Механизмы и симптоматика первичной акалькулии. Коррекция, упражнения, причины, симптомы, виды дискалькулии, диагностика и определение

Текущая страница: 3 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Авторы программы подчёркивают, что формирование математических знаний умений и навыков должно осуществляться с учётом сложной структуры математической деятельности школьника (мотивационно-целевой, операциональный этап, этап контроля).

В программе определены направления, по которым происходит формирование математических умений и навыков: понятие числа – счётные операции – решение задач. Предпосылками овладения счетными операциями и умения решать математические задачи является развитие всех типов мышления с учетом их эволюционного развития (наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое).

В связи с этим формирование счетных операций как сложных умственных действий осуществляется по следующим этапам (с учетом поэтапности формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину):

– выполнение математического действия на основе предметных действий с конкретными предметами (этап материализации действия) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно;

– выполнение математического действия с опорой на наглядность и громкую речь, но без использования практических действий с конкретными предметами;

– выполнение математических действий только в речевом плане;

– выполнение математических действий в умственном плане, в плане внутренней речи.

Особую трудность при обучении математики школьники с ТНР испытывают при понимании и решении математических задач. Создатели программы считают, что ведущую роль при обучении решению задач играет прием моделирования, построение конкретной модели, усвоение алгоритма решения определенного типа задач.

Особое место в развитии математической деятельности ребёнка занимает речь. Учитывая этот факт, необходимо максимально включать речевые обозначения на всех этапах формирования математических действий, начиная с этапа материализации, т. е. выполнения счетных операций с использованием практических действий.

Создатели программы подчёркивают важную роль коррекционной работы, направленной на профилактику трудностей овладения математикой школьниками с ТНР в подготовительном и первом классе.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Перечислите задачи математического образования дошкольников, проанализировав образовательную область «Познание» (Формирование математических представлений) в Программе воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

2. Определите задачи математического образования младших школьников в СКОУ V вида.

3. Сформулируйте принципы построения и основные требования к методам обучения математике в начальной школе.

4. Дайте определение «учебной деятельности».

5. Перечислите приемы учебной деятельности младших школьников в курсе математики.

1. Ахутина Т. В., Обухова Л. Ф., Обухова О. Б. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 1. – С. 65–78.

2. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Академия, 2000.

3. Капустина Г. М . Коррекционные приемы обучения младших школьников математике // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 2. – С. 63–72.

4. Моро М. И., Пышкало А. М. Средства обучения математике в начальных классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.

5. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

6. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1980.

7. Стойлова Л. П. Математика. – М.: Академия, 1997.

8. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Избранные психологические труды. – М., 1989.

Тема 3. Акалькулия и дискалькулия: симптоматика, механизмы, классифкации

План

1. Краткие сведения об акалькулии.

2. Понятие «дискалькулия».

3. Симптоматика дискалькулии.

4. Механизмы дискалькулии.

5. Классификации дискалькулии.

Нарушения счетных операций определяется терминами «акалькулия» и «дискалькулия». При этом расстройства счета у больных с локальными поражениями мозга – акалькулия, а нарушения в овладении счетными операциями у детей – дискалькулия.

Термин «акалькулия» предложил С. Хеншен (S. F. Henschtn) в 1919 году для обозначения нарушений счетных операций вследствие локальных поражений мозга. Ученый осуществил дифференциацию между нарушениями чтения и письма цифр, которое он назвал «акалькулией» в широком смысле термина, и нарушения умственных операций счета, которые обозначил как «акалькулия» в узком значении этого термина.

Понятие «дискалькулия» является составной частью понятия «акалькулия». Поэтому проанализируем сначала проявления нарушений счетных операций у людей, возникающие вследствие локального поражения мозга.

Итак, первое упоминание о нарушения счета при локальных поражениях мозга зафиксировано к началу 20 века. Дж. Герстман описал синдром, связанный с левосторонней теменно-затылочной локализацией, при которой пальцевая агнозия сочеталась с неразличением права-лева, с аграфией, с конструктивной апраксией и с нарушением функции счета. Автор подчеркнул интимную корреляцию между пальцевыми умениями и элементарными счетными операциями.

Дифференциальная диагностика между различными формами нарушения счета, которые встречаются при локальных поражениях мозга, осуществил в 1934 году K. Kieist. Автор выделил: акалькулию как нарушение умственных операций счета, алексию цифр, которую рассматривал как резидуальное нарушение при афазии, аграфию цифр, связанную с апраксией и аграфией слов.

В случае аграфии цифр пространственная организация чисел отсутствует, но больные не испытывают затруднений в операциях умственного счета.

Алексию и аграфию цифр отмечал у большинства больных с афазией С. Хеншен, который связывал аграфию цифр с апраксией и аграфией слов. При первой форме больной не находит точных движений при письме цифр – цифры либо искажены, либо заменяются другой. При второй форме распадается представление о расположении цифр в числе. В этом случае смешивается последовательность цифр при обозначении числа, нарушается пространственная ориентация в числе, но при этом больные не испытывают затруднений в операциях умственного счета.

Таким образом, анализ литературы 20 века показал, что в этот период выделялось два различных типа нарушения счета. При первом типе акалькулии основные трудности заключались в неумении выделять позицию цифр при восприятии и написании числа, при этом больные не способны реализовать план счета, делают ошибки при сложении и вычитании чисел, потому что столбцы цифр ими неправильно размещаются, в то же время умственный счет у них сохранен. Большинство авторов связывают этот тип акалькулий с дефектом пространственного восприятия.

При втором типе акалькулий прослеживается связь с распадом количественной системы, с нарушением представления о числе.

В дальнейшем одной из проблем изучения акалькулий у взрослых является рассмотрение нарушения счета изолировано или же в сочетании с другими нарушениями.

Большинство авторов установили корреляцию между акалькулиями и зрительными агнозиями, основываясь на факте, что расстройство счета – самое распространенное нарушения при поражении затылочной области. В 1930 году J. Lange оценивал акалькулию как неспособность использовать категории направления в пространстве.

Значительный вклад в изучение нарушений счетных операций при локальных поражениях мозга внесли А. Р. Лурия и Л. С. Цветкова. Акалькулия, по мнению А. Р. Лурия, сочетается с семантической афазией, центральным симптомом которой является нарушение понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. Оба эти расстройства представляют собой следствие распада симультанных, в основном пространственных синтезов, и включается в синдром, который А. Р. Лурия назвал «пространственная апрактоанозия». Ее симптоматика характеризуется: нарушением восприятия пространственных отношений, сохраненных в памяти синтетических пространственных схем и соответствующих движений и действий, требующих пространственной организации.

А. Р. Лурия охарактеризовал нарушение счетных операций как частное проявление форм мыслительной деятельности. Большинство людей страдающих акалькулией – владеют простым порядковым счетом, операцией пересчитывания и соотнесением предметных множеств, но они не понимают принципа разрядности, не оперируют обобщенными количествами. Число, как сложный психический образ, включающее разнородные по структуре и функции компоненты, должно формироваться по законам, отражающим его строение.

В исследованиях Л. С. Цветковой, основанных на синдромальном подходе к анализу нарушений высших психических функций при локальном поражении мозга, выделяются первичные и вторичные акалькулии.

Первичные акалькулии обусловлены нарушением пространственно-временных структур, а вторичные связаны с трудностями оперирования числовыми символами.

Первичная акалькулия возникает вследствие поражения теменно-затылочных долей коры доминантного полушария и проявляется как нарушение в восприятии и ориентировке в пространстве.

Основными нарушениями при акалькулии являются: распад понятия о числе, нарушения в осознании разрядного строения числа, в осознании значения арифметических знаков, «выпадение» числа из сложной системы десятичного счисления.

При вторичной акалькулии основное ядро психологической структуры числа и счетных операций сохраняется, то есть не распадается. Эти акалькулии делятся на оптическую и лобную.

Оптическая акалькулия возникает при поражении затылочных систем мозга и связывается с амнезией на числа, зрительной агнозией, нарушением словесного обозначения чисел. Основной механизм заключается в расстройстве оптического, а иногда и оптико-пространственного восприятия. А. Р. Лурия, С. С. Мнухин, Л. С. Цветкова и другие ученые считают, что следствием этого являются трудности восприятия оптического образа числа, нарушения дифференциации чисел, в состав которых входят графически близкие цифры, наряду с этим выделяются специфические нарушения задач.

При лобной акалькулии отсутствуют нарушения зрительного восприятия, пространственных схем. Основной механизм нарушений счета состоит в распаде программ умственных действий, которые утрачивают такие свойства, как избирательность и целенаправленность. Проявляется лобная акалькулия в неумении выполнять действия в несколько операций, в невозможности удерживать промежуточную информацию и конечный вопрос задачи. Люди, страдающие лобной акалькулией, узнают и называют числа, у них сохранен автоматизированный счет. Но при этом наблюдается нарушение счетных операций как целенаправленной избирательной деятельности. Это отражается на процессе решения арифметических задач, примеров, состоящих из нескольких звеньев. В процессе их решения отмечаются невозможность создания программ умственного действия, трудности удержания промежуточных результатов, нарушение последовательности действий. Установлено, что у больных, как правило, полностью распадается ориентировочная основа действия, к решению задачи они приступают без попыток анализа условия.

Исследования А. Р. Лурия, С. С. Мнухина, Л. С. Цветковой и других ученых свидетельствуют о том, что результаты не сличаются акалькуликами с исходными данными, ошибки не замечаются и не исправляются, и вся деятельность при решении арифметической задачи приобретает бесконтрольный хаотический характер.

Рядом исследований было установлено, что акалькулия сочетается с семантической афазией, основным симптомом которой является нарушение понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций.

Обращается внимание на то, что большинство людей, страдающих акалькулией, владеют простым порядковым счетом, операцией пересчитывания и соотнесением предметных множеств, но они не понимают принципа разрядности, не оперируют обобщенными количествами.

Дискалькулия у детей представляет собой специфическое, сложное и стойкое нарушение в овладении счетными операциями, которое отрицательно влияет на школьную адаптацию ребенка, формирование его личности, а в целом на формирование культуры познания математики.

В исследованиях А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянова, М. В. Ипполитовой, А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, С. С. Мнухина, С. Л. Шапиро, Л. С. Цветковой обращается внимание на то, что дискалькулии, как и другие нарушения, ведущие к школьной неуспеваемости (дислексия, дисграфия), чаще всего являются следствием психической недостаточности, сенсорных нарушений, нарушений речи, особенно у детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), детским церебральным параличом (ДЦП), задержкой психического развития (ЗПР).

Необходимо отметить, что представления ученых о дискалькулии у детей неоднозначны. На начальном этапе исследования этой проблемы преобладали мнения о том, что трудности в овладении счетом не являются специфическими, а связаны скорее с неправильным обучением или непосещением школы, что в настоящее время можно было бы охарактеризовать как педагогическую запущенность. Описывается и другой подход к дискалькулиям, основанный на выделении трудностей обучения счетной деятельности. Исходя из этого, были определены случаи «чистой» дискалькулии и случаи дискалькулии, связанной с дисграфией. В случаях «чистой» дискалькулии основные трудности наблюдаются в умственных операциях счета: дети затрудняются сравнивать количество ударов, сосчитывать количество ударов в данном ритме, симультанно определять количество объектов и т. п.

А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова рассматривают дискалькулию во взаимосвязи с дисграфией, когда дети допускают ошибки в написании чисел, смешивают позиции цифр при проведении письменных счетных операций.

В целом можно отметить, что усиление внимания к данному нарушению шло по пути расширения психологических, нейропсихологических исследований о детях с дискалькулией. Это позволило выявить не только симптоматику, но этиологию, механизмы нарушений в овладении счетной деятельностью, то есть нарушения стали рассматриваться с позиции синдромного подхода.

В исследованиях А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянова, Т. В. Егоровой, Р. И. Лалаевой, С. С. Мнухина и других ученых обращается внимание на роль наследственности в возникновении дискалькулии у детей. У многих родителей исследуемых детей с дискалькулией обнаруживалась психопатологическая отягощенность: алкоголизм, депрессивные состояния, психопатия, психологическая неуравновешенность.

Р. Беркоу, Т. А. Власовой, Г. С. Гуменной, М. В. Ипполитовой, М. С. Певзнер и другими учеными было установлено, что различные виды аномалий психического развития в большинстве случаев связаны с органическим поражением головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур, формирующихся в постнатальном периоде. Это подтверждалось тем, что в анамнезе ряда детей с дискалькулией отмечалась патология центральной нервной системы.

Среди «факторов риска» по дискалькулии выделяются: недоношенность, токсикоз первой и второй половины беременности, асфиксия во время родов, нарушение питания, нарушение раннего психомоторного развития, перенесенные инфекции, хронические болезни, соматическая ослабленность детей.

В работах Н. Ф. Бережной, Р. Беркоу, Ю. Г. Демьянова, В. А. Илюхиной, В. Леви, Леви Гарольд Б, М. С. Певзнер, А. Н. Соколова, Г. Е. Сухаревой и других исследователей обращается внимание на то, что у детей со школьной неуспеваемостью в этиологии этих нарушений на первое место выступают заболевания, перенесенные в возрасте до трех лет (хронические заболевания, сильные инфекции и пр.), а также родовые травмы и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Интересными являются сведения представленные Е. Грущик-Колчинский (Gruszczyk-Kolczynska E.), Ю. Г. Демьяновым, В. Леви, Леви Гарольд Б. о том, что в школьной успеваемости важную роль имеет микросоциальная среда. Неблагоприятное микросоциальное окружение ребенка влияет на неуспеваемость детей в школе, в том числе и по математике. В большинстве случаев у детей с дискалькулией имеет место «искаженная» семейная ситуация: неполная семья, существенные отклонения в проявлении материнского чувства.

Изучение дискалькулии позволило выделить концептуальные подходы, симптоматику, разработать классификацию дискалькулии.

В качестве симптоматики дискалькулии (нарушений счетных операций) у детей выделяются:

– недостаточное овладение математическим словарем;

– неправильное называние чисел;

– неточное представление о графической структуре цифр;

– механическое воспроизведение порядка следования чисел;

– трудности в определении места числа в ряду натуральных чисел;

– недостаточное знание состава числа;

– трудности усвоения правил образования числа;

– трудности установления отношения числа к его соседям;

– несформированность количественных отношений чисел;

– элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ выполнения);

– мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер.

В качестве механизмов дискалькулии рассматривают разнообразные факторы, которые являются основой для различных концептуальных подходов к данной проблеме.

Условно выделяют несколько концепций.

В соответствии с первой концепцией в качестве механизмов дискалькулии выделяют гностико-праксические нарушения . При этом дискалькулия соотносится с нарушением пальцевого гнозиса и праксиса в сочетании с несформированностью схемы тела, конструктивной апраксией. Следует отметить, что гностико-праксические нарушения рассматриваются только как возможные патогенетические факторы, т. е. как один из возможных, но не доминирующих механизмов дискалькулии. На это указывают А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, С. С. Мнухин и др.

В соответствии со второй концепцией , рассматриваемой в рамках общей школьной неуспеваемости, выделяют психологические концепции дискалькулии. Данное нарушение Г. М. Капустина, К. С. Лебединская, С. С. Мнухин и др. связывают с несформированностью мыслительных операций, памяти, внимания, мышления . А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, С. С. Мнухин, Л. С. Цветкова подтверждаются этот факт исследованием детей с нарушениями чтения, письма и счета, которые выявили у них расстройства рядообразования и воспроизведения автоматизированных рядов (нарушение порядкового счета, называния дней недели, месяцев и т. д.), несформированность сложных действий, которые состоят из ряда последовательных операций, неполноценность развития пространственных функций: пространственной ориентировки, пространственного восприятия.

А. В. Калинченко, Т. В. Розанова, Е. Й. Скиотис отмечаются, что у детей, неуспевающих по математике существенно нарушены процессы логического, математического мышления. Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов, Н. Г. Поддубная и другие ученые обращают внимание на затруднения у учащихся на уровне основных мыслительных операций – анализа, синтеза, классификации, обобщения, отвлечения, умозаключения и др.

Т. В. Ахутина, Е. М. Мастюкова, Н. А. Менчинская, М. И. Моро, Л. Ф. Обухова, О. Б. Обухова, А. М. Пышкало констатируют факт того, что у учащихся при дискалькулии наблюдаются нарушения внимания, зрительной и слуховой памяти.

А. Гермаковска, Р. И. Лалаева выделяют особенности не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы у учащихся с дискалькулией. Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов рассматривают психическую истощаемость, низкую работоспособность, инертность психических процессов у учащихся с дискалькулией.

Исходя из нейропсихологических концепций А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянов, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева выделяют связи дискалькулии с несформированностью целого ряда речевых и неречевых психических функций. Это третья концепция, которая строится на основе нейропсихологических концепций. Авторы считают, что системные нарушения речи, несформированность фонематических функций, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, расстройства чтения и письма оказывают существенное отрицательное влияние на процесс овладения счетными операциями. Это приводит к трудностям овладения математическими понятиями, математическим словарем, нарушениям в восприятии текста задачи, к неправильной записи примеров и задач и другим симптомам.

На основе анализа симптоматики и концептуальных подходов, выделяют следующие классификации дискалькулии:

– врожденные и приобретенные (С. С. Мнухин);

– первичные и вторичные (Н. Граньон-Галифрет (N. Granjon-Galifret), Дж. Айюриагерра (J. Ajuriaguerra), Л. С. Цветкова);

– классификация Л. Косч (L. Kosč).

Рассмотрим более подробно классификацию Л. Косч. Ученый выделяет:

– вербальную дискалькулию, которая проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий;

– практогностическую дискалькулию, проявляющуюся в расстройствах системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов;

– дислексическую дискалькулию, в основе которой лежит нарушение чтения математических знаков;

– графическую дискалькулию, проявляющуюся в нарушении записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур;

– операциональную дискалькулию, связанную с неумением выполнять математические операции.

Выделение тех или иных видов дискалькулии относительно, так как в большинстве случаев ее механизмы и симптоматика носят сложный характер и обусловлены не одним, а несколькими патогенетическими факторами. У детей чаще всего проявляются симптомы различных видов дискалькулии.

Для выбора наиболее эффективной коррекционной работы по профилактике и коррекции дискалькулии необходимо выявление и понимание механизмов, симптомов дискалькулии, вызывающих у детей трудности в овладении математическими умениями, знаниями и навыками.

Исходя из выводов, сделанных на основании рассмотрения современных подходов к формированию счетных навыков у дошкольников, вытекает необходимость выявления факторов риска возникновения дискалькулии в дошкольном возрасте и проведение логопедической работы по ее профилактике.

Характеризуется нарушением счетных операций. В основе
акалькулии могут лежать разные механизмы, характер которых
зависит от локализации очага поражения. Нарушения, возни-
кающие при поражений затылочно-теменных областей левого
полушария, либо при двусторонних очагах, относятся к, так
называемой, первичной акалькулии.

а) При поражений затылочной области нарушается пред-
ставление о числе, распадается оптический образ цифры; числа
перестают быть знаками, отражающими известное количество.
Цифры начинают смешиваться, плохо узнаваться, особенно
близкие по начертанию (6 и 9). Эти нарушения носят опти-
ко-гностический характер и сходны с оптической алексией
(часто они сочетаются).

б) В основе другого типа акалькулии лежит нарушение
представления и восприятия пространственного расположения
цифр, составляющих разрядное число. Многозначные числа
читаются отдельными цифрами, числа с одинаковыми, но рас-
положенными в другой последовательности цифрами, воспри-
нимаются как идентичные (187 и 781). Особенно затруднено
узнавание и оценка расположения элементов в римских циф-
рах. Больные не могут определить разницу в цифрах IV и VI,
IX и XI, оценивая их неверно, либо смешивая. Аналогичные
ошибки возникают при записи римских чисел. В основе таких
проявлений акалькулии лежат, по мнению А. Р. Лурия, более
общие апрактоагностические расстройства, характерные для
поражения теменной доли левого полушария.

в) Третий тип акалькулии связан с нарушением счетных
операций, которые могут быть аналогичными описанным вы-
ше феноменам, но могут возникать при сохранном значении
простых числовых символов. Больные утрачивают способность
выполнять простые арифметические действия: сложение, вы-
читание, умножение, деление, затрудняются в устном счете с
однозначными числами. Особенно грубо нарушаются счетные
операций с переходом через десятки. Грубо нарушается также
осознание величины многозначных чисел по отдельным, вхо-
дящим в него значениям (например, число 178 воспринима-
ется большим, чем 201), часто полностью распадается разряд-
ное строение числа - больной не знает, где в числе находятся

десятки, сотни, единицы. Забывается последовательность пись-
менного счета в вертикальном способе вычисления (в «стол-
бик»), недоступны операций с дробями.

Первичная акалькулия, как правило, сочетается с семанти-
ческой афазией и другими левополушарными теменными син-
дромами, входя в комплексный синдром Герстмана, являясь
результатом поражения угловой извилины теменной доли ле-
вого полушария.



Вторичная акалькулия может выявляться при разных фор-
мах афазий. Механизм этих нарушений тесно связан с меха-
низмом речевых расстройств. Например, нарушения номина-
ции цифр могут быть связаны с общими амнестическими на-
рушениями при акустико-мнестической афазий, отчуждение на
значение названного числа - с нарушением акустико-гности-
ческого звена при сенсорной афазий. Нарушение счетных опе-
раций при моторной афазий - с нарушением внутренней речи,
инертностью мозговых процессов, дезавтоматизацией (при по-
ражений премоторных отделов речевой зоны).

Описания акалькулии приведены в работах Н. Head (1926),
А. Р. Лурия (1962, 1969), А. Р. Лурия, С. В. Цветковой (1966)
и др. авторов.

3.3.8. Синдром Герстмана

В этот синдром входят пальцевая агнозия, сочетающаяся с
«чистой» аграфией, нарушением ориентировки в правом и ле-
вом, а часто и с нарушениями счета - акалькулией. Герстман
расценивал это сочетание как отдельный особый синдром, в
основе которого лежит невыраженная аутотопагнозия. Указан-
ный синдром известен в настоящее время как синдром Гер-
стмана (по имени автора, описавшего его). По данным автора,
при этом синдроме очаг поражения локализован в теменно-
затылочной области левого полушария (угловая и вторая за-
тылочная извилины левого полушария у правшей).

3.3.9. Амузия

Нарушение музыкальных способностей. Наблюдается в тех
случаях, когда jth способности существовали до болезни. Опи-
сывают случаи амузии при локальных поражениях мозга у
профессиональных музыкантов, но нарушение узнавания или
воспроизведсния хорошо знакомых мелодии может выявляться


у больных, специально не обучавшихся музыке, но способных
правильно спеть и узнать знакомую мелодию.

а) Сенсорная амузия

Характеризуется нарушением узнавания хорошо знакомых
мелодии. Больные затрудняются в идентификации двух предъ-
являемых последовательно коротких мелодических отрывков,
принимают разные мелодии за одинаковые и, наоборот, за-
трудняются в сопоставлении двух тонов по высоте. Професси-
ональные музыканты не могут оценить величину интервала меж-
ду двумя музыкальными тонами, что приводит к невозмож-
ности нотной записи коротких мелодии. Часто сенсорная амузия
сопровождается нарушением чтения hot - музыкальной алексией.

Сенсорная амузия может выступать как самостоятельное
расстройство или сочетаться с нарушениями слухового гнозиса -
«чистой» речеслуховой агнозией, при которой нарушается уз-
навание не только мелодии, но и других окружающих звуков
и шумов (голосов животных и птиц; шума, производимого
ветром, движением поезда и т. п.).

б) Моторная амузия

Нарушение способности петь и играть на музыкальных ин-
струментах. Мелодии знакомых песен воспроизводятся неточ-
но, искажение, нарушается последовательность музыкальных
звуков, мелодический рисунок. У профессиональных музыкан-
тов нарушается воспроизведение новых, незпакомых мелодии,
повторение заданного музыкального тона, воспроизведение рит-
мического рисунка мелодии. Больные, которые могли играть
на музыкальных инструментах, теряют эту возможность. Они
не только затрудняются в игре по нотам, но часто не могут
воспроизвести хорошо выученные музыкальные произведения.

Следует сказать, что нарушение музыкальных способностей
никак не сказывается на речи больных, не изменяет ее ипто-
национно-мелодическую и ритмическую структуру. Моторная
амузия выявляется лишь при пении. У больных с эфферент-
ной моторной афазией в случаях грубого распада экспрессив-
ной речи (эмболофазия) в большинстве случаев сохраняется
правильное воспроизведение хорошо знакомых мелодии, а пе-
ние со словами часто способствует растормаживаншо речи.

Описание сенсорной и моторной амузии содержится в пуб-
ликациях ряда авторов: Е. Feuchtwanger (1930), К. Kleist
(1928), R. Brain (1963), И. М. Тонконогого (1973).

Амузия возникает чаще при поражений правого полушария.
При сенсорной амузии очаг поражения расположен в нередне-
средних отделах височной области, а при моторной - в задних
отделах второй лобной извилины.

1. Определение акалькулии.

2. Формы акалькулии.

3. Этиология и механизмы акалькулии при афазии.

4.Симптоматика акалькулии при афазии.

Определение акалькулии.

Акалькулия (от греч. А – отрицат. Частица + лат. Calculatio – счет, вычисление) – нарушение счета и счетных операций. А. возникает при поражении различных областей коры головного мозга.

Формы акалькулии.

Первичная акалькулия характеризирует патологию в понимании разрядного строения чисел, трудности с самими счетными операциями, больной не различает арифметических знаков и т.д.

Вторичная акалькулия является частью структуры нейропсихологического синдрома, иными словами она может развиваться при наличии других расстройств высших психических функций (афазия, амнезия, агнозия) или в случае общего нарушения целенаправленной интеллектуальной деятельности.

· Если поражению подверглись височные отделы коры больших полушарий, наблюдается расстройство устного счета;

· если поражаются затылочные отделы, не распознаются близкие по написанию цифры;

· а когда поражаются префронтальные отделы, наблюдается расстройство целенаправленной деятельности, планирования счетных операций и контроль над их выполнением.

Среди неспецифических форм акалькулии отмечают четыре формы: сенсорная, акустико-мнестическая, оптическая и условно-лобная, при которых счет нарушается, но не первично, а из-за вторичных механизмов нарушения.

Так как нас интересует акалькулия при афазии, рассмотрим сенсорную и акустико-мнестическую формы акалькулии.

Они идут в синдроме нарушения акустического восприятия и речи. Поэтому сенсорную условно можно назвать «слуховой акалькулией», при которой нарушаются только устная форма счета и счет на слух, а «амнестическая акалькулия» - связана с нарушением слухо-речевой памяти и объема слухового восприятия.

Этиология и механизмы акалькулии при афазии.

Поражение (или недоразвитие у детей) верхней височной извилины (22 поле Wernicke), как известно, ведет к сенсорной афазии, в основе которой лежит нарушение фонематического слуха. Казалось бы, речь и фонематический слух не имеют прямого отношения к счету. И, тем не менее, поражение этого участка мозга также ведет к своеобразной акалькулии. Нарушения счета в этом случае идут в синдроме акустической агнозии вместе и на фоне нарушения фонематического слуха. Узнавание и называние цифры и числа становится затруднительным для больных с сенсорной акалькулией, а нередко и невозможным.

Нарушения фонематического слуха, устной экспрессивной и импрессивной речи у больных с сенсорной афазией ведут и к нарушению понимания слов, обозначающих цифры и числа, и их узнавания. Вместо звучащего числа «шесть» больные могут услышать слово «семь», вместо «шестнадцать» - «семнадцать», вместо «девять» - «десять» и т.д. Те же и другие трудности возникают и при назывании, и все это ведет к большим сложностям в счетных операциях, в их понимании и реализации. Эти дефекты не являются нарушением счета, они лишь затрудняют его, и преодолеть их можно, если перевести счет и счетные операции во внутренние операции - без участия речи, а еще лучше, если исключить и внутреннюю речь.

Акустико-мнестическая акалькулия- форма нарушения счета также неспецифическая, вторичная, и дефекты счета связаны с нарушениями речи и акустического восприятия и идут в синдроме акустико-мнестической афазии, главными механизмами (факторами) которой являются дефекты объема акустического восприятия и нарушение предметных образов-представлений. Эта форма акалькулии мало изучена и нуждается в дальнейшем осмыслении.

При разных формах афазии механизм акалькулии тесно связан с механизмом речевых расстройств. Например, нарушения номинации цифр могут быть связаны с общими амнестическими нарушениями при акустико-мнестической афазии, отчуждение на значение названного числа - с нарушением акустико-гностического звена при сенсорной афазии. Нарушение счетных операций при моторной афазии - с нарушением внутренней речи, инертностью мозговых процессов, дезавтоматизацией (при поражении премоторных отделов речевой зоны).

Симптоматика акалькулии при афазии.

При сенсорной акалькулии больные не понимают на слух значения цифры и числа, делают много попыток при выполнении устных арифметических операций, но все они безуспешны.

При акустико-мнестической акалькулии нередко имеют место симптомы неузнавания чисел, предъявленных при повышенном шуме или в большом количестве одновременно для последовательного их узнавания и называния, т.е. возникали симптомы вторичной агнозии и как бы амнезии на наименование цифры или числа. При этих сенсибилизированных условиях возникали перцепторные трудности, Дефекты восприятия, узнавания и называния чисел из-за дефектов образов-представлений и объема восприятия. При задании быстро написать ряд цифр или чисел больные также делали много ошибок, выполняли задание медленно и в высшей степени произвольно и осознанно, делали попытки называть то, что они написали, как бы помогая себе речью.

Если при обучении этих больных создать комфортные для них условия - уменьшить объем задания, снизить темп подачи материала и ответа, то большинство ошибок исчезало. Однако оставались ошибки в написании цифр, в которых иногда отсутствовали существенные признаки, отличающие их от других, похожих на них цифр (3-5,7-1,4-1 и т.д.). Последующее опознание и называние этих цифр было затруднено. Особые трудности возникали, когда нужно было писать много и быстро, т.е. в более автоматизированном и менее произвольном режиме. Эти дефекты укладываются в синдром нарушения перцепторных образов и образов-представлений предметов и символических фигур букв и цифр. В патологии более затронут низший, непроизвольный уровень восприятия и опознания числа. Структура счета, понятие числа, разрядное его строение в этом случае первично не нарушаются, но все процессы, связанные со счетом, затруднены.

Список используемой литературы:

А.В. Парняков, А.С. Власова. Нейропсихологические синдромы.

- Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
- Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление.- М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.

Нельзя ограничивать описание дискалькулии только нарушениями счёта.

«Дискалькулия – комплекс нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений, непонимание условий задач.»

Симптомы дискалькулии можно объёдинить в следующие группы:

  • Ошибки в назывании чисел.
  • Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений.
  • Затруднения с определением места числа среди остальных чисел.
  • Недостаточное знание математической терминологии.
  • Сложности в разложении числа на слагаемые.
  • Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше.
  • Ошибки в написании чисел.
  • Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта.
  • Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия.
  • Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий.
  • Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Причины дискалькулии

Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов.

Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта.

Возможные органические причины дискалькулии – затруднения в обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать условия задачи и невозможность запоминать математические формулы и закономерности, согласно которым и решаются задачи.

Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.

Диагностика дискалькулии

Родители могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия. Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции.

Классификация дискалькулии

Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии:

  1. Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.
  2. Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.
  3. Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.
  4. Дислексическая – нарушение чтения математических символов.
  5. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.

Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики.

Профилактика дискалькулии

  1. Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.
  2. Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.
  3. Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.
  4. Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.
  5. Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Коррекция дискалькулии

Чаще всего коррекцией дискалькулии занимается логопед. Также при необходимости привлекаются психологи, педиатры, неврологи. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, детских садах, профильных группах или классах. Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности.

Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. На первом этапе вводятся понятия меньше-больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов. Далее подключается обучение порядковому счёту и использованию в речи цифр, сравнению предметов и их количества, формируется связь между цифрой и её внешним видом в письме, развитие различных видов памяти, мелкой моторики, мышления.

При достижении устойчивых результатов в счёте и сравнении преподаватель переходит к обучению простейшим арифметическим действиям, их проговариванию и записи, пониманию смысла задачи, логики решения. Расширяется словарь детей и их речь, происходит обучение новым способам сравнения предметов. Вводится понятие составных частей, разбиения предмета на части и складывания его из деталей. Дети обучаются изображению на бумаге цифр и знаков. Продолжается развитие моторики, навыков рисования, памяти и речи.

Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость.

Дискалькулия у взрослых

«Дискалькулия у взрослых – повод для немедленного обращения к неврологу, она может быть проявлением угрожающего жизни состояния!»

В большинстве случаев это проявление органического поражения головного мозга, чаще всего инсульта. Также причинами дискалькулии у взрослых могут быть опухоли, травмы, кисты при их локализации в височной области.

Данное нарушение является приобретенным, акалькулия выражается в сбое работы мозга. При этом у больного возникают трудности выполнения простейших математических задач, например, вычитания и сложения, затруднительно умножение, сравнение простых чисел. От дискалькулии акалькулия отличается тем, что она приобретается пациентом в процессе жизни, так как человек получает неврологические травмы, и особенно это касается инсульта. Что касается дискалькулии, то она возникает у детей при нарушенном развитии мозга, в ходе приобретения математических знаний. То есть, ребенок практически лишен возможности получать такие знания.

Как известно, возможность считать является интеграцией нескольких различных когнитивных навыков. Страдающий акалькулией человек испытывает значительные трудности в четырех областях. То же самое можно сказать и о людях, имеющих дискалькулию. Одна область является пониманием того, чем является каждое число, что оно собой представляет, незамедлительная регистрация этого значения в сознании. Еще одной областью следует считать сравнение чисел, то есть, понимание числового значения по отношению к другому числу. Также важна ассоциация обозначения числа с названием, произносящимся в устной форме. В основном, акалькулия имеет отношение к поражению лобной и теменной доли, нередко представляет собой ранний признак деменции.

В редких случаях акалькулию можно наблюдать как единственное заболевание, чаще всего заболевание обнаруживается как целый ряд заболеваний. В данном случае можно назвать агнозию, аграфию, иногда даже афазия. Человек, страдающий акалькулией, или имеющий дискалькулию, в основном живет полноценной нормальной жизнью. Проблемы у них возникают вы том случае, если приходится что-либо считать в уме.

Основой данного нарушения являются различные механизмы, и главным определяющим фактором является нарушение счетных операций. Все зависит от того, где очаг поражения локализован. Известно, что если нарушение возникло в левом полушарии, затронуты затылочно-теменные области, или имеется двухсторонний очаг, то имеет место первичная акалькулия. Если поражена затылочная область, оптический образ цифры исчезает, и цифра перестает являться для больного знаком, отражающим конкретное количество. Человек плохо узнает цифры, в его восприятии они смешиваются. В особенности это касается тех, которые близки по начертанию, например, это шестерка и девятка.

Специалисты отмечают, что подобное нарушение имеет оптико-гностический характер, поэтому имеется сходство с оптической алексией, или наблюдается их сочетание. Другой тип акалькулии основан на нарушенном представлении восприятия цифр в пространстве. Например, видя многозначное число, человек может читать его, как отдельные числа. Возникают проблемы и с многозначными числами, содержащими одинаковые цифры. Например, могут казаться одинаковыми числа сто восемьдесят семь и семьсот восемьдесят один. Кроме того, серьезной трудностью при акалькулии является оценка и узнавание элементов, содержащихся в римских цифрах. Больные не способны выявить разницу, оценивают их неверно, или просто смешивают.

При написании римских цифр возникают такие же ошибки. По мнению ученых, основой такого проявления акалькулии является наличие общих апрактоагностические расстройства, которые типичны для левого полушария теменной доли.

Особенности типов акалькулии

Особого внимания заслуживает третий тип акалькулии. Он имеет отношение к нарушению счета, описанного выше, но в то же время может возникать и в том случае, когда имеется сохранность значения простых символов чисел. При этом пациент утрачивает возможность выполнения простейших арифметических действий, ему трудно производить элементарный устный счет. Наиболее грубые нарушения отмечаются, если больной ведет счетные операции, переходящие на десятки. Также человек не может выполнять счет столбиком, операции с дробями ему крайне сложны.

Вторичную акалькулию выявляют при афазии различных форм, и она тесно связана с расстройствами речи. Лечение акалькулии, первичного и вторичного вида в первую очередь подразумевает устранение у пациента основного заболевания. Причины нарушенной мозговой деятельности всегда различны. Это кровоизлияния, травматические поражения, новообразования. Чтобы правильно выбрать терапию, требуется консультация нейропсихолога.

При акалькулии коррекционное воздействие должно начинаться без промедления, тем более, если проблема возникла после инсульта, получения травмы. При раннем начале восстановительного обучения можно предотвратить возникновение ряда осложнений, не допустить патологического состояния речевых симптомов. В частности, имеется в виду аграмматизм, парафазии, речевой эмбол. Работа логопеда при акалькулии может продолжаться до трех лет.

Профилактика заболевания

Чтобы преодолеть акалькулию, нейропсихолог и логопед проводят трудоемкую и длительную работу с пациентом. Лечащий врач должен сотрудничать не только непосредственно с пациентом, но и с его близкими. Чем раньше начать подобное лечение, тем лучше будет прогноз восстановления, который определяется размером пораженной области. Кроме того, существенная роль отведена возрасту пациента, степени речевого расстройства. Известно, что пациенты молодого возраста демонстрируют лучшую динамику. Кроме того, если заболевание возникло в младшем возрасте, то в последующем может наблюдаться и грубое нарушение речевого развития, так как акалькулия часто сочетается с афазией.

Профилактические меры в первую очередь заключаются в том, чтобы предупреждать мозговые травмы, не допускать сосудистых катастроф. Если имеются опухолевые новообразования, они должны быть немедленно выявлены. Акалькулия поддается лечению, если своевременно заняться решением данной проблемы, не откладывая на потом посещение специалиста.