Акалькулия часто сочетается с семантической афазией. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста

Нельзя ограничивать описание дискалькулии только нарушениями счёта.

«Дискалькулия – комплекс нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений, непонимание условий задач.»

Симптомы дискалькулии можно объёдинить в следующие группы:

  • Ошибки в назывании чисел.
  • Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений.
  • Затруднения с определением места числа среди остальных чисел.
  • Недостаточное знание математической терминологии.
  • Сложности в разложении числа на слагаемые.
  • Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше.
  • Ошибки в написании чисел.
  • Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта.
  • Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия.
  • Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий.
  • Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Причины дискалькулии

Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов.

Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта.

Возможные органические причины дискалькулии – затруднения в обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать условия задачи и невозможность запоминать математические формулы и закономерности, согласно которым и решаются задачи.

Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.

Диагностика дискалькулии

Родители могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия. Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции.

Классификация дискалькулии

Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии:

  1. Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.
  2. Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.
  3. Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.
  4. Дислексическая – нарушение чтения математических символов.
  5. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.

Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики.

Профилактика дискалькулии

  1. Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.
  2. Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.
  3. Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.
  4. Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.
  5. Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Коррекция дискалькулии

Чаще всего коррекцией дискалькулии занимается логопед. Также при необходимости привлекаются психологи, педиатры, неврологи. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, детских садах, профильных группах или классах. Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности.

Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. На первом этапе вводятся понятия меньше-больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов. Далее подключается обучение порядковому счёту и использованию в речи цифр, сравнению предметов и их количества, формируется связь между цифрой и её внешним видом в письме, развитие различных видов памяти, мелкой моторики, мышления.

При достижении устойчивых результатов в счёте и сравнении преподаватель переходит к обучению простейшим арифметическим действиям, их проговариванию и записи, пониманию смысла задачи, логики решения. Расширяется словарь детей и их речь, происходит обучение новым способам сравнения предметов. Вводится понятие составных частей, разбиения предмета на части и складывания его из деталей. Дети обучаются изображению на бумаге цифр и знаков. Продолжается развитие моторики, навыков рисования, памяти и речи.

Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость.

Дискалькулия у взрослых

«Дискалькулия у взрослых – повод для немедленного обращения к неврологу, она может быть проявлением угрожающего жизни состояния!»

В большинстве случаев это проявление органического поражения головного мозга, чаще всего инсульта. Также причинами дискалькулии у взрослых могут быть опухоли, травмы, кисты при их локализации в височной области.

Как корректировать дискалькулию? Простые упражнения и тренировки головного мозга от CogniFit ("КогниФит") помогают стимулировать нейронные сети, задействованные в языке чисел или цифровом языке.

Эта программа упражнений была создана командой неврологов и когнитивных психологов, специализирующихся на нарушениях развития. Она позволяет родителям, преподавателям и исследователям определять когнитивные нарушения и помогает их исправить.

  • CogniFit ("КогниФит") стал одним из вспомогательных справочных инструментов при диагностике и коррекции нарушений обучаемости , поскольку он оценивает и помогает сократить специфические трудности, связанные с процессом обучения.
  • Упражнения адаптируются к когнитивным характеристикам каждого ребёнка, помогая ему сократить ошибки, связанные с операционным и предоперационным мышлением, соответствием, реверсивностью, классификацией, порядком и сериацией.
  • Программа проста в использовании и доступна родителям и кураторам, не имеющим специальной подготовки в области когнитивного тестирования и стимуляции.
  • Упражнения и игры для коррекции дискалькулии от CogniFit ("КогниФит") рекомендованы детям от 6 до 13 лет и доступны онлайн. Для тренировки необходимо всего 20 минут 2-3 раза в неделю.

Технология CogniFit ("КогниФит")

Научно обоснована

Упражнения для коррекции дискалькулии

1

Когнитивный скрининг : Комплексное тестирование и диагностика когнитивных функций пользователя, автоматизированный отчёт о когнитивных нарушениях.

2

Батарея персонализированных клинических упражнений : Стратегия автоматизированной коррекции, направленная на стимуляцию повреждённых нейронных сетей.

3

Развитие новых ресурсов и стратегий головного мозга : Улучшить способность решать многочисленные проблемы, связанные с дискалькулией.

Дискалькулия: определение

Что такое дискалькулия? Это специфическое расстройство развития биологического происхождения , связанное с неспособностью обучения арифметике и математическим наукам в целом. Часто её называют "математическая дислексия". Эта патология не зависит ни от уровня интеллектуального развития ребёнка ни от применяемых педагогических методов. Трудность заключается в неспособности интерпретировать цифровые символы и сложности при вычислениях - прибавлении, вычитании, умножении и делении. Ребёнок с дискалькулией путает цифры и знаки, не может считать в уме и работать с абстракцией . Таким детям сложно делать уроки и задания, связанные с математическими вычислениями.

Дискалькулия - это дисфункция нейронных соединений, обрабатывающих числовые данные , которая усложняет работу областей мозга, отвечающих за доступ и обработку цифровой информации.

Дискалькулия встречается у 3-6% школьников, в равном соотношении между мальчиками и девочками.

Как дискалькулия влияет на мозг?

Дискалькулия представляет собой нейронную дисфункцию во внутритеменной борозде головного мозга . Вследствие этой дисфункции развиваются когнитивное расстройство, психопатология дискалькулии и , нейробиологические механизмы которых схожи. Дискалькулия обычно идентифицируется с дефицитом способностей: психопатология СДВГ и регулирование цикла сна-бодрствования имеют схожие нейробиологические механизмы.

  • Фокусированное внимание (концентрация)

    : нарушение этой способности связано с . Кроме того, структурный дефицит данной сети нейронных соединений также связан с и негативно влияет на способность ребёнка решать математические задачи.
  • Распределённое внимание

    : эта способность очень важна, так как позволяет одновременно следить за несколькими стимулами. Детям с дискалькулией сложно с лёгкостью отреагировать на определённый стимул, поскольку они не могут сфокусироваться, отвлекаются на посторонние стимулы и быстро устают.
  • Рабочая память

    : этот навык относится с способности временного удержания и управления информацией при выполнении сложных задач. При нарушении этой способности дети не могут следовать инструкциям, забывают указания и задания, не мотивированы, постоянно отвлекаются, не помнят числа и не могут считать в уме и т.д.
  • Кратковременная память

    : это способность удерживать в голове небольшое количество информации в течение короткого промежутка времени. Нарушение кратковременной памяти делает невозможным решение математических задач и выполнение вычислений и расчётов. Кроме того, такие дети не могут вспомнить числа или таблицу умножения.
  • Память на имена

    : способность вспомнить слово или число и затем использовать его в лексиконе. Детям с дискалькулией сложно вспомнить цифры, поскольку их уровень обработки информации и память на имена недостаточно развиты.
  • Планирование

    : из-за низкого уровня этой когнитивной способности таким детям трудно понять условия и смысл математической задачи, из-за чего они не могут решить её правильно.
  • Скорость обработки информации

    : речь идёт о времени, который затрачивает наш мозг на получение информации (число, математическая операция, задача), её понимание и решение. Дети без нарушений обучаемости выполняют этот процесс быстро и автоматически, в то время как ребёнок-дискалькулик затрачивает больше времени на обработку данных и стимулов.

На рисунке сверху изображена область мозга, поражаемая при дискалькулии. CogniFit ("КогниФит") - это профессиональный инструментарий, позволяющий выполнить полный когнитивный скрининг пользователя. Программа определяет нарушенные когнитивные способности и автоматически предлагает персонализированные батареи клинических упражнений, с помощью которых можно стимулировать нейронные соединения, ослабленные дискалькулией.

Коррекция дискалькулии

Самое эффективное вмешательство при дискалькулии , а также при , - это ранний диагноз . Чем раньше мы определим проблему и предоставим детям необходимый инструментарий для адаптации к обучению, тем больше шансов избежать проблем с неуспеваемостью, низкой самооценкой или же более серьёзных нарушений.

Подтверждено, что упражнения, которые предлагает CogniFit ("КогниФит"), эффективны при коррекции этой патологии. Благодаря нейронной пластичности можно компенсировать нарушенные функции мозга , что даёт возможность детям развить новые стратегии, которые помогут им справиться со связанными с дискалькулией трудностями при математических вычислениях.

Упражнения CogniFit ("КогниФит") для стимуляции мозга детей с дискалькулией оценивают уровень когнитивных нарушений и автоматически подбирают персонализированную программу коррекции для каждого пользователя, которая с помощью увлекательных игр и клинических упражнений для мозга помогает стимулировать области мозга со структурными повреждениями , концентрацию или фокусированное внимание, распределённое внимание, рабочую, зрительную и кратковременную память, память на имена, скорость обработки информации, планирование и т.д.

Программа разработана командой учёных , неврологов и психологов на основе последних научных открытий в области работы мозга и представлена в форме простых игр, уровень и сложность которых автоматически адаптируется к когнитивному профилю и возрасту каждого пользователя. Играть можно на любом компьютере с доступом к интернету. Игры просты и визуально привлекательны. Это увлекательный процесс, помогающий эффективно корректировать дискалькулию.

В чём же причина дискалькулии? Существует огромное количество исследований, выполненных при помощи техники нейроизображения. Данная техника позволяет визуализировать работу мозга и центральной нервной системы. Благодаря этим изображениям можно увидеть, что дефицит нейронных соединений, связанных с дискалькулией, в основном наблюдается в теменной доле головного мозга, отвечающей за обработку цифр . Кроме того, для корректных математических или арифметических вычислений также важно правильное функционирование таких отделов, как префронтальная кора, поясная кора, задняя часть височной доли и многочисленные субкортикальные зоны.

Дискалькулия является врождённым расстройством , т.е. имеет генетическую составляющую. Обычно кто-то из родителей ребёнка-дискалькулика также испытывает трудности с обучением математике.

Одна из причин дискалькулии связана с:

  • Когнитивным дефицитом при представлении чисел в уме

    : это нейронная ошибка, которая не позволяет корректно представить в уме цифры, затрудняет расшифровку цифровой информации и понимание смысла и значения математических задач и расчётов.
  • Когнитивным дефицитом, усложняющим доступ к хранящейся в мозге информации

    : у детей с дискалькулией нарушены определённые нейронные сети, что затрудняет доступ к цифровой информации. Принцип функционирования эти нейронных сетей у дискалькуликов отличается: нейронные соединения следуют по альтернативным маршрутам.

Существуют также другие возможные причины, связанные с - это невробиологические нарушения и поражения мозга, проблемы неврологического роста, психомоторные расстройства, а также проблемы с памятью и связанные с внешней средой, а именно, злоупотребление матерью при беременности алкоголем или наркотиками или преждевременное рождение ребёнка.

Признаки и симптомы дискалькулии

Дискалькулия связана с различными математическими трудностями, и их признаки и симптомы зависят от возраста ребёнка. Симптомы могут отличаться у разных детей.

Дискалькулию можно определить уже в дошкольном возрасте , когда ребенок начинает развивать арифметические способности, её симптомы сохраняются в детстве, подростковом возрасте и даже у взрослых.

По мере развития ребёнка, трудности становятся всё более очевидными, однако не нужно дожидаться серьёзных проблем, чтобы начать действовать . При дискалькулии важно обнаружить её вовремя, поэтому как родители, так и учителя должны быть начеку при появлении трудностей и симптомов, которые могут указывать на это расстройство.

Чем раньше мы предложим таким детям необходимые инструменты, которые помогут им адаптироваться к учебному процессу, тем больше вероятность того, что они смогут оптимизировать свои умственные ресурсы и стратегии для обучения.

Симптомы дискалькулии в дошкольном возрасте:

  • Проблемы

    с обучением счёту

    .
  • Проблемы, связанные с

    пониманием, что такое числа.

  • Неспособность к классификации и измерению:

    сложно соотнести номера и цифры с реальной жизненной ситуацией, например, связать число “2” с возможностью иметь 2 карамельки, 2 книги, 2 тарелки и т.д. …
  • Проблемы с распознаванием цифровых символов

    , например, неспособность связать число “4” с понятием “четыре”.
  • Неправильное написание

    цифр при их списывании или диктовке.
  • Ошибки с формами:

    путать, например, 9 с 6 или 3 с 8.
  • Коверканье почерка:

    такие дети могут писать цифры вверх тормашками.
  • Звуковые ошибки:

    путать номера, которые похожи по звучанию. Например, “девять” и “десять”
  • Проблемы при перечислении номеров по порядку:

    повторяет один номер два раза или более.
  • Когда просим ребёнка с дискалькулией

    сосчитать, например, от одного до пяти и остановиться

    , очень часто он не способен определить лимит, дойдя до пяти, и поэтому продолжает считать.
  • Упущение:

    Является очень распространённой проблемой и заключается в том, что упускается одна цифра или более одной и той же серии.
  • Симптомы, связанные с порядком:

    ещё одним признаком дискалькулии является то, что, когда мы просим ребёнка начать считать, например, от 4, он не может начать с этого номера и перечисляет всю последовательность тихим голосом или записывает её.
  • Им сложно узнавать и классифицировать объекты

    по их размерам и формам.

  • Проблемы с распознаванием арифметических символов:

    такие дети путают, например, знаки "+" и "-", не могут корректно использовать эти и другие символы.
  • Неспособность выучить или вспомнить

    самые простые математические структуры,

    например 1+2=3.
  • Не могут распознать такие словосочетания, как

    “больше, чем” или “меньше, чем”

  • Часто используют

    пальцы для счёта.

  • Трудности с запоминанием и вспоминанием порядка или

    правил простых операций.

    Пропускают шаги, не понимают выполняемое упражнение.
  • Начинают

    операции в неправильном порядке.

    Например, начинают складывать и вычитать наоборот, справа налево.
  • Испытывают проблемы при согласовании операций:

    например, операцию сложения, представленную в горизонтальном виде, не могут решить в вертикальном. Также путаются при умножении столбиком и делении чисел, путая колонки цифр местами.
  • Детям с дискалькулией также сложно складывать и вычитать столбиком.

    Это происходит потому, что ребёнок-дискалькулик неправильно распознает серию цифр и не понимает что такое десятичные доли.
  • Проблемы с логикой и обоснованием:

    очень часто встречающаяся ошибка - когда результат сложенных чисел превышает сумму этих чисел.
  • Плохая механическая память:

    дискалькулики не могут запомнить и вспомнить таблицу умножения, им очень трудно запомнить даже номер телефона.
  • Сложности с простыми вычислениями в уме.

  • Непонимание формулировки задачи.

    Не понимают задачу в целом, не могут удержать в уме различные данные, даже если задача представлена визуально с помощью картинок или рисунков.
  • Симптомы, связанные с процессом рассуждения при решении математических задач:

    Им сложно связывать между собой понятия, они не могут отличить важную информацию от второстепенной. Испытывают трудности при решении задач, требующих нескольких шагов для достижения результата.
  • Также могут проявляться симптомы более общего характера

    , например, не могут распознать дату и время, часто теряются, так как у них нарушена способность ориентироваться.

  • Испытывают

    ежедневные трудности с математическими расчётами

    , им сложно рассчитать траты, дать сдачу, планировать бюджетные расходы и т.д.
  • Проблемы при

    измерении переменных

    , например, если нужно отмерить 500 г риса, 250 мл молока, 1/3 кг муки…
  • Проблемы с ориентированием

    , им очень сложно следовать указателям, они часто теряются.
  • Неуверенность при решении простых математических заданий

    и мало творческого подхода с цифрами. Не понимают как можно решить задачу разными способами или с помощью разных формул.
  • Трудности с

    пониманием графиков

    , числовых таблиц и даже карт.
  • Водят машину обычно очень плохо,

    потому что не могут рассчитывать скорость и расстояния.

Важно отметить, что не все дети, испытывающие проблемы с математическими вычислениями, страдают дискалькулией , важно понять и выявить частоту этих симптомов. Кроме того, дискалькулия не всегда связана с математическими операциями, дети-дискалькулики также могут испытывать трудности при повседневных делах и совместных играх.

Несмотря на то, что симптомы дискалькулии часто совпадают с симптомами различных видов дислексии, существуют пять видов дискалькулии , которые мы рассмотрим далее.

  • Вербальная дискалькулия

    : Этот вид дискалькулии характеризуется трудностями при наименовании и понимании устно представленных математических понятий. Дети могут читать и писать цифры, но не распознают их на слух.
  • Практогностическая дискалькулия

    : Для этого вида дискалькулии характерны трудности перевода абстрактно-математических понятий в реальные. Страдающие этим видом дискалькулии способны понимать математические категории, но им бывает трудно считать, сравнивать объекты и решать математические задачи.
  • Лексическая дискалькулия

    : Отличается проблемами в чтении математических знаков, цифр и математических выражений или уравнений. Ребёнок, страдающий этим видом дискалькулии, может усваивать понятия, связанные с математикой, когда про них говорят, но у него есть трудности при их чтении и понимании.
  • Графическая дискалькулия

    : Это сложность в написании математических символов. Дети, страдающие этим видом дискалькулии, способны усваивать математические понятия, но им бывает трудно их прочитать или написать, а также они не знают, как использовать математические знаки.
  • Идеогностическая дискалькулия

    : Это трудность при выполнении мыслительных операций без использования цифр для получения конечного результата, а также в понимании понятий или идей, связанных с математикой или арифметикой. Кроме того, ребёнок с идеогностической дискалькулией имеет трудности, вспоминая математические понятия, которые уже были им выучены.
  • Операциональная дискалькулия

    : Для этого вида дискалькулии характерны проблемы при выполнении арифметических операций или математических подсчётов как устно, так и письменно. Страдающий операциональной дискалькулией может понимать числа и связь между ними, но ему сложно работать с цифрами и математическими знаками при подсчёте.

Игры и упражнения для детей с дискалькулией в семейном кругу.

Диагностировать дискалькулию нелегко, у большинства школ нет отработанной системы для выявления расстройств у учащихся и нет возможности помогать им необходимыми средствами. Поэтому ответственность ложится, прежде всего, на сами семьи, которые должны быть начеку при первых симптомах патологии. Необходимо сразу же обратиться к специалисту для постановки диагноза. Если вы подозреваете, что у вашего ребёнка дискалькулия, то также можете выполнить когнитивное тестирование при помощи упражнений когнитивной стимуляции для детей с дискалькулией от CogniFit ("КогниФит"). Нарушения таких когнитивных способностей, как: Фокусированное внимание, Распределёненное внимание, Рабочая память, Кратковременная память, Память на имена, Планирование или Скорость обработки информации, могут указывать на дискалькулию.

Как только диагноз будет поставлен, очень важно мотивировать детей и указывать им на то,что у них есть способности в других сферах, и что терпение и трудолюбие помогут им добиться успеха. Поэтому очень важно заниматься с ними дома, визуально объяснять школьникам математические задачи и давать время на их понимание. Мы предлагаем вам несколько домашних увлекательных игр и упражнений, которые могут помочь детям с дискалькулией :

  • Вместе готовить

    : Изучите вместе с ребёнком рецепт блюда, которое вы собираетесь готовить, и попросите его подготовить необходимые ингредиенты. Например, нам нужно 1/5 кг чечевицы, 3 моркови, 3 луковицы, 6 кусочков колбасы. Нарезать овощи на 5 кусков и т.д.
  • Играйте с часами

    : Попросите ребёнка, чтобы он сообщил вам определённое время, похвалите его, скажите, что он взрослый и ответственный, наградите ребёнка.
  • Сходите вместе в супермаркет

    : Пусть он поможет вам с покупками, поиграйте с ним в игру - пусть он угадает сколько и какие продукты вы собираетесь купить, пусть он положит продукты в корзину.
  • Обсудите с ребёнком цены

    : Если мы хотим сэкономить, какие йогурты мы купим? Те, что стоят 1.00€ или за 1.30€? Отпразднуйте успешную покупку, похвалите ребёнка за помощь.
  • Поиграйте в "угадай кучку"

    : Сделайте "кучки" из камней, овощей или монет и попробуйте угадать, какая из них больше или меньше. Также вы можете угадывать сколько всего камней или монет находится в "кучке". Угадывайте вместе - выигрывает тот, кто назовёт близкое к правильному число.
  • Играйте, считая

    : Посчитайте, например, все красные машины, которые вы встретите на своём пути, или людей в белых ботинках, посчитайте ступеньки или лестницы, по которым вы поднимаетесь, и т.д.
  • Найдите числа

    : Пока вы гуляете, поиграйте с ребёнком в числа, например, попросите его найти цифру 7 среди номеров домов, номерных знаков автомобилей и т.д.
  • Поиграйте в телефонные номера

    : Например, скажите ребёнку, что вам нужно позвонить бабушке и попросите его вспомнить три первые цифры её телефона, а сами вспомните остальные. Позвоните вместе, а если ребёнок правильно назвал числа - отпразднуйте это.
  • Попросите ребёнка помочь вам распределить количество чего-либо

    : Как разделить пирожное на 4 одинаковые части для четырёх членов семьи?
  • Поиграйте, накрывая на стол

    : Поставьте на стол и распределите тарелки, приборы, стаканы, салфетки, хлеб и т.д. Чтобы ребёнок понял, что каждому нужен полный набор.
  • Играйте с CogniFit

    : Это отличный способ стимулировать ослабленные функции мозга, при этом ребёнок даже не будет об этом догадываться! Он просто будет играть и развлекаться!
  • Поиграйте в магазин

    : Представьте, что ребёнок - продавец в магазине. Ему нужно выбрать вещи в доме, которые он хочет вам продать, и установить цену, а также написать её на ценнике. Вы - покупатель. Это очень полезная игра, с помощью которой вы сможете повторить с ребёнком числа, операции сложения, вычитания. Вы даже можете использовать деньги. Это очень увлекательный подход, чтобы приятно провести время в кругу семьи и учиться, играя.

У дискалькулии много общего с дислексией, оба расстройства генетического характера и связаны с нарушениями когнитивных функций, вызывающими трудности с обучением чтению и арифметике.

Источники

Horowitz-T Kraus, Breznitz Z. - ¿Puede el mecanismo de detección de errores beneficiarse del entrenamiento de la memoria de trabajo? Una comparación entre los disléxicos y los sujetos de control - un estudio de ERP - PLoS ONE 2009; 4:7141

Peretz C, AD Korczyn, E Shatil, V Aharonson, Birnboim S, N. Giladi - Basado en un Programa Informático, Entrenamiento Cognitivo Personalizado versus Juegos de Ordenador Clásicos: Un Estudio Aleatorizado, Doble Ciego, Prospectivo de la Estimulación Cognitiva - Neuroepidemiología 2011; 36:91-9.

Thompson HJ, Demiris G, Rue T, Shatil E, Wilamowska K, Zaslavsky O, Reeder B. - Telemedicine Journal and E-health Date and Volume: 2011 Dec;17(10):794-800. Epub 2011 Oct 19.

Preiss M, Shatil E, Cermakova R, Cimermannova D, Flesher I (2013), el Entrenamiento Cognitivo Personalizado en el Trastorno Unipolar y Bipolar: un estudio del funcionamiento cognitivo. Frontiers in Human Neuroscience doi: 10.3389/fnhum.2013.00108.

Акалькулия относится к заболеваниям, возникшим в результате поражения тех или иных участков коры головного мозга. Особенностью заболевания является нарушение способности к вычислительным действиям, отсутствие понимания разрядного строения чисел, арифметических операций.

Больные часто путают визуально близкие числа, например, 416 и 614, испытывают трудности при счёте. В зависимости от вида, заболевание может выступать как единичным симптомом, так и входить в структуру нейропсихологических синдромов. Зачастую болезнь развивается по причине черепно-мозговых травм.

Нейропсихологические аспекты синдрома

Впервые о заболевании упомянул психиатр Ф. Хеншен в 1919 году. Благодаря своим исследованиям о нарушении анализа и синтеза вычислительных операций учёный выделил два основных вида акалькулии:

  • первичная;
  • вторичная.

Первичная форма синдрома наблюдается при поражении теменной, затылочной и височных участков коры. Особенностью такого вида заболевания является нарушение анализа и синтеза пространственных представлений. Больному становится довольно сложно различать числа и проводить вычислительные манипуляции с ними. Интересным является тот факт, что нарушение счётных операций зачастую сочетается с отсутствием понимания отличий между «лево» и «право», «вверх» и «вниз», «сзади» и «спереди».

Наиболее существенные нарушения при первичной форме синдрома наблюдаются у детей. Формирование отделов мозга, отвечающих за понятие пространства, может не наступить к моменту поступления ребёнка в школу. В таких случаях на первом году обучения могут возникать трудности в понимании чисел и арифметических операций.

Основные симптомы первичной формы заболевания:

  • отсутствие понимания разницы между числами, например, больному кажутся одинаковыми числа 245 и 254;
  • невозможность различать разрядные строения чисел;
  • нарушение понятия пространственных координат;
  • сложности с арифметическими операциями;
  • отсутствие понятия чисел;
  • нарушение понятия «больше» — «меньше».

При поражении теменной области наблюдаются сложности с анализом отличий между числами. Больным довольно трудно оценивать числа, в составе которых есть цифра «ноль», например, 2050 они понимают как 250. Также возникают сложности с понятием, какое число больше, а какое меньше, так 300 может быть меньше 500. Первичная форма заболевания приводит к нарушению объективной разрядной оценке чисел. Больной воспринимает число в виде предмета, например, 10 домов, 50 копеек и т.д. При таком заболевании страдает понимание всех вычислительных операций, лишь в редких случаях возможным остаётся сложение чисел. Самой сложной задачей для больных является выполнить операцию вычитания, в особенности, если числа отличаются друг от друга через десяток. Иногда первичная форма акалькулии протекает в сочетании с нарушением речи.

При поражении лобной области головного мозга больным удаётся производить элементарные арифметические вычисления, они понимают принцип разрядов чисел. Однако определённые сложности вызывают манипуляции с более сложными числами и действиями.

Вторичная форма заболевания протекает на фоне уже существующих нейропсихологических синдромов. Данная форма акалькулии связана с поражениями следующих отделов головного мозга:

  • затылочный;
  • височный;
  • префронтальный.

При поражении затылочной области наблюдается нарушение визуального восприятия чисел, как правило, вторичная форма заболевания протекает на фоне алексии, оптической агнозии. Больной не может визуально отличить сходные по написанию числа, при этом разрядное понятие чисел зачастую сохранно. Довольно часто данный синдром протекает в комплексе с амнезией на названия чисел.

Если поражена височная область коры головного мозга у больного наблюдается дефект слухового восприятия чисел. В основном встречается при акустико-мнестических и . Поражение префронтальных участков свидетельствует о нарушении понимания арифметических операций. Данный синдром, как правило, наблюдается при поражении доминирующего полушария головного мозга. Для леворуких лиц преобладающим является правое полушарие, для праворуких – левое.

Восстановление понятий числа и счёта у больных акалькулией

Терапия синдрома должна быть направлена в первую очередь на устранение основного заболевания (травма, опухоль). Восстановление вычислительных способностей проводится в зависимости от формы синдрома. Лечением заболевания занимаются психиатры, нейропсихологии, дефектологи, клинические психологи.

Главной целью терапии первичной формы синдрома является возобновление понятия числа и его разрядного строения. Рассмотрим основные методы обучения и восстановления больных:

  • визуальный метод;
  • метод действий с числами;
  • метод понимания разрядов чисел.

В тяжёлых формах заболевания используются специальные методы обучения, основанные на визуальной памяти. Так, к примеру, перед пациентом выкладываются в ряд карточки с числами и изображением соответствующих по количеству предметов. Детям для большей эффективности такой метод можно проводить в игровой форме. Так, например, на карточке изображена цифра 2, а под ней находятся два мяча, предпочтительно все предметы должны быть яркими и разнообразными по цветовой гамме, так как цвет играет большую роль в восприятии и запоминании.

Метод действий с числами основывается на том, что больному необходимо разбить любое число на все возможные вариации. Данное упражнение проводят с помощью палочек: пациенту называют число и предлагают разложить его на цифры, все манипуляции записываются в дневник. Так, больному предлагают разбить число 5 на все возможные вариации с помощью палочек: 1 п. + + 4 п. = 5; 2п. + 3п. = 5п. и т.д. Если со временем пациент начинает делать успехи, вместо палочек используется вербальное комментирование арифметических операций. Иными словами, все счётные операции проговариваются вслух, далее шепотом и так пациента приводят к тому, что он пробует считать в уме.

Часто сложности с анализом разрядов чисел протекают в комплексе с нарушением их названия. С пациентами проговариваются все числа до 100, тем самым дефектолог объясняет разницу между десятками и единицами. Также используются специальные упражнения, в которых пациент должен написать под словами наименования чисел, так под словом «двести сорок пять» необходимо поставить «245» и т.д.

Наглядно-образный характер занятий проводится от 2 до 3 раз, далее больные постепенно переходят на голосовое озвучивание вычислительных операций. Как правило, лёгкие стадии акалькулии у взрослых пациентов легче поддаются коррекции, нежели у детей.

Восстановление счёта и числового понятия при вторичных формах синдрома зависит от локации поражения головного мозга.

При затылочных поражениях вторичной формы заболевания коррекция должна быть направлена на визуальные особенности чисел, правильное написание. Среди основных методов используется: предметный счёт, манипулирование с числами и задачами, упражнение с двигательным образом числа и т.д. Довольно эффективным является метод озвучивания чисел, при которых пациент должен представить в уме число, данное упражнение опирается на сохранное слуховое восприятие, воображение и зрительную память.

При поражении височных отделов происходит снижение слухового восприятия чисел, что является не столь существенным нарушением и зачастую не требует специализированного терапевтического восстановления.

Больные с префронтальными поражениями на первых этапах обучаются простому пониманию чисел, постепенно переходя к арифметическим упражнениям, где цифры выступают в роли предметов. Далее дефектолог переводит пациента к арифметическим примерам с последовательными действиями.

Манипулирование предметами наравне с числами позволяет пациенту анализировать арифметические операции не только с помощью привычной предметной характеристики, но и с объективно-разрядным пониманием числа. Так, с помощью интериоризации, то есть перехода с внешних действий на внутреннюю программу сознания, пациент от первичной предметной оценки переходит к пространственной, разрядной характеристике. Постепенное обучение способствует эффективному восстановлению понимания числа и манипуляций с ним.

Данное нарушение является приобретенным, акалькулия выражается в сбое работы мозга. При этом у больного возникают трудности выполнения простейших математических задач, например, вычитания и сложения, затруднительно умножение, сравнение простых чисел. От дискалькулии акалькулия отличается тем, что она приобретается пациентом в процессе жизни, так как человек получает неврологические травмы, и особенно это касается инсульта. Что касается дискалькулии, то она возникает у детей при нарушенном развитии мозга, в ходе приобретения математических знаний. То есть, ребенок практически лишен возможности получать такие знания.

Как известно, возможность считать является интеграцией нескольких различных когнитивных навыков. Страдающий акалькулией человек испытывает значительные трудности в четырех областях. То же самое можно сказать и о людях, имеющих дискалькулию. Одна область является пониманием того, чем является каждое число, что оно собой представляет, незамедлительная регистрация этого значения в сознании. Еще одной областью следует считать сравнение чисел, то есть, понимание числового значения по отношению к другому числу. Также важна ассоциация обозначения числа с названием, произносящимся в устной форме. В основном, акалькулия имеет отношение к поражению лобной и теменной доли, нередко представляет собой ранний признак деменции.

В редких случаях акалькулию можно наблюдать как единственное заболевание, чаще всего заболевание обнаруживается как целый ряд заболеваний. В данном случае можно назвать агнозию, аграфию, иногда даже афазия. Человек, страдающий акалькулией, или имеющий дискалькулию, в основном живет полноценной нормальной жизнью. Проблемы у них возникают вы том случае, если приходится что-либо считать в уме.

Основой данного нарушения являются различные механизмы, и главным определяющим фактором является нарушение счетных операций. Все зависит от того, где очаг поражения локализован. Известно, что если нарушение возникло в левом полушарии, затронуты затылочно-теменные области, или имеется двухсторонний очаг, то имеет место первичная акалькулия. Если поражена затылочная область, оптический образ цифры исчезает, и цифра перестает являться для больного знаком, отражающим конкретное количество. Человек плохо узнает цифры, в его восприятии они смешиваются. В особенности это касается тех, которые близки по начертанию, например, это шестерка и девятка.

Специалисты отмечают, что подобное нарушение имеет оптико-гностический характер, поэтому имеется сходство с оптической алексией, или наблюдается их сочетание. Другой тип акалькулии основан на нарушенном представлении восприятия цифр в пространстве. Например, видя многозначное число, человек может читать его, как отдельные числа. Возникают проблемы и с многозначными числами, содержащими одинаковые цифры. Например, могут казаться одинаковыми числа сто восемьдесят семь и семьсот восемьдесят один. Кроме того, серьезной трудностью при акалькулии является оценка и узнавание элементов, содержащихся в римских цифрах. Больные не способны выявить разницу, оценивают их неверно, или просто смешивают.

При написании римских цифр возникают такие же ошибки. По мнению ученых, основой такого проявления акалькулии является наличие общих апрактоагностические расстройства, которые типичны для левого полушария теменной доли.

Особенности типов акалькулии

Особого внимания заслуживает третий тип акалькулии. Он имеет отношение к нарушению счета, описанного выше, но в то же время может возникать и в том случае, когда имеется сохранность значения простых символов чисел. При этом пациент утрачивает возможность выполнения простейших арифметических действий, ему трудно производить элементарный устный счет. Наиболее грубые нарушения отмечаются, если больной ведет счетные операции, переходящие на десятки. Также человек не может выполнять счет столбиком, операции с дробями ему крайне сложны.

Вторичную акалькулию выявляют при афазии различных форм, и она тесно связана с расстройствами речи. Лечение акалькулии, первичного и вторичного вида в первую очередь подразумевает устранение у пациента основного заболевания. Причины нарушенной мозговой деятельности всегда различны. Это кровоизлияния, травматические поражения, новообразования. Чтобы правильно выбрать терапию, требуется консультация нейропсихолога.

При акалькулии коррекционное воздействие должно начинаться без промедления, тем более, если проблема возникла после инсульта, получения травмы. При раннем начале восстановительного обучения можно предотвратить возникновение ряда осложнений, не допустить патологического состояния речевых симптомов. В частности, имеется в виду аграмматизм, парафазии, речевой эмбол. Работа логопеда при акалькулии может продолжаться до трех лет.

Профилактика заболевания

Чтобы преодолеть акалькулию, нейропсихолог и логопед проводят трудоемкую и длительную работу с пациентом. Лечащий врач должен сотрудничать не только непосредственно с пациентом, но и с его близкими. Чем раньше начать подобное лечение, тем лучше будет прогноз восстановления, который определяется размером пораженной области. Кроме того, существенная роль отведена возрасту пациента, степени речевого расстройства. Известно, что пациенты молодого возраста демонстрируют лучшую динамику. Кроме того, если заболевание возникло в младшем возрасте, то в последующем может наблюдаться и грубое нарушение речевого развития, так как акалькулия часто сочетается с афазией.

Профилактические меры в первую очередь заключаются в том, чтобы предупреждать мозговые травмы, не допускать сосудистых катастроф. Если имеются опухолевые новообразования, они должны быть немедленно выявлены. Акалькулия поддается лечению, если своевременно заняться решением данной проблемы, не откладывая на потом посещение специалиста.


Нарушение и восстановление функции счета при поражении затылочных отделов коры мозга
При локальных поражениях мозга неизбежны разнообразные формы нарушения функции счета. Счет может оказаться нарушенным при дефекте любого из звеньев его структуры, причем форма распада зависит от того, какой из элементов структуры страдает. Поэтому нарушения счета возможны при поражении почти любого участка мозга, а восстановление функции счета непосредственно связано с различением специфических и неспецифических форм акалькулии.
Нередко встречающиеся зрительные агнозии или амнезии на числа, а также нарушения словесного обозначения чисел, идущие в синдроме либо мнестических, либо акустических, либо речедвигательных расстройств, хотя и отражаются на состоянии функции счета, тем не менее не затрагивают основного ядра психологической структуры числа и счетных операций. Среди неспецифических форм акалькулии мы отмечаем четыре формы: сенсорная, акустико-мнестическая, оптическая и условно-лобная, при которых счет нарушается, но не первично, а из-за вторичных механизмов нарушения.
Диагностирование оптической акалькулии связано с рядом трудностей. Во-первых, ее можно спутать с первичной - пространственной - акалькулией; во-вторых, оптическая акалькулия редко встречается в чистом виде, а чаще протекает как оптикопространственная, которая по своей клинической картине приближается к первичной акалькулии, но в ее основе лежат более сложные смешанные механизмы. Для постановки правильного диагноза требуется большое мастерство проведения нейропсихологического анализа дефекта и вычленения факторов, знание которых необходимо и для постановки топического диагноза, и для разработки адекватных путей и методов восстановительного обучения.
Оптическая акалькулия возникает при поражении затылочных отделов как левого (чаще), так и правого полушария. При поражении затылочных систем мозга нет такого грубого распада понятия числа; сохраняется осознание связей и отношений чисел; менее пострадавшими оказываются и счетные операции. При этой форме акалькулии основными являются дефекты процесса восприятия числа - оптические, а иногда и оптикопространственные расстройства, в связи с чем данная группа больных испытывает конкретные трудности, связанные с дифференцированным восприятием оптической структуры числа, т.е. они не могут оценить значение и назвать близкие по своему рисунку числа (ср.: З и 8, 7 и 1, 2 и 8, 4 и 1и т.д.). Нередки дефекты оптического распознавания чисел, которые отличаются друг от друга лишь пространственным расположением отдельных элементов (ср.: 6 и 9, 3 и 5, 66 и 96 и т.д.), и дефекты в оценке чисел,

обозначенных римскими цифрами (ср.: IX и XI, IV и VI и т.д.). Эта форма акалькулии идет обычно в синдроме оптической предметной агнозии и реже - оптико-пространственной.
Если наряду с чисто оптическими дефектами обнаружатся, хотя и незначительные, оптико-пространственные ошибки (в оценке чисел, значения которых различаются только пространственным расположением элементов: 3 и 5, 6 и 9, XI и IX и др.; в счетных операциях - ошибки пространственного происхождения; или при задании разложить ряд цифр последовательно слева направо (1, 2, 3 и т.д.) и наоборот - справа налево (9,8 и т.д.)

  • ошибки или задержки при выполнении задания), то в этих случаях имеет место не чистая оптическая, вторичная акалькулия, а смешанная - оптико-пространственная. При этой форме акалькулии отсутствуют грубые первичные дефекты Понятия числа, его психологического содержания, пространственных Дефектов при отсчете чисел в счислительных операциях, но тем не
Л менее эти симптомы возможны, и тогда акалькулия приобретает сложную комплексную форму. В этом случае топический диагноз будет указывать не только на поражение или дисфункцию затылочных зон, но и на заинтересованность в патологии теменных отделов коры левогополушария или на дисфункцию вестибулярного аппарата. Все это требует и иного методического подхода к восстановительному и формирующему обучению.
Иная картина обнаруживается у детей с поражением или недоразвитием затылочных зон мозга, как правило, у этой группы детей наблюдаются грубые нарушения предметного гнозиса, дефекты действии с предметами, понимания окружающего предметного мира и нарушения речи. В этом синдроме и будут протекать вторичные нарушения счета и счетных операций, обусловленные описанными дефектами, а также нарушением ИД в звене общего поведения, несформированности личности и др. Поэтому методы восстановления счета у детей принципиально отличны от методов обучения счету взрослых больных с локальными поражениями мозга.
Подводя итоги, отметим следующее.
Клиническая картина характеризуется трудностями дифференцирования, оценки и называния близких по конфигурации чисел и цифр. Этот дефект ведет к трудностям счислительных операций. Иногда оптические трудности распознавания цифр и чисел осложняются дефектами пространственного восприятия чисел и их оценки.
Нейропсихологическая картина. Здесь на первое место выступаем синдром оптических расстройств - оптическая агнозия, аграфия, алексия, а также и симптомы оптического отчуждения значения и смысла цифры. Основной фактор нарушения счета - нарушение дифференцированного зрительного восприятия цифры. В этом случае чаще всею обнаруживаются следующие симптомы: нарушение узнавания цифры и числа; трудности дифференцирования цифр, близких по конфигурации; замена одной цифры на похожую; дефекты вычленения существенных признаков цифры; уравнивание признаков похожих цифр (пример: даются две цифры - 3 и 8 - и на вопрос: «Что является отличительным признаком цифры 3, а цифры 8?» больной отвечает: «Они одинаковые»). Отчуждение значения цифры, ее неузнавание возникает из-за дефектов зрительного восприятия и вычленения существенных признаков. В синдром оптической акалькулии входят и нарушение называния цифры и числа (вторичное), и нарушение счислительных (счетных) операций из-за указанных дефектов.
Психологическая картина. Эта форма акалькулии представляет собой последствие нарушения процессов зрительного (зрительно-пространственного) восприятия. В этом случае нарушается образ восприятия цифры, но сохраняется ее образ-представление.

Отчуждение значения цифры, ошибки называния возникают из-за дефектов вычленения ее существенных признаков при сохранности глобального восприятия перцепторного образа и образа-представления цифры.
Описанная картина оптической акалькулии, ее синдром, симптомы и механизм нарушения позволили нам разработать адекватные механизму дефекта методы восстановления счета, главной идеей которого является рациональное восстановительное обучение.
Научные основы восстановительного обучения
Прежде чем перейти к анализу конкретных методов восстановления счета при оптической акалькулии остановимся на научных основах и теоретических принципах восстановительного обучения, следование которым приводит к успеху.
Восстановительное обучение опирается на ряд важнейших принципов, разработанных отечественными психологами и нейропсихологами. Обучение должно учитывать разную структуру нарушения ВПФ, в том числе и счета, и ее зависимость от топики поражения мозга и того фактора, который лежит в основе нарушения. В связи с этим необходим дифференцированный подход к восстановлению пострадавших функций.
Приступая к обучению, следует:

  1. Изучить дефект - его механизм, (фактор); для этого он квалифицируется, т.е. вычленяются фактор и первичный, центральный дефект на основе нейропсихологического
  • качественного анализа дефекта. Здесь мало поможет простое описание клинической картины нарушения.
  1. Найти то звено в психологической структуре процесса, которое оказалось нарушенным. Для этого нужно знать структуру процесса в норме, что позволит выявить звено, которое нужно восстановить, и те сохранные звенья в структуре счета или счетных операций, на которые можно и нужно опереться в обучении.
  2. Знать генезис счета и счетных операций, процесс их формирования, взаимодействия с другими ВПФ. Опорами в обучении должны стать те ВПФ, с которыми функция счета взаимодействует и в онтогенезе, и в процессе ее реализации. Так, успеха в преодолении дефекта в звене зрительного восприятия цифры можно добиться, если включить в систему опознания знака (цифры) кинестетические двигательные ощущения, когда-то (в онтогенезе) принимавшие участие в формировании понятия числа у ребенка и ушедшие у взрослого в запасный Фонд афферентаций, или включить изучаемую цифру в арифметическое действие или в действие порядкового счета и т.д. Опора на сохранные компоненты структуры счета, на материальные и материализованные формы действия, широкое использование сохранных и наиболее упроченных в прошлом опыте форм деятельности являются важнейшими принципами восстановительного обучения больных с локальными поражениями мозга.
  3. Использовать такой важнейший принцип восстановительного (или формирующего у детей) обучения, как опора на личность больного, учет его знаний, интеллектуального опыта, опора на его эмоционально-волевые процессы. Успешное восстановление функций возможно только при воздействии на личность больного, его мотивы, интересы, и нужно прежде всего «...восстановить деятельность и направить его активность». (СНОСКА: Леонтьев АЛ, Запорожец А.В. Восстановление движения руки после военной травмы М, 1945. С 6.)
Поскольку все ВПФ, в том числе и счет, формируются в предметной деятельности, а усвоение знаний и навыков протекает через собственную деятельность субъекта, при восстановительном обучении необходимо опираться на принципы организации деятельности больных, предметной деятельности. Это особенно важно, когда деятельность больного нарушена (или не сформирована) и ее нужно организовать Организация деятельности больных - взрослого и ребенка - один из важнейших принципов восстановительного обучения.
С целью организации деятельности, ее активизации рекомендуется использовать весьма эффективный метод программированного обучения, т.е. обучения, которое управляется извне путем взаимодействия двух-трех и более человек. Программы представляют собой серию последовательно выполняемых операций. Операции записаны на карточке, лежащей перед больным, или последовательно проговариваются на слух больному педагогом. Выполнение этих операций приводит к восстановлению нарушенного звена в структуре счета, и последующая работа с программами сокращается по составу операций, переходит с материального (предметного) уровня на внутренний уровень выполнения «в уме». В конце обучения по программам выполнение нарушенного действия проводится больным самостоятельно. Психологическая сущность таких программ заключается в том, что они раскрывают содержание деятельности (или действий) больного, т.е. отвечают на вопрос, что нужно делать (чтобы, например, опознать цифру, или назвать ее, или провести арифметическое действие) и указывают путь и способы, отвечая на вопрос, как это сделать. Еще один важнейший принцип, используемый при восстановительном обучении, - принцип взаимодействия и взаимовлияния педагога и обучающегося. Лучшие результаты восстановительного обучения достигаются при «разделении пострадавшей функции на двоих» (а в групповых занятиях на 3-5 человек).
Подчеркнем, что направленному восстановительному обучению должно предшествовать детальное изучение строения дефектной функции.
Методы восстановительного обучения счету при оптической акалькулии.
Центральной задачей обучения счету и счетным операциям при оптической акалькулии является восстановление четкого и дифференцированного восприятия конфигурации (формы) цифры и ее записи, обобщенности и константности восприятия цифры, восстановление образа-представления цифры и чисел. Для этого рекомендуется использовать разработанные нами методы, которые опираются на сохранные проприоцептивные и кинестетические ощущения, на двигательную основу записи чисел, на действия с числами и цифрами.
При всех формах акалькулии начинать работу необходимо с практических действий с предметами, обозначения их количества и только после этого переходить к действиям с числами и цифрами. При этом весьма эффективны следующие методы.
Метод предметного счета, состоящий в том, что пересчитываются все предметы, лежащие на столе или находящиеся в комнате, и подсчитывается их общее количество, после чего находится (среди написанных на карточках) и записывается соответствующее число.
Метод действия с числами (цифрами), состоящий в том, что выполняется порядковый счет с опорой на написанные числа, составление заданного числа из цифр, написанных на карточках, и т.д.

Метод решения задач, состоящий в том, что даются простейшие задачи типа «Хозяйка купила 3 кг фруктов и 2 кг овощей. Сколько всего кг купила хозяйка?» Постепенно задачи нужно усложнять.
В перечисленных и некоторых других методах цифра и число выступают предметом действия с ними. Психологическая сущность этих методов заключается в том, что предметом (объектом) внимания здесь является не цифра или число, а действие пересчета, подсчета, складывания (или вычитания) предметов и т.д. Эти методы полезно применять не только в начале обучения, а на каждом занятии в течение всего периода обучения. Главная характеристика этих методов - действие, Деятельность с числами - должна сохраняться, а задания - меняться, Усложняться в процессе продвижения в обучении. Остановимся на анализе конкретных методов.
Метод двигательного (моторного) образа цифры. Процедура (программа операций): произносится вслух название цифры; требуется: быстро «написать» ее в воздухе рукой (двигательная память, моторный образ цифры) с закрытыми глазами; б) найти эту цифру среди лежащих на столе трех цифр - с закрытыми глазами, наощупь; в) ощупать ее; г) назвать; д) списать; е) написать по памяти. Длительная работа по последовательному выполнению всех операций этой программы позволяет восстанавливать действие узнавания и называния цифры. Постепенно количество операций уменьшается, действие опознания цифры становится более сокращенным и менее произвольным за счет интериоризации некоторых операций.
Этот метод и ряд других, подобных ему, опираются на совместную работу и взаимодействие кинестетического, слухового, зрительного анализаторов и используют произвольный уровень речи (вербальная форма записи операций, называние цифры, восприятие ее наименования на слух). Афферентации с этой системы анализаторов в процессе выполнения операций идут в ответ на эти стимулы и создают новую функциональную систему восприятия и узнавания цифры. Таким образом, этот метод использует ряд опор на сохранные анализаторы с целью создания новой функциональной системы, а также на перевод действия на наиболее упроченные и непроизвольные уровни (двигательный образ и др.) и произвольную речь.
Метод реконструкции цифры включает приемы собственно реконструкции заданной цифры и получения из нее ряда других цифр. Например, дается цифра 3 и ряд элементов (полукруги, круги, палочки, и др.); задача - дополнить заданную цифру сначала до любой цифры, а позже - до определенной, заданной. Эта система приемов завершается вербальным сравнительным анализом строения полученной и исходной цифры (общее описание конфигурации сравниваемых цифр, включающее выделение сходства и различий, выделение существенного элемента в каждой цифре). Отработанные способы опознания цифры закрепляются в таких упражнениях, как цифровой диктант близких и далеких по оптическому образу знаков, подчеркивание общего и отличного в заданных цифрах, узнавание цифры методом ощупывания, называние и запись заданного числа (цифры), включение отрабатываемых чисел в предметные счетные операции и другие действия с ними.
Эти и ряд других методов используются не изолированно, а включаются в систему методов, направленных на восстановление обобщенного и дифференцированного устойчивого образа цифры (работа с конструктивными задачами - кубиками Кооса, кубом Линка, над любыми зрительными конструктивными заданиями, рисование пространственно ориентированных схем, работа над пониманием «правого» и «левого», над тонким зрительным анализом восприятия предметов и различных геометрических форм). Весьма полезны приемы по конструированию предметов (животных и др.) из составляющих их частей или по дополнению заданного предмета недостающей частью,
сопровождающиеся ощупыванием каждой части предмета и предмета в целом. Перечисленные методы направлены в основном на восстановление зрительных образов цифр и их наименований путем опоры на сохранные кинестетические и слуховые афферентации при организующей роли речи. Нейропсихологический анализ этих методов свидетельствует о важной роли использования сохранных анализаторов - акустического, двигательного, кожно-кинестетического (ощупывание цифр), а также различных психофизиологических уровней организации счета - речевого, сенсомоторного, семантического.
Метод конструкции цифры отличается от предыдущего (метода реконструкции) тем, что больному предлагаются различные элементы, из которых ему нужно сконструировать цифру: либо по образцу, либо по речи - по слову-наименованию цифры, а впоследствии

  • по собственному выбору, т.е. по образу-представлению. В последнем случае задание состоит в том, чтобы из элементов, вырезанных из дерева, пластмассы, картона (фактура и форма которых должна хорошо ощущаться рукой), сконструировать цифру. После выполнения задания проводится контроль правильности выполнения, сравнительный вербальный анализ построенной цифры путем ответа на вопросы: на какую другую цифру похожа, не похожа и почему.
Нередко дефекты оптического восприятия чисел сопровождаются амнезией на их наименования. В этих случаях в обучение следует включать опору на речь - использовать сохранившиеся в речевом опыте больных детские стихи и песни, в которых имеются наименования чисел: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать». Чтение стихов или пение песен сопровождается соответствующими обозначениями чисел. Весьма успешно используются даты общенародных праздников («1 мая - великий наш праздник», «1 сентября - в школу, детвора», «8 марта - день особый» и др.). Сохранившийся устный порядковый счет, проговариваемый с опорой на видимые числа, тоже способствует восстановлению наименования числа.
Метод игры в «цифровое лото». Программа, реализующая метод, состоит из следующих операций: вслух произносятся цифры и числа; больной осуществляет: а) поиск услышанной цифры (с закрытыми глазами) путем ощупывания и выбора нужной цифры из трех данных ему; б) поиск соответствующей клетки (соотнесение слухового образа цифры со зрительным). Сначала игра проводится на малом объеме (одна карта) и каждый раз с выбором только из трех фишек, позже объем увеличивается.
Ту же роль выполняет и метод работы с таблицей умножения в случае ее сохранности у больных и метод соотнесения речевых формулировок, упроченных в прошлом опыте больного, с соответствующими Изображениями чисел. Например, больной вместе с педагогом последовательно проговаривает таблицу умножения числа 5: «Пять умножить на один будет пять, пять умножить на два будет десять... пять умножить на пять будет двадцать пять...» Сначала фразы и арифметические записи соотносятся целиком (пятью пять - 5 х 5 = 25), а позже больные переводятся на поэлементное соотнесение фразы с соответствующими элементами арифметической записи: пятью (5) пять (5) = двадцать пять (25). На следующем этапе таблица умножения (ее речевая форма) дается больному вразбивку, и он должен находить арифметические записи, соответствующие данной речевой формулировке. После отработки этой системы приемов можно переходить к другим приемам. Так, больной должен к заданному арифметическому выражению умножения чисел (например, 2x2) найти нужное речевое обозначение («дважды два»). Эти приемы также сначала осуществляются последовательно, а затем вразбивку.

Описанные методы направлены в основном на восстановление восприятия оптического образа цифры и ее наименования с опорой на сохранные кинестетический и слуховой анализаторы и включением сохранных форм речевой деятельности. Вся работа ведется под контролем сознания. Правильное последовательное использование этих средств при создании условий интериоризации заданных способов опознания чисел позволяет восстановить обобщенное и дифференцированное восприятие оптической структуры числа. Ниже мы остановимся на анализе методов и динамики восстановления счета в конкретном случае нарушения счета при поражении преимущественно затылочной области левого полушария мозга.
Анализ динамики и методов восстановления счета при оптической акалькулии.
У больной Р., ист.б. № 34285, удалена опухоль tentorium"a, киста подходила под кору нижней теменной доли. Нейропсихологическое исследование показало наличие височнотеменно-затылочного синдрома: акустико-мнестическая афазия, элементы семантической афазии, литеральная оптическая аграфия и алексия, теменно-затылочная акалькулия.
Дефекты оптического восприятия знаков (букв, цифр) проявлялись в заменах оптически сходных знаков, в дефектах восприятия их пространственной ориентации, а также в увеличении времени опознания знаков. Так, число 896 больная опознавала (читала) 9 сек. («Восемьдесят шесть... нет, не то!... восемьдесят девять... восемьсот шестьдесят шесть... нет, может быть восемьсот девяносто шесть, что ли? Но я не уверена»). Число 750 было прочитано как 739, число 5350 - как 585 и т.д. Число XI она прочитала как 51 (затем как IX), число XII - как 15 и т.д.
Счислительные операции нарушились вследствие распада знания таблицы умножения. Автоматизированный процесс воспроизведения таблицы умножения был замещен произвольным актом. Так, операцию умножения Зх7 она выполняла следующим образом: «Три умножить на семь будет двадцать восемь... Нет, что я...три на семь равно... кажется... восемнадцать... Ой, я все забыла?!» Вычитание было нарушено из-за дефектов пространственных представлений и разрядного строения числа. Задание от 45 отнять 18 она выполняла следующим образом: «Так, сорок пять отнять десять... сначала будет тридцать пять, а теперь отнять семь». На вопрос педагога: «Почему семь? Откуда Вы получили это число?» последовал ответ: «Ведь единицу-то мы уже отняли». Замечание педагога: «Но ведь это был один десяток» вызвало растерянность: «А как же мне быть дальше? (Пауза). Все-таки я думаю так: сорок пять минус десять будет тридцать пять, тридцать пять отнять семь... нет, не знаю». Восстановительное обучение в таких случаях ведется в направлении исправления дефектов оптического и оптико-пространственного восприятия. Обучение больной началось с восстановления дифференцированного зрительного восприятия чисел, так как улучшение процесса восприятия конфигурации цифры является основой восстановления процесса опознания числа и его называния. Сначала работа велась над распознаванием чисел, далеких по своей оптической конфигурации. С этой целью больная обучалась выполнению последовательных серий операций, которые в конечном итоге приводили ее к правильному ответу. Больной устно предлагалось число из первого десятка, которое она должна была «написать» в воздухе рукой, после этого она записывала его в тетрадь, находила такое же число среди других чисел, написанных на картонных карточках. После этих операций ей предлагалось выбрать наощупь (с закрытыми глазами) отрабатываемое число из 3 - 4 данных ей чисел и назвать его. Приведем пример.
Выписка из протокола

Педагог. Закройте глаза. Представьте себе, как пишется число три, как оно выглядит. Быстро «напишите» его в воздухе рукой.
Больная. Вот... (пишет правильно). Рука пишет сама, а я ничего не соображаю.
Педагог. Еще раз напишите. Так. Теперь быстро напишите в тетради это же число три.
Больная. Я забыла, как пишется три.
Педагог. Закройте глаза, снова быстро напишите число в воздухе.
Больная. А-а, так. (Быстро и правильно пишет число 3.) Вот... это три, три. И вот три. (Больная успешно отличила его от чисел 2, 7, 4, 6, записанных на карточках, лежавших в стопке.)
Педагог. Теперь что нужно делать?
Больная. Найти число наощупь. Вот. (Подает нужную карточку, выбрав ее из тех же чисел 2, 7, 4, 6, далеких по своему написанию от числа 3.)
Педагог. Посмотрите, правильно ли выполнили задание. Больная (смотрит на цифру). Правильно.
После этого число 3 подвергается вербальному анализу, отмечается, что главное в нем

  • это две полукруглые части, соединяющиеся только в одной точке. Полукруглые линии можно заменить ломаными, но количество частей и соединение их в одной точке остаются неизменными элементами этой цифры. Затем больной дается тот же ряд чисел, но с включением в него нескольких стилизованных «троек». Больная должна опознать все «тройки» и объяснить, в чем сходство и в чем различие.
Педагог. Найдите число 3 среди этих чисел. Больная. Вот (3), вот, вот... нет, а эти я не знаю. Затем больной дается натуральный ряд чисел от 1 до 10 с пропущенной тройкой.
Она находит место пропущенного числа и правильно его называет, находит его, ощупывает, записывает красным цветом в написанном ряду цифр.
Вся эта последовательная серия операций выполняется больной применительно и к другим числам первого десятка, в опознании которых она затрудняется. После отработки оптического восприятия отдельных чисел был применен метод вербального сравнительного анализа близких по своей структуре цифр. Сначала цифры сравнивались по парам: 2 и 8, 3 и 8, 9 и 6, 4 и 1, 1 и 7 и т.д. Затем несколько цифр сопоставлялись с одной цифрой, близкой им по графическом изображению. Например, дается цифра 8 и задание найти похожие и непохожие на восьмерку цифры. Выполнение задания: похожие
  • 8 (3, 5, 2,6), непохожие - 8 (4, 1). В следующем задании даются две цифры.
Педагог. Вот две цифры - 2 и 8. Расскажите, что у них общего. Для этого медленно начинайте писать число 2. (Больная медленно срисовывает число, и как только она изобразила изогнутую линию, педагог ее останавливает.)
Педагог. Теперь напишите число 8.
Больная начинает писать, и опять педагог останавливает ее, как только выведена такая же линия.

Так, с помощью медленного срисовывания чисел выделялась главная, общая часть двух отрабатываемых цифр. Затем красным карандашом больная дописала недостающие части этих двух цифр, обозначив тем самым разницу в элементах их оптической структуры.
Параллельно с приемами и упражнениями по восстановлению оптических образов чисел шла специальная работа по восстановлению их называния. В работе с этой больной оказалось достаточным применение метода выделения названия числа при порядковом счете. Эти упражнения проводятся следующим образом. Педагог. Разложите подряд числа от 1 до 10. (Больная правильно выполнила задание.) Называйте их тоже подряд. (Больная правильно назвала все числа.) Теперь называйте их по парам.
Больная. Один, два.
Педагог. Стоп. Назовите первую цифру.
Больная. Один.
Педагог. Как называется вторая?
Больная. Один, два.
Педагог. Первую цифру назовите про себя, а вторую громко.
Больная (шепотом произнесла слово «один»). Два, два, два. Два и один. А это один, два... нет, один. Два. Два и один.
В последующих упражнениях отрабатываемые названия закреплялись.
Педагог. Что у человека имеется по одному? Нос, например, один?
Больная. Да, один нос, один рот, один лоб, один голова, один тело, одно тело. Два... две руки, две ноги, два глаза, два уха.
Педагог. Смотрите на картинку, внимательно меня слушайте и повторяйте за мной. (Больная читает стихотворение и сопровождает чтение иллюстрациями):
Есть один нос. Это раз.
Есть и парочка глаз, как у вас.
Раз и два.
А на курточке смотри:
Пуговицы пришиты три.
Раз, два, три.
Ну, а пальцев пять
Я могу сосчитать.

Раз, два, три, четыре, пять. И т.д.
Подобные стихотворения заучивались, а вместе с ними всплывали и наименования чисел. Затем больной предлагали упражнения, в которых от нее требовалось нарисовать в тетради любые предметы по одному, по два, по три и так далее, в зависимости от отрабатываемых чисел. Нарисованное количество предметов должно было быть обозначено числом и его наименованием (например, 3 - три). Уже на четвертом занятии больная узнавала и называла все числа в пределах первого Десятка. Оставались затруднения лишь в различении оптически близких чисел - 8 и 3.
Выписка из протокола
Педагог предлагает больной найти названные им числа - два, восемь, пять, три, четыре, один, пять, шесть и т.д. Больная выполнила задание безошибочно. Небольшая задержка произошла при выборе цифры 2 - больная колебалась, какую цифру взять - 2 или 8. Затем больной предлагались числа, которые она должна была назвать. Больная правильно назвала все числа, допустив лишь одну ошибку:
После относительного восстановления у больной узнавания и называния чисел в пределах первого десятка работа с числами других десятков не представляла особых трудностей. Больная научилась этому в течение 5-7 последующих занятий.
Выписка из протокола
Больной было предложено составить (из карточек с написанными на них цифрами) заданные педагогом в устной форме числа. Больная относительно хорошо справилась с заданием.
После восстановления умения узнавать и называть числа можно было переходить к специальной работе над восстановлением осознания разрядного строения числа. Этот дефект у больной проявлялся в основном при чтении сложных чисел и особенно чисел с нулями. Для больной не представляло особых трудностей понимание состава чисел первого класса - класса единиц. Грубые ошибки появлялись при оценке чисел, состоящих из разрядов первого и второго классов: больная разбиралась в разрядах единиц, десятков, сотен, знала их место и соотношение, но разряды второго класса - тысячи, десятки тысяч и сотни тысяч - были недоступны ее пониманию.
Выписка из протокола
Больной дается число 385. Оно называется педагогом. От больной требуется указать место единиц, десятков и сотен. Больная правильно выполнила это задание. Затем больной дается число 12465 и то же задание. Больная не смогла ни назвать число, ни найти по названию нужные разряды.
Больная. Единицы я вот знаю - это в конце... а почему здесь единицы снова (2 единицы тысяч)... я не понимаю, что вы говорите.
Осознание разрядной структуры записи числа восстанавливалось у больной с трудом в течение всего периода обучения. Однако к концу обучения больная уже понимала значение нуля в числе, знала разряды второго класса и могла правильно написать и

прочитать любое число, состоящее из двух классов. Однако полного понимания внутреннего соотношения классов и разрядов между собой у больной не было. Полученные ею при обучении знания были несколько формальны.
Обучение началось с восстановления понимания взаимоотношений разрядов внутри первого класса. Для этого больная выполняла серию операций, позволяющих понять внутренний состав числа. Больной давалось число из первого десятка. Она должна была положить к нему соответствующее число палочек. Затем ей давалось двузначное число в пределах второго десятка. Она должна была его заменить нужным количеством палочек. Далее 10 палочек (десяток) заменялись пуговицей и т.д. Эти операции помогли больной осознать, что каждый следующий разряд в 10 раз больше предыдущего.
Затем проводились занятия с помощью разрядного строения числа. Все отрабатываемые числа больная должна была вписать в схему - каждое число на свое место. В начале обучения здесь возникли трудности: больная могла все число вписать на место какого-либо одного разряда. Тогда была использована опосредованная система записи: заданное число, замещавшееся соответствующими предметами - пуговицы (десятки) + палочки (единицы) или трехзначное число - спичечные коробки (сотни) + пуговицы (десятки) + палочки (единицы), так и зарисовывалось в схему, а затем подписывалось нужное число.
Параллельное включение в работу обычных, привычных для больной арифметических операций с числами - деления, умножения, сложения, вычитания - помогало осознанию разрядного строения числа. Операции с числами к этому периоду обучения стали протекать со значительно меньшим количеством ошибок без специальной работы над их восстановлением. Очень полезными для восстановления понимания разрядного строения чисел и операций с ними оказались упражнения, выполняемые с опорой на реальные деньги. С помощью этих упражнений больная хорошо усвоила значение разрядов, например, что медные деньги - это единицы, серебро - десятки, рубли (до 10 руб.) - сотни.
Больной давались для решения задачи, близкие к реальной жизненной ситуации. Например, ей предлагалось сосчитать общую стоимость покупок, якобы сделанных ею в продовольственном магазине: «Один килограмм крупы стоит 35 коп. Вы купили 0,5 кг этой крупы. 1 кг масла стоит 3 руб. 60 коп., вы купили 200 г. Сколько денег вы потратили? У вас было 3 руб. Сколько денег у вас осталось?» и т.д. Подобные задачи включались в программу обучения преимущественно в конце занятий и проходили на фоне уже восстановленных знаний о числе и операциях с ним. Однако небесполезным было использование этого рода упражнений и в середине обучения: прежний опыт и знакомая ситуация нередко помогают восстановлению счетных навыков. К концу обучения вольная относительно легко справлялась со всеми необходимыми операциями с числами.
Выписка из протокола
Больной предъявлялись числа для их называния. Она правильно назвала все числа: 5221051026 8 2144 и т.д.
+ + + + + + +
Затем больной было предложено составить числа из отдельных цифр, записанных на карточках. Она и это задание выполнила лишь с двумя ошибками.
96 82 105191014510579696 и т.д. + + 103 + + + 79966

Задание, в котором от больной требовалось разбить числа 138, 10520 по разрядам, она тоже выполнила правильно: 138 = 1 сотня 3 десятка, 8 единиц. 10520 = 10 тысяч, 5 сотен, 2 десятка, единиц нет - нуль.
За два месяца обучения больная научилась различать в зрительном восприятии близкие по оптической структуре числа. Были преодолены и ошибки называния чисел.
Для больной стали доступными также счетные операции с числами. Однако процесс опознания числа и его называния, а также счетные операции протекали медленно, больная нередко прибегала к развернутой форме деятельности.
Описанный случай восстановления функции счета может служить иллюстрацией к методам восстановления счета при легко выражение» теменно-затылочной акалькулии с преимущественными оптическими расстройствами.