Основной государственный экзамен по химии – один из необязательных экзаменов, который ученики девятых классов могут сдавать в числе других предметов, выбираемых по своему усмотрению. Это довольно сложный предмет, поэтому его выбирает небольшое число школьников, которые планируют учиться в профильных классах или поступать в другие учебные заведения на специальности, связанные с медицинской, химической отраслью, сферой строительства или пищевой промышленности.
Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) не предусмотрено никаких изменений для ОГЭ по химии на 2018 год: контрольно-измерительные материалы (КИМ) сохранят содержание и структуру, аналогичную материалам прошлых лет. Они призваны проверить знание учащихся по программе, пройденной в 8-9 классах: методы изучения химических явлений и веществ, базовые понятия органической и неорганической химии, задачи по расчету химических реакций и другие разделы школьной программы.
Для ОГЭ предусмотрено две модели работы №1 и № 2, на выполнение которых регламентом выделено 120 и 180 минут соответственно (для модели второго типа добавлено 60 минут на проведение и описание химического эксперимента). При этом рекомендовано распределять общий объем времени на выполнение заданий следующим образом:
- по 3-8 минут – для ответов на каждый из вопросов первой части;
- по 12-17 минут – для ответов на каждый из вопросов второй части.
В процессе экзамена школьникам разрешено пользоваться калькулятором, не оснащенным функцией программирования расчетов, и следующими вспомогательными материалами:
- периодической системой химических элементов Менделеева;
- электрохимическим рядом напряжений металлов;
- таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде.
Предметы, справочную литературу, телефоны и другие объекты, которые не значатся в перечне разрешенных, проносить с собой на экзамен запрещается. При их обнаружении или других нарушениях регламента проведения ОГЭ ученик будет удален из класса, а экзаменационная работа не засчитается.
Для проведения ОГЭ по химии в 2018 году Рособрнадзором установлены следующие даты:
- 27 апреля – день досрочной сдачи (с резервным днем 7 мая);
- 7 июня – день основной сдачи (с резервным днем 22 июня);
- 12 сентября – день дополнительной сдачи (с резервным днем 20 сентября).
Структура КИМа
Как и прежде, в 2018 году билеты ОГЭ по химии 9 класса включают теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предусмотрена для проверки знания девятиклассниками базовых формул и определений органической и неорганической химии, которые нужно использовать в последствии для решения заданий из практической части. Последняя разработана, чтобы проверить способность учеников проводить окислительно-восстановительные и ионно-обменные реакции, понимание взаимосвязей между различными классами веществ, молярной массы и объема веществ.
Структурно каждый билет можно разделить на две части:
- Первая часть включает 19 заданий, из которых вопросы 1-15 представлены в виде базовых тестов, а 16-19 относятся к категории вопросов повышенной сложности. Для ответов на эти вопросы требуется поставить цифру, последовательность цифр или слово в экзаменационном бланке.
- Вторая часть состоит из 3 или 4 заданий для модели КИМов №1 и № 2 соответственно, которые требуют развернутого ответа, подкрепленного уравнениями реакций и химическими расчетами. Для модели КИМов №2 требуется провести практический опыт под наблюдением членов экзаменационной комиссии и записать его результаты.
Оценивание работы
Чтобы оценить знания девятиклассников в зависимости от уровня подготовки задания в билетах сгруппированы по трем уровням: простые, повышенной и высокой сложности. Максимальный бал, который можно получить за ОГЭ по химии в 9 классе зависит от выбранной модели экзамена:
- 34 балла для модели №1, из которых 15 (44,1%) – за решение базовой части, 8 (23,5%) – по вопросам повышенной сложности и 11 – по самым сложным задачам;
- 38 баллов для модели №2, из которых 15 (39,5%) по базовым тестам, 8 (21%) – по вопросам повышенной сложности и 15 (39,5%) – по наиболее сложным заданиям.
Большая часть учеников сдает в 9 классе ОГЭ по химии по модели №1, за которую можно получить максимум 34 балла. Для этого варианта предусмотрена следующая система перевода в оценки по пятибалльной шкале:
- 0-8 баллов – двойка;
- 9-17 баллов – тройка;
- 18-26 баллов – четверка;
- 27-34 балла – пятерка.
Минимальный порог для сдачи ОГЭ по химии – 9 баллов, для получения которых достаточно ответить на первые девять вопросов билета. Но девятиклассникам, которые будут продолжать обучение в профильном классе, необходимо получить не менее 23 баллов.
Подготовка к ОГЭ
Чтобы подготовиться к сдаче ОГЭ по химии можно заняться самоподготовкой, дополнительно работать с репетитором или посещать соответствующие курсы.
Для школьников, которые выбирают вариант самостоятельной подготовки пригодятся следующие рекомендации:
- Использовать учебные и справочные пособия, в которых представлена информация в рамках школьной программы.
- Повторять материал нужно начиная с простых тем (изучаемых в 8 классе) и постепенно продвигаться к более сложному материалу.
- Просматривать видеоуроки для освоения химических опытов и реакций. При этом важно выбирать те варианты, в которых детально описывается каждый этап процесса и полученные реакции.
- Проработать основные химические формулы, чтобы освежить память и при необходимости восполнить пробелы в знаниях.
- Завести конспект, где записывать материал по подготовке к ОГЕ в понятной для себя форме.
- Проходить онлайн тесты в интернет, сложность и структура которых идентична реальным экзаменам.
- Ознакомиться с демонстрационными вариантами тестов, разработанными ФИПИ, чтобы иметь представление о структуре билета, уровне сложности и формулировках заданий, требованиях к полноте объяснения вопросов, требующих написания развернутых ответов.
На заметку: следует понимать, что заданий, представленных в демонстрационных вариантах, вероятнее всего не будет на самом экзамене, зато будут задачи аналогичной тематики или просто с другими цифровыми данными.
- Уделить внимание правилам техники безопасности, поскольку сдача ОГЭ по химии по модели №2 предусматривает проведение реального химического эксперимента с использованием лабораторного оборудования, которым нужно уметь правильно пользоваться.
Видео-пример
заданий ОГЭ по химии:
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.
Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:
Экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;
Экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение лабораторной работы (реального химического эксперимента).
Шкала перевода баллов в оценки:
«2» – от 0 до 8
«3» – от 9 до 17
«4» – от 18 до 26
«5» – от 27 до 34
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Верное выполнение каждого из заданий 1–15 оценивается 1 баллом. Верное выполненное каждого из заданий 16–19 максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов. Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.
Проверка заданий части 2 (20–23) осуществляется предметной комиссией. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 и 21 – по 3 балла; в модели 1 за задание 22 – 5 баллов; в модели 2 за задание 22 – 4 балла, за задание 23 – 5 баллов.
На выполнение экзаменационной работы в соответствии с моделью 1 отводится 120 минут; в соответствии с моделью 2 – 140 минут
Вариант
контрольных измерительных материалов для
проведения в 2017 году основного государственного
экзамена по ХИМИИ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по химии отводится 2 часа (120 минут).
Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 16–19 записываются в виде последовательности цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
К заданиям 20–22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчёты. Задания выполняются на бланке ответов № 2.
При выполнении работы Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданиям 1–15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
Химическому элементу 3-го периода VA-группы соответствует схема распределения электронов по слоям:
Ионная связь характерна для каждого из двух веществ:
1) хлорид калия и хлороводород
2) хлорид бария и оксид натрия
3) хлорид натрия и оксид углерода(IV)
4) оксид лития и хлор
Ответ:Сложным является каждое из двух веществ
1) вода и хлор
2) вода и водород
3) водород и кварц
4) бензол и вода
Ответ:Наибольшее количество положительных ионов образуется при диссоциации 1 моль
1) серной кислоты
2) фосфата натрия
3) нитрата железа(III)
4) сульфида калия
Ответ:В реакцию с водой при комнатной температуре вступают оба вещества пары
1) кислород и углерод
2) магний и сера
3) алюминий и фосфор
4) натрий и кальций
Ответ:Среди веществ: Zn, Al 2 O 3 , Cu(OH) 2 , BaCl 2 - в реакцию с раствором серной кислоты вступает(-ют)
4) четыре
Ответ:Верны ли суждения о способах разделения смесей?
А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.
Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Элемент углерод является окислителем в реакции |
||||||||||||
|
Ответом к заданиям 16–19 является последовательность цифр, которые следует записать в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
При выполнении заданий 16, 17 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
16. Общим для магния и кремния является
1) наличие трёх электронных слоёв в их атомах
2) существование соответствующих им простых веществ в виде двухатомных молекул
3) то, что они относятся к металлам
4) то, что значение их электроотрицательности меньше, чем у фосфора
5) образование ими высших оксидов с общей формулой ЭО 2
Ответ:При выполнении заданий 18, 19 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
|
Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать. |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для ответов на задания 20–22 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Запишите сначала номер задания (20, 21 или 22), а затем развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
20. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
KMnO 4 + KOH → K 2 MnO 4 + O 2 + H 2 O
Определите окислитель и восстановитель.
21. К 376 г раствора с массовой долей нитрата меди (II) 7,5% добавили избыток раствора гидроксида калия. Определите массу выпавшего осадка.
22. Даны вещества: Zn, HCl (р-р), H 3 PO 4 , AgNO 3 , NH 4 Cl, Ba(NO 3) 2 . Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат цинка. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.
Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:
Экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;
Экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение лабораторной работы (реального химического эксперимента).
Шкала перевода баллов в оценки:
«2» – от 0 до 8
«3» – от 9 до 17
«4» – от 18 до 26
«5» – от 27 до 34
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Верное выполнение каждого из заданий 1–15 оценивается 1 баллом. Верное выполненное каждого из заданий 16–19 максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов. Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.
Проверка заданий части 2 (20–23) осуществляется предметной комиссией. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 и 21 – по 3 балла; в модели 1 за задание 22 – 5 баллов; в модели 2 за задание 22 – 4 балла, за задание 23 – 5 баллов.
На выполнение экзаменационной работы в соответствии с моделью 1 отводится 120 минут; в соответствии с моделью 2 – 140 минут
Уважаемые учителя и 9-классники!
Основное общее образование завершается Основным государственным экзаменом выпускников, в ходе которого проверяется соответствие их знаний требованиям государственного образовательного стандарта.
Экзамен выпускников 9 класса общеобразовательных организаций проводится в виде тестирования.
Требования к уровню подготовки выпускников по химии, указанные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, являются основой разработки контрольных измерительных материалов для ОГЭ.
Согласно этим требованиям обязательной для усвоения является определенная система знаний о неорганических и органических веществах, их составе, свойствах и применении. Эта система знаний, в основе которой лежат Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, составляет инвариантное ядро всех общеобразовательных программ по химии. В предлагаемой экзаменационной работе именно это содержание явилось основой для разработки контрольных измерительных материалов.
Цель данного пособия состоит в том, чтобы познакомить учителей и учащихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, дать возможность выпускнику самостоятельно проверить свою готовность к новой форме экзамена по химии - в виде тестирования.
Большую помощь в этом могут оказать представленные в пособии варианты, комментарии к решению всех заданий одного из вариантов и приведенные ответы на задания всех вариантов.
Выполнение представленных заданий является одним из способов закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний, а также способом самоконтроля имеющихся у выпускников знаний.
Обратим внимание на один важный момент. Содержащиеся в вариантах экзаменационной работы задания различны по своей форме и требуют для своего выполнения разные типы ответов: при выполнении заданий части 1 с кратким ответом (задания 1-15) достаточно записать номер выбранного правильного ответа, при выполнении заданий части 1 с кратким ответом (задания 16-19) необходимо дать ответ в виде числа или набора цифр. Ответ в части 2 предлагает запись необходимых уравнений реакций или произведенных расчетов при решении задачи.
Задания части 1 (1-15) с кратким ответом соответствуют требованиям базового уровня подготовки выпускников основной школы по химии. Они формулируются в виде короткого утверждения, окончанием которого является соответствующий вариант ответа. В каждом из заданий предлагается четыре варианта ответа, только один из которых является верным.
Задания части 1 (16-19) с кратким ответом, в отличие от заданий 1-15, имеют повышенный уровень сложности и поэтому содержат больший объем информации, которую нужно осмыслить и понять. Именно поэтому выполнение таких заданий потребует осуществления большего числа учебных действий, чем в случае выбора одного верного ответа. В ответе следует записать набор цифр.
Задания части 2 с развернутым ответом по своему содержанию соответствуют наиболее сложным заданиям традиционных письменных работ. Они предназначены для проверки владения умениями, которые отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы. Для выполнения этих заданий необходимо уметь:
1) составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций и расставлять в них коэффициенты с помощью метода электронного баланса;
2) проводить расчеты массовой доли растворенного вещества, количества вещества, массы или объема по количеству вещества. Ответ предполагает запись необходимых уравнений реакций или произведенных расчетов при решении задачи;
3) выбирать необходимые реактивы из предложенного перечня веществ для получения указанного вещества, составлять уравнения реакций, описывать признаки реакций, для реакций ионного обмена записывать сокращенные ионные уравнения.
В отличие от предыдущих лет, начиная с 2014 г. в содержание экзамена вводится эксперимент по получению вещества, названного в задании 22. В ходе выполнения эксперимента ученик должен уметь:
2) подготовить лабораторное оборудование для проведения эксперимента;
3) составить схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество;
4) проводить реакции в соответствии с составленной схемой превращений и получить вещество;
5) делать вывод о химических свойствах веществ, участвующих в реакции, и признаках классификации реакций.
Чтобы в процессе самостоятельной работы при выполнении того или иного варианта успешно выполнить каждое из заданий, следует не только внимательно отнестись к решению заданий вариантов 9 и 18, но и проанализировать их.