской нервности» (В.В. Ковалев, 1979) является наиболее распространенным синдромом психических расстройств в раннем детском возрасте (от 0 до 3 лет). Основное место в структуре синдрома занимает резко повышенная возбудимость и выраженная неустойчивость вегетативных функций, которые сочетаются с общей повышенной чувствительностью, психомоторной и аффективной возбудимостью и быстрой истощаемостью, а также с более или менее выраженными чертами тормозимости в поведении (в виде боязливости, пугливости, страха перед всем новым).

В грудном и раннем детском возрасте в симптоматике невропатии на первый план выступают разнообразные соматовегетативные расстройства и нарушение сна. Среди соматовегетативных расстройств преобладают нарушения функции органов пищеварения (частые срыгивания, рвота, запоры, нередко сменяющиеся поносами, снижение аппетита или избирательность в пище, расстройства питания), дыхания (дыхательная аритмия), сердечно‑сосудистые расстройства (бледность и мраморность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника, неустойчивость пульса и др.). Отмечаются и другие вегетативные нарушения, как, например, субфебрилитет, не связанный с соматическими заболеваниями, нарушение сна, проявляющегося в виде недостаточной глубины и в нарушении формулы сна (сонливость днем и беспокойство в ночное время).

У детей нередко встречается повышенная чувствительность к различным раздражителям в виде появления или усиления двигательного беспокойства, аффективного возбуждения, плаксивости под влиянием обычных слуховых, зрительных и тактильных раздражений, изменения положения тела, небольшого изменения получаемой пищи и т. д. Подобные реакции могут возникать при «чувстве дискомфорта», связанного с голодом, жаждой, мокрыми пеленками, изменением температуры и влажности воздуха в помещении и т. п.

У многих детей, наряду с вегетативными нарушениями и повышенной чувствительностью, могут наблюдаться инстинктивные расстройства в форме повышенного чувства самосохранения, выражением которого является боязнь и плохая переносимость всего нового. Страхи проявляются в усилении соматовегетативных расстройств: отказа от еды, падения веса, усиления капризности и плаксивости при любой перемене обстановки, изменения режима, условий ухода, помещения в детское учреждение. У этих детей часто отмечается повышенная склонность к аллергическим реакциям, инфекционным и простудным заболеваниям.

Невропатия - недостаточность вегетативной регуляции кон­ституционального или рано приобретенного происхождения. Это расстройство возникает у благополучных до развития заболевания детей. Начало обычно с 2-3-летнего возраста. Симптоматика складывается из расстройств сна, общей возбудимости, желудочно-кишечных расстройств, нарушений инстинктивной деятельно­сти. Позже появляются различные страхи, реакции пассивного протеста, невротические реакции в ответ даже на незначительные трудности и соматические недомогания. Эти дети отличаются очень выраженной привязанностью к матери, затруднением обще­ния с другими людьми, необычной тормозимостью в новой обста­новке. Они плохо включаются в ситуацию, не очень активны при контактах, тихо отвечают, а то и вовсе отказываются от общения. Двигательная активность при тестовых нагрузках легко заторма­живается, движения становятся неловкими. В то же время ника­ких неврологических симптомов у них не обнаруживается. Коэффициент психического развития без отклонений.

Органическая, или резидуальная, невропатия - сочетание невро­патической и резидуально-неврологической симптоматики. Прояв­ления этого синдрома обнаруживаются сразу после рождения и обостряются при соматических заболеваниях и психогениях (жи­тейских трудностях). Невропатическая симптоматика зависима от неврологических нарушений, она груба и монотонна. На 2-м году жизни и позже на первый план выходят признаки церебрастенических и гипердинамических состояний. Эти дети легко вступают в контакт, но интереса к ситуации не проявляют, их деятельность недостаточно целенаправленна, они отвлекаемы, отличаются пло­хой работоспособностью, сочетающейся с быстрым насыщением и истощаемостью. Психические процессы этих детей инертны. Ис­править их поведение и деятельность можно лишь на короткое время. У них нередко отмечается задержка развития речи. Психи­ческое развитие чаще всего на уровне низкой нормы.

Смешанная форма расстройств - сочетание невропатической симптоматики с энцефалопатией (последствиями органического поражения ЦНС) легкой или средней тяжести. Невропатические проявления возникают с рождения, но их выраженность не зави­сит от степени тяжести органических нарушений. Обычно послед­ние наблюдаются у всех детей (дрожание конечностей, подбород­ка, умеренное увеличение объема головы, замедление закрытия большого родничка, оживление и задержка рефлексов раннего возраста, нарушение мышечного тонуса и т. д.). У старших детей симптомы энцефалопатии - главным образом в форме неполной компенсации явлений внутричерепной гипертензии (повышенного внутричерепного давления). У этих детей рано появляются ро­бость, застенчивость, вялость и одновременно противоположные симптомы - требовательность, капризность, негативизм, эгоцент­ризм. Они легко вступают в контакт, не обладают чувством дис­танции, нередко оказываются назойливыми. Их трудно привлечь к игре или другому типу деятельности, они делают только то, что им нравится, плачут, когда их хотят переключить на другое заня­тие. У них очень рано могут появиться аффективно-респиратор­ные судороги, а в дальнейшем патохарактерологические реакции. Психическое развитие этих детей - в пределах низкой и даже вы­сокой нормы.

Ранняя детская нервность (невропатия, врожденная нервность, конституционная нервность, невропатическая конституция, эндогенная нервность, нервный диатез и др.) - наиболее распространенная форма психоневрологических нарушений у детей раннего возраста, которая проявляется выраженной вегетативной дисфункцией, эмоциональными и поведенческими расстройствами. В детской неврологической клинике обычно применяется термин «ранняя детская нервность», психиатры чаще пишут о невропатии. Это состояние не является конкретной болезнью в истинном понимании, а представляет собой лишь фон, который предрасполагает к возникновению в последующем неврозов и неврозоподобных состояний, психозов, патологического развития личности.

Причины возникновения ранней детской нервности. В возникновении ранней детской нервности решающее значение придается наследственности и органическому поражению головного мозга на ранних этапах его развития (до родов, во время родов и в первые месяцы жизни). Роль конституционно-генетических факторов подтверждается данными семейного анамнеза. Во многих случаях один или оба родителя были повышенно возбудимыми, а в родословной часто встречаются лица с выраженными эмоциональными расстройствами, тревожно-мнительными чертами характера. Не меньшее значение имеют резидуально-органические церебральные расстройства, при которых поражение мозга наступает преимущественно до и во время родов. На это указывают большая частота патологического течения беременности у матери - генитальные и экстрагенитальные заболевания, особенно сердечно-сосудистой системы, гестозы беременности, явления угрожающего выкидыша, предлежание плода, первичная и вторичная слабость родовой деятельности, преждевременные роды, асфиксия плода, родовая черепно-мозговая травма и т.д.

Причиной органического поражения головного мозга могут быть также различные инфекции, интоксикация, гипоксические состояния в первые месяцы постнатального онтогенеза.

Механизмы развития ранней детской нервности. Механизм возникновения ранней детской нервности следует рассматривать с позиции возрастной эволюции мозга в послеродовом периоде. Как известно, в определенные периоды жизни этиологические факторы могут вызывать аналогичные изменения со стороны нервной системы и психической сферы. Это обусловлено преимущественным функционированием определенных нервных структур, которые обеспечивают ответные реакции организма и его адаптацию к окружающей среде. В течение первых 3 лет жизни наибольшая нагрузка приходится на вегетативную нервную систему, так как регуляция вегетативных функций (питание, рост и др.) формируется раньше, чем регуляция моторики. В этой связи В. В. Ковалев (1969, 1973) выделяет четыре возрастных уровня нервно-психического реагирования у детей и подростков: соматовегетативный (от рождения до 3 лет), психомоторный (4-10 лет), аффективный (7-12 лет) и эмоциональ-но-идеаторный (12-16 лет). При соматовегетативном уровне реагирования различные патологические процессы, воздействующие на организм, в основном приводят к полиморфным вегетативным расстройствам.

Классификация ранней детской нервности. В соответствии с результатами исследований отечественных и зарубежных авторов различают три следующих клинико-этиологических типа синдромов невропатии (ранней детской нервности): синдром истинной, или конституционной, невропатии, синдром органической невропатии и синдром невропатии смешанного генеза (конституционально-энцефалопатическая). Г. Е. Сухарева (1955) в зависимости от преобладания тормозимости или аффективной возбудимости в поведении детей различает два клинических варианта невропатии: астенический, характеризующийся застенчивостью, робостью детей, повышенной впечатлительностью, и возбудимый, при котором преобладают аффективная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность.

Клинические проявления ранней детской нервности. Для ранней детской нервности характерны выраженная вегетативная дисфункция, повышенная возбудимость и, нередко,быстрая истощаемость нервной системы. Указанные нарушения в виде различных сочетаний особенно четко проявляются в течение первых 2 лет жизни, а в дальнейшем постепенно нивелируются или переходят в другие пограничные нервно-психические расстройства.

При обследовании таких детей обращает на себя внимание общий вид ребенка: выраженная бледность кожных покровов с циа-нотичным оттенком может быстро сменяться гиперемией, уже на втором полугодии жизни в отдельных случаях могут быть обморо-коподобные состояния при перемене положения тела из горизонтального в вертикальное. Зрачки обычно расширены, их величина и реакция на свет могут быть неравномерными. Иногда в течение 1-2 месяцев наблюдается спонтанное сужение или расширение зрачка. Пульс обычно лабильный и неустойчивый, дыхание аритмично.

Особенно характерны повышенная возбудимость, общее беспокойство и нарушение сна. Такие дети почти постоянно кричат, плачут. Родителям трудно установить причину беспокойства ребенка. Он вначале может успокаиваться во время кормления, но вскоре и это не приносит желаемого облегчения. Стоит его во время плача взять на руки и покачать, как он будет этого требовать в дальнейшем настойчивым криком. Такие дети не хотят оставаться одни, они своим постоянным криком требуют повышенного внимания. Практически во всех случаях резко нарушен сон: извращается его формула- сонливость днем, частые пробуждения или бессонница ночью. При малейшем шорохе кратковременный сон внезапно обрывается. Нередко и при абсолютной тишине ребенок просыпается с внезапным криком. В дальнейшем это может переходить в ночные кошмары и ночные страхи, дифференцировать которые можно лишь на 2-3-м году жизни.

Рано возникают кратковременные быстрые вздрагивания во сне. Такие состояния, как правило, не имеют ничего общего с генерализованными и фокальными припадками, а назначение противосудо-рожных средств не приводит к уменьшению частоты подергиваний. Характерно также наличие общих вздрагиваний в бодрствующем состоянии, которые обычно наступают под влиянием даже незначительных раздражителей, а иногда и спонтанно. Уже к концу первого - на втором году жизни они сидят, раскачиваются перед сном, излишне подвижны, не находят себе места, сосут пальцы, кусают ногти, чешутся, ударяются головой о кроватку. Создается впечатление, что ребенок специально наносит себе повреждения, чтобы еще больше кричать и проявлять беспокойство.

Ранним признаком невропатии являются нарушения пищеварения. Первое его проявление - отказ от груди. Причину этого состояния установить трудно. Возможно, вследствие вегетативной дисфункции у ребенка не наступает сразу координированная деятельность желудочно-кишечного тракта. Такие дети, лишь начав сосать грудь, становятся беспокойными, кричат, плачут. Не исключено, что причиной такого состояния является временный пилороспазм, спазмы кишечника и другие нарушения. Вскоре после кормления могут появиться срыгивания, рвота, довольно частые кишечные расстройства в виде усиленной или пониженной перистальтики, вздутия живота, поносов или запоров, которые могут чередоваться.

Особенно большие трудности возникают с началом прикорма грудного ребенка. Он нередко избирательно реагирует на различные питательные смеси, отказывается от приема пищи. В ряде случаев только попытка кормления, в том числе грудного, или один вид пищи вызывают у него резко отрицательное поведенческое состояние. Нарушение аппетита постепенно нарастает. Переход к более грубой пище также вызывает ряд негативных изменений. Это прежде всего нарушение акта жевания. Такие дети жуют медленно, неохотно или вообще отказываются от приема плотной пищи. В ряде случаев могут наступить явления дезинтеграции жевательно-глотательного акта, когда медленно пережеванную пищу он не может проглотить и выплевывает изо рта. Нарушение приему пищи и снижение аппетита могут перейти в анорексию, которая сопровождается трофическими изменениями.

Такие дети весьма чувствительны к изменению погоды, что способствует усилению вегетативных нарушений. Они плохо переносят детские инфекции и вообще различные простудные заболевания. В ответ на повышение температуры тела у них часто возникают генерализованные судорожные припадки, общее возбуждение, бред. В ряде же случаев повышение температуры тела носит неинфекционный характер и сопровождается нарастанием сомато-вегетативных и неврологических нарушений.

При наблюдении за детьми, страдающими ранней детской нервностью, выявляется снижение порога чувствительности к различным экзо- и эндогенным воздействиям. В частности, они болезненно реагируют на индифферентные раздражители (свет, звук, тактильные воздействия, мокрые пеленки, изменения положения тела и т.д.). Особенно негативная реакция на инъекции, обычные обследования и манипуляции. Все это быстро фиксируется, а в дальнейшем только вид аналогичной обстановки сопровождается выраженным страхом. К примеру, такие дети, которым делали инъекции, очень беспокойно ведут себя во время осмотров врача и любого медицинского персонала (страх белых халатов). Постоянно возникает повышенный инстинкт самосохранения. Он выражается в страхе новизны. В ответ на небольшое изменение внешней обстановки резко усиливаются капризность и плаксивость. Такие дети очень привязаны к дому, к матери, постоянно ходят за нею следом, боятся даже кратковременно оставаться одни в комнате, отрицательно реагируют на приход посторонних лиц, не вступают с ними в контакт, ведут себя робко и застенчиво.

Установлены также некоторые клинические отличия в зависимости от формы ранней детской нервности. Так, при синдроме истинной невропатии вегетативные и психопатологические расстройства обычно начинают проявляться не сразу после рождения, а на 3-4-м месяце жизни. Это обусловлено тем, что нарушение вегетативной регуляции начинает проявляться лишь при более активном взаимодействии с окружающей средой - проявление эмоциональных реакций социального характера. В таких случаях на первое место выступают нарушения сна, хотя довольно четко представлены и нарушения пищеварительного тракта, а также разнообразные отклонения в эмоционально-волевой сфере. Общее психомоторное развитие таких детей, как правило, нормальное, и может даже идти с некоторым опережением средних возрастных норм; ребенок может довольно рано удерживать головку, сидеть, ходить нередко начинает в возрасте до года.

Синдром органической невропатии, как правило, проявляет себя уже с первых дней жизни. Еще в роддоме у такого ребенка возникает повышенная нервнорефлекторная возбудимость и выявляются признаки легкого органического поражения нервной системы. Они характеризуются изменчивостью мышечного тонуса, который периодически может быть то несколько повышенным, то сниженным (мышечная дистония). Как правило, повышена спонтанная мышечная активность.

У таких детей личностный компонент невропатического синдрома менее выражен, чем при синдроме истинной (конституционной) невропатии, а на первое место выступают церебрастеничес-кие расстройства. Эмоциональные и личностные нарушения у больных этой группы малодифференцированны, определяется инертность психических процессов.

При синдроме органической невропатии может наблюдаться небольшая задержка темпов психомоторного развития, они в большинстве случаев на 2-3 месяца позже своих сверстников начинают самостоятельно стоять, ходить, может отмечаться общее недоразвитие речи, обычно легкой степени выраженности.

Синдром невропатии смешанного генеза занимает среднее по-, ложение между двумя приведенными выше формами. Он характеризуется наличием как конституционных, так и слабовыраженных органических неврологических расстройств. При этом на первом году жизни клинические проявления данной патологии больше зависят от энцефалопатических расстройств, в то время как в последующие годы она приближается к проявлениям синдрома истинной невропатии. Общее психомоторное развитие таких детей в большинстве случаев нормальное, хотя может быть несколько замедленным, но крайне редко ускоренным.

Диагностика. Диагноз ранней детской нервности и различных ее клинических вариантов не представляет особых затруднений. Он основывается на раннем возникновении (первые дни или месяцы жизни) характерных симптомов, появление которых в большинстве случаев не связано с соматическими и неврологическими заболеваниями в послеродовом периоде. В случае возникновения вегетативной дисфункции, эмоциональных и поведенческих расстройств после перенесенных экзогенных заболеваний имеется четкая причинно-следственная связь между этими состояниями. Кроме того, в таких случаях часто встречается различной степени выраженности задержка психомоторного развития, которая не характерна для синдрома истинной невропатии.

Различные вегетативные и поведенческие расстройства могут встречаться у детей, даже первых месяцев жизни, после психо-травмирующих воздействий (обычно при внезапном изменении внешней обстановки). Здесь также существенную роль играет анализ причинно-следственных отношений.

Течение и прогноз. С увеличением возраста ребенка клинические проявления невропатии видоизменяются, что в определенной степени зависит от формы данной патологии. Лишь в единичных случаях к дошкольному периоду жизни исчезают все психоневрологические расстройства и ребенок становится практически здоровым. У него нередко выявляются различные вегетативно-сосудистые расстройства и эмоционально-поведенческие изменения, нарушения со стороны двигательной сферы и постепенно формируются конкретные формы неврозов (в том числе патологические привычки детского возраста) или неврозоподобные состояния. При длительной сохранности клинических проявлений невропатии создается фон для формирования психопатий.

У детей с синдромом истинной невропатии вегетативные нарушения в большинстве случаев регрессируют, а на первый план выступают психические отклонения в виде повышенной аффективной возбудимости в сочетании с истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, пугливостью, склонностью к недифференцированным страхам. На этом фоне под влиянием острых или хронических психотравмирующих конфликтных ситуаций часто возникали системные или общие неврозы в виде тиков, заикания, энуреза, энкопреза и др.

У больных органической невропатией в возрасте 4-б лет преимущественно наблюдаются вегетативно-сосудистые расстройства, синдром двигательной расторможенности (гиперактивности) и неврозоподобные состояния моносимптомного характера. По нашим данным, весьма характерна трансформация вегетативно-сосудистых нарушений в более очерченный синдром вегетативной дисто-нии. Так, на третьем году жизни часто возникают вегетативные пароксизмы во время сна (ночные страхи и ночные кошмары) или в бодрствующем состоянии (например, обмороки). К концу дошкольного возраста такие дети часто жаловались на болевые ощущения в области сердца, живота, периодически у них наступали нарушения дыхания. Постепенно к среднему школьному возрасту развивается вегетативная дистония с наличием постоянных (чаще) или пароксизмальных нарушений.

В более ранние сроки возникает синдром двигательной расторможенности (гиперактивности), который становится заметным уже на втором году жизни. Он проявляется необузданностью поведения, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, частой переключаемостью на другие виды деятельности, отсутствием целенаправленности, инертностью и быстрой истощаемостью психических процессов.

Моносимптомные расстройства на фоне органической невропатии по внешним проявлениям аналогичны таковым при истинной невропатии (энурез, энкопрез,тики, заикание), но механизм их возникновения различный. При этом главную роль играют не психо-травмирующие факторы, а соматические заболевания. Истинные неврозы у этих детей возникают относительно редко.

При синдроме невропатии смешанного характера часто появляются аффективные респираторные припадки, различные виды реакций протеста. Такие дети повышенно возбудимы, эгоцентричны, они проявляют патологическую упрямость и капризность при достижении своих желаний. Отмечено также, что у них отсутствует соответствие между слабо представленными органическими неврологическими расстройствами и четко выраженными невропатическими нарушениями.

Лечение. При лечение ранней детской нервности независимо от ее клинических форм первостепенное значение имеет организация правильного режима и воспитания ребенка. Это прежде всего касается кормления и сна, которые должны осуществляться в одно и то же время. Однако ребенок из-за выраженного беспокойства и вегетативных нарушений часто выходит из определенного режима. Поэтому следует по возможности выявить различные моменты, которые вызывают беспокойство и плач, и попытаться их устранить. Если же у ребенка после кормления возникают частые сры-гивания, рвота и постепенно развивается отвращение к еде, то не следует кормить его насильно. Это только усугубит нежелательные проявления. В таких случаях следует кормить реже, чтобы возникло чувство голода. Необходимо также избегать перевозбуждения детей, особенно перед сном. Отношение к ребенку должно быть спокойным, требовательным - соответственно возрасту. Излишние раздражители, в том числе изобилие игрушек, стремление дать ему максимум положительных эмоций только усугубляют невропатические нарушения. Когда же с возрастом возникают страхи, постоянная привязанность только к одному члену семьи (чаще к матери), не следует пугать его, насильно от себя отталкивать, а лучше воспитывать мужество, стойкость, постепенно приучать к самостоятельности и преодолению трудностей.

Медикаментозное лечение назначается при необходимости врачом, включает общеукрепляющие средства и седативные препараты, в том числе и ноофен. Следует широко использовать водные процедуры (ванны, плавание, души, обтирания), занятия вместе со взрослым гигиенической гимнастикой.

Описание презентации Невропатология и психопатология детского возраста Невропатология по слайдам

Невропатология — область клинической медицины, изучающая заболевания нервной системы (головного и спинного мозга, периферической и вегетативной нервной системы). Психопатология — общее учение о психических болезнях

Главная и специфическаяфункция ЦНС — осуществление простых и сложных высокодифференцированных отражательных реакций, получивших название рефлексов. Низшие и средние отделы ЦНС — спинной мозг, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок — регулируют деятельность отдельных органов и систем, осуществляют связь и взаимодействие между ними, обеспечивают единство организма и целостность его деятельности. Высший отдел ЦНС — кора больших полушарий головного мозга и ближайшие подкорковые образования — регулирует связь и взаимоотношения организма как единого целого с окружающей средой. ФУНКЦИИ ЦНС

I. Закладка ЦНС (внутриутробное развитие) 1. Стадия нервной трубки. 2. Стадия мозговых пузырей. 3. Стадия формирования отделов мозга. РАЗВИТИЕ ЦНС ЧЕЛОВЕКА

II. Онтогенез ЦНС После рождения происходит: рост тел нейронов, дальнейшее формирование ядер головного мозга, дифференциация клеток и миелинизация аксонов РАЗВИТИЕ ЦНС ЧЕЛОВЕКА

2 года — заканчивается формирование пирамидных клеток коры. 4 -7 лет — клетки большинства областей коры становятся близкими по строению клеткам коры взрослого человека. 10 -12 лет — полностью заканчивается развитие клеточных структур коры полушарий большого мозга. РАЗВИТИЕ ЦНС ЧЕЛОВЕКА II. Онтогенез ЦНС

Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я» ; Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам; Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; Способность самоуправления своим поведения в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это; Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Критерии психического здоровья (по ВОЗ)

Симптом – терминологическое обозначение патологического признака. Позитивные симптомы — признаки патологической продукции (вновь возникающие болезненные признаки: бред, галлюцинации, тоска, страх и т. д.). Негативные симптомы — признаки обратимого или стойкого ущерба, изъяна, выпадения того или иного психического процесса (амнезия, абулия, апатия и т. д.). Синдром – закономерное сочетание симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом. Психическая болезнь — сужение, исчезновение или извращение критериев психического здоровья

1. Инфекции. 2. Травмы. 3. Опухоли. 4. Сосудистые нарушения. 5. Наследственность. 6. Дегенеративные причины. 7. Нарушения питания. 8. Заболевания сердца, легких, почек, печени, поджелудочной железы, эндокринных органов. 9. Интоксикации различными химическими веществами. ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЦНС

1. Двигательные расстройства. 2. Расстройства тактильной чувствительности. 3. Боль. 4. Изменение функции других типов чувствительности. 5. Эпилептические припадки. Симптомы заболеваний ЦНС

1. Сосудистые. 2. Инфекционные. 3. Хронически прогрессирующие. 4. Наследственные. 5. Травматические патологии. Виды заболеваний ЦНС

1. Нарушения мозгового кровообращения острого характера (инсульты). 2. Хронически текущая сосудисто-мозговая недостаточность, становящаяся причиной изменений со стороны мозга. Симптомы: . головные боли; . тошнота и рвота; . снижение чувствительности; . нарушения двигательной активности. СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

1. Энцефалиты 2. Менингиты 3. Арахноидит 4. Полиомиелит 5. Опоясывающий лишай 6. Цитомегаловирус 7. Вирус Коксаки 8. Мононуклеоз 9. Токсоплазмоз 10. Бешенство 11. Сифилис и проч. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

Симптомы: повышенная температура; нарушения сознания; сильная головная боль; тошнота и рвота. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

1. Рассеянный склероз 2. Миастения и др. Симптомы: . начальная стадия; . системность поражения; . нарастание признаков. ХРОНИЧЕСКИ ПРОГРЕССИРУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

2. Различные формы эпилепсии. 3. Нервно-мышечные болезни. 4. Моногенные опухоли центральной нервной системы. 5. Болезни, характеризующиеся нарушением развития нейронов и их миграции. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

1. Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция). 2. Невропатия. 3. Органические нарушения нервной системы. 4. Психопатии (патологические характеры) и патологическое развитие. 5. Психическое недоразвитие, умственная отсталость. 6. Психические заболевания. Нервно-психические нарушения у детей

Симптомы: повышенная утомляемость; отвлекаемость внимания; плохая переносимость шума, яркого света, духоты; укачивание в транспорте с тяжелой рвотой и головокружением; частые головные боли; перевозбуждене ребенка к концу дня, если темперамент холеричный; заторможенность, если темперамент флегматически. Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция)

— повышенная нервная чувствительность Симптомы: эмоциональная неустойчивость; вегето-сосудистая дистония; нарушения сна; нарушения обмена веществ; соматическая ослабленность организма; психомоторные нарушения; минимальная мозговая ослабленность (ММО). О невропатии как общей нервной ослабленности можно говорить при наличии трех из перечисленных признаков. НЕВРОПАТИЯ

проявление остаточной (резидуальной) мозговой недостаточности (ОМН) Симптомы: психопатоподобное поведение; выраженная потребность к психомоторной разрядке; отсутствие чувства вины и самодисциплины; рано возникают различные нарушения поведения и патологические формы сексуальных влечений; быстрая утомляемостью и истощение активности, заторможенность чувств и влечений (церебрастенический синдром). ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ НС

Симптомы: расторможенность или повышенная тормозимость вместе с неуживчивостью; недружелюбие; устойчивость отклонений в поведении, трудность их психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Психопатии (патологические характеры) и патологическое развитие

— врожденная или приобретенная в первые три года жизни недостаточность интеллекта – олигофрения (врожденное слабоумие); – приобретенное слабоумие – деменция; — пограничная интеллектуальная недостаточность — состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие пограничное положение между нормой и олигофренией (в т. ч. ЗПР). ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ, УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Характеризуется неспособностью к творческому мышлению, правильным суждениям и умозаключениям. Умственная отсталость(mental retardation)–

состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностейв МКБ-10 умственная отсталость

Эндогенно-наследственные факторы (рецессивно наследуемым: фенилкетонурия, галактоземия, гаргоилизм, синдром Корнелии де Ланге и др. ; доминантно наследуемые; полигенно обусловленные; хромосомной патологии); экзогенные (органические и социально-средовые) воздействия. Причины умственной отсталости

в) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы олигофрений; Клинические формы уо I. Олигофрения эндогенной природы

г) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения). Клинические формы уо I. Олигофрения эндогенной природы

а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия); б) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия); в) олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом; г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса; д) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами); е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных. Клинические формы уо II. Эмбрио- и фетопатии

III. Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве: а) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией; б) олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве); в) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами. Клинические формы умственной отсталости

Атипичные формы олигофрении (связанные с гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга, эндокринными нарушениями и др.). Клинические формы умственной отсталости

1) снижение памяти, особенно при усвоении новой информации, как вербальной, так и невербальной; 2) снижение других функций переработки информации, включая абстрактное мышление; 3) снижение контроля над эмоциями, побуждениями или социальным поведением, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих признаков: а) эмоциональная лабильность, б) раздражительность, в) апатия, г) огрубление социального поведения. Деменция. Признаки.

Органические заболевания мозга (в результате повреждения, сосудистых заболеваний и т. д.), психическое заболевание, которое приводит к деменции как конечное состояние текущего заболевания (например, при шизофрении, эпилепсии). Виды деменции

Следствие церебральных поражений, перенесенных в школьном возрасте, характеризуется явным контрастом между наличием знаний, навыков, отражающих уровень развития, достигнутым ребенком до заболевания, и его познавательными возможностями, обнаруживаемыми во время обследования. следствие мозгового заболевания в дошкольном или еще более раннем возрасте, характеризуется резко выраженным психомоторным возбуждением, повышением элементарных влечений, слабость инстинкта самосохранения, крайняя нечистоплотность и неряшливость. Формы органической деменции

1. дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка; 2. энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза; 3. интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации; 4. интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства («социо-культуральная умственная отсталость» по терминологии, принятой Американской ассоциацией по проблеме умственной неполноценности). Пограничные формы интеллектуальных нарушений

нарушения познавательной деятельности, рамки которой, во многом, определяются социальными критериями, а именно: уровнем требований, предъявляемых обществом к обучаемости и поведению ребенка, его умственному и личностному развитию. Задержка психического развития (ЗПР)

1. ЗПР конституционного генеза; 2. ЗПР соматогенного генеза; 3. ЗПР психогенного генеза; 4. ЗПР церебрально-органического генеза. Классификация задержки психического развития

Неврологический осмотр пациента: сознание, интеллект, ориентация в пространстве и времени, чувствительность, рефлексы и проч. ; анализ клинических показателей; компьютерная томография головного мозга; магнитно-резонансная томография (МРТ); ангиография и ультразвуковое исследование; люмбальная пункция; рентгенография или электроэнцефалография. Диагностика заболеваний НС

УО ЗПР ОНР стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга. незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. нарушение формирования всех компонентов речевой системы, при нормальном слухе и интеллекте. Дифференциальная диагностика

УО ЗПР ОНР — восприятие искажено или не сформировано; — нарушена избирательность; — нарушена обобщённость; — характерны трудности восприятия пространства и времени, — страдает целостность восприятия; — общая пассивность восприятия; — отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта; — нарушена ориентировка в пространстве. — отсутствует целенаправленнос ть, планомерность в обследовании объекта; — нарушена ориентировка в пространстве. Ощущение, восприятие

УО ЗПР ОНР — характерна не сформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; — характерна некритичность. — не равномерно развиваются виды мышления; — нарушены динамические стороны мыслительных процессов. — характерна ригидность мышления; — отстаёт в развитии наглядно-образная сфера мышления. Мышление

УО ЗПР ОНР — характерно недоразвитие познавательных интересов (меньше испытывают потребности в познании); — опыт крайне беден; — отсутствует учебный мотив. — характерна низкая познавательная активность; — избегают интеллектуального напряжения вплоть до отказа от заданий. — в обычные сроки развивается интерес к игровой и предметной деятельности. Познавательная деятельность

УО ЗПР ОНР — низкая устойчивость; — трудности распределения; — замедленная переключаемость; — отсутствие концентрации на задании. — неустойчивость; — сниженная концентрация; — снижение объёма, избирательности; — повышенная отвлекаемость. — недостаточная устойчивость внимания; — ограниченные возможности его распределения. Внимание

УО ЗПР ОНР — лучшее запоминание внешних признаков; — с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи; — свойственна эпизодическая забывчивость. — снижен объём запоминания; — лучшее запоминание чего – то яркого, интересного; наглядного материала, чем вербального. — сохранна смысловая, логическая память; — снижена вербальная память, продуктивность запоминания. Память

УО ЗПР ОНР — слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость; — отсутствие контроля над настроением. — эмоциональное развитие задержано; — испытывают трудности в адаптации. — быстрая утомляемость, отвлечения на посторонние раздражители. Эмоционально-волевая сфера

УО ЗПР ОНР — завышенная самооценка; — не являются инициаторами общения. — взаимодействуют с детьми младшего возраста, являются инициаторами общения; — занижена самооценка. — навязчивое чувство страха, впечатлительность; — склонны к негативизму, агрессивности либо рациональности, обидчивости. Особенности поведения

УО ЗПР ОНР — отсутствует период словотворчества; — бедный пассивный и активный словарь; — шаблоны, штампы, персеверации; — не понимают логико-временные конструкции; — не критичны к своему дефекту; — грубые нарушения в письменной речи. — звукопроизношение нарушено незначительно, либо речь в норме; — в речи присутствуют негрубые аграмматизмы; — период словотворчества затянут во времени. — затянут период словотворчества; — раннее появление понимания обращённой речи; — критичны к своему речевому дефекту; — перенос ошибок в устной речи на письмо. Развитие речи

Синдром невропатии или врожденной детской нервности наиболее распространен в возрасте от 0 до 3 лет, разгар клинических проявлений приходится на возраст 2 года, затем постепенно симптомы угасают, но в трансформированном виде может наблюдаться в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В грудном возрасте основными проявлениями невропатии выступают соматовегетативные расстройства и нарушение сна. К первым относятся нарушение функции органов пищеварения: срыгивания, рвота, запоры, поносы, снижение аппетита, гипотрофия. Вегетативные расстройства - бледность кожных покровов, неустойчивость, лабильность пульса оживленные вазомоторные реакции, повышение температуры тела, не связанное с соматическим заболеванием. Нарушение сна - недостаточная глубина и извращенная формула. Для таких детей характерна повышенная чувствительность к любым раздражителям - двигательное беспокойство, плаксивость в ответ на обычные раздражители (смена белья, изменение положения тела и т.п.). Имеет место патология инстинктов, прежде всего, повышен инстинкт самосохранения; с этим связана плохая переносимость всего нового. Соматовегетативные расстройства усиливаются при перемене обстановки, изменении режима дня, ухода и пр. Выражена боязнь незнакомых людей и новых игрушек. В дошкольном возрасте соматовегетативные расстройства уходят на второй план, однако длительно сохраняются плохой аппетит, избирательность в еде, жевательная лень. Часто отмечают запоры, поверхностный сон с устрашающими сновидениями. На первом плане - повышенная аффективная возбудимость, впечатлительность, склонность к страхам. На этом фоне под воздействием неблагоприятных факторов легко возникают невротические расстройства. К школьному возрасту проявления синдрома полностью исчезают. В редких случаях он трансформируется в невротические нарушения либо формируются патологические черты характера астенического типа. Нередко симптом невропатии или его компоненты предшествуют развитию шизофрении.



Для детей с невропатией характерна плохая приспособляемость к изменяющимся метеорологическим условиям. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров у них усиливаются описанные выше сомато-вегетативные нарушения, могут появляться головные боли.

У некоторых детей отмечается повышенная склонность к аффективным респираторным приступам , которые развиваются под влиянием различных психогенных факторов - раздражения, страха, радости, возбуждения. Нередко приступы возникают после плача или крика. Ребенок задерживает дыхание на вдохе, синеет. Иногда после длительной задержки дыхания появляются генерализованные судороги.

У детей с невропатией могут быть приступы, напоминающие бронхиальную астму. Они развиваются после перенесенного коклюша, а иногда и после обычных бронхитов, фарингитов, ларингитов и продолжаются в течение многих месяцев. После ложного крупа у ребенка также может длительное время оставаться сильный лающий кашель.

Характерна реакция ребенка с невропатией на инфекцию. Она проявляется резко выраженными явлениями возбуждения в виде беспокойства, крика, иногда судорогами и бредом. В некоторых случаях, напротив, отмечаются вялость, апатичность, сонливость, заторможенность. Все соматовегетативные расстройства в период любого инфекционного заболевания резко усиливаются, часто возникают явления токсикоза с нарушением сердечной Деятельности и коллапсом.
Отмечена повышенная склонность детей с невропатией к проявлениям позднего рахита.

Важным признаком детской нервности в грудном и ясельном возрасте является нарушение сна в виде затруднения при засыпании, беспокойного сна, иногда очень раннего пробуждения. Ребенок долго не может уснуть, становится капризным, двигательно беспокойным. Расстройства сна иногда перерастают в бессонницу: ребенок не спит всю ночь, беспрерывно кричит. Если вначале крик вызван каким-либо неприятным раздражением, то уже позднее ребенок кричит без всякой причины (фиксированный крик). У некоторых детей как бы вырабатывается отрицательный условный рефлекс на ночной сон. Вначале бессонница возникает как реакция на неудобное положение в кроватке, шум или тишину, свет или темноту, чувство голода, боли в животе, перегрев или охлаждение тела и т. д. Один разпрерванный сои фиксируется в психике ребенка длительное время.

Иногда затрудненное засыпание зависит от эмоционального перевозбуждения ребенка перед сном. Это бывает в тех случаях, когда взрослые оказывают ему чрезмерное внимание вечером, ласкают, обнимают, целуют. В результате ребенок не только перевозбуждается, но и, стремясь получить больше внимания и продлить удовольствие от общения с близкими, долго не засыпает. Ребенок с невропатией особенно чувствителен к ласке, но ласку и внимание ему надо оказывать не в часы засыпания, а в течение дня и бодрствования.

В силу пониженного порога возбуждения нервной системы дети с невропатией спят беспокойно, вздрагивают и просыпаются от малейшего шума, в более старшем возрасте (со 2-го полугодия жизни) иногда кричат во сне. Нарушения сна обычно усиливаются после любого заболевания, во время которого ребенку оказывается усиленное внимание в ночное время. Дети с невропатией в момент засыпания и сна нередко ритмично покачиваются, сосут пальцы, грызут ногти, чешутся, у некоторых из них наблюдается постоянное качание головой в сторону. Во сне могут быть вздрагивания под влиянием различных резких раздражителей, особенно звуковых.

На 2-м году жизни у детей с невропатией отмечаются устрашающие сновидения, ночные эпизоды в форме приступов испуга и снохождений. При ночном испуге у ребенка возникает своеобразное состояние, переходное между сном и бодрствованием. Ребенок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, иногда пытается куда-то бежать. Широко раскрытые глаза выражают состояние страха, по выражению лица и по отдельным высказываниям ребенка можно подумать о том, что он видит кошмар. Нередко они не признают родственников, плохо ориентируется в окружающей обстановке. На следующий день ребенок обычно не помнит о ночном эпизоде или у него сохраняются только отдельные отрывочные воспоминания. Ночной испуг возникает под влиянием ничтожных психогенных факторов, которые приобретают более выраженное патогенное значение в тех случаях, если они действуют перед засыпанием или в ночное время. Раз возникнув, ночные страхи по типу упрочившейся условной связи сохраняются обычно в течение длительного времени.

Для многих детей характерен фобический синдром (синдром страха). Страхи обычно возникают под влиянием различных экзогенных факторов - физических или психических. Так, у детей, переживших какую-либо болезненную манипуляцию, надолго остается страх перед всем, что с ней связано. После инъекций лекарственных веществ ребенок может длительно бояться белых халатов. Ребенок с невропатией, обучающийся ходить, после падения долго испытывает страх перед процессом ходьбы и длительное время не возобновляет ее снова.
Наряду со страхами для детей с невропатией характерна повышенная склонность к онанизму.

Моторное и речевое развитие у детей с невропатией нормальное, иногда даже ускоренное по сравнению со здоровыми сверстниками. Они рано начинают поднимать голову, сидеть, ходить, говорить. У некоторых детей обращают на себя внимание грациозность движений, недетски серьезное выражение лица. Часто отмечаются акроцианоз, похолодание конечностей, повышенная потливость, склонность к аллергическому насморку и проявлениям кожного диатеза.

В неврологическом статусе этих детей наблюдаются лабильность и чрезмерная живость сухожильных и кожных рефлексов наряду с ослаблением или исчезновением глоточного и корнеального рефлексов. Характерна также лабильность мышечного тонуса. Перед началом обследования из-за повышенной возбудимости ребенка мышечный тонус повышается и может создаться ложное впечатление о спастичности мышц. Кроме того, дети с невропатией иногда имеют склонность ходить на пальчиках, особенно в период общего возбуждения. Однако в отличие от детей с церебральными параличами все эти нарушения тонуса и моторики преходящи и зависят от общего возбужденного состояния ребенка.

При невропатии может быть понижен порог болевой и тактильной чувствительности. При обследовании зрачковых реакций нередко выявляют расширение зрачков (мидриаз), неравномерность их реакции на свет, беспокойство зрачков (прыгающий мидриаз).

При исследовании вегетативной нервной системы обнаруживается вегетативная дистония: значительные колебания пульса при изменении положения тела, неустойчивость артериального давления, дыхательная аритмия, резкий дермографизм (чаще красный, иногда белый). Интеллектуальное развитие при невропатии обычно нормальное.

Психические особенности проявляются раздражительной слабостью, легкой возбудимостью и быстрой истощаемостью в сочетании с повышенной впечатлительностью. Дети отличаются любознательностью, с интересом и желанием принимаются за различную деятельность, но в силу повышенной психической истощаемости не доводят начатое дело до конца.