Ратификацией международной конвенции о правах инвалидов. Доклад о состоянии выполнения конвенции оон о правах инвалидов

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Альтернативный доклад

37. Несмотря на неоднократные обращения Уполномоченного, Правительством в начале событий на востоке страны не принято ни одного акта, направленного на комплексное решение вопроса организованного вывоза инвалидов, которые находятся в стационарных учреждениях системы образования, здравоохранения, социальной защиты, в безопасные регионы Украины. В связи с этим сегодня процесс эвакуации людей происходит стихийно, без соответствующей финансовой поддержки со стороны государства и силами местных органов власти Донецкой и Луганской областей при содействии общественных инициатив.

38. Определенную несостоятельность органов власти обеспечить организационную, социальную и гуманитарную помощь людям, которые в силу физических ограничений, материального положения не смогли самостоятельно выехать из зоны военного конфликта, было компенсировано за счет поддержки эвакуации и спасения волонтерами и правозащитными организациями.

39. Совместно с общественными организациями (в частности, ОО "Центр Социальное Действие", ОО "Центр гражданских свобод", ОО "Альменда", ОО "Право на защиту", ГИ "Центр занятости свободных людей", ОО "Крымская диаспора") в офисе Омбудсмена создано Ресурсный центр для помощи вынужденным переселенцам, основной задачей которого является не только непосредственная помощь внутренне перемещенным лицам, мониторинг соблюдения их прав, но и анализ действующей нормативно-правовой базы и разработка необходимых законодательных изменений.

В результате этой совместной деятельности проведен с выездом на место мониторинг мест компактного размещения граждан Украины, в том числе инвалидов, перемещенных с временно оккупированных территорий и районов проведения антитеррористической операции . В ходе этих визитов в места компактного размещения внутренне перемещенных людей проверялись вопросы жилищных условий и готовности помещений к зиме, санитарные условия, вопросы регистрации, трудоустройства, образования, выплаты пенсий, пособий, обеспечения других нужд, вопросы дискриминации. Мониторингом охвачено 22 области Украины, в том числе Донецкая область.

При организационно-координационной поддержке офиса Омбудсмена обеспечено переселение 360 инвалидов в Одесскую область.
Статья 12. Равенство перед законом
40. В настоящее время украинское законодательство не предусматривает отличных от опеки форм защиты прав совершеннолетних людей, которые не понимают значения своих действий и не могут управлять ими, в частности, формы поддержанного принятия решений. Так, люди, признанные судом ограниченно дееспособными, могут совершать лишь мелкие бытовые сделки, а другие сделки - только с согласия попечителя. По общему правилу, распоряжение доходами людей осуществляется попечителями (ст. 37 ГКУ).

41. Относительно людей, признанных недееспособными, то они вообще не имеют права совершать какие-либо сделки. Сделки от их имени и в их интересах совершают опекуны (ст. 38 ГКУ).

42. В соответствии со статьей 71 ГКУ опекун или попечитель при совершении ряда сделок, касающихся имущественных прав подопечного, должен получать соответствующее разрешение органа опеки и попечительства. Однако законодательством четко не определены юридические основания для предоставления этого разрешения. Вследствие такой правовой неопределенности принятие решения о предоставлении разрешения полностью зависит от субъективных оценок работников органов опеки и попечительства, что, в свою очередь, часто приводит к нарушениям прав недееспособных или ограниченно дееспособных людей.

43. Законодательством не предусмотрена возможность для недееспособных людей самостоятельно обращаться в суд или органы опеки и попечительства, тогда как ограниченно дееспособные лица не лишены этого права. Соответствующие изменения в законодательство не были внесены даже после принятия Европейским судом решения по делу "Наталья Михайленко против Украины" (2013 г.), в котором Суд пришел к выводу, что законодательно закреплена невозможность для недееспособного лица инициировать судебное производство с целью возобновления своей дееспособности, что противоречит пункту 1 статьи 6 Европейской конвенции по правам человека.

44. Недееспособные лица также лишены права обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, средства массовой информации и т.п., поскольку в соответствии со статьей 8 Закона Украины "Об обращении граждан" обращение людей, признанных судом недееспособными, не рассматриваются.

45. Люди, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, не имеют процессуальной дееспособности и не могут непосредственно реализовать свое право на бесплатную правовую помощь - обращаться за предоставлением одного из видов правовых услуг могут только их опекуны и попечители 3 .

46. ​​Государство не гарантирует недееспособным лицам права на обжалование действий или бездействия своих опекунов в суд и органы опеки и попечительства 4 , не обеспечивает со своей стороны контроль за выполнением опекунами своих обязанностей относительно недееспособных людей, что делает возможным злоупотребления недобросовестными опекунами своим положением в отношениях со своими подопечными 5 .

47. Следует отметить, что государство не выполняет взятые на себя обязательства по поддержке инвалидов в пользовании их правоспособностью. Это касается, прежде всего, совершеннолетних людей с инвалидностью вследствие психических нарушений, поскольку действующий механизм защиты указанной категории людей заключается в признании их в судебном порядке недееспособными и назначении над ними полной опеки, когда все решения и юридические действия совершает опекун, что ограничивает права людей на равенство и недискриминацию, доступ к правосудию, на самостоятельный образ жизни и привлечение в местное сообщество, на семью, право голоса и тому подобное. Приведенные в пунктах 44 - 47 ограничения так же относятся и к этой категории людей.

48. Инвалиды обычно не имеют равного доступа к банковским ссудам, ипотечным кредитам, а также другим формам финансового кредитования. Подавляющее большинство банковских учреждений, как правило, вообще отказывают в предоставлении инвалидам кредитов, мотивируя свой отказ их неплатежеспособностью.

Большинство помещений, в которых расположены отделения банков , являются архитектурно недоступными для инвалидов, передвигающихся с помощью тележки, терминалы (банкоматы) располагаются без учета возможности пользования ими инвалидами: они либо расположены слишком высоко, или отделены от потребителя с инвалидностью лестницами, которые тот самостоятельно не может преодолеть. Информация на дисплее банкомата недоступна для людей с ограничениями зрения, также недоступными являются и большинство сайтов банков, где с помощью Интернета можно осуществить операции с собственными банковскими карточками. Для людей с ограничениями слуха существует проблема общения с работниками банка без посторонней помощи переводчика, что приводит к тому, что такие люди не всегда осознают содержание соглашений, которые они подписывают в банке. Для людей с ограничениями зрения проблематично одинаковое воспроизведение собственной подписи несколько раз, что приводит к отказу работниками банков в обслуживании таких клиентов.

49. Актуальным для законодательного урегулирования является постепенная замена механизмов, обеспечивающих полную недееспособность и опеку, на внедрение альтернативного опеке механизма поддержанного принятия решений. Эта работа требует активного привлечения государством НОО, представляющих интересы инвалидов вследствие устойчивых психических и интеллектуальных нарушений, в процесс реформирования нормативно-правовой базы по вопросам юридической дееспособности и внедрению альтернативы.
Статья 13. Доступ к правосудию
50. Доступ инвалидов к правосудию остается ограниченным преимущественно из-за архитектурной недоступности помещений судов. Фактически все такие помещения требуют принятия дополнительных мер, связанных с их приспособлением к потребностям маломобильных групп населения и создания для них в судах комфортных условий пребывания.

51. ГСН (В.2.2-26: 2010) по доступности зданий судов, в которых предусмотрены требования по доступности для инвалидов, применяются только при условии нового строительства или реконструкции. В то же время отсутствует механизм обустройства элементами доступности зданий судов, которые были построены до 2010 года.

52. Обращает на себя внимание Стратегический план развития судебной власти Украины на 2013 - 2015 годы, утвержденный Советом судей Украины 21.12.2012 года, одной из задач которого определено создание условий доступа к правосудию для инвалидов. По этому поводу имеется информация Совета судей Украины от 4 декабря 2014 года о проведении семинаров и тренингов с работниками судов по доступности, инструктажа о правилах поведения и оказания помощи лицам с инвалидностью, а также о создании при некоторых судах групп ответственных работников для предоставления инвалидам помощи. В то же время не хватает более детальной информации о количестве и содержании таких мер, что дало бы возможность оценить их эффективность.

53. 4 июля 2012 года Законом № 5041-VI 6 внесены изменения в процессуальные кодексы Украины, которыми предусмотрена возможность проведения судебных заседаний в режиме видеоконференции. Между тем эта опция, учитывая подавляющую архитектурную недоступность помещений судов и имеющая значительные перспективы в качестве разумного приспособления с целью обеспечения участия инвалидов в судебных заседаниях, применяется судьями крайне редко, в частности, из-за необеспеченности судов соответствующим оборудованием.

54. Существуют законодательные препятствия на пути применения другой меры разумного приспособления - проведения выездных судебных заседаний, в том числе в помещениях, архитектурно доступных для людей с инвалидностью. Так, проведение выездных судебных заседаний предусмотрено только в уголовном производстве , но ни действующий ГПКУ, ни КАСУ не содержат соответствующих норм.

55. Национальный план действий в исполнение статьи 13 КПИ содержит только одно мероприятие - внесение изменений в Закон Украины "О бесплатной правовой помощи", которым предусматривается определить порядок предоставления инвалидам в связи с задержкой в ​​развитии информации о содержании и ходе судебного дела в доступном формате и обеспечения персональной помощи для их участия в судебных заседаниях. По состоянию на начало 2015 года эта задача остается невыполненной несмотря на то, что изменения в Закон подготовлены. Несмотря на то, что упомянутым Законом, который был принят еще в 2011 году, предусматривается возможность получения людьми с инвалидностью бесплатной вторичной правовой помощи, фактическая реализация этого положения введена только с 1 июля 2015 года.

56. Положительным моментом является то, что некоторые категории людей с инвалидностью освобождаются от уплаты судебного сбора.
Статья 14. Свобода и личная неприкосновенность
57. Конституция Украины и действующее законодательство, в том числе ряд международно-правовых договоров, стороной которых является Украина, гарантируют право на свободу и личную неприкосновенность для всех людей, в том числе инвалидов.

58. Новый Уголовный процессуальный кодекс Украины, который вступил в силу с 2012 года, существенным образом изменил предыдущую систему избрания мер, в частности содержание под стражей, что по данным официальной статистики существенно уменьшило количество людей, содержащихся под стражей.

59. В соответствии с Законом Украины «О психиатрической помощи» предусмотрена госпитализация лиц, страдающих психическими расстройствами, в психиатрическое учреждение в принудительном порядке. При этом люди, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, не имеют возможности самостоятельно обжаловать в суд решение о своей госпитализации в психиатрическое учреждение.

Специальный комитет по всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов
Восьмая сессия
Нью-Йорк, 14–25 августа 2006 года

Промежуточный доклад Специального комитета по всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов о работе его восьмой сессии

I. Введение

1. В своей резолюции 56/168 от 19 декабря 2001 года Генеральная Ассамблея постановила учредить Специальный комитет по всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов на основе комплексного подхода к работе в области социального развития, прав человека и недискриминации и с учетом рекомендаций Комиссии по правам человека и Комиссии социального развития.
2. В своей резолюции 60/232 от 23 декабря 2005 года Генеральная Ассамблея постановила, что Специальный комитет в рамках имеющихся ресурсов проведет в 2006 году, до шестьдесят первой сессии Генеральной Ассамблеи, две сессии: одну продолжительностью 15 рабочих дней с 16 января по 3 февраля, с тем чтобы в полном объеме завершить чтение проекта конвенции, подготовленного Председателем Специального комитета, и одну - продолжительностью 10 рабочих дней с 7 по 18 августа.
3. На своей седьмой сессии Специальный комитет рекомендовал провести восьмую сессию в период с 14 по 25 августа 2006 года.

II. Организационные вопросы

A. Открытие и продолжительность восьмой сессии

4. Специальный комитет провел свою восьмую сессию в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций с 14 по 25 августа 2006 года. В ходе своей сессии Специальный комитет провел 20 заседаний.
5. Функции основного секретариата Специального комитета выполнял Отдел социальной политики и развития Департамента по экономическим и социальным вопросам, а секретариатское обслуживание Специального комитета обеспечивал Сектор по вопросам разоружения и деколонизации Департамента по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению.
6. Восьмую сессию Специального комитета открыл Председатель Комитета Дон Макай, посол Новой Зеландии.

B. Должностные лица

7. В состав Бюро Специального комитета по прежнему входили следующие должностные лица:
Председатель:
Дон Макай (Новая Зеландия)
Заместители Председателя:
Хорхе Баллестеро (Коста-Рика)
Петра Али Долакова (Чешская Республика)
Муатаз Хиасат (Иордания)
Фиола Хоозен (Южная Африка)}