Возрастные особенности зрения у детей дошкольного возраста. Возрастное изменение зрения

Развитие зрительного анализатора начинается на 3-й неделе эмбрионального периода.

Развитие периферического отдела. Дифференцировка клеточных элементов сетчатки происходит на 6-10-й неделе внутриутробного развития. К 3-му месяцу эмбриональной жизни в состав сетчатки входят все виды нервных элементов. У новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, обеспечивающие черно-белое зрение. Колбочки, ответственные за цветовое зрение, еще не зрелые, и их количество невелико. И хотя функции цветоощущения у новорожденных есть, но полноценное включение колбочек в работу происходит только к концу 3-го года жизни. По мере созревания колбочек дети начинают различать сначала желтый, потом зеленый, а затем красный цвета (уже с 3 мес удавалось выработать условные рефлексы на эти цвета); распознавание цветов в более раннем возрасте зависит от яркости, а не от спектральной характеристики цвета. Полностью различать цвета дети начинают с конца 3-го года жизни. В школьном возрасте различительная цветовая чувствительность глаза повышается. Максимального развития ощущение цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается. Важное значение для формирования этой способности имеет тренировка. Окончательное морфологическое созревание сетчатки заканчивается к 10-12 годам.

Развитие дополнительных элементов органа зрения (дорецептор- ных структур). У новорожденного диаметр глазного яблока составляет 16 мм, а его масса 3,0 г. Рост глазного яблока продолжается после рождения. Интенсивнее всего оно растет первые 5 лет жизни, менее интенсивно-до 9-12 лет. У взрослых диаметр глазного яблока составляет около 24 мм, а вес 8,0 г. У новорожденных форма глазного яблока более шаровидная, чем у взрослых, переднезадняя ось глаза укорочена. В результате в 80-94% случаев у них отмечается дальнозоркая рефракция. Повышенная растяжимость и эластичность склеры у детей способствует легкой деформации глазного яблока, что важно в формировании рефракции глаза. Так, если ребенок играет, рисует или читает, низко наклонив голову, в силу давления жидкости на переднюю стенку, глазное яблоко удлиняется и развивается близорукость. Роговая оболочка более выпуклая, чем у взрослых. В первые годы жизни радужка содержит мало пигментов и имеет голубовато-сероватый оттенок, а окончательное формирование ее окраски завершается только к 10-12 годам. У новорожденных из-за недостаточно развитой мускулатуры радужной оболочки зрачки узкие. Диаметр зрачков с возрастом увеличивается. В возрасте 6-8 лет зрачки широкие из-за преобладания тонуса симпатических нервов, иннервирующих мышцы радужной оболочки, что повышает риск солнечных ожогов сетчатки. В 8-10 лет зрачок вновь становится узким, а к 12-13 годам быстрота и интенсивность зрачковой реакции на свет такие же, как у взрослого. У новорожденных и детей дошкольного возраста хрусталик более выпуклый и более эластичный, чем у взрослого, и его преломляющая способность выше. Это делает возможным четкое видение предмета при большем приближении его к глазу, чем у взрослого. В свою очередь, привычка рассматривать предметы на малом расстоянии может приводить к развитию косоглазия. Слезные железы и регулирующие центры развиваются в период от 2 до 4-го месяца жизни, и поэтому слезы при плаче появляются в начале второго, а иногда и 3-4 мес после рождения.

Созревание проводникового отдела зрительного анализатора проявляется:

  • 1) миелинизацией проводящих путей, начинающейся на 8-9-м месяце внутриутробной жизни и заканчивающейся к 3-4 годам;
  • 2) дифференциацией подкорковых центров.

Корковый отдел зрительного анализатора имеет основные признаки взрослых уже у 6-7-месячного плода, однако нервные клетки этой части анализатора, как и других отделов зрительного анализатора, незрелые. Окончательное созревание зрительной коры происходит к 7-летнему возрасту. В функциональном отношении это приводит к появлению возможности образовывать ассоциативные и временные связи при окончательном анализе зрительных ощущений. Функциональное созревание зрительных зон коры головного мозга, по некоторым данным, происходит уже к рождению ребенка, по другим - несколько позже. Так, в первые месяцы после рождения ребенок путает верх и низ предмета. Если ему показать горящую свечу, то он, стараясь схватить пламя, протянет руку не к верхнему, а к нижнему концу.

Развитие функциональных возможностей зрительной сенсорной системы.

О световоспринимающей функции у детей можно судить по зрачковому рефлексу, смыканию век с отведением глазных яблок кверху и другим количественным показателям светоощущения, которые определяют с помощью приборов адаптометров только с 4-5-летнего возраста. Светочувствительная функция развивается очень рано. Зрительный рефлекс на свет (сужение зрачков) - с 6-го месяца внутриутробного развития. Защитный мигательный рефлекс на внезапное световое раздражение имеется с первых дней жизни. Смыкание век при приближении предмета к глазам появляется на 2-4-м месяце жизни. С возрастом степень сужения зрачков на свет и расширение их в темноте увеличивается (табл. 14.1). Сужение зрачков при фиксации взором предмета происходит с 4-й недели жизни. Зрительное сосредоточение в виде фиксации взгляда на предмете с одновременным торможением движений проявляется на 2-й неделе жизни и составляет 1-2 мин. Длительность этой реакции с возрастом увеличивается. Вслед за развитием фиксации развивается способность к слежению взглядом за движущимся предметом и конвергенция зрительных осей. До 10-й недели жизни движения глаз некоординированны. Координация движения глаз развивается с развитием фиксации, слежения и конвергенции. Конвергенция возникает на 2-3-й неделе и становится устойчивой к 2-2,5 мес жизни. Таким образом, ощущение света у ребенка имеется по существу с момента рождения, но четкое зрительное восприятие в виде зрительных образцов ему недоступно, так как хотя сетчатка к моменту рождения развита, центральная ямка не закончила своего развития, окончательная дифференцировка колбочек заканчивается к концу года, а подкорковые и корковые центры у новорожденных являются в морфологическом и функциональном отношении незрелыми. Этими особенностями определяется отсутствие предметного зрения и восприятия пространства до 3 мес жизни. Только с этого времени поведение ребенка начинает определяться зрительной афферентацией: перед кормлением он зрительно находит грудь матери, рассматривает свои руки, схватывает расположенные на расстоянии игрушки. Развитие предметного зрения связано также с совершенством остроты зрения, моторики глаз, с образованием сложных межанализаторных связей при сочетании зрительных ощущений с осязательными и проприорецептивными. Различие форм предметов появляется на 5-м месяце.

Изменение количественных показателей светоощущения в виде порога световой чувствительности адаптированного к темноте глаза у детей по сравнению со взрослыми представлены в табл. 14.2. Измерения показали, что чувствительность к свету темноадаптированного глаза резко нарастает до 20 лет, а затем постепенно снижается. В связи с большой эластичностью хрусталика, глаза у детей более способны к аккомодации, чем у взрослых. С возрастом хрусталик постепенно теряет эластичность и его преломляющие свойства ухудшаются, объем аккомодации снижается (т.е. уменьшает прирост преломляющей силы хрусталика при его выпуклости), удаляется точка ближайшего видения (табл. 14.3).

Таблица 14.1

Возрастные изменения диаметра и реакции сужения зрачков на свет

Т аблица 14.2

Световая чувствительность адаптированного к темноте глаза людей различного возраста

Таблица 14.3

Изменение объема аккомодации с возрастом

Цветоощущение у детей проявляется с момента рождения, однако на различные цвета, оно, по-видимому, неодинаковое. По результатам электроретинограммы (ЭРГ), у детей установлено функционирование колбочек на оранжевый свет с 6 ч жизни после рождения. Есть данные о том, что в последние недели эмбрионального развития колбочковый аппарат способен реагировать на красный и зеленый цвет. Предполагают, что от момента рождения до 6-месячного возраста порядок ощущения различения цветов следующий: желтый, белый, розовый, красный, коричневый, черный, голубой, зеленый, фиолетовый. В 6 мес дети различают все цвета, но правильно называют их только с 3 лет.

Острота зрения с возрастом повышается и у 80-94% детей и подростков она больше, чем у взрослых. Для сравнения приведем данные по остроте зрения (в условных единицах) у детей разного возраста (табл. 14.4).

Таблица 14.4

Острота зрения у детей разного возраста

В связи с шарообразной формой глазного яблока, короткой переднезадней осью, большой выпуклостью роговицы и хрусталика у новорожденных величина рефракции составляет 1-3 диоптрий. У дошкольников и школьников дальнозоркость (если она есть) объясняется плоской формой хрусталика. У детей в дошкольном и школьном может развиться близорукость при длительном чтении в положении сидя с большим наклоном головы и при напряжении аккомодации, происходящем при плохом освещении во время чтения или рассматривании мелких предметов. Эти условия приводят к повышению кровенаполнения глаза, увеличению внутриглазного давления и изменению формы глазного яблока, что и является причиной развития близорукости.

С возрастом улучшается и стереоскопическое зрение. Оно начинает формироваться с 5-го месяца жизни. Этому способствует совершенствование координации движения глаз, фиксация взора на предмете, улучшение остроты зрения, взаимодействие зрительного анализатора с другими (особенно с тактильным). К 6-9-му месяцу возникает представление о глубине и отдаленности расположения предметов. Стереоскопическое зрение к 17-22 годам достигает своего оптимального уровня, причем с 6 лет у девочек острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков.

Поле зрения формируется к 5-му месяцу. До этого времени у детей не удается вызвать оборонительный мигательный рефлекс при введении объекта с периферии. С возрастом поле зрения растет, особенно интенсивно от 6 до 7,5 лет. К 7 годам его размер составляет приблизительно 80% от размера поля зрения взрослого человека. В развитии поля зрения наблюдаются половые особенности. Расширение поля зрения продолжается до 20-30 лет. Поле зрения определяет объем учебной информации, воспринимаемой ребенком, т.е. пропускную способность зрительного анализатора, и, следовательно, учебные возможности. В процессе онтогенеза пропускная способность зрительного анализатора (бит/с) также изменяется и достигает в разные возрастные периоды следующих значений (табл. 14. 5).

Таблица 14.5

Пропускная способность зрительного анализатора, бит/с

Сенсорные и моторные функции зрения развиваются одновременно. В первые дни после рождения движения глаз несинхронные, при неподвижности одного глаза можно наблюдать движение другого. Способность фиксировать взглядом предмет, или, образно говоря, «механизм точной настройки», формируется в возрасте от 5 дней до 3-5 мес. Реакция на форму предмета отмечается уже у 5-месячного ребенка. У дошкольников первую реакцию вызывает форма предмета, затем его размеры и в последнюю очередь-цвет.

В 7-8 лет глазомер у детей значительно лучше, чем у дошкольников, но хуже, чем у взрослых; половых различий не имеет. В дальнейшем у мальчиков линейный глазомер становится лучше, чем у девочек.

Функциональная подвижность (лабильность) рецепторного и коркового отделов зрительного анализатора тем ниже, чем моложе ребенок.

Нарушения и коррекция зрения. Важное значение в процессе обучения и воспитания детей с дефектами органов чувств имеет высокая пластичность нервной системы, позволяющая компенсировать выпавшие функции за счет оставшихся. Известно, что у слепоглухих детей повышена чувствительность тактильного, вкусового и обонятельного анализаторов. С помощью обоняния они могут хорошо ориентироваться на местности и узнавать родственников и знакомых. Чем более выражена степень поражения органов чувств ребенка, тем более трудной становится и учебно-воспитательная работа с ним. Подавляющая часть всей информации из окружающего мира (примерно 90%) поступает в наш мозг через зрительные и слуховые каналы, поэтому для нормального физического и психического развития детей и подростков особое значение имеют органы зрения и слуха.

Среди дефектов зрения наиболее часто встречаются различные формы нарушения рефракции оптической системы глаза или нарушения нормальной длины глазного яблока. В результате лучи, идущие от предмета, преломляются не на сетчатке. При слабой рефракции глаза вследствие нарушения функций хрусталика -его уплощения, или при укорочении глазного яблока, изображение предмета оказывается за сетчаткой. Люди с такими нарушениями зрения плохо видят близкие предметы; такой дефект называют дальнозоркостью (рис. 14.4.).

При усилении физической рефракции глаза, например, из-за повышения кривизны хрусталика, или удлинении глазного яблока, изображение предмета фокусируется впереди сетчатки, что нарушает восприятия удаленных предметов. Этот дефект зрения называют близорукостью (см. рис. 14.4.).

Рис. 14.4. Схема рефракции: в дальнозорком (а), нормальном (б) и близоруком (в) глазу

При развитии близорукости школьник плохо видит написанное на классной доске, просит пересадить его на первые парты. При чтении он приближает книгу к глазам, сильно склоняет голову во время письма, в кино или в театре стремится занять место поближе к экрану или сцене. При рассматривании предмета ребенок прищуривает глаза. Чтобы сделать изображение на сетчатке более четким, он чрезмерно приближает рассматриваемый предмет к глазам, что вызывает значительную нагрузку на мышечный аппарат глаза. Нередко мышцы не справляются с такой работой, и один глаз отклоняется в сторону виска - возникает косоглазие. Близорукость может развиваться при таких заболеваниях, как рахит, туберкулез, ревматизм.

Частичное нарушение цветового зрения получило название дальтонизма (по имени английского химика Дальтона, у которого впервые был обнаружен этот дефект). Дальтоники обычно не различают красный и зеленый цвета (они им кажутся серыми разных оттенков). Около 4-5% всех мужчин страдают дальтонизмом. У женщин он встречается реже (до 0,5%). Для обнаружения дальтонизма пользуются специальными цветовыми таблицами.

Профилактика нарушений зрения основывается на создании оптимальных условий для работы органа зрения. Зрительное утомление приводит к резкому снижению работоспособности детей, что отражается на их общем состоянии. Своевременная смена видов деятельности, изменение обстановки, в которой проводятся учебные занятия, способствуют повышению работоспособности.

Большое значение имеет правильный режим труда и отдыха, школьная мебель, отвечающая физиологическим особенностям учащихся, достаточное освещение рабочего места и др. Во время чтения каждые 40-60 мин необходимо делать перерыв на 10-15 мин, чтобы дать отдохнуть глазам; для снятия напряжения аппарата аккомодации детям рекомендуют посмотреть вдаль.

Кроме того, важная роль в охране зрения и его функции принадлежит защитному аппарату глаза (веки, ресницы), который требуют бережного ухода, соблюдения гигиенических требований и своевременного лечения. Неправильное использование косметических средств может привести к конъюнктивитам, блефаритам и другим заболеваниям органов зрения.

Особое внимание следует обратить на организацию работы с компьютерами, а также просмотр телевизионных передач. При подозрении на нарушение зрения необходима консультация врача - офтальмолога.

До 5 лет у детей преобладает гиперметропия (дальнозоркость). При данном дефекте помогают очки с собирательными двояковыпуклыми стеклами (придающими проходящим через них лучам сходящееся направление), которые улучшают остроту зрения и снижают излишнее напряжение аккомодации.

В дальнейшем в связи с нагрузкой при обучении частота гиперметропии снижается, а частота эмметропии (нормальной рефракции) и миопии (близорукости) увеличивается. К окончанию школы по сравнению с начальными классами распространенность близорукости возрастает в 5 раз.

Формированию и прогрессированию близорукости способствует дефицит света. Острота зрения и устойчивость ясного видения у учащихся существенно снижаются к окончанию уроков, и это снижение тем резче, чем ниже уровень освещенности. С повышением уровня освещенности у детей и подростков увеличивается быстрота различения зрительных стимулов, возрастает скорость чтения, улучшается качество работы. При освещенности рабочих мест 400 лк без ошибок было выполнено 74% работ, при освещенности 100 лк и 50 лк-соответственно 47 и 37%.

При хорошем освещении у нормально слышащих детей у подростков обостряется острота слуха, что также благоприятствует работоспособности, положительно сказывается на качестве работы. Так, если диктанты проводились при уровне освещенности 150 лк, число пропущенных или написанных с ошибками слов было на 47% меньше, чем в аналогичных диктантах, проведенных при освещенности 35 лк.

На развитие близорукости оказывает влияние учебная нагрузка, непосредственно связанная с необходимостью рассматривать объекты на близком расстоянии, ее продолжительность в течение дня.

Следует также знать, что у учащихся, мало бывающих или совсем не бывающих на воздухе в околополуденное время, когда интенсивность ультрафиолетовой радиации максимальна, нарушается фосфорно-кальциевый обмен. Это приводит к уменьшению тонуса глазных мышц, что при высокой зрительной нагрузке и недостаточной освещенности способствует развитию близорукости и ее прогрессированию.

Близорукими считаются дети, у которых миопическая рефракция составляет 3,25 диоптрий и выше, а острота зрения с коррекцией - 0,5-0,9. Таким учащимся рекомендованы занятия физической культурой только по специальной программе. Им также противопоказано выполнение тяжелой физической работы, длительное пребывание в согнутом положении с наклоненной головой.

При близорукости назначают очки с рассеивающими двояковогнутыми стеклами, которые превращают параллельные лучи в расходящиеся. Близорукость в большинстве случаев врожденная, но она может увеличиваться в школьном возрасте от младших классов к старшим. В тяжелых случаях близорукость сопровождается изменениями сетчатки, что ведет к падению зрения и даже отслойке сетчатки. Поэтому детям, страдающим близорукостью, необходимо строго выполнять предписания окулиста. Своевременное ношение очков школьниками является обязательным.

Зрение каждого человека способно изменяться, зачастую это зависит от возраста. Коррекция зрения и возраст имеют прямую взаимосвязь, самые значительные изменения параметров зрения у человека происходят в младенчестве, подростковом возрасте и старости. Рассмотрим особенности каждого периода.

Зрение детей от рождения до шести лет

В период до трех месяцев младенец видит предметы исключительно на расстоянии от 40 до 50 сантиметров. Часто родителям кажется, что его глаза немного косят. На самом деле у ребенка происходит окончательное формирование глазного яблока, его зрение в этот период обладает дальнозоркостью. Только в 6 месяцев специалист может поставить диагноз того или иного нарушение зрения, если таковое имеется. По истечении 3,5-4 месяцев зрение малыша значительно улучшается, он может фокусировать взгляд на определенном предмете и брать его в руки. Развивать зрение ребенка можно с самого рождения, соблюдая простые правила:

  • Ставьте кроватку в хорошо освещенную комнату, где будет скомбинирован дневной и электрический свет, это поспособствует активному движению глаз.
  • Оформляйте комнату в мягких спокойных тонах, чтобы не раздражать глаза малыша.
  • Расстояние между игрушками и кроватью должно быть минимум 30 сантиметров. Вешайте разные по цвету и форме предметы.
  • Не стоит с младенчества приучать ребенка к просмотру подвижных картинок на телевизоре или планшете, это увеличивает нагрузку на его глаза.

От одного до двух лет у малыша формируется острота зрения, которая определяется способностью видеть две точки сразу, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Норма этого показателя у взрослого человека равна единице, у ребенка до двух лет она варьируется от 0.3 до 0.5.

Ребенок старше 2 лет уже способен воспринимать речь взрослых и реагировать на их мимику и жесты. Если зрение малыша развивается правильно, то и его речь будет улучшаться. В ином случае, при нарушении развития органов зрения, он будет плохо реагировать на артикуляцию речи родителя, в связи с чем у ребенка возникнут проблемы с навыками воспроизведения речи. В три года необходимо проверить остроту зрения малыша у специалиста. Как правило, для этого врачи используют таблицу Орловой, состоящую из десяти рядов различных изображений. Данный показатель определяется порядковым номером строки в таблице. К четырем годам норма параметра составляет 0.7-0.8. Часто в этом возрасте дети начинают щуриться, это может быть признаком миопии (близорукости), в данном случае офтальмолог может назначить ношение очков и процедуры гимнастики для глаз.

Зрение детей дошкольного возраста продолжает формироваться, поэтому родителям ребенка важно следить за его развитием и посещать плановые осмотры. В 5-6 лет органы зрения детей подвергаются большой нагрузке, так как дошкольники начинают посещать различные кружки и секции. В этот период важно давать глазам ребенка отдохнуть: после 30-минутного занятия необходимо делать перерыв не менее, чем 15 минут. Пользоваться телевизором или компьютером стоит не более полутора часов в день.

Зрение в подростковом возрасте

Самая большая нагрузка на глаза происходит в период, когда человек достигает полового созревания. Помимо чтения учебников, просмотра телевизора и использования компьютера на зрение влияет гормональная перестройка организма и его активный рост. Эти факторы часто приводят подростка к такому зрительному отклонению, как близорукость. В данный период родителям важно следить за изменениями параметров зрения своего ребенка, посещая кабинет офтальмолога хотя бы раз в полгода. В таком возрастном промежутке врачи рекомендуют использовать . Они помогут не только скорректировать зрение, но и избавят ребенка от комплексов. Ведь в отличие от очков они совершенно не видны на глазах. Еще одним преимуществом линз для глаз является высокое качество изображения и более эффективное улучшение зрения, чем при использовании очков. Однако перед тем, как позволить носить подростку такие оптические изделия, ознакомьте его с правилами их эксплуатации, ведь линзы требуют тщательного ухода и соблюдения норм гигиены.

Особенности зрения в пожилом возрасте

После того, как человеческий организм полностью сформировался, при отсутствии врожденных и приобретенных нарушений зрения офтальмологи рекомендуют обследоваться один раз в год.

Установлено, что с возрастом падает зрение. Когда человек минует сорокалетний рубеж, может возникнуть такое заболевание как пресбиопия. Это вполне естественное ухудшение, которое характеризуется ослаблением фокусировки зрения, человек с трудом видит предметы вблизи, ему сложно читать книги и пользоваться мобильным телефоном без средств, корректирующих зрение. Пожилой возраст часто является причиной и более серьезных заболеваний: катаракты, глаукомы, дегенерации желтого пятна и диабетической ретинопатии. Как правило, такие отклонения возникают уже в более зрелом периоде, после 60-65 лет.

Появление возрастной катаракты связывают с нарушением окислительных процессов в хрусталике, это происходит из-за недостатка в организме аскорбиновой кислоты либо витамина B2. В этом случае, специалисты назначают эти компоненты для приема во внутрь или капли для глаз с содержанием рибофлавина. При тяжелой степени катаракты может потребоваться хирургическое вмешательство.

Повышение внутриглазного давления, или глаукома поражает зрительный нерв. Это заболевание обычно сложно обнаружить самостоятельно, так как ему нехарактерны ярко выраженные симптомы. Его несвоевременное выявление может привести к слепоте. Для лечения глаукомы необходима нормализация давления с помощью глазных капель или трабекулопластики — лазерной терапии.

Дегенерация желтого пятна возникает, когда атрофируется самая чувствительная область сетчатки — макула, она отвечает за восприятие глазом мелких деталей и предметов. У человека с данным заболеванием резко снижается острота зрения, он лишается возможности водить машину, читать или совершать иные привычные повседневные действия. Иногда пациент не различает цвета. Для предотвращения дальнейшего развития болезни необходимо носить контактные линзы или очки и принимать нужные препараты, однако самым эффективным способом является лазерная терапия. Огромный риск приобрести дегенерацию желтого пятна несет курение.

Диабетическая ретинопатия — это последствие тяжелой стадии сахарного диабета, который способен вызвать аномальные изменения кровеносных сосудов сетчатки глаза. За счет их истончения происходят кровоизлияния в разные области зрительных органов, после чего сосуды отслаиваются и отмирают. Именно поэтому при данной болезни человек видит мутную картинку. Ретинопатии характерны болезненные ощущения в глазах, а порой и потеря зрения. Полного излечения этого отклонения не существует, но лазерная хирургия поможет пациенту остаться зрячим, операция должна быть сделана до повреждения сетчатки глаза.

Одна из особенностей всех вышеперечисленных заболеваний — наследственная предрасположенность к ним. Поэтому с детства необходимо уделять особое внимание зрению.

В любом возрасте важно следить за состоянием глаз, посещая плановые осмотры у врача и выполняя его рекомендации. Интернет-магазин контактных линз представляет Вашему вниманию все необходимые продукты для поддержания здоровья зрения. На сайте можно заказать линзы и средства по уходу за ними. Купить товар можно в любое удобное время по выгодной цене.

Глазное яблоко у человека развивается из нескольких источ­ников. Светочувствительная оболочка (сетчатка) происходит из боковой стенки мозгового пузыря (будущий промежуточный мозг), хрусталик - из эктодермы, сосудистая и фиброзная обо­лочка - из мезенхимы. В конце 1-го - начале 2-го месяца внут­риутробной жизни на боковых стенках первичного мозгового пузыря появляется небольшое парное выпячивание - глазные пузыри. В процессе развития стенка глазного пузыря впячива­ется внутрь его и пузырь превращается в двухслойный глазной бокал. Наружная стенка бокала в дальнейшем истончается и пре­образуется в наружную пигментную часть (слой). Из внутренней стенки этого пузыря образуется сложно устроенная световоспринимающая (нервная) часть сетчатки (фотосенсорный слой). На 2-м месяце внутриутробного развития прилежащая к глазно­му бокалу эктодерма утолщается, затем в ней образуется хрусталиковая ямка, превращающаяся в хрустальный пузырек. Отде­лившись от эктодермы, пузырек погружается внутрь глазного бокала, теряет полость и из него в дальнейшем формируется хру­сталик.

На 2-м месяце внутриутробной жизни в глазной бокал прони­кают мезенхимные клетки, из которых образуются внутри бока­ла кровеносная сосудистая сеть и стекловидное тело. Из приле­жащих к глазному бокалу мезенхимных клеток образуется сосу­дистая оболочка, а из наружных слоев - фиброзная оболочка. Пе­редняя часть фиброзной оболочки становится прозрачной и пре­вращается в роговицу. У плода 6 - 8 мес кровеносные сосуды, на­ходящиеся в капсуле хрусталика и стекловидном теле, исчезают; рассасывается мембрана, закрывающая отверстие зрачка (зрачко­вая мембрана).

Верхние и нижние веки начинают формироваться на 3-м ме­сяце внутриутробной жизни, вначале в виде складок эктодермы. Эпителий конъюнктивы, в том числе и покрывающий спереди роговицу, происходит из эктодермы. Слезная железа развивается из выростов конъюнктивального эпителия в латеральном части формирующегося верхнего века.

Глазное яблоко у новорожденного относительно большое, его переднезадний размер составляет 17,5 мм, масса - 2,3 г. К 5 годам масса глазного яблока увеличивается на 70 %, а к 20 - 25 го­дам - в 3 раза по сравнению с новорожденным.

Роговица у новорожденного относительно толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется. Хрусталик почти круглый. Особенно быстро растет хрусталик в течение 1-го года жизни, в дальнейшем темпы роста его снижаются. Радужка выпуклая кпе­реди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка 2,5 мм. По мере уве­личения возраста ребенка толщина радужки увеличивается, ко­личество пигмента в ней возрастает, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40 - 50 лет зрачок немного суживается.



Ресничное тело у новорожденного развито слабо. Рост и дифференцировка ресничной мышцы осуществляется довольно быстро.

Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточ­но хорошо, кроме их сухожильной части. Поэтому движение гла­за возможно сразу после рождения, однако координация этих дви­жений наступает со 2-го месяца жизни ребенка.

Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры, выводные канальцы железы тонкие. Функция слезоотделения по­является на 2-м месяце жизни ребенка.

Жировое тело глазницы развито слабо. У людей пожилого и старческого возраста жировое тело глазницы уменьшается в раз­мерах, частично атрофируется, глазное яблоко меньше выступа­ет из глазницы.

Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. Удетей до 14 -15 лет она широкая, поэтому глаз кажется боль­шим, чем у взрослого человека.

Сложное развитие глазного яблока приводит к появлению врожденных дефектов. Чаще других встречается неправильная кривизна роговицы или хрусталика, вследствие чего изображение на сетчатке искажается (астигматизм). При нарушенных пропор­циях глазного яблока появляются врожденные близорукость (зри­тельная ось удлинена) или дальнозоркость (зрительная ось уко­рочена). Щель в радужке (колобома) чаще бывает в переднемедиальном ее сегменте. Остатки ветвей артерии стекловидного тела мешают прохождению света в стекловидном теле. Иногда встреча­ется нарушение прозрачности хрусталика (врожденная катаракта). Недоразвитие венозного синуса склеры (пглеммов канал) или про­странств радужно-роговичного угла (фонтановых пространств) вызывает врожденную глаукому.



Контрольные вопросы

1. Перечислите органы чувств, дайте каждому из них функциональную характеристику.

2.Расскажите о строении оболочек глазного яблока.

3.Назовите структуры, относящиеся к прозрачным средам глаза

4.Перечислите органы, которые относятся к вспомогателен аппаратам глаза. Какие функции выполняет каждый из вспомогательных органов глаза?

5.Расскажите о строении и функциях аккомодационною аппарата
глаза.

6.Опишите проводящий путь зрительного анализатора от рецепторов, воспринимающих свет, до коры большого мозга.

7.Расскажите об адаптации глаза к свету и о цветовом зрении

ОРГАНЫ СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ (ПРЕДДВЕРНО-УЛИТКОВЫЙ ОРГАН)

Органы слуха и равновесия, выполняющие разные функции, объединены в сложную систему (рис. 108).

Орган равновесия находится внутри каменистой части (пирамиды) височной кости и играет важную роль в ориентации чевека в пространстве.

Рис. 108. Преддверно-улитковый орган:

1 - ушная раковина; 2 - наружный слуховой проход; 3 - барабанная перепонка; 4 - барабанная полость; 5 - молоточек; 6 - наковальня; 7 -стремя, 8- полукружные протоки; 9 - преддверие; 10 - улитка; 11 - прг-i улитковый нерв; 12 - слуховая труба

Учитывая задачи настоящего пособия, представляем отдельные вопросы анатомического строения органа зрения, касающиеся хрусталика, его связочного аппарата, окружающий структур и некоторые анатомо-физиологические особенности органа зрения у детей.

Хрусталик представляет собой чечевицеобразное, двояковыпуклое, плотноэластическое, прозрачное бессосудистое тело. Он расположен между радужкой и стекловидным телом, находясь в углублении последнего. Между хрусталиком и стекловидным телом остается узкая капиллярная щель (ретролентикулярное пространство). Хрусталик удерживается в своем положении связочным аппаратом: ресничным пояском (цинновой связкой) и гиалоидокапсулярной связкой.

У взрослых хрусталик по форме напоминает двояковыпуклую линзу с более плоской передней (радиус кривизны – 10-11,2 мм) и более выпуклой задней поверхностью (радиус кривизны – 5,8 – 6 мм), а толщина его в среднем составляет 4,4 – 5 мм при диаметре 10 мм.

Хрусталик новорожденного по форме приближается к шару, напоминая эмбриональный. Толщина его равняется 4 мм при диаметре 6 мм, радиусы кривизны передней и задней поверхностей составляют соответственно 3,1 – 4 мм. С ростом ребенка хрусталик по форме приближается к линзе взрослого.

Толщина и диаметр хрусталика у ребенка 1 года составляет 4,2 мм и 7,1 мм, в 4 года – 4,5 – 8 мм, в 7 лет – 4,3 – 8,9 мм, в 10 лет – 4 – 9 мм. Объем его у новорожденного равен 0,07 см, у ребенка 1 года – 0,1 см, в 4 года – 0,12 см, в 7 лет – 0,15 см, в 10 лет – 0,15 см, у взрослого – 0,2 см. С возрастом увеличивается масса хрусталика. У новорожденного она составляет 0,08 г, у ребенка 1 года – 0,13 г, в 4 года - 5 г, в 7 лет – 0,16 г, в 10 лет – 0,17 г, у взрослого – 0,2 г.

Центр передней поверхности хрусталика называется передним полюсом, центр задней поверхности – задним полюсом. Линия, соединяющая передний и задний полюсы, называется осью хрусталика, а линия перехода передней поверхности в заднюю – экватором.

Хрусталик состоит из капсулы, эпителия капсулы и хрусталиковых волокон. Капсула, покрывающая поверхность хрусталика, представляет собой одну из разновидностей базальных мембран и сформирована из коллагеноподобного гликопротеинового вещества. Метаболизм ее осуществляется через эпителий и волокна хрусталика. Капсула гомогенна, прозрачна, эластична и несколько напряжена. У детей она значительно тоньше, чем у взрослых. Во всех возрастных группах передняя капсула толще, чем задняя, которая является наиболее тонкой у заднего полюса и вокруг него. Задняя капсула эпителия не имеет. У детей, а также у лиц молодого возраста она находится в тесном соединении с передней пограничной мембраной стекловидного тела, которая, как правило, повреждается при нарушении целости задней капсулы. Это надо учитывать при хирургическом лечении катаракт в детском возрасте.

Под передней капсулой хрусталика находится однослойный кубический эпителий, клетки которого имеют шестигранную форму. В процессе роста новые хрусталиковые волокна отодвигают предыдущие волокна к центру и образуют радиальные пластинки в виде долек апельсина. Волокна каждой пластинки направляются к переднему и заднему полюсам. В местах передних и задних концов волокон с капсулой хрусталика образуются так называемые швы. Образование волокон происходит в течение всей жизни; центральные более старые из них, уплотняются за счет потери воды, в результате чего к 25-30 годам жизни образуется небольшое ядро, которое в дальнейшем увеличивается. Строение хрусталика взрослого и ребенка в оптическом срезе щелевой лампы представлено на рис.

Вещество хрусталика состоит из воды (в среднем 62%), 18% растворимых и 17% нерастворимых белков, 2% минеральных солей, небольшого количества жиров, следов холестерина. Водорастворимые белки представлены -, - и -кристаллинами, нерастворимые – за счет метаболизма глюкозы, в результате которого происходит накопление АТФ,альбуминоидами. Последние составляют мембраны хрусталиковых волокон; количество этих белков увеличивается с возрастом. В нормальном состоянии белки не проникают во влагу передней камеры, При развитии катаракт, благодаря нарушению структуры мембран хрусталиковых волокон и проницаемости капсулы, протеины могут поступать во влагу передней камеры и, выступая в качестве антигенов, вести к образованию антител.

Хрусталик характеризуется более высоким уровнем ионов калия и более низким – ионов натрия, хлора и воды по сравнению с другими структурами глаза и организма. Благодаря активному транспорту аминокислот и ионов через мембраны поддерживается постоянство внутренней среды хрусталика. Необходимая для этого химическая энергия образуется за счет метаболизма глюкозы, в результате которого происходит накопление АТФ.

Биохимический состав хрусталика в детском возрасте характеризуется высоким содержанием воды (до 65%), преимущественным содержанием растворимых белков. В хрусталике ребенка содержится около 30% белков, 5% приходится на неорганические соединения (К,Са,Р), витамины (С,В2), глютатион, ферменты, липоиды (холестерин и др.)

Хрусталик не имеет нервов и сосудов. Он получает питание из водянистой влаги и стекловидного тела. Поступление составных частей для обмена веществ и выделение продуктов обмена происходит путем диффузии. Капсула хрусталика, являясь полупроницаемой мембраной, способствует осуществлению обменных процессов.

Ресничный поясок (цинновые связки) удерживает хрусталик в его нормальном положении, является составным элементом аккомодационного аппарата глаза, состоит из тесно прилегающих друг к другу волокон – тонких, бесструктурных, стекловидных нитей.

Передняя камера – пространство, ограниченное задней поверхностью роговицы, передней поверхностью радужки, в области зрачка – передней капсулой хрусталика; в углу передней камеры – областью трабекулярной сети, корнем радужки и ресничным телом. Фронтальный поперечник передней камеры у взрослого равен 11,3 – 12,4 мм. Глубина ее в центре у взрослого составляет от 2,6 до 3,5 мм, объем колеблется от 0,2 до 0,4 см. Передняя камера заполнена водянистой влагой – прозрачной, бесцветной жидкостью с удельным весом 1,005 – 1,007, показатель преломления которой равен 1,33.

У новорожденного глубина передней камеры в центре достигает 1,5 мм, к 1 году увеличивается до 2,5 мм, к 5 годам – до 3 мм, к 10 годам достигает размеров взрослого.

Задняя камера ограничена задней поверхностью радужки, ресничным телом, ресничным пояском, передней капсулой хрусталика. Непрерывность задней камеры нарушается узкой капиллярной щелью, которая имеется между зрачковым краем радужки и передней поверхностью хрусталика. Эта щель обеспечивает сообщение между передней и задней камерами. Глубина задней камеры неодинакова в разных ее отделах и колеблется от 0,01 до 0,1 мм.

Стекловидное тело составляет большую часть (65%) содержимого глазного яблока. Оно располагается позади хрусталика и ресничного пояска, далее граничит с плоской частью ресничного тела и с сетчаткой. Между хрусталиком и стекловидным телом имеется капиллярная щель (захрусталиковое или ретролентальное пространство). Помимо прикрепления к задней капсуле хрусталика, стекловидное тело фиксировано еще в двух отделах: в плоской части ресничного тела и около диска зрительного нерва. Топографически стекловидное тело разделяют на 3 части: позадихрусталиковую, ресничную и заднюю.

Стекловидное тело, имеющее фибриллярную структуру, представляет собой прозрачную, бесцветную массу студенистой консистенции, является коллоидом (гелем), содержит до 98% воды и небольшое количество белка и солей. К моменту рождения стекловидное тело сформировано, однако объем и масса его у детей меньше, чем у взрослых. Масса его у новорожденного около 1,5 г, к 1 году – 2,6 г, к 4 годам – 4,2 г, к 7 годам – 4,8 г, к 10 годам приближается по массе к взрослому – 5,5 г. Объем стекловидного тела у новорожденного – 1,4 см, у ребенка 1 года – 2,6 см,в 4 года – 4 см, в 10 лет – как у взрослого – 4,8 см.

Глазное яблоко новорожденного по сравнению с телом ребенка относительно велико. Рост глаза. Наиболее интенсивно происходящий в первые 3 года жизни, продолжается в течение всего периода детства и даже до 20-25 лет. О чем можно судить по увеличению размера саггитальной оси глаза. У новорожденного она равняется 16,2 мм, у ребенка 1 года – 19,2 мм, в 4 года – 20.7 мм, в 7 лет – 21,1 мм, в 10 лет – 21,7 мм, в 14 лет – 22,5 мм, у взрослого – 24 мм. Роговица у детей меньших размеров по сравнению со взрослыми: ее горизонтальный вертикальный диаметры составляют соответственно у новорожденного 9 и 8 мм, у ребенка 1 года – 10 и 8,5 мм, в 4 года – 10,5 и 9,5 мм, в 7 лет – 11 и 10 мм, в 10 лет – 11,5 10 мм, в 14 лет – 11,5 и 10,5 мм, у взрослого – 12 и 11 мм. Радиус кривизны у новорожденного равен 7 мм, к 12 годам увеличивается до 7,5 мм, у взрослого составляет 7,6 -8 мм. Возрастные нормы размеров саггитальной оси глазного яблока и роговицы должны учитываться в диагностике микрофтальма и микрокорнеа при врожденных катарактах .

Склера новорожденных, а также детей до 3 лет более тонка; толщина ее равна 0,4 – 0,6 мм, у взрослого – 1-1,5 мм. Благодаря эластичности склеры, одной из возрастных особенностей детского возраста, после разреза оболочек глаза происходит коллапс, что способствует выпадению стекловидного тела в ходе операции.

Особенность радужки новорожденного заключается в том, что пигмент в переднем мезодермальном листке почти отсутствует и через строму просвечивает задняя пигментная пластинка, обусловливая голубоватый цвет. Постоянную окраску радужка приобретает к 2 годам жизни ребенка. У новорожденных детей зрачок более узкий (1,5 – 2 мм), слабо реагирует на свет и недостаточно расширяется. Это обусловлено тем, что сфинктер ко времени рождения уже сформирован, а дилятатор недоразвит.

Ресничное тело у новорожденных развито недостаточно, с ростом ребенка формируется, дифференцируется его иннервация. В первые годы жизни ребенка чувствительные нервные окончания выражены слабее, чем двигательные и трофические. Этим обусловлена меньшая болезненность ресничного тела у детей при воспалительных процессах. У детей ресничная мышца представлена лишь двумя порциями – радиальной и меридиональной. Циркулярная порция Мюллера дифференцируется к 20 годам.

Существенные особенности имеет глазное дно новорожденных. Чаще всего отмечается бледно-розовая с желтым оттенком окраска. Макулярный и фовеолярный рефлексы слабо выражены или отсутствуют. В то же время на других участках при офтальмоскопии возникает много рефлексов. Диск зрительного нерва у новорожденных бледновато-серого цвета, меньшего диаметра (0,8 мм), который с возрастом увеличивается до 2 мм. Ко второму году жизни глазное дно приобретает вид, мало отличающийся от взрослого.

Особенностью строения сетчатки новорожденного является наличие 10 слоев на всем протяжении. Из них к 1 году жизни в макулярной области сохраняются первый – пигментный – эпителий, второй – слой палочек и колбочек, третий – наружная пограничная мембрана, частично четвертый – наружный ядерный – и девятый – слой нервных волокон. К этому времени увеличивается число колбочек в центральной ямке сетчатки, завершается их дифференцировка и структурное созревание.

Итак, мы продолжим наш разговор о проблемах зрения у детей. Вчера мы обсуждали развитие органа зрения внутриутробно и остановились на вопросах, касающихся его развития в первый год жизни. Что же может нарушаться в этот период?

Проблемы развития зрения у детей в раннем возрасте

Если в раннем возрасте будет происходить ограниченное поступление световых лучей на сетчатку из-за проблем с прозрачностью каких-либо отделов оптической системы глаза – тогда зрение может пострадать. Не менее важно и нарушение в фокусировке на предметах, например, при наличии близорукости, либо проблемы с восприятием зрительных образов в целом из-за повреждений зрительных нервов или области зрительных центров в коре головного мозга. В таких случаях зрение может не формироваться до нормальных значений или не развивается совсем. Как же происходит развитие зрения этом периоде? В возрасте одного месяца ребенок может фиксировать взгляд на крупных и ярких предметах – лампочке, яркой картинке с контрастным фоном, крупной игрушке. Затем к возрасту двух-трех месяцев малыш начинает следить глазами за перемещением предметов на небольшом от его глаз расстоянии – это могут быть двигающиеся игрушки на подвесном «мобиле», передвижение по комнате взрослых. Постепенно ребенок начинает учиться рассматривать детали у крупных предметов, присматриваться к мимике родителей, разглядывать свое отражение в зеркалах или следить за движением предметов уже на достаточно больших расстояниях – машины за окном, птички, листики.

После годовалого возраста за счет повышения остроты зрения возникает возможность интересоваться теми предметами, которые могут находиться на достаточно удаленном месте от ребенка. При получении большого количества активных стимулов со стороны зрения, у ребенка возникают выраженные потребности к движениям, чтобы взять и рассмотреть интересующие его объекты. Таким образом, он начинает совершать первые осознанные попытки к тому, чтобы вставать на ножки и делать свои первые в жизни шаги. Поэтому, отмечено, что дети с выраженными нарушениями зрения начинать самостоятельно ходить значительно позже хорошо видящих сверстников. На втором году жизни детишки начинают произносить первые отдельные слова и простые предложения. В развитии таких речевых навыков им помогает накопление большого зрительного опыта по восприятию речи окружающих его взрослых и детей. Младенцы всегда внимательно изучают мимику родителей при произнесении ими звуков и затем они пытаются воспроизводить какие-то подобные им звуки самостоятельно.

Естественно, если по уровню развития зрения у ребенка нет возможности воспринимать артикуляцию в речи родителей, тогда у детей будут формироваться плохие навыки в звуко- или словообразовании. К трем годам у детей при правильной постановке вопросов есть возможность самостоятельного ответа о том, что или как он видит. Поэтому в этом возрасте родители уже могут проконтролировать развитие зрительного анализатора, если обращают внимание ребенка на описание различных объектов в окружающем их мире. К возрасту трех лет детишки должны без ошибок узнавать любые предметы размерами около 10 см с расстояния не менее 5-6 метров, они должны различать летящие в небе самолеты или небольших птиц, сидящих на верхушке деревьев. Естественно, что дети в таком возрасте могут закапризничать или путать правильные ответы, но тогда можно просто предложить ему альтернативы, спросив – что ты видишь, зайчика или кошечку? Ребенок должен выбрать правильный ответ.

Помните, что детям до двух лет нельзя позволять смотреть телевизор и разные передачи-мультики. Смысла происходящего на экране они пока не могут понять, и телевизор ими воспринимается как универсальная, мигающая звуковая игрушка. При этом мышцы глаз малышей в таком возрасте просто физически не готовы к такой зрительной нагрузке и напряжению. Далее, в возрасте четырех-шести лет на глазки ребенка накладываются нагрузки, которые практически соизмеримы со школьными нагрузками – дети занимаются в детском садике, группах подготовки к школе, вырезают, лепят и рисуют. Но именно в этот период важно не перегружать глаза и мышцы глаз, нужно делать частые перерывы в зрительных нагрузках – занятия и статичные творческие уроки не должны превышать 20-30 минут в день и перерывы между ними не должны быть менее 15 минут. В этом возрасте можно смотреть и мультики, но при просмотре их дети должны находиться на максимальном от телевизора расстоянии, исходя из диагонали экрана, но не менее трех метров.

При любой возможности стоит отказаться от использования электронных развивашек и игр с маленькими экранами на телефонах, так как они вынуждают глазки малыша длительно и сильно напрягаться, чтобы глаза моли рассмотреть мелкие детали на экране. Нужно помнить о том, что даже получасовое занятие подобными видами развлечений может давать выраженный спазм в области зрительных мышц на протяжении нескольких часов, а иногда и на несколько дней. Первыми признаками таких спазмов являются боли в глазках и их покраснение, истечение слезы, а также жалобы ребенка на головные боли и на расплывчатость в видении предметов вдали. При постоянных таких серьезных нагрузках и длительном существовании спазмов зрительных мышц может провоцироваться развитие близорукости.

К возрасту шести-семи лет зрение у детей достигает уровня взрослого человека, то есть острота их зрения становится равной «единице». При таком зрении глаза вполне отлично могут различать предметы как вдалеке, так и на достаточно близком расстоянии, и рефракция глаз становится соразмерной или эмметропической. Одним словом – глаза видят стопроцентно. При прохождении световых лучей фокус изображения попадает точно на сетчатку и воспринимается максимально четко. И таким образом, именно в этом возрасте органы зрения, наряду со всем остальным организмом, могут быть полностью готовы к обучению в школе. С той целью, чтобы к началу активных школьных занятий все отделы зрительной системы малыша были отлично подготовлены к предстоящей им нагрузке, и ничего в дальнейшем не мешало работе органа зрения, важно с самого раннего возраста проводить регулярный профилактический осмотр в кабинете врача-офтальмолога и своевременная коррекция возможных нарушений зрения.

Выявление заболеваний глаз с раннего возраста

Важно регулярное обследование глаз ребенка у врача, и впервые зрение проверяют еще в родильном доме, когда можно выявить основные признаки многих из врожденных заболеваний глаз. Одним из них является врожденная катаракта – это помутнение хрусталика, который в норме должен быть абсолютно прозрачным. Катаракта проявляется в виде сероватого свечения в зоне зрачка, при этом зрачок сам выглядит не черным, а имеет серый цвет. Обычно лечение этого заболевания осуществляется хирургически, путем удаления помутневшего хрусталика. Если этого не делать, при длительном существование помех в прохождении лучей света в зону сетчатки глаза приводит к формированию резкой задержки в развитии зрения. После проведения подобной операции ребенку нужно будет ношение специальных очков или контактных линз, заменяющих хрусталик. Но некоторые из видов катаракты нельзя оперировать в раннем детском возрасте, и при таких условиях будут проводиться периодические курсы стимулирующей терапии. При таком лечении на глаза будут воздействовать световым или лазерным излучением, магнитными и электрическими полями, проводить занятия по специальным компьютерным программам, назначать необходимые лекарственные препараты, что позволит оттянуть период хирургической коррекции до более старшего возраста ребенка, когда будет возможность для проведения имплантации искусственной линзы-хрусталика.

Очень похожими изменениями с катарактой могут проявиться и другие, более серьезные поражения глаз ребенка. Одной из самых серьезных патологий будет являться ретинобластома – злокачественное поражение сетчатки опухолью. На ранних стадиях на опухоль возможно воздействие лучевыми методами. Особые конструкции лучевых аппликаторов – пластин с нанесенными на них радиоактивными материалами, пришивают непосредственно к области склеры в месте проецирования опухоли. Место пришивания будет определяться при проведении операции и просвечивании склеры особым прибором, похожим на фонарик – диафаноскопом. Там, где выявляется тень от опухоли, подшивается аппликатор. Радиоактивные материалы разрушают ткани опухоли сквозь склеру. Однако, в поздних стадиях опухоли, когда может возникать угроза распространения тканей опухоли за территорию глаза, прибегают только к единственному пути – удалению пораженного глазного яблока.

Это далеко не все заболевания глаз, выявляемые при первых осмотрах у офтальмолога, и завтра мы продолжим с вами обсуждение вариантов развития и лечения многих из врожденных и ранних приобретенных поражений зрения у детей.