Ильин е п годы жизни. Е

" Ильин Е. П. - СПб.: Питер, 2011. - 701 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

В книге приведены основные сведения но психологии индивидуальных различии. которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.

Особое внимание уделено: различным подходам к обобщенным индивидуальным характеристикам человека - типам темперамента и личности: особенностям проявления свойств нервной системы; индивидуальным различиям в поведении; эффективности деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей; связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям.

В приложение включены методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем. кто захочет более глубоко изучить представленные в книге вопросы.

Издание адресовано практическим психологам, медикам, преподавателям психологии в вузах. Оно заинтересует физиологов, а также педагогов, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, необходимость индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.

Предисловие........................................................10

Глава 1. Краткий экскурс в историю изучения различий между людьми ... 13

1.1. Начало развития представлений об индивидуально-типических различиях............13

1.2. Зарождение дифференциальной психологин как науки...............14

1.3. Дифференциальная психофизиология как часть дифференциальной психологии................16

Часть первая. Типы темперамента и личности

Глава 2. Учение о темпераменте .................................20

2.1. Возникновение учения о темпераменте. Гуморальные теории типов темперамента...................20

2.2. Описание типов темперамента И. Кантом..........................24

2.3. Новый подход В. Вундта к темпераменту...........................25

2.4. Конституциональный подход к темпераменту.......................26

2.5. Генетическая теория типов темперамента К. Конрада.................34

2.6. Представления И. П. Павлова и его учеников о типах темперамента.....38

2.7. Психологические (факторные) теории темперамента.................46

2.8. Типология К. Юнга.............................................51

2.9. Тины темперамента (акцентуации характера) но К. Леон гарду.........53

Глава 3. Новые подходы к изучению типологических различий между людьми ...............55

3.1. Представления о темпераменте Г. Айзеика..........................55

3.2. Подход к изучению темперамента в пермской психофизиологической школе В. С. Мерлина..........57

3.3. Взгляд на проблему темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова................59

3.4. Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу......................63

3.5. Подходы западных психологов к изучению типов темперамента........64

3.6. Изменяются ли темпераментные особенности с возрастом?............69

3.7. Соотношение темперамента и характера............................70

3.8. Тины личности................................................75

Часть вторая. Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий

Глава 4. Общие представления о свойствах нервной системы н типологических особенностях их проявления ...................89

4.1. Соотношение понятий «свойство нервной системы» и «типологические особенности проявления свойства нервной системы» .................89

4.2. Характеристики типологических особенностей проявления свойств нервной системы..............92

4.3. Структура и классификация свойств нервной системы................95

4.4. Парциальные и общие свойства нервной системы....................99

Глава 17. Стили руководства и общения ..........................325

17.1. Понятие о стиле руководства...................................325

17.2. Классификации стилей руководства.............................326

17.3. Стиль руководства и личностные особенности....................333

17.4. Эффективность различных стилей руководства...................336

17.5. Отношение подчиненных к различным стилям руководства.........339

17.6. Стили общения как отражение стиля руководства..................340

17.7. Стили самопрезентации.......................................344

17.8. Стили родительского воспитания...............................346

17.9. Стили привязанности детей к матери............................349

Раздел третий. Успешность профессиональной деятельности и свойства нервной системы и темперамента

Глава 18. Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности ...........352

18.1. Эффективность монотонной деятельности в связи с типологическими особенностями.........352

18.2. Эффективность деятельности в экстремальных ситуациях и типологические особенности..............357

18.3. Операциональная напряженность и типологические особенности.....361

18.4. Эффективность деятельности, требующей концентрации и устойчивости внимания, в связи с типологическими особенностями.. . 362

18.5. Успешность деятельности руководителей и типологические и личностные особенности.........363

18.6. Артистическая деятельность и типологические особенности.........364

18.7. Эффективность интеллектуальной профессиональной деятельности и типологические особенности............365

18.8. Эффективность групповой деятельности и типологические особенности...................368

18.9. Стимулирование деятельности лиц с различными типологическими особенностями...............369

Глава 19. Дифференциально-психофизиологические аспекты становления профессионала ...............370

19.1. Роль типологических особенностей в становлении профессионала.... 370

19.2. Дифференциалыю-психофизиологичсскнс аспекты профессиональной ориентации и отбора.............371

19.3. Индивидуальные особенности и удовлетворенность работой.........376

19.4. Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального обучения и тренировки.........376

19.5. Профессиональная адаптация лиц с различными типологическими особенностями...............379

Глава 20. Успешность учебной деятельности и типологические особенности ..........382

20.1. Типологические особенности и учебная успеваемость..............382

20.2. Типологические особенности и успешность выполнения различных умственных действий.........387

20.3. Приемы и методы обучения и воспитания и типологические особенности.........390

Глава 21. Методология изучения связи эффективности деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента..........394

21.1. Отказ разделять типологические особенности проявления свойств нервной системы на «хорошие» и «плохие».........................394

21.2.1 Необходимость выявления типологических комплексов............397

21.3. Адекватность понимания связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением......................399

21.4. Учет типов статистических связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением......................401

21.5. Учет этапа овладения профессиональным мастерством.............404

21.6. Использование системного подхода при изучении связи типологических особенностей с эффективностью деятельности........405

21.7. Принципы прогнозирования эффективности деятельности по типологическим особенностям...................................407

Часть пятая. Здоровье и индивидуальные особенности

Глава 22. Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов .......................412

22.1. Коиинг-стратегии............................................412

22.2. Виды механизмов психологической защиты и индивидуальные особенности их использования.........416

22.3. Типология личностей но Келлерману-Плутчику согласно использованию защитного механизма.............................425

22.4. Типы реагирования на фрустрацию.............................428

Глава 23. Индивидуальные особенности и патология .................432

23.1. Типы личности, предрасположенные к определенным болезням......433

23.2. Личностные особенности и здоровье.............................438

23.3. Типы отношения людей к своей болезни.........................439

Приложение I. Словарь основных психологических и физиологических понятий........... 442

Приложение II. Методики изучения индивидуальных особенностей.....449

1. Методики выявления типов и свойств темперамента................449

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) (В. М. Русалов)..........449

Методика «Определение преобладающего типа темперамента»...........

461 Методика «Шкала оценок для измерения реактивности ученика» (Я. Стреляу).............463

Опросник «Исследование психологической структуры темперамента» (Б. Н. Смирнов)...............464

Методика «Свойства и формула темперамента» .......................466

Опросник Гекса для определения характерологических особенностей личности........................470

Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс) .........................471

Методика Д. Кейрси..............................................475

Ответный бланк к опроснику Д. Кейрси..............................481

Тест-опросник для диагностики свойств и типа темперамента (EPQ. форма А) (Г. Айзенк)................482

Опросник Г. Айзенка (подростковый)................................484

Методика определения уровня личностной тревожности (Ч. Сиилбергер) . .

Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк)......................487

Опросник для выявления выраженности макиавеллизма................488

Опросник для оценки уровня инфантильности (психопатии) личности.... 489

Опросник В. Горбачевского для выявления уровня притязаний...........489

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы 492

Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович).....492

Методика «Определениеэмоциональной возбудимости» (П. В.Симонов) . . 495

Методика «Эмоциональная возбудимость - уравновешенность» (Б. Н. Смирнов)...............................................495

Методика «Определение эмоциональности» (В. В. Суворова)............496

Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е. II. Ильин) . . 497

Методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов)..............498

Методика «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко).................499

Экспериментальный метод изучения эмнатии.........................501

Методика «Оптимист - пессимист».................................502

Тест «Пессимист или оптимист»....................................504

Шкала оптимизма-активности.....................................506

3. Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы 509

Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер).....509

Методика «Импульсивность» ......................................511

Методика «Мотивация к успеху» (Т. Элсрс) ..........................512

Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс).................513

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан)............515

Методика «Измерение рациональности» .............................516

Методика «Ценностныеориен тации» (М. Рокич)......................518

Вопросник для диагностики игровой аддикции (азартности).............519

4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения.........522

Опросник интерперсонального диагноза (Т, Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек)..................................................522

Методика измерения застенчивости.................................526

Методика «Склонность к экзальтированностп» (В. В. Бойко)............530

Шкала поиска ощущений (Sensation SecKing Scale) М. Цукермана (1978). . . 530

Опросник X. Смишека «Диагностика типов акцентуации черт характера и темперамента по К. Леонгарду».........532

Тест «Эгоцентрические ассоциации» ................................536

Методика «IIIкаласовестлиboctii » ..................................538

Опросник«Ауто- и гетероагрессия» (В. Г1. Ильин) .....................538

Методика «Диагностика склонности к агрессивному поведению» (А. Ассингер).................539

Методика «Конфликтная личность».................................541

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев)..............543

Методика «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).........546

Экспериментально-психологическая методика изучения типа фрустрационных реакций............548

Методика «Шкала робость-стеснительность» ........................553

Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан)................554

5. Методики выявления связей между индивидуальными особенностями и болезнями................556

Диагностика типов отношения к болезни (ТОБОЛ)....................556

Опросник для выявления людей типа А..............................572

6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы.....574

Опросник для самооценки терпеливости (П. П. Ильин, Е. К. Фещенко) .... 574

Методики экспериментального изучения упорства.....................574

Методика «Неразрешимая задача» ..................................575

Методика Н. В. Внтт..............................................575

Опросник для самооценки упорства (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко)..............576

Опросник для самооценки настойчивости (Е. 11. Ильин, Е. К. Фещенко) . . . 577

Методика изучения терпеливости при задержке дыхания (М. И. Ильина, А. И. Высоцкий)...............578

Динамометрический метод изучения терпеливости (М. Н. Ильина).......579

Методика по выявлению уровня смелости (Г. А. Калашникова) ....................580

Экспериментальные методики изучения решительности (И. П. Петяйкин) 581

Методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта.......................581

Шкала «Социальная смелость».....................................582

7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы......584

Методики изучения силы нервной системы...........................584

Методики изучения подвижности нервных процессов..................595

Методики, определяющие функциональную подвижность через лабильность.............602

Методики изучения баланса нервных процессов.......................603

8. Методики выявления стилей перцептивно-интеллектуальной деятельности 613

Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности» ... 613

Методики выявления когнитивных стилей............................617

Опросник Б. Кадырова для выявления соотношения двух сигнальных систем.............620

Методика Е. А. Климова по выявлению соотношения сигнальных систем 627

Методика В. Б. Коссова для диагностики специально человеческих типов высшей нервной деятельности..............................627

9. Методики изучения стилей руководства.........................628

Методика «Самооценкастиля управления»...........................628

Методика «Стиль руководства» (А. Л. Журавлев)......................629

Методика «Склонность к определенному стилю руководства» (Е.П. Ильин)...............635

Методика оценки уровня демократизации управления но стилевым характеристикам.................638

Методика «Стиль управления».................................641

Литература...............................................646

Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов Особое внимание уделено психологическим сведениям. актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.

Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога». «Психология обучения», «Психология воспитания». «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога». В конце книги дано приложение, в котором имеются два раздела методики изучения особенностей деятельности и личности педагогов и методики изучения психологических особенностей воспитанников и учащихся. Издание содержит обширный список литературы, относящейся к данной проблематике.

В данном учебном пособии дано систематизированное изложение методологических основ дифференциальной психологии человека. Приведены результаты многочисленных эмпирических исследований, осуществленных средствами этого раздела психологии. Рассмотрены возможности корректного практического приложения дифференциально-психологических знаний с помощью предлагаемых методик.

Издание предназначено для студентов психологического и педагогического профилей, а также для преподавателей вузов и практических психологов.

Е. П. Ильин

Психология воли

Предисловие ко второму изданию

За время, прошедшее после первого издания этой книги (2000 г.), существенных сдвигов в исследовании проблемы психологии воли не произошло. По-прежнему некоторые физиологи с нескрываемой иронией спрашивают: «А что такое воля?» По-прежнему В. А. Иванников пишет, что «понятие воли не означает какую-то реальность, а является теоретическим конструктом, введенным в науку для объяснения этой реальности» . По-прежнему утверждается, что «неправомерно переходить к обобщениям в плане понимания воли вообще» (Ю. Б. Гиппенрейтер ) и что волевые функции являются частным случаем произвольных функций. Однако при этом не объясняется, что же такое произвольные функции и чем они отличаются от волевых [там же, с. 16].

По-прежнему количество публикаций о воле можно пересчитать по пальцам одной руки, а само понятие «воля» является редким гостем в фундаментальных трудах не только российских, но и западных психологов. Правда, есть и признаки возрождения интереса к этой проблеме. Так, в переиздании книги Х. Хекхаузена «Мотивация и деятельность» (2003) появилась глава «Волевые процессы: реализация интенций». Однако это оказалось нужным автору не для того, чтобы включить мотивацию в структуру волевого (произвольного) поведения, а для того, чтобы отделить мотивацию от волевых процессов. Между тем Б. Раш писал, что воля без мотивов так же невозможна, как зрение без света или слух без звука [цит. по: Ярошевский, 1986, с. 156].

Поэтому в двух моих книгах, «Психология воли» и «Мотивация и мотивы» (как частично и в третьей – «Эмоции и чувства»), рассматривается одна и та же проблема – психология произвольного (волевого) управления поведением и деятельностью человека. Изложение этой проблемы в одной книге нереально из-за чрезмерно большого ее масштаба. Если же пойти по пути сокращения материала, то потеряется много интересной и важной информации, относящейся к волевой, мотивационной и эмоциональной сферам человека, изучение каждой из которых может представлять самостоятельный интерес.

Во второе издание данной книги включены некоторые новые теоретические и экспериментальные данные о воле, а параграф «Безвольное поведение» первого издания расширен за счет обсуждения вопроса о лени и выделен в самостоятельную главу. В приложении приводятся методики выявления лености.

Предисловие к первому изданию

Когда после сражения у Бородино в 1812 г. прославленный кавалерист наполеоновской армии маршал Мюрат укорял своих генералов в недостаточной энергичности кавалерийских атак, один из генералов ответил: «Во всем виноваты лошади – они недостаточно патриотичны. Наши солдаты воюют блестяще, если у них нет даже хлеба, но лошади без сена не трогаются с места» [Роковые решения вермахта, 1999, с. 126–127].

В этом диалоге отразилось главное отличие поведения человека от поведения животных – у человека имеются мотивация и «сила воли».

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом. Этот дуализм в той или иной форме сохранился и до сего времени.

Несмотря на то что за последнюю четверть века защищено несколько докторских диссертаций по этой проблеме, она все еще далека от разрешения. До сих пор взгляды психологов резко расходятся даже по самым узловым вопросам, связанным с данной темой. Одни отрицают наличие воли как самостоятельного психологического явления, ставят под сомнение ценность самого понятия «воля» (Г. Инглиш, А. Инглиш ), другие, отстаивая самостоятельность воли, видят только одну ее сторону – способность преодолевать затруднения и препятствия (А. Ц. Пуни ). И нередко в научных работах произвольная регуляция оказывается оторванной от воли.

Физиологами же проблема воли и произвольного управления попросту игнорируется. Ни в одном из учебных пособий по высшей нервной деятельности, вышедшем за последние десятилетия, эта проблема даже не упоминается, как будто ее нет вообще.

Все это вызывает значительные трудности при изложении проблемы воли как в процессе преподавания психологии, так и при поиске адекватных методов диагностики степени развития «силы воли».

Одной из задач данной монографии является критическое рассмотрение проблемы воли как произвольного, т. е. сознательного и преднамеренного (мотивированного ) управления со стороны человека своим поведением, деятельностью, эмоциями.

Вопрос о сущности воли с самого начала оказался тесно связанным с проблемой мотивации, с объяснением причин и механизмов активности человека. Изучая волю, ученые неизбежно затрагивали вопросы мотивации, а изучая мотивацию – непременно касались и волевой регуляции. И это не случайно, так как оба этих направления в психологии обсуждают одну и ту же проблему – механизмы сознательного целесообразного поведения. Однако это не мешает ученым в одном случае отождествлять волю и мотивацию, а в другом – отрывать их друг от друга. И то и другое приводит в итоге к тому, что мотивация в большинстве случаев исследуется как самостоятельная проблема. Вследствие этого воля и мотивация в качестве побудителей и регуляторов деятельности рассматриваются как самостоятельные психические феномены. Например, В. И. Селиванов заметил, что «несомненной заслугой научной психологии является установление тесной связи воли человека с его системой побуждений» . Моя же позиция состоит в том, что необходимо говорить не просто о связи воли и мотивации, а о включенности мотивации человека в его волю. Еще Н. Ах писал, что из двух сторон проблемы воли – осуществление намерения и детерминация – в научных работах изучалась только вторая сторона. Тем самым он включил мотивацию в волю.

Особенностью моего подхода к изложению вопроса о волевой сфере является то, что я рассматриваю не волю как мотивацию (точнее, волю – не только как мотивацию), но, наоборот, мотивацию – как волевую (произвольную) интеллектуальную активность человека, как существенную часть произвольного управления.

Однако пусть читателя не удивляет, что данная книга не касается вопросов мотивации. Этой обширной и относительно самостоятельной проблеме посвящена другая моя книга (Ильин Е. П . Мотивация и мотивы. СПб., 2000). В то же время по замыслу обе книги составляют единое целое, и в книге «Мотивация и мотивы» лишь подробно рассматривается одна из функций произвольного управления (воли).

Несмотря на то что мотивация составляет с волей единое целое – так как без мотивации нет воли, – функции воли не сводятся только к побуждению активности человека (самодетерминации). Она проявляет себя и в инициации (запуске) действий, и в сознательном контроле за ними, и в преодолении возникающих по ходу деятельности затруднений. В связи с этим в книге рассматриваются вопросы самоинициации действий, самоконтроля и самомобилизации. Здесь подробно анализируются соотношения между произвольным управлением и волевой регуляцией; вскрывается, что стоит за понятием «сила воли»; по-новому раскрывается сущность и структура волевых качеств; дается описание способов развития волевой сферы человека и ее нарушение при различных патологиях. В конце книги приведены научный и бытовой волевой словарь терминов и фраз, а также методы и методики изучения волевой регуляции.

При написании данной книги я опирался не только на литературные источники, малодоступные для широкого круга читателей, но и на обширные экспериментальные данные, полученные моими учениками.

Введение

Поведение человека обусловливается различными физиологическими и психологическими механизмами. Это, с одной стороны, безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные механизмы, определяющие непроизвольную активность человека, и, с другой стороны, произвольное управление, связанное не только с физиологическими, но и с психологическими механизмами (рис. 1).

Рис. 1. Виды механизмов детерминации поведения

Словесные обозначения причин проявления человеком активности в соответствии с вышеприведенной схемой можно разделить на три группы. В первую входят слова, означающие активность, не управляемую личностью, во вторую – слова, означающие произвольную активность, вызванную потребностями и желаниями человека, и в третью – слова, означающие вынужденную активность человека, которую он проявляет против своего желания или при отсутствии такового (табл. 1).

Таблица 1. Классификация слов-понятий, характеризующих физиологические и психологические механизмы активности человека

Тексты книг на сайте не размещены и не доступны для чтения или скачивания.
Приводится только содержание книги и ссылки на онлайн-версии соответствующих тестовых методик.
Онлайн-версии тестов не обязательно сделаны по тексту именно этой книги и могут отличаться от печатного варианта.

Е. П. Ильин
.
СПб.: Питер, 2004, ISBN 978-5-4237-0032-4

В книге приведены основные сведения по психологии индивидуальных различий, которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.

Особое внимание уделено: различным подходам к обобщенным индивидуальным характеристикам человека – типам темперамента и личности; особенностям проявления свойств нервной системы; индивидуальным различиям в поведении; эффективности деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей; связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям.

В приложение включены методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в книге вопросы.

Издание адресовано практическим психологам, медикам, преподавателям психологии в вузах. Оно заинтересует физиологов, а также педагогов, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, необходимость индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.

Психология индивидуальных различий

Предисловие

Глава 1. Краткий экскурс в историю изучения различий между людьми

Часть первая. Типы темперамента и личности

Глава 2. Учение о темпераменте

Глава 3. Новые подходы к изучению типологических различий между людьми

Часть вторая. Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий

Глава 4. Общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления

Глава 5. Характеристика отдельных свойств нервной системы

Глава 6. Методические вопросы изучения свойств нервной системы

Часть третья. Индивидуальные различия в поведении

Глава 7. Различия в проявлении свойств темперамента

Глава 8. Различия в эмоциональных проявлениях

Глава 9. Мотивационные различия

Глава 10. Различия в проявлении «силы воли»

Глава 11. Индивидуальность человека

Часть четвертая. Индивидуальные особенности и деятельность

Глава 12. Два подхода к рассмотрению способностей

Глава 13. Способности и одаренность

Глава 14. Общие представления о стиле деятельности

Глава 15. Стили профессиональной и учебной деятельности

Глава 16. Информационные (познавательные) стили и типы личности

Глава 17. Стили руководства и общения

Глава 18. Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности

Глава 19. Дифференциально-психофизиологические аспекты становления профессионала

Глава 20. Успешность учебной деятельности и типологические особенности

Глава 21. Методология изучения связи эффективности деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента

Часть пятая. Здоровье и индивидуальные особенности

Глава 22. Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов

Глава 23. Индивидуальные особенности и патология

Приложение I. Словарь основных психологических и физиологических понятий

Приложение II. Методики изучения индивидуальных особенностей

1. Методики выявления типов и свойств темперамента

Методика «Определение преобладающего типа темперамента»

Методика «Шкала оценок для измерения реактивности ученика» (Я. Стреляу)

Методика «Свойства и формула темперамента»

Опросник Гекса для определения характерологических особенностей личности

Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс)

Опросник для оценки уровня инфантильности (психопатии) личности

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы

Четырехмодальностный эмоциональный опросник

Методика «Оптимист – пессимист»

Тест «Пессимист или оптимист»

Шкала оптимизма – активности

3. Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы

Методика «Импульсивность»

Методика «Измерение рациональности»

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)

Вопросник для диагностики игровой аддикции (азартности)

4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения

Методика измерения застенчивости

Методика «Склонность к экзальтированности» (В. В. Бойко)

Тест «Эгоцентрические ассоциации»

Методика «Шкала совестливости»

Опросник «Ауто- и гетероагрессия»

Методика «Конфликтная личность»

Методика «Агрессивное поведение»

Экспериментально-психологическая методика изучения типа фрустрационных реакций

Методика «Шкала робость – стеснительность»

5. Методики выявления связей между индивидуальными особенностями и болезнями

Диагностика типов отношения к болезни (ТОБОЛ)

6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы

Опросник для самооценки терпеливости

Методики экспериментального изучения упорства, смелости, решительности

Опросник для самооценки упорства

Опросник для самооценки настойчивости

Шкала «Социальная смелость»

7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы

8. Методики выявления стилей перцептивно-интеллектуальной деятельности

Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности»

Методики выявления когнитивных стилей

Опросник Б. Кадырова для выявления соотношения двух сигнальных систем

9. Методики изучения стилей руководства

Методика «Самооценка стиля управления»

Методика «Стиль руководства»

Методика «Склонность к определенному стилю руководства»

Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам

Методика «Стиль управления»

Ильин Евгений Павлович — доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, заслуженный деятель науки РФ; специалист в области общей и дифференциальной психофизиологии, психологии физического воспитания и спорта; автор более двухсот научных публикаций, в том числе пятнадцати учебных пособий и монографий.

Место работы, должность: РГПУ им. А.И.Герцена, психолого-педагогический факультет, с 1991 года - профессор кафедры развития и образования.

Образование: Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт (1957)

Ученая степень, научное звание: доктор психологических наук, диссертация «Оптимальные характеристики работоспособности человека» (19.00.03 - инженерная психология труда; 1968), профессор, кандидат биологических наук.

Направления деятельности, профессиональные интересы и возможности: общая психология; дифференциальная психология и психофизиология; спортивная психология. Разработал двигательные экспресс-методики изучения свойств нервной системы (теппинг-тест и кинематометрические методики). Отзывы об авторе "Ильин Е.П."