Понятие условий психического развития. Основные условия нормального психического развития (по А.Р

Условия развития - те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на развитие, направляя его ход, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Это окружающие предметы материальной и духовной культуры, люди и отношения между ними. Материальные условия влияют на познавательное развитие, социальные - на развитие личности поведения. От условий зависят индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех задатков, которые имеются от рождения, качественное своеобразие и сочетание психических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.

Условия психического развития: наследственность _ свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом; среда _ окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования; активность _ деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются темперамент и задатки способностей. Природные свойства ребёнка, не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. Сами качества возникают благодаря социальному наследованию (в процессе обучения и воспитания).

Генетические факторы _ потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от родителей. От этих факторов в определенной степени зависит направление развития.

Помимо наследственности, биологический фактор, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Во время пренатального развития нарушения физического и психического равновесия у матери могут оказывать влияние на реализацию генетического потенциала ребенка. Примеры таких нарушений:

  • - недостаточное питание матери;
  • - заболевания матери в период беременности;
  • - употребление лекарств и других веществ.

В пользу значимости среды в психическом развитии ребёнка говорят исследования, доказавшие, что те участки мозга ребёнка, которые не упражняются в результате достаточного количества внешних впечатлений, контактов и т. д., перестают нормально созревать и могут потерять способность к функционированию.

В психологии развития известен термин «госпитализм» _ двигательная и эмоциональная заторможенность, резкое снижение активности. Это явление наблюдается при недостатке, дефиците необходимых и значимых для ребёнка контактов со взрослыми (в первую очередь, эмоциональных).

Социальная среда -- понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей. Социальная среда _ это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики. Развитие личности как процесс «социализации» осуществляется в определённых социальных условиях семьи, ближайшего окружения (микроситуация); социально-экономических, политических и т. д. (макроситуация).

В психологии широко известна модель экологических систем, предложенная американским психологом У. Бронфенбреннером. Согласно этой модели, развитие человека - это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны человек сам способен изменить (реконструировать) свою жизненную среду. С другой стороны - испытывает воздействие со стороны элементов этой среды.

Вся эта экологическая среда состоит из четырёх составляющих:

Макросистема - сам субъект и его ближайшее окружение (семья, детский сад, сверстники по школе и т. д.) - оказывает непосредственное влияние на ход развития.

Мезосистема - взаимоотношения между микросистемами (события в школе, семье и связи между ними или связи между школой и группой сверстников).

Экзосистема - элементы среды, в которых субъект не играет активной роли, но которые оказывают на него влияние.

Макросистема - установки, нравы, традиции, ценности окружающей культуры. Эта система влияет на образовательные стандарты, а значит, оказывает влияние на развитие и поведение.

Одним из ключевых понятий идей Л. С. Выготского выступает социальная ситуация как основной механизм психического развития. Это та конкретная форма значимых для ребёнка отношений, в которых он находится с окружающей действительностью (прежде всего, социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные типы и формы деятельности, _ основное условие личностного развития.

Согласно А. В. Петровскому, сама социальная ситуация может быть стабильной или изменяющейся. Вхождение ребёнка как социального существа в жизнь общности (социализация) предполагает прохождение трёх фаз:

  • - адаптация (к действующим нормам, формам взаимодействия, деятельности);
  • - индивидуализация (как удовлетворение «потребности в персонализации», т. е. поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности);
  • - интеграция личности в общность (обусловлена противоречиями между стремлениями субъекта представить свои особенности в общности и потребностью этой общности одобрить лишь те из них, которые соответствуют её ценностям и способствуют успеху совместной деятельности и т. д.).

От того, в каких условиях развивается личность, во многом зависит, насколько цельной, творческой, жизнерадостной, деятельной она будет. Поэтому родителям так важно с первых дней жизни создать условия для развития ребенка .

Создайте собственное пространство для ребенка

Идеальным местом для пребывания маленького человека в доме должна стать детская комната. Если в первые месяцы жизни дитя нуждается в постоянном присутствии родителей, то через некоторое время ему потребуется собственное пространство, где он будет ощущать себя полноправным хозяином. Даже если у вас нет возможности выделить ребенку отдельную комнату, оборудуйте детский уголок, где он будет хранить свои игрушки, книжки, где можно поставить маленький стол или парту.

Одним из основных условий для развития ребенка является самостоятельность, поэтому ваша задача – предоставить ему такую возможность: с 2-3 месяцев давайте время малышу самостоятельно позаниматься игрушками. Повесьте над кроваткой яркие погремушки, карусельку. Разместите все это на доступной для малыша высоте, чтобы он, задевая игрушки ручками, слышал звуки. Если ребенок не капризничает и увлечен этим занятием, не стоит его прерывать.

Став старше, он с удовольствием будет играть с предметами разной фактуры. Педагоги считают, что развитие тактильной чувствительности при исследовании различных материалов от ткани до дерева и меха влияет на формирование интеллекта ребенка, пополняя его жизненный опыт.

Наполните его жизнь впечатлениями

Кроме собственного пространства для игр, ребенку для развития необходимы впечатления. Особенно важно это для детей дошкольного возраста примерно с 3 до 7 лет. Психологи утверждают, что в этот период люди получают самые незабываемые и сильные эмоции. Связано это с тем, что у детей в это время бурно развивается воображение, и новые впечатления активно подпитывают его.

Как известно, в памяти остается только то, что . Поскольку здоровые дети впечатлительны по своей природе, будьте уверены, что радость от совместных поездок, походов в зоопарк, планетарий и цирк останется с ними навсегда.

Важно для дошкольников узнавать новые виды деятельности. Сегодня многие художественные студии предлагают родителям вместе с детьми посетить совместные уроки рисования. Трудно передать словами восторг ребенка, у которого с первого раза получилось создать маленькую картину: дом на опушке зимнего леса или прекрасного павлина.

Некоторые родители протестуют против посещения ребенком детского сада, считая, что там «детьми не занимаются». Если вы решили посвятить ребенку свое время до школы, то обязательно выберите альтернативный вариант его общения с детьми: детские развивающие центры, кружки, секции. Кроме того, что ваш малыш будет там учиться общению со сверстниками, в этих организациях проводятся праздники, а в спортивных секциях соревнования, принимая участие в которых, ваш ребенок обогатится новыми впечатлениями.

Ярким моментом в жизни 6-7-летнего ребенка может стать поход с взрослыми в лес с ночевкой. Особенно если привлечь его к подготовке: пусть сам смонтирует вместе с папой удочки и снасти для рыбалки, соберет котелок и припасы вместе с мамой.

А сколько незабываемых впечатлений получит ребенок от купания и пляжа, ночных звуков и шорохов, плеска рыбы в камышах, катания на лодке!

Итак, смена обстановки и разнообразные впечатления – второе важное условие для развития ребенка.

Создайте творческую среду

Мы уже довольно много говорили о важности творчества в жизни ребенка. Компьютерные игры в этом деле не помощники: являясь готовым продуктом, они не развивают фантазию и воображение.

Ребенок «зацикливается» на образах виртуальной игры, замыкается в ее рамках и перестает интересоваться другими видами деятельности, становится асоциальным. Между тем, только ситуативная и ролевая игра со сверстниками является развивающей по сути, а ребенок утрачивает к ней интерес. Регламентируйте занятия ребенка с компьютером, чтобы не допускать таких «перекосов», и поощряйте общение с другими детьми.

Важно, чтобы деятельность доставляла ребенку удовлетворение, положительные эмоции, тогда он сам будет инициировать занятия. Например, вы увидите, как он ждет нового посещения развивающей школы или мечтает закончить новую поделку в кружке.

Творчество возможно не только в специализированных центрах, но и дома в повседневной жизни. Например, предоставьте ребенку возможность украсить комнату к празднику, нарисовать новогодние флажки для гирлянды, придумать вместе с вами оформление праздничного пирога для бабушки и т.д. Побуждайте его фантазировать, вносить новые предложения, помогайте с их реализацией.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что создать условия для развития ребенка не так сложно. Три главных компонента: собственное пространство, новые впечатления и творческая среда – и ваш ребенок успешно развивается как личность. Но самым главным, «цементирующим» успех компонентом является ваша заинтересованности в его развитии, ваша поддержка, похвала, искренняя радость даже небольшим его победам.

Нет похожих статей.

Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные А.Р. Лурия.

Первое важнейшее условие - «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.

Второе условие - «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

Третье условие - «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».

Четвертое условие - систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

19.Причины отклонения в психическом развитии .

делят на эндогенные (наследственные ) и экзогенные (средовые ).

В период внутриутробного развития на плод могут действовать заболевания матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз и др. К числу этиологических факторов относят также сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, эмоциональные стрессы, перегревания, переохлаждения, действие вибрации, облучение, некоторые лекарственные препараты, употребление в период беременности алкоголя, табака, наркотиков и т. п. Тяжелыми по своим последствиям родовые травмы и асфиксии. Инфекционные и вирусные заболевания в раннем детстве также способны стать причиной отклонения в развитии.

социально-психологическая детерминация. Отрыв ребенка от матери, недостаток эмоциональной теплоты, бедная в сенсорном отношении среда, бездушное и жестокое обращение могут выступать в виде причин различных нарушений психогенеза.



20.Причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием .

Существует сложный характер взаимосвязи этиологического фактора и отклоняющегося развития. Клинические исследования показывают, что одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям в развитии. отличающиеся по характеру патогенные условия могут вызвать одинаковые формы расстройств. Конечный эффект действия патогенного фактора, то есть конкретная форма нарушенного развития будет зависеть не только от него самого, но и от многообразных комбинаций опосредующих переменных. К числу таких переменных следует отнести преимущественную локализацию вредоносного воздействия, влияние которого чаще всего избирательно, в результате чего пораженными могут оказаться самые различные структуры, органы и системы.

Сила воздействия патогенного фактора напрямую определяет его конечный эффект, выраженность того или иного нарушения. Помимо названных весьма значимой переменной выступает экспозиция, длительность воздействия. Даже если неблагоприятное воздействие будет кратковременным и достаточно слабым, при его частой повторяемости вероятен коммулятивный эффект, способный привести к серьезным расстройствам в развитии.

чем меньше ребенок, тем хуже для него возможные последствия различных вредностей.

Конечный эффект деструктивных условий во многом определяется и тем, насколько быстро и эффективно пострадавшему будет оказана квалифицированная помощь, в том числе и психолого-педагогическая. Патогенное воздействие, как правило, приводит к формированию не самого феномена нарушенного развития, а лишь к появлению анатомо-физиологических предпосылок - относительно устойчивых нарушений центральной нервной системы.


Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.

Функциональные системы обладают высокой пластичностью и способностью к перестраиванию. Именно эта способность лежит в основе механизмов компенсации перестроек.

Традиционно выделяют два типа перестроек нарушенных функций - внутрисистемную и межсистемную.

Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; они проходят несколько фаз (этапов).

Первая фаза - обнаружение того или иного нарушения в работе организма.

Вторая фаза - оценка параметров нарушения, его локализации и глубины (выраженности).

Третья фаза - формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.

Включение этой программы с необходимостью требует отслеживания процесса ее реализации- содержание четвертой фазы.

пятая, завершающая фаза связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня.

Первый - биологический, или телесный уровень.

Второй - психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого.

Третий - социальный . Содержание этого уровня связано с макросоциальными масштабами существования человека.

Реабилитация определяется как «система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду.

Абилитация в дословном переводе - предоставление прав. мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений.

Коррекция - процесс исправления тех или иных нарушенных функций. Коррекция - это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации.

22.Классификации детей с ОПФР .

Дети с ОПФР – дети с особенностями психофизического развития.

Классификация детей с ОПФР:

- Дети с сенсорными нарушениями (слух, зрение).

Дети с нарушением речи.

Дети с нарушением опорно- двигательного аппарата.

Дети с интеллектуальными нарушениями.

Дети с комплексными нарушениями.

Дети с искаженным развитием.

Дети с опфр, которые в результате психических и физических недостатков имеют сложности в обучении: глухие дети и слабослышащие; слепые и слабовидящие; дети с задержкой психического развития; умственно отсталые дети; аутичные дети; дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложными (комбинированными) нарушениями и др.

Дети с ОПФР (особенности психо- физического развития) делятся на следующие категории:

Дети с трудностями в обучении

Дети- инвалиды

Дети, обучающиеся в интеграционных классах

Дети, нуждающиеся в психолого-педагогической помощи.

ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

1.Понятие психическое развитие. Показатели психического развития. Биогенетические и социогенетические теории развития.

2.Предпосылки психического развития: наследственные особенности, природные свойства организма, процессы созревания.

3.Условия психического развития, социальная среда (жизнь среди людей), собственная активность ребенка.

Психическое развитие и деятельность.

Что такое развитие?

Развитие человека- это созревание, количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.

В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.

От понимания значения термина «психическое развитие» зависит определение путей обучения и воспитания, подхода к ребенку, понимание особенностей его развития.

На психическое развитие ребенка влияют 2 основных фактора: биологический (природный) и социальный (условия жизни, окружающая среда).

Л.С. Выготский определил развитие как «непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях».

Поэтому критерием психического развития он считал возрастные новообразования. Выготский Л.С. указывал, что детская жизнь состоит из эпох, характеризующихся медленным эволюционным развитием, отдельных друг от друга кризисами.

Кризисы характеризуются следующими особенностями:

1.Наступает и завершается незаметно, в середине достигает максимума.

2.Негативными явлениями.

3.Потребности опережают возможности.



Д.Б. Эльконин связал периоды с ведущей деятельностью.

Предпосылки психического развития.

1..Строение и работа головного мозга.

У животных большая часть мозгового вещества уже занята к моменту рождения. В нем закреплены механизмы инстинктивных форм поведения, передаваемых по наследству. У ребенка часть остается «чистой», готовой к тому, чтобы закрепить, что дает жизнь и воспитание. Пр. Может закрепить и волчьи повадки. В животном мире достигнутый уровень развития, поведения передается из поколения в поколение, так же как и строение организма- путем биологического наследования, а у человека все виды деятельности, знания. Умения, психические качества путем социального наследования.

2. Природные свойства организма: способность к прямохождению, ориентировочные рефлексы, наследственные особенности.

Природные свойства не порождая психических качеств создают условия для их образования. Пример: речевой слух дает возможность различать и узнавать звуки речи. Ни одно животное им не обладает, так как от природы ребенок получает строение слухового аппарата и соответствующих участков нервной системы.

Условия психического развития.

1.Жизнь среди людей (воспитание и обучение).

2.Собственная психическая активность ребенка.

Психическая активность проявляется в деятельности стать человеком – значит научиться действовать.

4.Психическое развитие и деятельность.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения, подчиняется своим закономерностям. Они проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Это не случайные факты, а главные, существенные тенденции.

1. Неравномерность и гетерохронность .

Каждая функция идет своим особым темпом и ритмом становления. Что впереди, что- то отстает, затем функции, которые отстали, становятся приоритетными в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности.

Первые месяцы наиболее активно развиваются органы чувств, позднее на их основе формируются предметные действия, затем речь, наглядно- действенное мышление.

Периоды наиболее благоприятные для развития той или иной стороны психики, когда обострена чувствительность называются СЕНЗИТИВНЫМИ.

Функции развиваются наиболее успешно и благоприятно.

2. Стадиальность.

Психическое развитие происходит стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Год младенчества не равен году в отрочестве. Стадии следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике, их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию.

Каждая стадия имеет собственную ценность. Поэтому как подчеркивал А.В. Запорожец "важно не ускорять психическое развитие, а обогащать, расширять возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности"

Это обеспечивает переход к новой стадии развития.

Характеристиками стадий психического развития выступают:

Социальная ситуация развития.

Ведущая деятельность.

Основные новообразования .

Под социальной ситуацией развития Л.С.Выготский понимал соотношение внешних и внутренних условий развития психики. Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, самому себе.

Возрастные новообразования. Выступает новый тип строения личности, психические изменения, позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев, говорил, что эта деятельность обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности.

Согласно А. Н. Леонтьеву, ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения особенностей ребенка в том или ином периоде развития. Ее характеризуют следующие признаки: 1) от нее ближайшим образом зависят основные психические изменения ребенка в данный возрастной период, 2) в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, 3) в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы (1981, с. 514-515).

Несмотря на то что каждому возрастному периоду свойственна определенная ведущая деятельность, это не значит, что в данном возрасте отсутствуют или ущемлены» другие виды деятельности. Для дошкольника ведущая деятельность - игра. Но в дошкольный период в жизни детей можно наблюдать элементы учения и труда. Однако они не определяют характера основных психических изменений в данном возрасте - их особенности в наибольшей мере зависят именно от игры.

Рассмотрим периодизацию детства, которая была разработана Д. Б. Элькониным на основе трудов Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. В основу данной периодизации положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка".

Приведем указанную периодизацию.

2. Предметно-маннипулятнвная деятельность является ведущей ^для ребенка от 1 года до 3 лет. Осуществляя эту деятельность (первоначально в сотрудничестве со взрослыми), ребенок воспро­изводит общественно выработанные способы действия с вещами;

у него возникает речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира и наглядно-дей­ственное мышление. Центральным новообразованием этого воз­раста является возникновение у ребенка сознания, выступаю­щего для других в виде собственного детского <я».

3. Игровая деятельность наиболее доминирует у ребенка от 3 до 6 лет.

4. Учебная деятельность формируется у детей от 6 до 10 лет. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способ­ности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

5. Целостная общественно полезная деятельность в качестве ведущей присуща детям от 10 до 15 лет. Она включает в себя такие виды, как трудовая, учебная, общественно-организаторская, спортивная и художественная деятельности.

6. Учебно-профессиональная деятельность характерна для старшеклассников и учащихся СПТУ в возрасте от 15 до 17- 18 лет. Благодаря ей у них формируются потребность в труде, профессиональное самоопределение, а также познавательные интересы и элементы исследовательских умений, способность строить свои жизненные планы, идейно-нравственные и гражданские качества личности, устойчивое мировоззрение.

Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Не соответствие между ХОЧУ и МОГУ.

4. Дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств .

Дифференциация состоит в том, что они отделяясь друг от друга превращаются в самостоятельные формы или деятельность (память выделяется из восприятия).

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязи между отдельными сторонами психики. Так познавательные процессы пройдя дифференциацию устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком качественном уровне. Так память, речь, мышление обеспечивают интеллектуализацию.

Кумуляция.

Накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики.

5. Смена детерминант (причин).

Меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. Становится иным и соотношение социальных детерминант. Складываются особые отношения со сверстниками и взрослыми.

6. Психика отличается пластичностью.

Это способствует усвоению опыта. Родившейся ребенок может овладеть любым языком. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций (зрения, слуха, двигательной функции).

Другое проявление пластичности- подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственно деятельность (Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко).

Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности, для каждой из них характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом.
Младенчество (оральная ст.) - доверие - недоверие.
Ранний возраст (анальная ст.) - автономия - сомнение, стыд.
Возраст игры (фаллическая ст.) - инициативность -чувство вины.
Школьный возраст (латентная ст.) - достижение - неполноценность.
Подростковый возраст (латентная ст.) - идентичность - диффузия идентичности.
Молодость - интимность - изоляция.
Зрелость - творчество - застой.
Старость - интеграция - разочарование в жизни.

ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ.

«Родясь на свет мы плачем. Грустно нам к комедии дурацкой приступаться». В. Шекспир

1.Общая характеристика анатомо-физиологических особенностей новорожденного.

2. Особенности проявлений психики новорожденного:

А. безусловные рефлексы б. развитие рецепторов к моменту рождения.

3.Получение внешних впечатлений - как условие развития психики.

4. Индивидуальные различия новорожденных.

В период внутриутробного развития закладываются органы:

3-9 недель- сердце

5-9 недель- верхние и нижние конечности

8-12 недель- лицо, глаза, уши, нос

5-16 недель- почки.

В первые 3-4 месяца беременности формируется нервная система. Грипп. краснуха, гепатит ведут к появлению врожденных аномалий.

Новорожденный весит 3200-3500 грамм, рост от 49-50 см. Строение тела отличается от строения взрослого и 7 летнего ребенка. Соотношение частей тела непропорционально: голова очень большая 1,4 всей длины тела ребенка у взрослого 1,8. Ноги младенца очень короткие. Мозг новорожденного весит 360-370 гр. Нервная ткань мозга, особенно коры, к

моменту рождения еще полностью не сформировались, не все нервные клетки имеют то строение, величину и форму, которые характеризуют зрелый мозг.

У новорожденного отростки нервных клеток, которые обеспечивают установление связей между разными клетками, коротки и не способны выполнять свою основную работу- передавать нервное возбуждение от одних клеток к другим. Многие нервные клетки и волокна мозга новорожденного частично готовы для получения простых раздражителей и ответа на них. Кора мозга еще не развита, процессы торможения слабы, поэтому нервные возбуждения широко разливаются по всей коре, захватывая различные центры, и вызывает у ребенка общие разбросанные движения.

К моменту рождения готов весь рецепторный аппарат- ребенок видит, слышит, ощущает запахи, чувствует боль, прикосновения. С первых дней жизни в результате воздействия внешних раздражителей на воспринимающие органы и ответного на них реагирования развиваются функции коры больших полушарий.

У младенца врожденные способности реагировать на звуки и их модификации. В возрасте одной недели ребенок уже способен различать голос своей матери от других голосов. В возрасте 2 недели у ребенка, вероятно, сформирован образ того, что лицо и голос матери представляют собой нечто единое целое. Проведенные опыты показали, что младенец демонстрирует состояние беспокойства, если перед его взором появляется мать и говорит чужим голосом или когда вдруг чужой человек говорит голосом его матери. Развитие чувствительности начинается в преднатальный период (пример из Брусиловского «Жизнь до рождения» стр. 106.

Зрительная чувствительность- зрение по- видимому, является наименее развитым чувством при рождении ребенка. Хотя новорожденные в состоянии следить за движущимися объектами, но до 2-4 месячного возраста их зрение слабое. Исследования показали, что на 3 месяце прослеживается способность различать цвета и ребенок тянется к красному цвету. Способность различать цвета, доказана ученым Н.И. Красногорским.

« Если внешних раздражителей нет или они недостаточны, организация работы коры больших полушарий мозга задерживается или идет неправильно… Отсюда необходимость воспитывать ребенка с первых дней жизни.» Н. М. Щелованов.

«Беспомощен, как котенок» - говорят о новорожденном ребенке. Но при этом забывают, что котенок при рождении более «приспособлен к жизни», чем человеческий детеныш. Если бы новорожденный подобно котенку должен искать пропитание своими силами, он бы не выжил. Жизнь ребенку в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных органов и систем организма (дыхания, кровообращения, выделения). Органы чувств новорожденного развиты лучше, чем движения.

У новорожденного в чистом виде проявляются врожденные инстинктивные формы поведения, направленные на удовлетворение потребностей. Они обеспечивают выживание, но не составляют основу психического развития.

Врожденные рефлексы, связанные с движениями.

Гримасы удовольствия и неудовольствия.

Адекватная мимика на кислые, соленые, горькие и сладкие вкусовые раздражители.

Сосательный, мигательный, глотательный рефлексы.

Цеплятельный рефлекс Робинзона.

Подошвенный рефлекс Бабинского (растопыривает пальчики).

Позвоночный рефлекс Галанта.

Шагательные и плавательные рефлексы без перемещения тела.

Поднимает голову от плеча.

Рефлекс отталкивания.

Ориентировочный рефлекс.

Оборонительный (если резко дернуть за пеленку- взмах руками и ногами).

Тонический шейный рефлекс (поза фехтовальщика).

Безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретение свойственных человеку форм поведения – основная особенность новорожденного.

Для правильного психического развития необходимы внешние впечатления. Без таких впечатлений невозможно созревание мозга, так как необходимым условием нормального созревания мозга в период новорожденности является упражнение органов чувств, поступление в мозг получаемых при их помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. (Если ребенок попадает в сенсорную изоляцию, его психическое развитие задерживается. Источником впечатлений является взрослый).

«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.» Б. Прейер.

У младенца лучше развиты дистантные рецепторы, поэтому ему раньше доступны слуховые и зрительные ощущения.

Условные рефлексы.

1.Появление реакции сосредоточения со стороны глаза и уха (1-2 мин).

2.Образуются условные рефлексы «на положение при кормлении».

3.Положительная эмоциональная реакция на взрослого, потребность общения.

4.К 2-3 неделям рефлекс на время кормления.

«Комплекс оживления» – особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому. Является границей между новорожденностью и младенчеством.

Индивидуальные различия.

Хотя во многих ситуациях и отношениях младенцы ведут себя удивительно сходно, однако, они сильно различаются. Велика разница по признаку раздражимости. Даже в одной и той же семье дети различаются по типичному для них настроению.

Появления реакции сосредоточения со стороны глаза и уха.

Образуются условные рефлексы на отдельные раздражители.

Положительная реакция на взрослого, потребность общения.

Выводы по младенцу стр. 177 Кэрол Флейк Хобсон

Общение.

В этот период контакт ребенка с миром осуществляется через взрослого. Центром ситуации, в которой находится ребенок является взрослый. В период внутриутробного периода ребенок связан физически, а в младенчестве- социально. В 3-6 месяцев возникает избирательное отношение ко взрослым. Ребенок реагирует на лицо и интонацию голоса. Для психического развития в период младенчества важно эмоциональное общение с ним.

Общение со взрослым- это главный фактор развития в младенческом возрасте.

Исследования Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, М. Райбл, И. Лангмейера, З. Матейчик позволяют прийти к выводу, что ведущая деятельность младенца это эмоциональное общение с матерью.

Американец Семпмен показал, что детеныши крыс, получившие в раннем детстве опы беспомощности при безучастии взрослых, будут впоследствии пассивны в рискованных жизненных ситуациях. Даже саркома отторгалась чаще.

Чехославацкий психолог М. Домбровска обнаружила, что малыши в возрасте 6- 10 мес., лишенные семьи, в 7 раз чаще испытывают страх при встрече с новыми предметами, игрушками, чем семейные дети.

Американский психолог Д. Пруга выявил, что в ситуациях с постоянно меняющимися взрослыми воспитателями младенец способен восстановить прерванный эмоциональный контакт со взрослыми не более 4 раз. После этого он престает искать новых контактов и остается к ним равнодушен.

Польский психолог К. Обуховский приводит данные Р. Шпица о последствиях отрыва от матери 6 месячного младенца.

1 мес.- плачет, требует мать.

2 мес.- реакция избегания, кричит, когда к нему подходят. Одновременно наблюдается падение веса и снижение общего уровня развития.

3 мес.- демонстрирует апатию, аутизм, избегание всяких контактов с миром.

8-9 месячные дети сидели или лежали с широко раскрытыми глазами и застывшими лицами, в оцепенении, контакт затруднен, иногда невозможен. Дети страдали бессонницей, теряли вес, болели, особенно кожные заболевания.

4 мес.-исчезает мимика, лицо застывает маской, не кричит, а жалобно стонет.

В случае отрыва более 5- 6 мес. изменения в принципе необратимы.

Эмоционально холодные и принципиальные строгие матери нередко добиваются, что к 7-8 годам дети испытывают серьезные эмоциональные расстройства.

В 60 годы психолог Вейн Деннис изучал младенцев в доме ребенка в Тегеране (Иран) и отметил серьезные отставания в развитии. IQ за год снижается на 5- 10 единиц. Уровень развития среднего ребенка выше на 30 единиц. При изменении условий воспитания ребенок может догнать сверстников в развитии. Так Деннис выяснил, что если ребенка брать на руки на 1 час в день и активизировать предметами, то развитие можно ускорить в 4 раза. В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко считают, что ребенок, лишенный общения на 1 году жизни обречен на эмоциональную глухоту- шизоидность. На 1 году ребенок нуждается не в принципиальности матери, а в безусловном проявлении материнского тепла, любви и ласки.

После рождения потребность в общении отсутствует. Идет по принципу «обращение- ответ». Вначале общение младенца со взрослым выступает как односторонний процесс. Обращение исходит от взрослого, ответная реакция ребенка мало уловима. Р. Бернс ссылаясь на исследования С. Куперсмита утверждает, что для положительного самовосприятия важен не способ кормления сам по себе, а уверенность матери в избранном способе.

1. Первое достижение при общении ребенка со взрослым- упорное смотрение в глаза и на губы взрослого (1 мес). комплекс оживления- первый ответ на обращение взрослого, образуется важнейшая социальная потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого. К 4-5 мес общение приобретает избирательный характер, начинает отличать своих от чужих. Постепенно общение ради общения перерастает в общение по поводу предметов, игрушек и в совместную деятельность.

Наиважнейшим средством общения являются экспрессивные действия (улыбка, напевания, активные двигательные реакции). Наблюдения показали, что организованное общение с 3 месяцев с помощью слова не удалось.

2. В 6-7 мес. средства и формы диалога усложняются, появляется плач призыв и плач- сочувствие. Жалость бабушек и сердобольных мам (охи и аха) пугают ребенка и рождают страх перед передвижением.

Годовалых раздражают длинные монологи.

после 3 мес. гуление

Около 4 мес. подражание ритму звуков а-а-а-а, ы-ы-ы, о-о-о

6 мес-лепет происходит постепенное совершенствование употребления губ, языка, дыхания.

С середины младенческого возраста создаются условия для понимания речи. Где Ляля? Ориентировочная реакция на слово. В результате многократных повторений возникает связь предмета со словом. К концу года связь между названием предмета и самим предметом. Выражается в поиске и нахождении предмета, возникает пассивный запас слов. В это время развивается жестовая коммуникация. В 5 мес. –движение руки, затем сделай ладушки, помаши ручкой. В 9-10 –утвердительный, отрицательный, указательный, угрожающий, подзывающий.

Предпосылки усвоения речи.

1 этап- затихает, прислушиваясь как взрослые с ним заговаривают.

2 этап- после 3 месяцев гулит, издавая звуки, прислушивается к ним.

3 этап- во втором полугодии лепет, лепеча произносит и различает новые звуки. Нормальные дети начинают лепетать в возрасте пяти месяцев. Это начальная фаза продолжается около месяца, причем дети произносят самые разнообразные звуки. Глухие дети так же проходят через эту фазу, хотя они никогда не слышали ни единого слова. Они лепечут столько же, сколько и нормальные дети, хотя и не слышат себя.

К концу первог8о года лепет заканчивается и переходит в разговорную речь, которую нормальный ребенок постоянно слышит вокруг себя. Для закрепления речевых навыков требуется продолжительное время. Речь детей, которые оглохли в детстве постепенно оскудевает. В возрасте 6 лет наступление глухоты не влияет на развитие речи. В результате многократных повторений возникает связь произносимого взрослым слова с предметом на который указывают. К концу 1 года может возникнуть в ответ на слово взрослого и речевая реакция где папа?, ребенок- «папа». К концу года знает от 4 до 15 слов. Более немыми оказываются мальчики. Пассивный запас значительно больше, чем активный.

К концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становится одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым.

Лешли выделил причины затруднений речевого развития:

слух, особенности развития речевого анализатора.

недостаточный опыт общения со взрослыми.

особенности эмоциональной жизни ребенка.

заторможенность из-за других детей.

слабая координация движений.

Способ побуждения развития речи, по мнению Лешли – игра.

Первая половина года- это период подготовки к развитию речи. В этот период происходит подготовка речедвигательного аппарата и развитие фонематического слуха. На основе общения возникает потребность в речевом общении с окружающими людьми. Первые речевые реакции носят условно- рефлекторный характер и формируются в процессе эмоционального общения со взрослыми.

Ко второй половине года у ребенка появляется большое количество условных реакций на предметные раздражители.

В частности, появляются реакции такого характера- улавливает звуковой рисунок слова и соотносит с определенным предметом. Где часы? Показывает.

Развитие второй сигнальной системы, способность реагировать на смысл слова, появляется значительно позднее (11- 12 мес.) с помощью речи начинаем управлять поведением ребенка. У ребенка развивается понимаемая речь, она носит ситуативный характер.

Выводы по 1 году:

Понимание речи взрослых и первые самостоятельно произносимые слова.

Действие может управляться словом.

Словом может управляться восприятие ребенка.

Речь становится активной,формируются предпосылки к успешному усвоению языка.

Решающим условием для понимания речи является потребность в общении в ситуации привлекательной деятельности, обязательная положительная эмоциональная окраска. Накопление названия предметов происходит в следующем порядке: а. названия непосредственно окружающих вещей б. имен взрослых и названия игрушек в. изображения предметов, одежды и частей тела.

Нельзя оставлять с незнакомым человеком или подходить незнакомцам к кроватке и коляске. Знакомиться только сидя на руках у родителей.

Уважительное отношение к ребенку. Нельзя шлепать. Особенно мальчиков, так как яички поднимутся из мошонки.

Терпение и ласка.

Нельзя сравнивать, так как каждый развивается по законам индивидуальной биологии.

Берите ребенка на руки.

Не игнорируйте плачь ребенка.

Отсутствие реакции на «припадок» лучшее средство для развития отношений с ребенком. Припадок- это обозначение границы.

Консультации на тему.

1. Окружайте ребенка лучшим.

2. Общение с ребенком как фактор интеллектуального развития.

Память в раннем возрасте.

Память не дана в готовом виде, она складывается под влиянием условий жизни и воспитания.

1 этап – форма запечатления и узнавания внешних воздействий. По исследованиям Касаткиной Н.И. наблюдается на первых месяцах. На 3-4 месяцах более сложная форма запечатления в основе которой лежит элементарный анализ раздражителей. Проявляется в поднимании головы и устремлении тела по направлению.

5 –6 месяцев – узнавание близких.

В 7-8 месяцев в процессе общения со взрослыми появляется своеобразная форма памяти- узнавание, опосредованное речью (где Ляля?)

К 1 году новая реакция на слово- указательный жест. В конце первого, начале 2 года объектом запоминания становятся слова. С возрастом удлинняется период восприятия с последующим узнаванием.

На 2 году узнает близких по прошествии нескольких недель.

На 3 году несколько месяцев.

На 4 году после разлуки длящейся год.

В преддошкольном возрасте память носит непреднамеренный, непроизвольный характер, то есть ребенок запоминает что –либо не ставя перед собой цели запомнить.

Ребенок, который в 3 года усваивает иностранные языки, не может усвоить систему знаний из области географии. Память в раннем возрасте является одной их центральных основных психических функций. Мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста- значит вспомнить, то есть опираться на прежний опыт. Мышление в раннем возрасте развивается в непосредственной зависимости от памяти.

Ведущая деятельность –предметная деятельность, деловое практическое сотрудничество со взрослым.

Предметно- манипулятивная деятельность.

Центральное новообразование этого возраста:

Возникновение у ребенка сознания, выступающего для других окружающих в виде собственного «Я».

Интенсивное овладение предметно- орудийными операциями формирует практический интеллект.

Возникает воображение и знаково- символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи.

Возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности.

Зарождается общение со сверстниками.

Формируется предметное восприятие, как центральная познавательная функция.

Возникает личное действие, личное желание, складывается предметное отношение к действительности.

Важным новообразованием выступает гордость за свои достижения.

Кризисы развития:

независимое ощущение «Я», либо сомнение и стыд.

Задачи развития:

самоконтроль, языковое развитие, фантазия и игра, самостоятельное передвижение.

Ресурсы развития:

человеческие отношения, сенсорная стимуляция, защищенное окружение, ограниченность окружения.

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО.

Центральные новообразования:

Ведущая деятельность - игровая.

В игровой деятельности впервые формируются и проявляются

потребности ребенка воздействовать на окружающий мир.

Формируется воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий.

Происходит выделение в них мотивов соподчинения и управления, а также складываются обобщенные переживания, осмысленная ориентация в них.

Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

Ребенок осваивает широкий круг деятельности: игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение.

Овладение моделированием, как целенаправленной умственной способностью.

Освоение способов и средств познавательной деятельности.

Формирование произвольного поведения.

1.Общая характеристика нервной системы ребенка- дошкольника.

2.Развитие видов внимания в дошкольном возрасте.

3.Развитие свойств внимания в дошкольном возрасте.

4.Значение игры и обучения в дошкольном возрасте.

Развитие ощущений.

Сенсорика это система благодаря которой впечатления внешнего мира становятся достоянием нашей психики.(накопление чувственного опыта)

« Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». Б.Г. Ананьев.

Развитие ощущений и восприятия имеет важное теоретическое и практическое значение.

развитая сенсорика- предпосылка для развития других психических процессов (мышления, памяти, воображения).

основа для совершенствования практической деятельности.

способствует нормальному эмоционально- волевому развитию.

связано с развитием специальных способностей.

Существует 2 точки зрения на сенсорное развитие ребенка:

сенсорные способности даны ребенку от рождения в готовом виде.

Цель: сенсорное воспитание сводится к упражнению этих способностей.

сенсорное развитие- это формирование новых ранее не существовавших свойств и сенсорных процессов.

Созревание анализаторов, конечно, является важным условием, но это лишь органическая предпосылка. Формирование же сенсорных способностей их совершенствование происходит в ходе усвоения общественного сенсорного опыта. Этой точки зрения придерживаются многие известные ученые Венгер, Эльконин, Сакулина.

Что же в таком случае должно стать содержанием сенсорного воспитания?

1.Формирование сенсорных эталонов (ознакомление детей с сенсорными эталонами). Усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов.

2. Овладение способами обследования предметов, перцептивными действиями, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.

сенсорные эталоны- образцы каждого вида свойств и отношений предметов.

В процессе общественно- исторического развития человечество систематизировало все многообразие свойств предметов: форма, основные цвета, звуковысотная шкала. Решетка фонем родного языка. Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства. Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, величины. Без специально организованного сенсорного воспитания дети обычно вначале усваивают только некоторые эталоны (круг, квадрат, красный, желтый, синий. зеленый). Значительно позднее усваивают представления о треугольнике, прямоугольнике, овале, оранжевом, голубом, фиолетовом цветах). С большим трудом дети усваивают представления о величине предметов, об отношениях по величине между предметами.

Последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизацией одна из основных задач сенсорного воспитания. Ознакомить с сенсорными эталонами- значит организовать запоминание слов, обозначающих основные разновидности свойств предметов.

Эти основные формы помогают детям разобраться в многообразии свойств предметов. Это осуществляется во всех видах деятельности и проходит 2 этапа:

1.1от рождения до 3 лет. Дети усваивают и различают основные сенсорные эталоны. Не обязательно называют их.

1.2.С 3 до 7 лет дети усваивают сенсорные эталоны и закрепляют в речи.

2.Формирование обследовательских действий.

Зрительное обследование:

3-4 года-движения глаз не многочислены, взгляд скользит по середине поверхности, прослеживания контура нет.

4-5 лет- основные движения на середине фигуры, ориентировка на размер и площадь фигуры, фиксации относящиеся к характерным признакам фигуры.

5-6 лет- появляются движения глаз по контуру предмета, но обследуются не все части контура.

6-7 лет- снижается продолжительность фиксации, движение моделирует фигуру (напоминает движения взрослого).

Мы видим, что происходит постепенный переход от развернутых действий ребенка, к свертыванию, к моментальному зрительному моделированию, т.е. интеориоризация.

3 года- манипулирование предметом без попыток обследования

4 года- рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков.

5-6 лет- планомерное и последовательное обследование.

7 лет- систематическое, планомерное рассматривание

Обследование предметов проходит по разному в зависимости от целей так при рисовании предмет рассматривается лишь с одной стороны, т.к. изображение плоскостное.

При конструировании обследование происходит со всех сторон.

Но существуют приемы, типичные для многих видов обследования:

1.Восприятие целостного облика предмета.

2.Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств(форма, величина)

3.Определение пространственных взаимоотношений относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа).

4.Выделение мелких частей и их расположение по отношению к основным частям.

5.Повторное целостное восприятие предмета.

Для каждого вида деятельности характерны свои обследовательские действия.

Выводы по зрительным ощущениям:

1.Дети в дошкольном возрасте способны на тонкое цветоразличение. Даже в младшем возрасте хорошо знают цвета и оттенки.