Вербальные персеверации. Явление персеверации в психологии

Пирамидная система. Согласно традиционной точке зрения это основной механизм, реализующий

произвольные движения; начинается от моторных клеток Беца, находящихся в V слое моторной коры (4-е

поле), продолжается в виде корково-спинномозгового, или пирамидного, тракта, который переходит на

противоположную сторону в области пирамид и заканчивается на мотонейронах спинного мозга (на 2-м

нейроне пирамидного пути), иннервирующих соответствующую группу мышц.

К этим представлениям о пирамидной системе как об основном эфферентном механизме произвольных

Во-первых, не только 4-е поле является моторным. Это первичное моторное поле коры, разные участки

которого связаны с иннервацией различных групп мышц (см. схему «двигательного человечка» У.

Пенфилда и Г. Джаспера на рис. 11).

Как известно, первичное моторное поле коры больших полушарий характеризуется мощным развитием V

пирамиды») обладают специфическим строением и имеют самый длинный аксон в нервной системе

человека (его длина может достигать двух метров), заканчивающийся на мотонейронах спинного мозга.

Моторные клетки пирамидного типа обнаружены не только в 4-м поле, но и в 6-м и 8-м полях

прецентральной коры, и во 2, 1 и даже в 3-м полях постцентральной коры (и в ряде других областей коры).

Следовательно, пирамидный путь начинается не только от 4-го поля, как это пред-

полагалось ранее, а со значительно больших площадей коры больших полушарий. По данным П. Дууса (1997), только 40 % всех волокон пирамидного пути начинается в 4-м поле, около 20 % - в постцентральной извилине; остальные - в премоторной зоне коры больших полушарий. Раздражение 4-го поля вызывает сокращение соответствующих групп мышц на противоположной стороне тела. Иными словами, 4-е поле построено по соматотопическому принципу.

Во-вторых, установлено, что пирамидный путь содержит волокна различного типа (по диаметру и степени миелинизации). Хорошо миелинизированные волокна составляют не более 10 % всех пирамидных волокон, которые идут от коры к периферии. По-видимому, с их помощью осуществляется фазический (непосредственно исполнительный) компонент произвольных движений. Подавляющее большинство слабо миелинизированных волокон пирамидного пути имеет, вероятно, иные функции и регулирует прежде всего тонические (фоновые, настроечные) компоненты произвольных движений.

В-третьих, если ранее предполагалось, что существует единый пирамидный, или кортико-спинальный, путь (латеральный), который идет с перекрестом в зоне пирамид от коры больших полушарий к мотонейронам спинного мозга, то в настоящее время выделен другой кортико-спинальный путь (вентральный), идущий без перекреста в составе пирамид на той же стороне. Эти два пути имеют различное функциональное значение. Наконец, пирамидный путь оканчивается не непосредственно на мотонейронах, расположенных в передних рогах спинного мозга, как считалось ранее, а главным образом на промежуточных (или вставочных) нейронах, с помощью которых модулируется возбудимость основных мотонейронов и тем самым оказывается воздействие на конечный результат - произвольные движения.

Все эти данные свидетельствуют о сложности пирамидной системы как исполнительного механизма (рис. 31).

Следует отметить, что кроме 4-го моторного поля (о моторных функциях которого известно уже очень давно, после опытов Г. Фритча и Е. Гитцига, раздражавших у животных электрическим током эту зону мозга) у человека обнаружен еще целый ряд моторных зон, при стимуляции которых также возникают двигательные эффекты. Эти зоны, получившие название дополнительных моторных зон, описаны Г. Джаспером, У. Пенфилдом и другими крупнейшими физиологами.

Существуют две основные дополнительные моторные зоны коры. Одна из них находится вдоль края Сильвиевой борозды; ее стимуля-

Рис. 31. Строение пирамидной и экстрапирамидной систем:

FG-NG-ML-VP-SP - проводящие пути и переключения кожно-кинестетических рецепций; CS-BS-NR - связи коры мозга с мозжечком; CR-MN - корково-двигательный пирамидный путь; CR-NR-RTS - связи коры с ядрами ретикулярной формации; CR-SNR - связи коры с черной субстанцией; Str- подкорковые узлы больших полушарий (по Д.

ция вызывает движения рук и ног (как ипсилатеральных, так и контралатеральных). Другая расположена на внутренней медиальной поверхности полушарий кпереди от моторной зоны, в прецентральных отделах мозга. Раздражение этой зоны также приводит к различным двигательным актам.

Важно отметить, что при раздражении дополнительных моторных зон возникают не элементарные сокращения отдельных мышечных групп, а целостные комплексные движения, что говорит об их особом функциональном значении (У. Пенфилд, Г. Джаспер, 1958).

Описаны и другие дополнительные моторные зоны коры. Все эти данные говорят о том, что современные

знания о корковой организации произвольных движений еще далеко не полны.

Помимо моторных зон коры больших полушарий, раздражение которых вызывает движения, существуют и

такие зоны коры, раздражение которых прекращает уже начавшееся движение (подавляющие области

коры ). Они расположены кпереди от 4-го поля (поле 4s) на границе 4-го и 6-го полей; кпереди от 8-го поля

(поле 8s); кзади от 2-го поля (поле 2s) и кпереди от 19-го поля (поле 19s). На внутренней поверхности

полушария находится подавляющее поле 24s (см. рис. 4).

Поля 8s, 4s, 2s и 19s - это узенькие полоски, разграничивающие основные области коры, связанные с

проекциями ядер зрительного бугра на кору больших полушарий. Как известно, задние отделы коры (17, 18,

19-е поля) являются зоной проекции латерального коленчатого тела; сенсомоторная область - зона

проекции вентральных таламических ядер; префронтальная область - зона проекции ДМ-ядра зрительного

бугра. Таким образом, подавляющие полоски коры разграничивают сферы влияния разных реле-ядер

таламуса.

В коре больших полушарий имеются еще особые адверзивные зоны. Это области коры, хорошо известные

нейрохирургам и невропатологам. Их раздражение (электрическим током или болезненным процессом)

вызывает адверзивные эпилептические припадки (начинающиеся с адверзии - поворота туловища, глаз,

головы, рук и ног в сторону, противоположную расположению возбуждающего агента). Эпилепсия,

протекающая с припадками этого типа, известна как «эпилепсия Джексона».

Существуют две адверзивные зоны коры: премоторная и теменно-затылочная (поля 6, 8 и 19-е на границе с

37-м, 39-м полями). Предполагается, что эти поля коры участвуют в сложных реакциях, связанных с

вниманием к раздражителю, т. е. в организации сложных двигательных актов, опосредующих внимание к

определенному стимулу.

Персеверация

В человеческой жизни, как и в произведении искусства, можно найти немало орнаментальных мотивов, т. е. таких, которые когда-то были наполнены содержанием, но со временем превратились в стереотипно повторяющиеся украшения. Во время первой любви определенные слова бывают заряжены эмоционально-чувственным содержанием, символом которого они становятся, и которое иначе человек выразить не умеет; когда же чувства остывают, эти же самые слова становятся уже лишь пустыми, стереотипно повторяемыми декорациями.

В психопатологии явление точного повторения какого-либо фрагмента движения или речи, независимо от ситуации, называется, как уже упоминалось, персеверацией. Персеверации характерны для органических нарушений эпилепсии и шизофрении. Тенденция к повторению тех же самых функциональных структур - явление, распространенное среди всех живых организмов; на ней основывается выработка рефлексов, навыков и т. п. Ее следует трактовать как проявление ритмичности, характерное для самой жизни. Чем меньше имеется потенциальных функциональных структур, тем больше шансов проявления стереотипности. У животных с низкой степенью развития нервной системы чаще можно наблюдать стереотипное повторение одних и тех же форм активности, нежели у тех, кто стоит выше на эволюционной лестнице. А у высших животных и у человека проявления активности на уровне продолговатого мозга или ствола мозга значительно менее разнообразны по сравнению с теми, которые управляются на высшем интеграционном уровне центральной нервной системы, и в реализации этих активностей легче проследить персеверационный ритм, ибо число потенциальных функциональных структур, которыми располагают продолговатый мозг или ствол, несравненно меньше количества структур, которыми располагает кора мозга. Помимо бедности потенциальных функциональных структур при возникновении персевераций играет роль момент упорства («perseverare» означает «стоять на своем», «продолжать делать дальше»). В этом смысле персеверация является выражением тенденции живого организма к сохранению собственной функциональной структуры вопреки противодействию со стороны окружения. Стремление к сохранению собственного индивидуального порядка - основная особенность жизни.

Бедность потенциальных функциональных структур может быть обусловлена разными причинами. Одной из таких причин бывает повреждение центральной нервной системы. При моторной афазии больной повторяет одно и то же слово либо слог для выражения разного содержания, ибо не располагает другими функциональными структурами речи. При органических нарушениях ЦНС больной по любому пустяковому поводу реагирует стереотипно - плачет либо смеется (incontinentia emotionalis), так как иные мимические структуры для выражения печали или радости оказались стертыми, повторяет одни и те же фразы, поговорки, отдельные слова и слоги, так как других отыскать не в состоянии. При эпилептическом разряде, а в меньшей степени и при каждом сильном эмоциональном возбуждении значительная часть центральной нервной системы оказывается временно выключенной из нормальной активности, наступает преходящее редуцирование потенциальных функциональных структур; помимо задействованной при эпилептическом разряде или эмоциональном возбуждении структуры, образуется временная пустота. То, что было реализовано, повторяется стереотипным образом, например, какое-либо слово в упоении любви или же в состоянии гнева.

Иначе представляется дело в случае навязчивости; здесь повторяемая функциональная структура (мысль, действие, навязчивый страх) имеет характер ритуала. Ритуал выполняет функцию защиты перед неизвестным. Повторяя определенные действия или заклинания, которые непосвященному наблюдателю могут показаться бессмысленными, прокладывается путь в таинственном мире, который мог бы грозить гибелью, если сойти с этого пути (латинское «ritus» происходит от санскритского «ri» - идти, плыть). В социальной жизни наблюдается использование ритуала в таких ситуациях, в которых человек сталкивается с неизвестным, божеством, властителем, смертью и даже с любовью. В основе ритуала лежит магическое мышление, убеждение в том, что, если идти определенным, соответствующим этому мышлению путем, то ничего плохого не случится. Вместо того чтобы бояться неизвестного, мы боимся нарушения ритуала.

При неврозе навязчивости невротическая тревога кристаллизуется в определенных ситуациях, по видимости или на самом деле не имеющих ничего общего с их сущностью. Когда молодую мать преследует мысль, что она может сделать что-то плохое своему ребенку, и она прячет острые предметы, чтобы ненароком не осуществить свою мысль, то в этом казалось бы бессмысленном действии она замыкает, как в магическом круге, все свои страхи и тревоги, амбивалентные чувства, неуверенность в себе, связанные с материнством. Когда кто-то, выезжая куда-либо, в сотый раз проверяет, есть ли у него в кармане билет, то в этом навязчивом действии кристаллизуется его страх перед изменением ситуации или перед неизвестностью, страх, вызванный необходимостью путешествия. Больной, преследуемый навязчивым страхом запачкаться и чуть ли не каждую минуту моющий руки, чтобы уменьшить этот страх, стремится посредством этого ритуала очиститься, хотя бы на какой-то момент от телесности контактов с окружающим миром, который возбуждает в нем страх, так как на основе неудовлетворенного сексуального влечения каждое прикосновение для него насыщено телесностью и грехом.

Шизофреническая персеверация выражается в форме повторения тех же самых жестов, мин, поз тела, слов, обычно совершенно не связанных с актуальной ситуацией. Больной, например, каждую минуту гордо выпрямляется либо смеется, принимает грозное выражение лица либо со значением покашливает, повторяет одну и ту же фразу или выражение. Персеверация часто сразу же позволяет определить письменную или графическую продукцию как шизофреническую. Одно и то же выражение повторяется в разных местах текста; часто им бывает заполнена целая страница, а в рисунке повторяется один и тот же мотив. Один из пациентов краковской психиатрической клиники, художник, постоянно повторял в разных, часто неожиданных местах своих рисунков одну и ту же характерную фигуру, напоминающую пешку. По его представлению, она должна была означать «чиновника», т. е. символ порядка и организации, противостоящий дезорганизации. Во всех рисунках Э. Монселя повторяется один и тот же мотив: лица усатых мужчин, пристально, и. быть может даже грозно, глядящие на рассматривающего картину. На этом мотиве строится весь рисунок.

Бессмысленный жест, слово, гримаса лица и т. п. нередко, когда лучше узнают больного, приобретают смысл; более того, они становятся как бы квинтэссенцией его переживаний и даже всей его жизни. Пешки больного художника выражают его стремление к порядку; грозные лица Монселя - его чувство, что на него отовсюду смотрят глаза отца или Бога, сурово спрашивая, как он справляется со своей задачей. Иногда какое-нибудь персеверирующее движение руки или гримаса лица является для больного как бы ритуальным символом его отношения к миру и его миссии в нем. Это в чем-то аналогично биографиям выдающихся людей; вся их жизнь замыкается в одном произведении, героическом деянии, знаменитом высказывании.

В сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом;

Информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную память;

Происходит существенная перестройка ранее воспринятого содержания.

Воспроизведение носит избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности и актуальными переживаниями.
Различают произвольное и непроизвольное, а также непосредственное и отсроченное воспроизведения.

Инертность нервной системы

От лат.Inertia - неподвижность

Инертность нервной системы - особенность нервных процессов:

Заключающаяся в низкой подвижности протекания процессов в нервной системе;

Обусловленная трудностями в переключении условных раздражителей с положительного модуса на тормозной (и наоборот).

При патологических нарушениях инертность может выражаться в виде персеверации.

Интеллектуальная персеверация

Интеллектуальная персеверация - навязчивое воспроизведение одних и тех же (неадекватных) интеллектуальных операций, которое:

Появляется в виде серийных интеллектуальных действий: арифметический счет, установление аналогий, классификация;

Возникает при поражении коры лобных долей мозга (левого полушария), когда нарушается контроль за интеллектуальной деятельностью.

Моторная персеверация

Моторная персеверация - навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов. Различают:

Элементарную моторную персеверацию;

Системную моторную персеверацию; а также

Моторную речевую персеверацию.

Моторная речевая персеверация

Моторная речевая персеверация - моторная персеверация, которая:

Проявляется в виде многократных повторений одного и того же слога или слова в устной речи и при письме; и

Возникает как одно из проявлений эфферентной моторной афазии при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

Сенсорная персеверация

Сенсорная персеверация - навязчивое воспроизведение одних и тех же звуковых, тактильных или зрительных образов, которое возникает при поражении корковых отделов анализаторных систем.

Системная моторная персеверация

Системная моторная персеверация - моторная персеверация, которая:

Проявляется в многократном повторении целых программ движений; и

Возникает при поражении префронтальных отделов коры мозга.

Элементарная моторная персеверация

Элементарная моторная персеверация - моторная персеверация, которая:

Проявляется в многократном повторении отдельных элементов движения; и

Возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур.

/ 49c / 13 Нарушение произвольных движений

связанных со зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, вестибулярной афферентацией. Поражение

мозжечка сопровождается разнообразными двигательными расстройствами (прежде всего расстройствами

координации двигательных актов). Их описание составляет один из хорошо разработанных разделов

Поражение пирамидных и экстрапирамидных структур спинного мозга сводится к нарушению функций

мотонейронов, вследствие чего выпадают (или нарушаются) управляемые ими движения. В зависимости от

уровня поражения спинного мозга нарушаются двигательные функции верхних или нижних конечностей (на

одной или на обеих сторонах), причем все местные двигательные рефлексы осуществляются, как правило,

нормально или даже усиливаются вследствие устранения коркового контроля. Все эти нарушения движений также подробно рассматриваются в курсе неврологии.

Клинические наблюдения за больными, у которых имеется поражение того или иного уровня пирамидной или экстрапирамидной системы,

позволили уточнить функции этих систем. Пирамидная система ответственна за регуляцию дискретных, точных движений, полностью подчиненных произвольному контролю и хорошо афферентированных «внешней» афферентацией (зрительной, слуховой). Она управляет комплексными пространственно-организованными движениями, в которых участвует все тело. Пирамидная система регулирует преимущественно фазический тип движений, т. е. движения, точно дозированные во времени и в пространстве.

Экстрапирамидная система управляет в основном непроизвольными компонентами произвольных движений; к ним кроме регуляции тонуса (того фона двигательной активности, на котором разыгрываются фазические кратковременные двигательные акты) относятся:

♦ регуляция физиологического тремора;

♦ общая согласованность двигательных актов;

Экстрапирамидная система управляет также разнообразными двигательными навыками, автоматизмами. В целом экстрапирамидная система менее кортиколизована, чем пирамидная, и регулируемые ею двигательные акты в меньшей степени произвольны, чем движения, регулируемые пирамидной системой. Следует, однако, помнить, что пирамидная и экстрапирамидная системы представляют собой единый эфферентный механизм, разные уровни которого отражают разные этапы эволюции. Пирамидная система, как эволюционно более молодая, является в известной степени «надстройкой» над более древними экстрапирамидными структурами, и ее возникновение у человека обусловлено прежде всего развитием произвольных движений и действий.

Нарушения произвольных движений и действий

Нарушения произвольных движений и действий относятся к сложным двигательным расстройствам, которые в первую очередь связаны с поражением коркового уровня двигательных функциональных систем.

Этот тип нарушений двигательных функций получил в неврологии и нейропсихологии название апраксий. Под апраксиями понимаются такие нарушения произвольных движений и действий, которые не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами - параличами и парезами, явными нарушениями мышечного тонуса и тремора, хотя возможны сочетания сложных и элементарных двигательных расстройств.

Апраксиями обозначают прежде всего нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами.

История изучения апраксий насчитывает многие десятилетия, однако до настоящего времени эту проблему нельзя считать решенной окончательно. Сложности понимания природы апраксий нашли отражение в их классификациях. Наиболее известная классификация, предложенная в свое время Г. Липманном (H . Li ртапп, 1920) и признаваемая многими современными исследователями, выделяет три формы апраксий: идеаторную, предполагающую распад «идеи» о движении, его замысла; кинетическую, связанную с нарушением кинетических «образов» движения; идеомоторную, в основе которой лежат трудности передачи «идей» о движении в «центры исполнения движений». Первый тип апраксий Г. Липманн связывал с диффузным поражением мозга, второй - с поражением коры в нижней премоторной области, третий - с поражением коры в нижней теменной области. Другие исследователи выделяли формы апраксий в соответствии с пораженным двигательным органом (оральная апраксия, апраксия туловища, апраксия пальцев и т. п.) (Я. Несаеп, 1969 и др.) или с характером нарушенных движений и действий (апраксия выразительных движений лица, объектная апраксия, апраксия подражательных движений, апраксия походки, аграфия и т. д.) (J . М. Nielsen , 1946 и др.). До настоящего времени нет единой классификации апраксий. А. Р. Лурия разработал классификацию апраксий, исходя из общего понимания психологической структуры и мозговой организации произвольного двигательного акта. Суммируя свои наблюдения за нарушениями произвольных движений и действий, используя метод синдромного анализа, вычленяющий основной ведущий фактор в происхождении нарушений высших психических функций (включая и произвольные движения и действия), он выделил четыре формы апраксий (А. Р. Лурия, 1962, 1973 и др.). Первую он обозначил как кинестетическая апраксия. Эта форма апраксий, впервые описанная О. Ф.

Ферстером (О. Foerster , 1936) в 1936 году, а позже изучавшаяся Г. Хедом (Я. Head , 1920), Д. Денни-Брауном

(D . Denny - Brown , 1958) и другими авторами, возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры больших полушарий (т. е. задних отделов коркового ядра двигательного анализатора: 1, 2, частично 40-го полей преимущественно левого полушария). В этих случаях нет четких двигательных дефектов, сила мышц достаточная, парезов нет, однако страдает кинестетическая основа движений. Они становятся недифференцированными, плохо управляемыми (симптом «рука-лопата»). У больных нарушаются движения при письме, возможность правильного воспроизведения различных поз руки (апраксия позы); они не могут показать без предмета, как совершается то или иное действие (например, как наливают чай в стакан, как закуривают сигарету и т. п.). При сохранности внешней пространственной организации движений нарушается внутренняя проприоцептивная кинестетическая афферентация двигательного акта.

При усилении зрительного контроля движения можно в определенной степени скомпенсировать. При поражении левого полушария кинестетическая апраксия обычно носит двухсторонний характер, при поражении правого полушария - чаще проявляется только в одной левой руке.

Вторая форма апраксий, выделенная А. Р. Лурия, - пространственная апраксия, или апрактоагнозия, - возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры на границе 19-го и 39-го полей, особенно при поражении левого полушария (у правшей) или при двухсторонних очагах. Основой данной формы апраксий является расстройство зрительно-пространственных синтезов, нарушение пространственных представлений («верх-низ», «правое-левое» и т. д.). Таким образом, в этих случаях страдает зрительно-пространственная афферентация движений. Пространственная апраксия может протекать и на фоне сохранных зрительных гностических функций, но чаще она наблюдается в сочетании со зрительной оптико-пространственной агнозией. Тогда возникает комплексная картина апрактоагнозии. Во всех случаях у больных наблюдаются апраксия позы, трудности выполнения пространственно-ориентированных движений (например, больные не могут застелить постель, одеться и т. п.). Усиление зрительного контроля за движениями им не помогает. Нет четкой разницы при выполнении движений с открытыми и закрытыми глазами. К этому типу расстройств относится и конструктивная апраксия - трудности конструирования целого из отдельных элементов (кубики Кооса и т. п.). При левостороннем поражении теменно-затылочных отделов коры

нередко возникает оптико-пространственная аграфия из-за трудностей правильного написания букв, различно ориентированных в пространстве.

Третья форма апраксий - кинетическая апраксия - связана с поражением нижних отделов премоторной области коры больших полушарий (б-го, 8-го полей - передних отделов «коркового» ядра двигательного анализатора). Кинетическая апраксия входит в премоторный синдром, т. е. протекает на фоне нарушения автоматизации (временной организации) различных психических функций. Проявляется в виде распада «кинетических мелодий», т. е. нарушения последовательности движений, временной организации двигательных актов. Для этой формы апраксии характерны двигательные персеверации (элементарные персеверации - по определению А. Р. Лурия), проявляющиеся в бесконтрольном продолжении раз начавшегося движения (особенно серийно выполняемого; рис. 36, А ).

Рис. 36. Персеверации движений у больных с поражением передних отделов

А - элементарные персеверации движений при рисовании и письме у больного с массивной внутримозговой опухолью

левой лобной доли: а - рисование круга, б - написание цифры 2, в - написание цифры 5;

Б - персеверации движений при рисовании серий фигур у больного с внутримозговой опухолью левой лобной доли

Эта форма апраксии изучалась рядом авторов - К. Кляйстом (К. Kleist , 1907), О. Ферстером (О. Foerster , 1936) и др. Особенно подробно она исследовалась А. Р. Лурия (1962, 1963, 1969, 1982 и др.), установившим при данной форме апраксии общность нарушений двигательных функций руки и речевого аппарата в виде первичных трудностей автоматизации движений, выработки двигательных навыков. Кинетическая апраксия проявляется в нарушении самых различных двигательных актов: предметных действий, рисования, письма, - в трудности выполнения графических проб, особенно при серийной организации движений (динамическая апраксия ). При поражении нижне-премоторных отделов коры левого полушария (у правшей) кинетическая апраксия наблюдается, как правило, в обеих руках.

Четвертая форма апраксии - регуляторная или префронтальная апраксия - возникает при поражении конвекситальной префронтальной коры кпереди от премоторных отделов; протекает на фоне почти полной сохранности тонуса и мышечной силы. Она проявляется в виде нарушений программирования движений, отключения сознательного контроля за их выполнением, замены нужных движений моторными шаблонами и стереотипами. При грубом распаде произвольной регуляции движений у больных наблюдаются симптомы эхопраксии в виде бесконтрольных подражательных повторений движений экспериментатора. При массивных поражениях левой лобной доли (у правшей) наряду с эхопраксией возникает эхолалия - подражательные повторения услышанных слов или фраз.

Для регуляторной апраксии характерны системные персеверации (по определению А. Р. Лурия), т. е. персеверации всей двигательной программы в целом, а не ее отдельных элементов (рис. 36, Б ). Такие больные после письма под диктовку на предложение нарисовать треугольник обводят контур треугольника движениями, характерными для письма, и т. п. Наибольшие трудности у этих больных вызывает смена программ движений и действий. В основе этого дефекта лежит нарушение произвольного контроля за осуществлением движения, нарушение речевой регуляции двигательных актов. Данная форма апраксии наиболее демонстративно проявляется при поражении левой префронтальной области мозга у правшей. Классификация апраксии, созданная А. Р. Лурия, основана главным образом на анализе нарушений двигательных функций у больных с поражением левого полушария головного мозга. В меньшей степени исследованы формы нарушения произвольных движений и действий при поражении различных корковых зон правого полушария; это - одна из актуальных задач современной нейропсихологии.

Из произведений А. Р. Лурия

Легко видеть, что все эти механизмы, играющие центральную роль в построении различных по сложности видов произвольного движения, создают новое представление о произвольном движении как о сложной функциональной системе, в деятельность которой, наряду с передними центральными извилинами (являющимися лишь «выходными воротами» двигательного акта), вовлекается большой набор корковых зон, выходящих за пределы передних центральных извилин и обеспечивающих (вместе с соответствующими подкорковыми аппаратами) нужные виды афферентных синтезов. Такими разделами, принимающими интимное участие в построении двигательного акта, являются постцентральные отделы коры (обеспечивающие кинестетические синтезы), теменно-затылочные отделы коры (обеспечивающие зрительно-пространственные синтезы), премоторные отделы коры (играющие существенную роль в обеспечении синтеза последовательных импульсов в единую кинетическую мелодию) и, наконец, лобные отделы мозга, несущие важные функции в подчинении движений исходному намерению и в сличении полученного эффекта действия с исходным намерением.

Естественно поэтому, что поражение каждой из упомянутых областей может приводить к нарушению произвольного двигательного акта. Однако столь же естественно, что нарушение произвольного двигательного акта при поражении каждой из этих зон будет носить своеобразный, отличающийся от других нарушений характер. (А. Р. Лурия. Мозг человека и психические процессы. - М.: Педагогика, 1970. - С. 36-37. )

Рис. 37. Дифференциация коры головного мозга человека в соответствии с таламо-кортикальными проекциями.

А - конвекситальная; Б - медиальная поверхности правого полушария: 1 - центральная область коры, получающая проекции от передневентрального и латерально-вентрального ядер таламуса; 2 - центральная область коры, получающая проекции от задневентрального ядра; 3 - лобная область коры, получающая проекции от дорсомедиального ядра; 4 - теменно-височно-затылочная область коры, получающая проекции от латерально-дорсального и латерально-заднего ядер; 5 - теменно-височно-затылочная область коры, получающая проекции от подушки зрительного бугра; 6 - затылочная область коры, получающая проекции от наружного коленчатого тела; 7 - надвисочная область коры, получающая проекции от внутреннего коленчатого тела; 8 - лимбическая область коры, получающая проекции от передних ядер зрительного бугра; CF - центральная борозда (по Т . Риилю )

Апраксии – это нарушение произвольных движений и действий при поражении коры головного мозга, не сопровождающееся четкими элементарными двигательными расстройствами (парезы, параличи, нарушение тонуса и т.д.).

Лурия выделил 4 вида апраксий, которые зависят от фактора поражения:

Кинестетическая апраксия. Нижняя теменная зона. 1, 2 и частично 40 поля. Преимущественно левое полушарие. Нарушается аферентация. Человек не получает обратную связь. Страдает праксис позы (невозможность придать части тела нужного положения). Не чувствует расположение пальцев руки и т.д. «Рука-лопата». Нарушаются все предметные действия, письмо, не может правильно взять ручку. Проба: апраксия - поза (показываем позы руки, Больной должен повторить). Усиление зрительного контроля помогает. С закрытыми глазами – недоступно.

Кинетическая апраксия. Нижние отделы премоторной области (нижний лоб). Нарушено плавное переключение с одной операции на другую. Элементарные персеверации – начав движение, Больной застревает (повтор операции). Нарушение письма. Осознают свою несостоятельность. Проба: кулак – ладонь – ребро; заборчики.

Пространственная апраксия. Теменно-затылочные отделы, особенно при левых очагах. Нарушены зрительно-пространственные контакты движений. Трудность выполнения пространственных движений: одеться, приготовить еду и т.д. Бытовая жизнь сложна. ПробыХэда: повторить движение. Возникает оптико-пространственная аграфия. Элементы букв. Невозможность соотнести свое тело с окружающим миром.

Регуляторная апраксия. Префронтальные отделы мозга. Нарушение речевой регуляции. Страдает контроль за протеканием движений и действий. Больной не может справиться с двигательными заданиями. Возникают системные персеверации (повторение всего действия). Сложность усвоения программы. Теряются навыки. Есть шаблоны и стереотипы, которые остаются. Результат с замыслом не сличаются.

Особенностью структуры коры больших полушарий является расположение нервных клеток в шесть слоев, лежащих друг над другом.

первый слой - lamina zonalis, зональный (краевой) слой или молекулярный - беден нервными клетками и образован в основном сплетением нервных волокон

второй - lamina granularis externa, наружный зернистый слой - называется так из-за наличия в нем густо расположенных мелких клеток, диаметром 4-8 мк,имеющих на микроскопических препаратах форму круглых, треугольных и многоугольных зерен

третий - lamina pyramidalis, пирамидальный слой - имеет большую толщину, чем первые два слоя. В нем содержатся пирамидные клетки разной величины

четвертый - lamina dranularis interna, внутренний зернистый слой - подобно второму слою, он состоит из мелких клеток. Этот слой в некоторых участках коры больших полушарий взрослого организма может отсутствовать; так, например, его нет в моторной области коры

пятый - lamina gigantopyramidalis, слой больших пирамид (гигантские клетки Беца) - от верхней части этих клеток отходит толстый отросток - дендрит, многократно ветвящийся в поверхностных слоях коры. Другой длинный отросток - аксон - больших пирамидных меток уходит в белое вещество и направляется к подкорковым ядрам или к спинному мозгу.

шестой - lamina multiformis, полиморфный слой (мультиформный) - состоит из клеток треугольной формы и веретенообразных

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Мир Психологии

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ

Персеверация (от лат. perseveratio - упорство) - навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей. Различают моторные, сенсорные и интеллектуальные П.

Моторные Персеверация - возникают при поражении передних отделов больших полушарий головного мозга и проявляются либо в многократном повторении отдельных элементов движения (напр., при написании букв или при рисовании); такая форма П. возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур и носит название «элементарной» моторной П. (по классификации А.Р. Лурия, 1962); либо в многократном повторении целых программ движений (напр., в повторении движений, необходимых для рисования, вместо движений письма); такая форма П. наблюдается при поражении префронтальных отделов коры головного мозга и называется «системной» моторной П. Особую форму моторных П. составляют моторные речевые П., которые возникают как одно из проявлений эфферентной моторной афазии в виде многократных повторений одного и того же слога, слова в устной речи и при письме. Данная форма моторных П. возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

Сенсорные Персеверации возникают при поражении корковых отделов анализаторов и проявляются в виде навязчивого повторения звуковых, тактильных или зрительных образов, увеличения длительности последействия соответствующих раздражителей.

Интеллектуальные Персеверация возникают при поражении коры лобных долей мозга (чаще левого полушария) и проявляются в виде повторения неадекватных стереотипных интеллектуальных операций. Интеллектуальные П., как правило, появляются при выполнении серийных интеллектуальных действий, напр. при арифметическом счете (от 100 отнимать по 7, пока ничего не останется, и т.п.), при выполнении серии задач на аналогии, классификацию объектов и т.д., и отражают нарушения контроля за интеллектуальной деятельностью, ее программирования, свойственные «лобным» больным. Интеллектуальные П. характерны и для умственно отсталых детей как проявление инертности нервных процессов в интеллектуальной сфере. См. также о персеверирующих образах в статье Представления памяти. (Е.Д. Хомская)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Персеверация (лат. persevero – упорно держаться, продолжаться)

  • термин C Neisser (1884), обозначает «устойчивое повторение или продолжение однажды начатой деятельности, например, повторение какого-либо слова в письменной или устной речи в неадекватном контексте». Обычно чаще имеется в виду персеверация мышления, когда пациент на последующие вопросы повторяет ответ на последний из предыдущих. Так, ответив на вопрос о его фамилии, пациент на другие, новые вопросы продолжает называть свою фамилии.
  1. моторные персеверации,
  2. сенсорные персеверации и
  3. эмоциональные персеверации.
  • спонтанные и многократные повторения уже сказанного, сделанного чаще обозначают термином итерации, а воспринятого или пережитого - термином эхомнезия;
  • тенденция продолжать следовать определённой модели поведения, при этом подразумевается, что эта тенденция сохраняется до тех пор, пока она не осознаётся индивидом как неадекватная.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Персеверация (лат. persevezo - упорно держаться, продолжаться) - склонность к застреванию в речи, мышлении, «устойчивое повторение или продолжение однажды начатой деятельности, например, повторение какого-либо слова в письменной или устной речи в неадекватном контексте». Помимо персеверации в мышлении различают также моторные, сенсорные и эмоциональные персеверации.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Персеверации (от лат. persevero, perseveratum – продолжаться, упорно держаться) - патологическое повторение слов или действий. Характерно для поражения премоторных зон больших полушарий.

Персеверации двигательные - нарушения двигательных навыков в связи с инертностью стереотипов и обусловленные этим трудности переключения от одного действия к другому, возникающие при поражении премоторной зоны коры больших полушарий. Особенно отчетливы П.д. в контрлатеральной патологическому очагу руке, но при поражении левой премоторной зоны они могут проявляться и в обеих руках.

Персеверации мышления - расстроенное мышление, при котором неоднократно повторяются определенные представления, мысли. При этом возникают трудности переключения с одной мысли на другую.

Персеверации речевые - проявление эфферентной моторной афазии в виде повторений в речи отдельных фонем, слогов, слов, коротких фраз. Характерно для поражения премоторной зоны лобной доли доминантного полушария мозга.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Персеверация - имеется несколько распространенных способов употребления; все они содержат представление о тенденции сохраняться, упорно продолжаться.

  1. Тенденция продолжать следовать определенной модели поведения. Часто используется с коннотацией, что такая персеверация продолжается до тех пор, пока она уже становится неадекватной. Ср. со стереотипией.
  2. Тенденция повторять, с патологическим упорством, слово или фразу.
  3. Тенденция определенных воспоминаний, или идей, или поведенческих актов повторяться без любого (явного) стимула для этого. Этот термин неизменно несет в себе отрицательный смысл. Ср. здесь с настойчивостью.

предметная область термина

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ - необоснованное многократное повторение одного и того же движения, моторного действия вопреки намерению

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ МОТОРНАЯ - навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов (например, написание букв или рисование). Различаются:

  1. персеверация моторная элементарная - проявляемая в многократном повторении отдельных элементов движения и возникающая при поражении премоторных отделов коры мозга (мозг головной: кора) и нижележащих подкорковых структур;
  2. персеверация моторная системная - проявляемая в многократном повторении целых программ движений и возникающая при поражении префронтальных отделов коры мозга;
  3. персеверация моторная речевая - проявляемая в многократном повторении одного и того же слога или слова (в речи устной и при письме), возникающая как одно из проявлений эфферентной моторной афазии при поражении нижних отделов премоторной области коры полушария левого (у правшей).

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ СЕНСОРНАЯ - навязчивое воспроизведение одних и тех же звуковых, тактильных или зрительных образов, возникающее при поражении корковых отделов анализаторных систем мозга головного.

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ - бессознательная модификация и искажение предшествующего опыта с тем, чтобы сделать его соответствующим настоящим потребностям. См. Конфабуляция, которая может содержать или не содержать коннотацию бессознательности.

персеверация

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 .

Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 .

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 .

Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 .

Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005 .

Смотреть что такое «персеверация» в других словарях:

персеверация - упорство, повторение Словарь русских синонимов. персеверация сущ., кол во синонимов: 2 повторение (73) … Словарь синонимов

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - (от лат. perseveratio упорство) стереотипное повторение у человека какого либо психического образа, действия, высказывания или состояния. Наблюдается, напр., при сильном утомлении; может быть проявлением заболевания центральной нервной системы … Большой Энциклопедический словарь

Персеверация - (от лат. регseveratio упорство) навязчивое воспроизведение одних и тех же движений, мыслей, представлений. Выделяют моторные, сенсорные и интеллектуальные персеверации … Психологический словарь

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - (от лат. perseverantia – упорство) упорство, в особенности упорное возвращение представления, находящегося в сознании, напр. постоянное вспоминание мелодии. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

Системные персеверации

Персевера́ция (лат. perseveratio - настойчивость, упорство) - устойчивое повторение какой-либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения (в зависимости от этого выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации). Например, упорное повторение какого-либо слова в устной или письменной речи.

Персеверация речи - «застревание» в сознании человека одной какой-нибудь мысли или одного несложного представления и неоднократное и монотонное их повторение в ответ, например, на вопросы, которые не имеют к первоначальным совсем никакого отношения.

Моторные персеверации - навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов (написание букв или рисование). Различают «элементарную» моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении отдельных элементов движения и возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур; и «системную» моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении целых программ движений и возникает при поражении префронтальных отделов коры мозга. Выделяют также моторную речевую персеверацию, которая проявляется в виде многократных повторений одного и того же слога или слова в устной речи и при письме и возникает как одно из проявлений эфферентной моторной афазии - при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

Особенности течения персеверации во взрослом и детском возрасте. Лечение отклонения

Персеверация – явление психологического, психического или нейропатологического характера, характеризующееся навязчивым, частым повторением физического действия, слова либо целой фразы в письменной или устной речи, а также – определенных эмоций.

В зависимости от характера проявления различают:

  • Персеверацию мышления. Характеризуется увязыванием в сознании человека конкретной мысли или простого несложного представления, которое часто проявляется в вербальном общении. Персеверативной фразой или словом человек может отвечать на вопросы, совершенно не имеющие к ней никакого отношения, проговаривать ее вслух с самим собой и так далее. Классическим проявлением персеверации мышления служит постоянное возвращение к теме разговора, которая уже была закрыта и считается решенной,
  • Моторную персеверацию. Этиология моторной персеверации связана с физическим повреждением премоторных ядер коры головного мозга и моторных подкоркового слоя. Такой вид персеверации выражается в повторении одного физического движения многократно – элементарная моторная персеверация или целого комплекса движений с четким алгоритмом – системная моторная персеверация.

В отдельный подвид моторной персеверации можно вывести также моторную речевую персеверацию, когда человек повторяет одно и то же слово или пишет его. Для этого вида отклонения характерно поражение нижних отделов премоторных ядер коры левого полушария у правшей и правого – у левшей.

Основополагающие факторы и особенности генеза персеверативных отклонений

Неврологическая этиология персеверации является самой распространенной, она характеризуется широким кругом нетипичного поведения личности на почве физического повреждения полушарий головного мозга, что обуславливает дисфункцию в переключениях с одного вида деятельности на другой, изменению хода мысли, алгоритма действий для выполнения какой-то задачи и так далее, когда персеверативная составляющая доминирует над объективными действиями или мыслями.

К причинам возникновения персеверации, на фоне нейропатологии можно отнести:

  • черепно-мозговая травма головного мозга с преимущественным повреждением областей боковых орбитофронтальных участков коры или ее префронтальной выпуклости,
  • как следствие афазии (афазия – патологическое состояние, при котором происходят отклонения в речи человека, которая уже была сформирована ранее. Происходит по причине физического повреждения речевых центров в коре головного мозга в результате черепно-мозговых травм, опухолей, энцефалитов),
  • перенесенные локализованные патологии в области лобных долей коры головного мозга, аналогичные афазийным.

Персеверация в психологии и психиатрии отражает течение отклонения на фоне психологических дисфункций у человека и, как правило, является дополнительным признаком сложных синдромов и фобий.

Возникновение персеверации у человека, не перенесшего черепно-мозговых травм и тяжелых стрессов может служить первым признаком развития не только психологических, но психических отклонений.

Основными этиологическими факторами психологического и психопатологического направлений в развитии персеверативных проявлений, могут являться:

  • навязчивость и высокая избирательность отдельных интересов, что наиболее характерно для лиц с аутическим спектром отклонений,
  • ощущение недостатка внимания на фоне гиперактивности может стимулировать проявление персеверации как защитный компенсирующий феномен, направленный на привлечение внимания к себе или своему роду деятельности,
  • настойчивость к постоянному обучению и стремлению познать новое может привести к зацикливанию одаренных лиц на конкретном суждении или роде деятельности. Грань между упорством и персеверацией весьма размыта,
  • комплекс симптомов обсессивно-компульсивного расстройства часто включает в себя развитие персеверативных отклонений.

Обсессивно-компульсивное расстройство – одержимость идеей, которое заставляет человека проводить определенные физические действия (компульсии) по причине навязчивых мыслей (обсессий). Ярким примером обсессивно-компульсивного расстройства является частое мытье рук в страхе заразиться страшным инфекционным заболеванием или прием разных препаратов с целью профилактики возможных болезней.

Независимо от этиологических факторов, персеверацию нужно дифференцировать от обсессивно-компульсивного расстройства, обычных привычек человека, а также – от склеротических расстройств памяти, когда человек повторяет одни и те слова или действия по причине забывчивости.

Особенности персеверативных отклонений в детском возрасте

Проявление персевераций в детском возрасте является очень частым явлением в силу особенностей детской психологии, физиологии и достаточно активной сменой жизненных ценностей ребенка на разных этапах взросления. Это создает определенные сложности в отличии персеверативных симптомов от умышленных действий ребенка, а также – камуфлирует проявление признаков более серьезных психических патологий.

В целях раннего определения психических отклонений у своего ребенка, родителям стоит более внимательно относиться к проявлению персеверативных признаков, наиболее частыми из которых являются:

  • регулярное повторение одних и тех же фраз независимо от ситуации и поставленного вопроса,
  • наличие определенных действий, повторяющихся регулярно: трогание какого-то места на теле, почесывание, узконаправленная игровая деятельность и так далее,
  • рисование одних и тех же объектов, многократная запись одного и того же слова,
  • регулярно повторяющиеся просьбы, необходимость выполнения которых сомнительна в рамках конкретной ситуации.

Помощь при персеверативных отклонениях

Основу лечения персеверативных отклонений всегда составляет комплексный психологических подход с чередующимися этапами. Скорее, это – метод проб и ошибок, чем стандартизованный алгоритм лечения. При наличии неврологических патологий головного мозга, лечение сочетают с соответствующей медикаментозной терапией. Из препаратов используют группы слабых седативных средств центрального действия, с обязательным использованием ноотропов на фоне поливитаминизации.

Основные этапы психологической помощи при персеверации, которые могут, как чередоваться, так и применятся последовательно:

  1. Стратегия ожидания. Основополагающий фактор в психотерапии персеверации. Заключается в ожидании каких-либо изменений в характере отклонений вследствие использования каких-либо терапевтических мероприятий. Такая стратегия объясняется устойчивостью симптомов отклонения к исчезновению.
  2. Профилактическая стратегия. Нередко персеверация мышления порождает моторную, и эти два вида начинают существовать в совокупности, что позволяет своевременно предупредить такой переход. Суть метода заключается в ограждении человека от той физической деятельности, о которой он говорит чаще всего.
  3. Стратегия перенаправления. Физическая или эмоциональная попытка специалиста отвлечь пациента от навязчивых мыслей или действий, путем резкой смены темы разговора в момент очередного персеверативного проявления, смены характера действий.
  4. Стратегия лимитирования. Такой метод позволяет последовательно снизить персеверативную привязанность путем ограничения человека в его действиях. Лимит допускает навязчивую деятельность, но в строго определенных объемах. Классическим примером является допуск к компьютеру на строго отведенное время.
  5. Стратегия резкого прекращения. Направлена на активное исключение персеверативных привязанностей с помощью шокового состояния пациента. Примером могут служить неожиданные, громкие высказывания «Все! Этого нет! Это не существует!» или визуализация вреда от навязчивых действий или мыслей.
  6. Стратегия игнорирования. Попытка полного игнорирования персеверативных проявлений. Метод очень хорош, когда этиологическом фактором нарушения послужил недостаток внимания. Не получая желаемого эффекта, пациент попросту не видит смысла в своих действиях,
  7. Стратегия понимания. Попытка узнать истинный ход мыслей пациента в момент отклонений и при их отсутствии. Зачастую это помогает самому пациенту привести в порядок свои действия и мысли.

непроизвольное, назойливо повторяющееся циклическое повторение или настойчивое воспроизведение некоего действия, движения, представления, идеи мысли или переживания, - часто вопреки сознательному намерению. Тенденция воспроизводимых представлений к возвращению.

Выделяются персеверации моторные, эмоциональные, сенсорные и интеллектуальные - в сферах двигательной, эмоциональной, сенсорно-перцептивной и интеллектуальной соответственно.

Склонность к персеверациям часто наблюдается в клинике локальных поражений мозга головного, при речевых, двигательных и эмоциональных расстройствах; персеверации возможны также при отвлечении внимания или в состояниях острого переутомления (-> утомление).

Предполагается, что в основе персеверации лежат процессы циклического возбуждения нейронных структур, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ

лат. persevezo - упорно держаться, продолжаться) . Склонность к застреванию в речи, мышлении, "устойчивое повторение или продолжение однажды начатой деятельности, например, повторение какого-либо слова в письменной или устной речи в неадекватном контексте". Помимо персеверации в мышлении различают также моторные, сенсорные и эмоциональные персеверации.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ

от лат. perseveratio -упорство) - навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей. Различают моторные, сенсорные и интеллектуальные П.

Моторные П. возникают при поражении передних отделов больших полушарий головного мозга и проявляются либо в многократном повторении отдельных элементов движения (напр., при написании букв или при рисовании); такая форма П. возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур и носит название ""элементарной"" моторной П. (по классификации А. Р. Лурия, 1962); либо в многократном повторении целых программ движений (напр., в повторении движений, необходимых для рисования, вместо движений письма); такая форма П. наблюдается при поражении префрон-тальных отделов коры головного мозга и называется "системной* моторной П. Особую форму моторных П. составляют моторные речевые П., которые возникают как одно из проявлений эфферентной моторной афазии в виде многократных повторений одного и того же слога, слова в устной речи и при письме. Данная форма моторных П. возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

Сенсорные П. возникают при поражении корковых отделов анализаторов и проявляются в виде навязчивого повторения звуковых, тактильных или зрительных образов, увеличения длительности последействия соответствующих раздражителей.

Интеллектуальные П. возникают при поражении коры лобных долей мозга (чаще левого полушария) и проявляются в виде повторения неадекватных стереотипных интеллектуальных операций. Интеллектуальные П., как правило, появляются при выполнении серийных интеллектуальных действий, напр, при арифметическом счете (от 100 отнимать по 7, пока ничего не останется, и т. п.), при выполнении серии задач на аналогии, классификацию объектов и|г. д., и отражают нарушения контроля за интеллектуальной деятельностью, ее программирования, свойственные "лобным" больным. Интеллектуальные П. характерны и для умственно отсталых детей как проявление инертности нервных процессов в интеллектуальной сфере. См. также о персеверирующих образах в статье Представления памяти. (Е. Д. Хомская.)

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ

упорно повторяющееся непроизвольное, назойливое возобновление у человека какого-либо образа, мысли, действия или психического состояния, часто вопреки его воле. Можно говорить о персеверации памяти, движения, мышления. По своему содержанию персеверация близка к навязчивым психическим состояниям.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ

perseveration) - 1. Постоянное повторение человеком каких-либо действий, которое не позволяет ему обратить внимание на возникновение новых ситуаций и возможность осуществления иных действий. Персеверация является симптомом органического поражения головного мозга, иногда она может свидетельствовать о развитии у человека обсессивного невроза. 2. Состояние, при котором человек четко различает изображение какого-то предмета, несмотря на дейсвительное его отсутствие. Данное состояние может свидетельствовать наличии у человека серьезного психиологического расстройства.

Персеверация

Словообразование. Происходит от лат. регseveratio - упорство.

Специфика. Навязчивое воспроизведение одних и тех же движений, мыслей, представлений.

Моторные персеверации,

Сенсорные персеверации,

Интеллектуальные персеверации.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ

Имеется несколько распространенных способов употребления; все они содержат представление о тенденции сохраняться, упорно продолжаться. 1. Тенденция продолжать следовать определенной модели поведения. Часто используется с коннотацией, что такая персеверация продолжается до тех пор, пока она уже становится неадекватной. Ср. со стереотипией. 2. Тенденция повторять, с патологическим упорством, слово или фразу. 3. Тенденция определенных воспоминаний, или идей, или поведенческих актов повторяться без любого (явного) стимула для этого. Этот термин неизменно несет в себе отрицательный смысл. Ср. здесь с настойчивостью.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ

Персеверация

1) (от лат. perseveratio «упорство») – тенденция следования определенной модели поведения, до тех пор, пока она становится неадекватной.

Генерал был такого рода человек, которого хотя и водили за нос… но зато уже, если в голову ему западала какая-нибудь мысль, то она там была все равно, что железный гвоздь: ничем нельзя было ее оттуда вытребовать (Н. Гоголь, Мертвые души).

Если он не ладил с кем, то не ладил на всю жизнь, не признавая необходимости приноравливаться к чьему бы то ни было характеру (А. Дружинин, Полинька Сакс).

Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке (Аристотель).

Ср. лабильность.

2) тенденция определенных воспоминаний, идей или поведенческих актов, навязчивых образов, состояний повторяться без явного стимула для этого, их стереотипное повторение, в частности, при сильном утомлении, в дремотном состоянии. Ср. переживания Бориса Годунова, вспоминающего об убийстве царевича Димитрия: И все тошнит, и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах… (А. Пушкин, Борис Годунов). Ср. навязчивые состояния.

анонимно , Мужчина, 5 лет

Здравствуйте! Мой ребенок примерно в 4,5 года начал во время разговора повторять окончания слов (последние слоги) по нескольку раз. например: "девочка собирается-тся-тся-тся" или "картошка-шка", его "звали-ли". Сейчас ему 5,5 и ситуация не изменилась. Иногда этого не происходит, не могу проследить закономерность (не связано ни с волнением, ни с утомлением, просто чаще это явление наблюдается, а иногда нет). Мнения логопедов разделились. Одна сказала, что это форма заикания, но она с такой проблемой не работает, другая - что это не заикание, а персерверация, то есть связано с мышлением, но тоже не знает, чем можно помочь ребенку. В целом он разговаривает неплохо, есть небольшие дефекты звукопроизношения ("р" то горлом, то языком говорит, иногда путает "ш,ж" и "с,з", не всегда четко произносит "л" и есть аграмматизмы).У меня вопрос в связи с этим. Являются такие повторы заиканием или персерверацией и чем можно помочь ребенку?

Здравствуйте. Мне немного сложно ответить Вам, потому что непосредственно с и итерациями (персервацией) я не работаю. Потом, опять же, как большинство мам. вы ничего не сообщаете об анамнезе. Давайте попробуем разобраться, но сразу предупреждаю, это только попытка, поскольку ни ребенка не посмотреть, ни информации о развитии нет. Так же непонятно, а у Вы были? С логопедами я поняла, но тут нужна консультация психолога и невролога. Без полноценного ПМПК не обойтись. Теперь немного о звукопроизношении. Горловой звук Р, если Вас не смущает, то и ладно...Главное, чтобы его ребенок слышал, выделял, соотносил с буквой. А почему не автоматизированы остальные звуки? Я понимаю, есть и нарушения словообразования, и слоговой структуры? Почему? неврология? Тогда уже мы говорим о ЗПРР? но при этом действительно страдает мышление, память, внимание, восприятие. .Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребёнка. Речевые запинки здесь - результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата ребёнка, его словарного запаса, выразительных средств (физиологические запинки). Задержки психофизического развития могут возникнуть в результате перенесённых болезней, травм, неблагоприятной наследственности. Об этом информации от Вас нет. Физиологическими итерациями называется повторение детьми некоторых звуков или слогов, которое обусловлено возрастным несовершенством деятельности слухового и речедвигательных анализаторов. Это несовершенство обычно проявляется в период становления речи, причем ученые считают, что итерации могут проявиться не только в дошкольном возрасте, но и гораздо раньше – в период появления у ребенка первых слов, а иногда и еще раньше – в период «агуканья». В литературе можно встретить и другое название физиологических итераций – персеверации, что дословно переводится как «застревания». Причина персевераций кроется в особенностях закрепления в памяти слов, понятий и явлений. Дело в том, что в дошкольном возрасте слуховые и кинестетические образы целого ряда слов недостаточно четкие, поэтому ребенок просто напросто ошибочно может их воспроизводить, исправлять сам себя, повторять более точную версию, а потому переставлять или повторять звуки, слоги и т.д. Такие неточности и повторения специалисты относят к возрастным нарушениям темпо-ритмической стороны устной речи, когда итерации являются наиболее характерными и яркими недостатками в период формирования фразы, то есть после двух лет. Когда ребенок растет, его восприятие не ограничивается минимумом: вокруг столько всего интересного и нового, названия которому ребенок пока просто не знает, но очень хочет знать, а потому все слова, произносимые взрослыми, соотносятся с предметами, обозначаемыми этими словами, и усваиваются (запоминаются именно в звуковом и предметном соотношении). Но речевой аппарат еще не до конца сформирован, а потому мышление просто опережает речевые возможности говоруна, из-за этого и совершаются эти самые физиологические запинки и повторы, как бы поправляя сам себя. К тому же речевое дыхание так же несовершенно (оно еще не оформлено), и возможность произнесения длинных фраз затруднена психологически по причине того, что моторная реализация речи отстает от психической стороны речевой активности. Вывод? Я не знаю анамнеза, нет заключения невролога, поэтому каждый логопед прав по своему, и они больше владеют информацией о Вашем ребенке, чем я. Советы, которые могу дать, носят рекомендательный характер, но если это строго выполнять, то, надеюсь, поможет. 1. Не проявлять беспокойство, вызванное появлением судорожных запинок у ребенка, при нем; не обсуждать при ребенке возникшую проблему. 2. Нормализовать режим сна и питания ребенка: желателен пролонгированный сон. Максимально «ритуализируйте» режим дня ребенка в этот период. 3. Если появлению запинок способствовала окружающая обстановка, то постарайтесь ее сменить на более спокойную. 4. Не перебивайте, не останавливайте ребенка, если он начал говорить. 5. Следите за своей речью: говорите плавно, делая паузы. Ни в коем случае не кричите на ребенка в этот период! 6. Составьте список ситуаций, обстановок, окружающих людей, которые усиливают или провоцируют запинки у ребенка. Старайтесь избегать того, что попало в Ваш список. 7. При остром начале заикания полностью исключите просмотр телевизора (в том числе его не должны смотреть при ребенке другие члены семьи) и компьютерные игры. 8. Снятию нервного напряжения способствуют игры с водой и песком (зимой – со снегом). 9. Старайтесь не высказывать критических замечаний (насколько это возможно), не задавать вопросы ребенку в этот период. 10. Стремитесь к тому, чтобы надолго не расставаться с ребенком, проводить с ним как можно больше времени. 11. Какое-то время следует не допускать также соматических перегрузок: не посещайте какое-то время спортивные секции. 12. Особенно важны согласованные единообразные воспитательные воздействия в семье. 13. Не следует “приучать” детей быть храбрыми. Не провоцируйте закрепление и усиление страхов у ребенка. 14. Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. 15. Следует избавлять ребенка от возникших у него страхов, не давать ребенку фиксироваться на них: например, в виде каких-то пятен можно изобразить то, что испугало ребенка на кафеле в ванной комнате, чтобы затем ребенок смыл струей душа это изображение. 16. Гармонизация состояния ребенка путем использования красок различных цветов. Рисование по мокрой бумаге, светлыми тонами красок, размывание изображения смягчают состояние ребенка. Желтый цвет бодрит, активизирует умственную сферу, синий успокаивает эмоции. Не следует использовать в совместном рисовании черный, серый, коричневый цвета. 17. Для преодоления излишней робости полезно рисование на листах бумаги большого формата и широкой кистью, использование густой краски, рисование руками. 18. Для профилактики заикания полезно стимулировать у ребенка положительное отношение к происходящим дома событиям, с этой целью можно рекомендовать родителям совместное рисование приятных для ребенка ситуаций из домашней жизни (день рождения, совместная прогулка, бабушка жарит блины). 19. Для организации ритма в режиме дня, а также преодоления возможно имеющегося дефицита внимания, полезно использовать «зрительную организацию дня» в виде расписания деятельности ребенка. 20. Полезно разучивать с детьми детские песенки, петь с ребенком. 21. Желательно избегать вербального контакта с ребенком (режим молчания), заменяя его невербальным (по крайней мере, в течение двух недель). Для общения с ребенком активно использовать картинки, пиктограммы, предметы-символы. Однако, если ребенок начинает говорить, то нельзя запрещать ему, стремиться лишь перевести его монологическую форму речи в диалогическую. 22. Если ребенок сопротивляется выполнению каких-либо Ваших требований, следует переключить его внимание на другую деятельность. 23. При остром начале заикания следует избегать любых эмоционально-значимых ситуаций для ребенка: например, поездка к бабушке, которую давно не видел ребенок; ПМПК; первый поход в детский сад. 24. Не требовать от ребенка произнесения «трудных» слов, предложений, длинных и сложных по своей грамматической структуре; при остром начале заикания не проводить занятия по коррекции звукопроизношения. 25. Запинки наиболее вероятны при произнесении малочастотных слов, поэтому следует ограничить ребенка от восприятия таких слов при остром начале заикания, чтобы у него не возникло желания «переспросить». 26. Ежедневно проводить дыхательную гимнастику: на развитие физиологического и фонационного дыхания. Основная задача: увеличение объема вдоха и продолжительности выдоха. 27. Полезно зачитывать и заучивать детям короткие, простые стихотворения, которые соответствуют возрасту ребенка. 28. Выбор книг для чтения детям должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту. Не стремитесь за количеством. Лучше читать ребенку одну сказку в течение недели, но в разных книгах. 29. Ежедневно проводите двигательные игры с ритмизированными движениями. 30. В период поступления в школу у некоторых детей может произойти рецидив заикания. Родителям следует предупредить учителей в школе о существующей проблеме. Ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на ответе, если ребенок молчит, требовать от него развернутых устных ответов. Рекомендуется в первое время вызывать маленького школьника к ответам перед классом только с чтением стихов. 31. Для предотвращения рецидивов заикания: при ослаблении ребенка после соматических или инфекционных заболеваний необходимо проведение щадящего общего и речевого режима.

анонимно

Здравствуйте! Спасибо за такой развернутый ответ. Уточняю информацию. Ребенок занимается с логопедом в садике после прохождения ПМПК. Заключение ПМПК - ОНР 3 уровня. Рекомендованы занятия с учителем-логопедом (по причине неустановившихся звуков и педагогом-психологом (по причине признаков гиперактивности и дефицита внимания). Невролог пишет РЭП с признаками двигательной расторможенности. Заключение ЭЭГ: Смещение М- эхо D-S=0,25мм (между d и s стрелка в сторону s, просто на компьютере не знаю, где этот значок) Косвенные признаки внутричерепной гипертензии. На комиссию был направлен в связи с проблемами со звуками, которые я выше писала. НО персерверации появились уже позже. В целом ребенок имеет хорошую память для своего возраста (и зрительную, и слуховую), любознателен, достаточно знает для своего возраста. С мелкой моторикой хуже (шнурки на ботинках он умеет завязывать единственный в группе, но что-либо нарисовать (даже очень простое) карандашом, например или красками - большие сложности). При этом когда выражает свои мысли, его иногда трудно понять (не по звукам, а по смысловому содержанию). тесты на интеллект (которые ему предлагали на ПМПК) выполнил с легкостью, ему только приходилось постоянно привлекать внимание к заданию, так как он сильно отвлекался. Ситуации повторения последних слогов в слове не связаны с волнением и не с новыми или трудными словами. Единственная закономерность проявляется в том, что со временем это участилось. Если в самом начале (полгода назад) 4-5 раз в день можно было услышать, то теперь гораздо чаще -в каждом предложении почти через каждое слово. Когда все это только появилось, я пошла по пути, который вы указали - не акцентировать внимание, снизить нагрузку на ребенка, оптимизировать режим, подключить игры на снятие напряжения, дыхание. Он знает много стихотворений, быстро их запоминает (просто я ему читаю каждый день то, что он сам просит, и потом он через 2-4 раза запоминает).В стихотворениях повторов слогов нет. А вот если он мне хочет рассказать сам какую-нибудь историю или его любимую сказку - тогда очень даже. В садике у них бывают утренники. Когда они готовятся к утренникам, то он в течение этого периода нам дома в ролях рассказывает, что какой ребенок говорит и что при этом делает. На утреннике говорит слова, которые поручены ему, спокойно, с выражением (и без повторов слогов). Получается, что повторения последних слогов проявляются в обычной повседневной спонтанной речи. Когда я первый раз задала вопрос логопеду по этому поводу, она ответила, что это похоже на заикание, но она с этим не работает. А второй логопед, которая сталкивалась с заиканием, сказала, что это не заикание, поэтому помочь она не может. Это персерверация и вопрос не к логопеду.

Здравствуйте. Мне стало самой интересно, что ж такое происходит. Повторюсь, с заиканием я не работаю, в школе у нас таких деток нет. То, что прочитала и попробовала понять. это очень похоже на персерверацию. И логопед тут только косвенно может помочь. Я нашла статью, посмотрите, может пригодится? А вообще, нужен опытный невролог, знающий эту проблему. я таких знаю только в ИКП РАО, но наверняка, есть и в других местах! Помощь при персеверативных отклонениях Основу лечения персеверативных отклонений всегда составляет комплексный психологических подход с чередующимися этапами. Скорее, это – метод проб и ошибок, чем стандартизованный алгоритм лечения. При наличии неврологических патологий головного мозга, лечение сочетают с соответствующей медикаментозной терапией. Из препаратов используют группы слабых седативных средств центрального действия, с обязательным использованием ноотропов на фоне поливитаминизации. Проявления персеверации Основные этапы психологической помощи при персеверации, которые могут, как чередоваться, так и применятся последовательно: 1.Стратегия ожидания. Основополагающий фактор в психотерапии персеверации. Заключается в ожидании каких-либо изменений в характере отклонений вследствие использования каких-либо терапевтических мероприятий. Такая стратегия объясняется устойчивостью симптомов отклонения к исчезновению. 2.Профилактическая стратегия. Нередко персеверация мышления порождает моторную, и эти два вида начинают существовать в совокупности, что позволяет своевременно предупредить такой переход. Суть метода заключается в ограждении человека от той физической деятельности, о которой он говорит чаще всего. 3.Стратегия перенаправления. Физическая или эмоциональная попытка специалиста отвлечь пациента от навязчивых мыслей или действий, путем резкой смены темы разговора в момент очередного персеверативного проявления, смены характера действий. 4.Стратегия лимитирования. Такой метод позволяет последовательно снизить персеверативную привязанность путем ограничения человека в его действиях. Лимит допускает навязчивую деятельность, но в строго определенных объемах. Классическим примером является допуск к компьютеру на строго отведенное время. 5.Стратегия резкого прекращения. Направлена на активное исключение персеверативных привязанностей с помощью шокового состояния пациента. Примером могут служить неожиданные, громкие высказывания «Все! Этого нет! Это не существует!» или визуализация вреда от навязчивых действий или мыслей. 6.Стратегия игнорирования. Попытка полного игнорирования персеверативных проявлений. Метод очень хорош, когда этиологическом фактором нарушения послужил недостаток внимания. Не получая желаемого эффекта, пациент попросту не видит смысла в своих действиях.