Описание психологического состояния человека. Психическое состояние личности

23. Психические состояния

Согласно определению Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности.

Если рассматривать психические явления в плоскости таких характеристик, как «ситуативность – долго-временность» и «изменчивость – постоянство», можно сказать, что психические состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами личности. Между этими тремя видами психических явлений существует тесная взаимосвязь и возможен взаимный переход. Установлено, что психические процессы (такие как внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния (например, тревога, любопытство и т. д.) способствуют развитию соответствующих устойчивых свойств личности.

На основании современных исследований можно утверждать, что неврожденные свойства человека являются статической формой проявления тех или иных психических состояний либо их совокупностей. Психические свойства являются долговременной основой, обусловливающей деятельность личности. Однако на успешность и особенности деятельности большое влияние оказывают и временные, ситуативные психические состояния человека. Исходя из этого можно дать и такое определение состояний: психическое состояние – это сложное и многообразное, относительно устойчивое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее активность и успешность жизнедеятельности индивида в сложившейся конкретной ситуации.

На основе приведенных выше определений можно выделить свойства психических состояний.

Целостность. Данное свойство проявляется в том, что состояния выражают взаимоотношение всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом на протяжении данного отрезка времени.

Подвижность. Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в смене стадий протекания: начало, развитие, завершение.

Относительная устойчивость. Динамика психических состояний выражена в значительной меньшей степени, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).

Полярность. Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес – безразличие, бодрость – вялость, фрустрация – толерантность и т. д.

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Психологические особенности и психические состояния Гнев глупого – в его словах, гнев умного – в его делах. Арабская пословица Индивидуальные особенности психикиНекоторые люди имеют повышенную склонность к приступам гнева. Это явление наиболее характерно для

Из книги Общая психология: конспект лекций автора Дмитриева Н Ю

Лекция № 6. Психические состояния Начало научной разработки понятия психического состояния в отечественной психологии было положено статьей Н. Д. Левитова, написанной в 1955 г. Ему же принадлежит и первый научный труд по этому вопросу – монография «О психических

Из книги Лечение творчеством автора Некрасова Юлия Борисовна

Беседа по теме «Психические состояния» Любое психическое состояние, – говорит психотерапевт, – это относительно устойчивое и в то же время динамическое образование. К нему больше всего подходит понятие «состояние, продолжающееся в данный момент времени». Этот момент

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

6 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В античном мире зарождалось множество мнений о природе и процессах душевных проявлений.Одно из первых представлений имело гносеологический смысл, оно выражало способы познания окружающего мира. Деятельность органов чувств определялась

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

ИДЕНТИФИКАЦИЯ НЫНЕШНЕГО СОСТОЯНИЯ СЕМЬИ И ЕЕ ЖЕЛАЕМОГО СОСТОЯНИЯ В любой форме психотерапии психотерапевт выступает всегда в качестве модели коммуникации. Начиная работу с какой-то семьей, особенно важно и полезно, как показывает наша практика, прямо определить цели

Из книги Психология масс автора Ольшанский Дмитрий Вадимович

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли Теория Келли представляет когнитивный подход к личности. Келли предположил, что наилучшим образом поведение человека можно понять, считая его исследователем. Подобно

Из книги Практическая интуиция в любви автора Дэй Лора

Глава 1. Развитие состояния любви из состояния удовольствия Вернёмся назад: вспомним первое упражнение.Помните упражнение, предложенное в самом начале книги? Возможно, когда вы только приступили к его выполнению, оно показалось вам слишком простым. Что может быть проще –

автора Дмитриева Н Ю

23. Психические состояния Согласно определению Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

25. Положительные и отрицательные психические состояния Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и

автора Еникеев Марат Исхакович

Глава 6 Психические состояния § 1. Понятие психических состояний Жизнь человека - непрерывная череда разнообразных психических состояний. В них проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 3. Пограничные психические состояния Психические состояния, находящиеся между нормой и патологией (слабые формы психических расстройств), называются пограничными состояниями. К таким состояниям относятся: реактивные состояния; неврозы; психопатоподобные состояния;

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя автора Дружилов Сергей Александрович

4.2 Психические состояния людей, потерявших работу «Когда Бог закрывает одну дверь, Он открывает другую; но мы часто не замечаем её, уставившись взглядом в закрытую дверь…» Хелен Келлер (Helen Keller, 1880-1968 гг.) слепоглухая американская писательница, преподаватель и

Состояние психики изменчиво на протяжении всей нашей жизни. Ежедневно мы испытываем разнообразные виды эмоций и смену настроения, что приводит к становлению общего психического состояния. Оно может проявляться нейтрально, позитивно при радостных событиях и неожиданных известиях, негативно при тяжёлой стрессовой ситуации или, к примеру, затянувшемся конфликте. Психологические проявления обусловлены социальными, культурными, внешними и внутренними факторами, на базе которых строится вся наша жизнь.

Психические состояния обладают неоднозначной трактовкой. В основном, это совокупная характеристика психологической и поведенческой жизнедеятельности индивида за конкретный промежуток времени. Она отображает смену психологических процессов при ситуативных, эмоциональных, поведенческих переменах, а также особенности психоэмоционального склада человека.

Психические состояния имеют тесную взаимосвязь с психологическими особенностями личности и процессами, происходящими на физиологическом уровне. В некоторых случаях психологические процессы отображают как самочувствие индивида, так и психические проявления, которые при неоднократном повторении могут перейти в личное свойство человека. Следовательно, можно утверждать, что психологическое состояние по своему строению является многообразным, перетекающим из одной формы выражения в другую, изменяющим своё направление движения.

Взаимодействие с функциями организма

Психические состояния взаимодействуют с соматическими функциями организма. Их проявления связаны с динамичностью нервной системы, сбалансированной работой обоих полушарий мозга, чётким функционированием коры и подкорки головного мозга, индивидуальными особенностями психической саморегуляции.

Структура проявления психологических аспектов содержит в себе несколько основополагающих компонентов, которые неразрывно связаны между собой. Сюда относятся такие уровни:

  • Физиологический. Выражается в частоте сердцебиения, измерении кровяного давления;
  • Моторный. Изменения ритма дыхания, мимики, тембра и громкости речи;
  • эмоциональный – проявление позитивных или негативных эмоций, переживаний, лабильного настроения, тревожность;
  • Когнитивный. Ментальный уровень, куда входят логика мышления, анализ прошедших событий, прогнозы на будущее, регулировка состояния организма;
  • Поведенческий. Чёткость, верные действия, соответствующие потребностям человека;
  • Коммуникативный. Проявления психических свойств при общении с окружающими, возможность услышать собеседника и понять его, определение конкретных задач и их исполнение.

Причины образования и развития

Основная причина развития психических проявлений выражается в поведенческих и социальных условиях среды индивида. Если психологические установки соответствуют идеалам и намерениям личности, она будет умиротворённой, позитивной, благодушной. При невозможности реализовать свои внутренние потребности человек будет испытывать эмоциональный дискомфорт, что впоследствии выльется в тревожность и негативное психическое состояние.

Изменение психологического статуса влечёт за собой смену мироощущений, чувств, настроения, эмоций человека. При реализации индивидом личных эмоциональных потребностей психическое состояние сходит на нет, если же произошла определённая фиксация или немотивированный отказ от психологической реализации, наступает отрицательная стадия проявления психического состояния. Она определяется раздражением, проявлением агрессии, фрустрацией, тревожностью. Войдя в новое психическое состояние, человек вновь пытается добиться желаемого результата, однако не всегда достигает конечной цели. В этом случае организм включает средства психологической защиты, предохраняющие состояние человека от стресса и психического расстройства.

Психическое состояние является целостной, подвижной, относительно устойчивой и полярной структурой, имеющей собственную динамику развития. Оно зависит в равной степени от временного фактора, единой циркуляции психологических процессов и эмоций в организме, наличии противоположного состоянию значения. Любовь сменяется ненавистью, гнев — милостью, агрессия — умиротворённостью. Глобальная смена психоэмоциональных ощущений происходит у беременной женщины, когда тревожность может буквально за пару минут перейти в позитивное расположение духа.

В период беременности у женщины изменяется гормональный фон в организме, все соматические процессы направлены на развитие плода. При постоянном угнетённом настроении будущей матери, у новорождённых детей могут наблюдаться некоторые виды отклонений в психической активности. Определяется заторможенность развития психических реакций, слишком активная или пассивная моторика движений, дальнейшее медленное ментальное развитие. Примеры подобных случаев на сегодняшний день, к сожалению, не являются редкостью. Поэтому необходимо всегда осознавать и контролировать собственные психические состояния, чтобы тревожность не проявилась в психологии детей и не сопутствовал близким людям.

Спектр формирования

Классификация психических состояний содержит довольно широкий спектр. В группе преобладания психологических процессов можно выделить гностические, эмоциональные и волевые виды.

Гностические виды содержат такие эмоциональные проявления, как изумление, любознательность, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, жизнерадостность.

Эмоции выражают чувства печали, тоски, радости, злости, обиды, обречённости, тревожности, подавленности, страха, влечения, страсти, аффекта, тревожность.

Проявления воли характерны в активном, пассивном, решительном, уверенном/неуверенном, растерянном, спокойном психологическом состоянии.

Психические состояния делятся на затяжные, кратковременные и долгосрочные с учётом их временной продолжительности. Они бывают осознанными и неосознанными.

В формировании психологического самоощущения преобладают несколько ведущих признаков: оценка шанса на успех, эмоциональное переживание, мотивационный уровень, тонический компонент и степень причастности к деятельности. Данные виды относятся к трём классам психических состояний:

  • Мотивационно-побудительный. Осознание индивидом своей психической деятельности, проявление стараний и усилий для достижения намеченных целей;
  • Эмоционально-оценочный. Неосознанное формирование собственной деятельности, ориентирование на предположительный результат, оценочный анализ проделываемой работы, прогнозирование успеха намеченной цели;
  • Активационно-энергетический. Пробуждение и угасание психической активности в соответствии с уровнем достижения заданной цели.

Психологические проявления также подразделяются на три обширных аспекта, где учитываются повседневные ситуативные факторы, а также эмоциональные проявления.

Ведущие свойства и эмоции

Свойства типично положительных психических состояний определяются уровнем повседневной жизни человека, его основным типом деятельности. Им присущи положительные эмоции в виде любви, счастья, радости, творческом вдохновении, искренней заинтересованности в изучаемом деле. Позитивные эмоции наделяют человека внутренней силой, вдохновляя на более активную работу, реализацию своего энергетического потенциала. Положительные психические состояния обостряют ум, сосредоточенность, концентрацию внимания, решимость в принятии важных решений.

Типичные отрицательные проявления содержат антонимичные положительным эмоциям понятия. Тревожность, ненависть, стресс, фрустрация являются неотъемлемыми составляющими отрицательных эмоций.

Специфические психологические самоощущения определяются уровнями сна, бодрствования, изменения сознания. Бодрствование у человека может проявляться в спокойной, активной, напряжённой форме. Это усиленное взаимодействие личности с окружающим миром. Во сне сознание личности пребывает в полном состоянии покоя, не реагируя на внешние проявления.

Изменённое состояние сознания является суггестивным, может оказывать как благоприятное, так и деструктивное воздействие на психику человека. К гетеросуггестивным аспектам относятся гипноз и внушение. Одним из ярких примеров массового внушения считаются рекламные ролики, оказывающие сильное визуальное и слуховое воздействие на зрителя при помощи специально выстроенного видеоряда, внушающие потребителю купить тот или иной товар. Гипнотическое внушение, исходящее от одного субъекта к другому, погружает человека в особое состояние транса, где он может реагировать исключительно на команды гипнотизёра.

Специфическим состоянием психики считается осознанное и неосознанное самовнушение, при помощи которого индивид избавляется от вредных привычек, неприятных ситуаций, излишних эмоций и т.д. Неосознанное самовнушение чаще всего происходит под влиянием внешних ситуативных, предметных проявлений.

Тест-опросник Г. Айзенка

Уровень текущего психического состояния можно определить по тесту-опроснику Айзенка, включающему в себя сорок вопросов личностного и эмоционального характера. Самооценка психических состояний Айзенка рассматривает четыре основных вида негативных проявлений человека: фрустрацию, личностную тревожность, агрессию и ригидность.

Тревожность личности обуславливается ожиданием негативного развития событий, неудачи в сфере деятельности, возникновением трагичных или катастрофичных ситуаций. Тревожность носит диффузный характер, не имея под собой объективных оснований для переживания. Со временем у человека образуется замедленное развитие психической реакции на реальную тревожную ситуацию.

Фрустрация – предстрессовое состояние, возникающее в определённых ситуациях, когда у индивида появляются препятствия на пути к достижению намеченной задачи, изначальная потребность остаётся неудовлетворённой. Выражается в отрицательных эмоциональных проявлениях.

Агрессия является активным психическим проявлением, при котором человек достигает своей цели при помощи агрессивных методов воздействия на окружающих, применения силы или психологического давления.

Ригидность подразумевает трудности смены вида деятельности, выбранного индивидом, в ситуации, когда требуется объективное его изменение.

Диагностика самооценки по Айзенку выявляет присущее на данный момент психическое состояние, при помощи наводящих вопросов помогает определить степень его тяжести. Данный тест позволит объективно взглянуть на собственные психоэмоциональные и поведенческие проявления, переосмыслить некоторые из них и, возможно, со временем полностью избавиться от них. Самооценка психических состояний Айзенка является ключиком к улучшению психологического самочувствия и физического здоровья.

Психические состояния человека имеют многозначную вариативность. Их сущность определяется посредством различных социальных, физических, внешних и внутренних факторов. Своевременная самостоятельная диагностика психического состояния позволит избежать усугубления личностных отрицательных психоэмоциональных процессов.

психологический эмоциональный состояние настроение

Введение

1. Состояния человека

2. Психические состояния

2.1 Структура состояний

2.2. Классификация состояний

2.2.1 Стресс

2.2.2 Фрустрация

2.2.3 Аффект

2.3. Положительные и отрицательные эмоциональные состояния

2.4. Производственные психические состояния

2.5. Настроение

3. Факторы управления психическими состояниями

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологической категорией. Изучение состояний стимулируется потребностями практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. В самом общем плане «состояние» обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени.

Понятие «психологическое состояние» как специфическая психологическая категория введено Н.Д. Левитовым. Он писал: Психологическое состояние - целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности .

Психологические состояния - важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния лежат в основе всего многообразия психических как в норме, так и в патологии. Именно они - простые психологические и сложные психические состояния - являются предметом непосредственного исследования в психологии и объектом педагогических, медицинских и иных управляющих воздействий.

1. Состояния человека

Проблема нормальных состояний человека стала широко и основательно рассматриваться (особенно в психологии) относительно недавно - с середины XX в. До этого внимание исследователей (главным образом физиологов) было в основном направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность трудовой деятельности (Бугославский, 1891; Конопасевич, 1892; Моссо, 1893; Бине, Анри, 1899; Lagrange, 1916; Левицкий, 1922, 1926; Ефимов, 1926; Ухтомский, 1927,1936, и др.), и эмоциональных состояний. Постепенно круг выделяемых состояний стал расширяться, чему в немалой степени способствовали запросы практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. .

Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые выделил В. Н. Мясищев (1932). Но первая основательная попытка обосновать проблему психических состояний, как уже говорилось выше, была предпринята Н. Д. Левитовым, опубликовавшим в 1964 г. монографию «О психических состояниях человека». Однако многие психические состояния, не говоря уже о функциональных (физиологических), в этой книге были не представлены; некоторым из них Н. Д. Левитов посвятил ряд отдельных статей (1967, 1969, 1971, 1972).

В последующие годы изучение проблемы нормальных состояний человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиологи изучали функциональные состояния, а психологи - эмоциональные и психические. На самом деле границы между этими состояниями зачастую настолько размыты, что разница имеется только в их названии. .

Сложность определения сущности понятия «состояние человека» заключается в том, что авторы опираются на разные уровни функционирования человека: одни рассматривают физиологический уровень, другие - психологический, а третьи - тот и другой одновременно.

В общих чертах структуру психофизиологического состояния человека можно представить в виде схемы (рис. 1.1).

Самый нижний уровень, физиологический, включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций; психофизиологический уровень - вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики; психологический уровень - изменения психических функций и настроения; социально-психологический уровень - характеристики поведения, деятельности, отношения человека.

1 Психический уровень реагирования

Переживания, психические процессы

II. Физиологический уровень реагирования

Вегетатика Соматика (психомоторика)

III. Поведенческий уровень

Поведение Общение Деятельность


2. Психические состояния

В современной психологии много внимания уделяется проблеме психических состояний. Психическое состояние - конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности (Сосновикова). Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, всей деятельности человека в каждый конкретный момент времени, и как отношения человека. В них всегда представлена оценка ситуации и потребности человека. Существует представление о состояниях как о фоне, на котором протекает психическая и практическая деятельность человека.

Психические состояния могут быть эндогенными и реактивными, или психогенными (Мясищев). В возникновении эндогенных состояний главную роль играют факторы организма. Отношения не играют роли. Психогенные состояния возникают по поводу обстоятельств, имеющих важное значение, связанных со значимыми отношениями: неудачей, потерей репутации, крахом, катастрофой, потерей дорогого лица. Психические состояния имеют сложный состав. Они включают в себя временные параметры (длительность), эмоциональные, и другие составляющие.

2.1 Структура состояний

Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.

Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости, воодушевления, восторга и т.д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. А.О. Прохоров считает, что вначале многие психологические состояния являются неравновесными, и лишь после получения недостающей информации или получения необходимых ресурсов, они приобретают статический характер. Именно в начальный период формирования состояния возникают наиболее сильные эмоции – как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Важную роль в характере нового установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий. В зависимости от информации, хранящейся в памяти, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя, эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Например, в состоянии любви объект привязанности кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается в исключительно чёрном цвете, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния. Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами. Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви). После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату. Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. В этом случае возникает новое состояние – фрустрации, агрессии, раздражения и т.д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит – новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты, снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса .

2.2. Классификация состояний

Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые.

Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Например Ю.В. Щербатых предлагает свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента

С точки зрения временной организации можно выделить мимолетные (неустойчивые), длительные и хронические состояния. К числу последних можно отнести, например, состояние хронического утомления, хронического стресса, который чаще всего связан с влиянием повседневных стрессов.

Психические состояния – психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени. Это фон, на котором протекает психическая активность человека. Он отображает своеобразие психических процессов и субъективное отношение индивида к отражаемым явлениям действительности. Психические состояния имеют начало и конец, изменяются с течением времени, однако они целостны, относительно постоянны и устойчивы. К.К. Платонов определяет психические состояния как занимающие промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности.

К психическим состояниям относят радость, печаль, сосредоточенность, скуку, утомление, напряжение, апатию и др. Зачастую невозможно дать точное определение переживаемому состоянию, так как, во-первых, психические состояния многомерны и характеризуют действительность с различных сторон, а во-вторых, они непрерывны, то есть границы перехода одних состояний в другие четко не обозначены, плавны. "Чистых″ состояний практически не существует.

На то, какое именно психическое состояние возникнет у индивида в данный момент времени, влияют две группы факторов : факторы среды и индивидуальные особенности субъекта. К первым относят характеристики отражаемых предметов и явлений окружающего мира. Ко вторым – предшествующие состояния и свойства индивида (особенности познавательной деятельности, потребности, желания, стремления, возможности, установки, самооценка, ценности). Психические состояния определяются соотношением данных факторов.

Состояния возникают в процессе деятельности, зависят от нее и определяют специфику переживаний. Каждое психическое состояние переживается индивидом целостно, как единство духовных, психических и физических (телесных) структур. Изменение психического состояния затрагивает все эти уровни.

Психическим состояниям свойственны определенные характеристики . Состояния классифицируют в зависимости от того, какие именно из указанных характеристик выходят на передний план в данный момент времени. Эмоциональные характеристики отражают доминирование при данном состоянии той или иной эмоции, их интенсивности, полярности (преобладание позитивных или негативных эмоций: радость и печаль). Знак некоторых состояний не очевиден. Например, нельзя однозначно определить как позитивное или негативное удивление или сосредоточение. Эмоциональные состояние – это эйфория, радость, удовлетворение, печаль, тревога, страх, паника Активационные состояния показывают включенность индивида в ситуацию или отчужденность от нее. Повышенная активация проявляется в ясности сознания, энергичном поведении, желании решать поставленную задачу, преодолевать трудности. На другой стороне полюса – снижение интенсивности и темпа движений, спад активности. К активационным состояниям относят возбуждение, вдохновение, подъем, сосредоточенность, рассеянность, скуку, апатию. Тонические состояния отражают тонус, энергетические ресурсы организма. Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, внутренняя собранность или несобранность, инертность, вялость. Тонические состояния ― бодрствование, монотония и психическое пресыщение, утомление и переутомление, сонливость и сон. Тензионные (от англ. tension Ї напряжение) состояния показывают, в какой степени человеку для выбора того или иного поведения требуется приложить волевые усилия. Чем более притягательны для индивида различные объекты, чем больше сил требуется ему для сдерживания неприоритетных побудителей, тем выше напряжение. При низком напряжении человек раскрепощен, раскован, чувствует внутренний комфорт, при высоком – зажат, ощущает внутреннюю несвободу, вынужденность своего поведения. К тензионным состояниям относят состояние напряжения, эмоционального разрешения, фрустрацию, сенсорный голод и стрессовые состояния.


Для каждого состояния могут быть зафиксированы эмоциональные, активационные, тонические и тензионные характеристики. Все характеристики взаимосвязаны и в большинстве случаев изменяются согласованно. Например, при психических состояниях, для которых типичны положительные эмоции (состояние радости), наблюдается возрастание активации и тонуса, снижение напряжения.

Также психические состояния можно делить на классы по тому, какую именно сферу психики они характеризуют наибольшим образом. В таком случае будут выделять познавательные, эмоциональные, мотивационные и волевые психические состояния. Иногда рассматривают только один вид психических состояний – эмоциональные состояния, причем последние считаются разновидностью эмоций. Это не совсем верно, так как эмоциональные состояния отличаются от эмоций и эмоциональных реакций тем, что первые более устойчивы и менее предметны (все радует, печалит). Эмоциональные состояния, как и психические состояния в целом, в большей степени характеризуют деятельность и влияют на нее.

В связи с тем, что психические состояния, как и другие психические явления, можно измерять по различным параметрам, многие из них нельзя однозначно отнести к тому или иному классу.

2.6.1 .ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

В зависимости от содержания и динамики переживаний эмоции подразделяют на настроения, чувства и аффекты.

Настроения. Основными особенностями настроений являются:

1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно неярко выражено и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

2. Значительная длительность. Настроения – всегда более или менее продолжительные состояния. Само их название указывает на то, что соответствующие эмоции медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода. Кратковременные эмоциональные состояния никто не назовет настроениями.

3. Неясность, "безотчетность". Испытывая то или иное настроение, мы, как правило, слабо сознаем причины, его вызвавшие. Часто мы находимся в том или другом настроении, не отдавая себе отчета в источниках этого состояния, не связывая его с определенными объектами, явлениями или событиями. “Человек чувствует себя печальным, когда тело недомогает, хотя он еще совершенно не знает, отчего это происходит” (Р. Декарт). Наоборот, когда человеку разъясняют причину его настроения, это настроение нередко быстро у него проходит.

4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. При одном настроении выполняемая работа кажется легкой, приятной, человек добродушно реагирует на поступки окружающих лиц; при другом настроении та же самая работа становится тяжелой, неприятной и те же самые поступки других людей воспринимаются как грубые и несносные.

Чувства. Отличительными особенностями чувств являются:

1. Отчетливо выраженная интенсивность . Чувства – более сильные эмоциональные переживания, чем настроения. Когда мы говорим, что человек испытывает чувство, а не настроение, этим мы указываем прежде всего на интенсивное, ясно выраженное, вполне определенное эмоциональное переживание: человек не просто испытывает удовольствие, а переживает радость; у него не просто настроение, в котором выражается какая-то неопределенная тревога, – он испытывает страх.

2. Ограниченная продолжительность . Чувства длятся не так долго, как настроения. Их длительность ограничена временем непосредственного действия причин, которые их вызывают, или воспоминания обстоятельств, которые вызывали данное чувство. Например, зрители на стадионе испытывают сильные чувства, наблюдая интересующее их футбольное состязание, но эти чувства проходят по окончании матча. Мы можем вновь испытать то или иное чувство, если в нашей памяти возникнет мысль об объекте, вызвавшем в "свое время это чувство.

3. Осознанный характер . Характерной особенностью чувств является то, что причины, их вызвавшие, всегда ясны для человека, который эти чувства переживает. Это может быть полученное нами письмо, достижение спортивного рекорда, успешное выполнение работы и т. д. В основе чувств лежат сложные нервные процессы в высших отделах коры головного мозга: по словам И.П. Павлова, чувства "связаны с самым верхним отделом и все они привязаны ко второй сигнальной системе". "Безотчетное чувство" – термин, не соответствующий психологическим особенностям чувств, которые всегда выступают как осознанные переживания. Этот термин с полным основанием может быть применен к настроениям, а не к чувствам.

4. Строго дифференцированная связь эмоционального переживания с конкретными предметами, действиями, обстоятельствами , его вызывающими. Чувства не имеют диффузного характера, свойственного настроениям. Мы испытываем чувство удовольствия при чтении именно этой книги, а не другой; занимаясь любимым видом спорта, мы испытываем удовлетворение, которое не распространяется на его другие виды, и т. д. Чувства самым тесным образом связаны с деятельностью, например чувство страха вызывает желание бежать, а чувство гнева – желание бороться. Этот "предметный" характер чувств имеет большое значение при их воспитании: чувства развиваются, делаются более глубокими и совершенными в результате близкого ознакомления с предметами, их вызывающими, систематического упражнения в данном виде деятельности и т. д.

Чувства отличаются сложностью и многообразием эмоциональных переживаний. В зависимости от их содержания и причин, их вызывающих, они делятся на низшие и высшие.

Низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением естественных потребностей человека. Примером низших чувств могут быть удовольствие или страдание, испытываемые при жажде, голоде, сытости, пресыщенности, а также при различных видах мышечной деятельности, в зависимости от степени мышечного напряжения или мышечной усталости.

Высшие чувства подразделяются на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственными называются такие высшие чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали.

Интеллектуальными называются чувства, связанные с познавательной деятельностью человека, они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются в нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.

Аффекты. Отличительными особенностями аффектов являются:

1. Очень большая, иногда чрезмернаяинтенсивность и бурное внешнее выражение эмоционального переживания. Аффекты характеризуются чрезмерной силой возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга и вместе с тем усиленной деятельностью подкорковых центров, проявлением глубинных, инстинктивных эмоциональных переживаний. Бурно развивающееся возбуждение в центрах коры, связанных с данными эмоциональными переживаниями, сопровождается сильным индуктивным торможением других участков коры, в результате чего во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках, и передается в подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.

К примеру, что у человека тревожное настроение, если он охвачен какими-то, пока еще неясными и неопределенными опасениями. Мы можем говорить, что человек охвачен чувством страха, если его состояние отличается уже большей определенностью и причина которого ему хорошо известна. И, наконец, мы можем говорить, что человек испытывает аффект ужаса, если его эмоциональное состояние, которое по сравнению с двумя предыдущими отличается необыкновенной силой и бурно выражается во внешних движениях и внутренних физиологических процессах: от ужаса человек может бежать без оглядки или, наоборот, остаться на месте, не будучи в состоянии двинуться.

2. Кратковременность протекания эмоционального переживания. Будучи чрезмерно интенсивным процессом, аффект не может длиться долго и очень быстро прекращается. При этом в его течении можно отметить три стадии, характеризующиеся различными особенностями.

Начальная стадия аффекта . В одних случаях аффект наступает внезапно, в виде какой-то вспышки или взрыва, и быстро достигает предельной интенсивности (рис. 31 а ). В других случаях наблюдается постепенное нарастание интенсивности эмоционального переживания: внимание привлекается к вызвавшим эмоцию объектам или обстоятельствам и постепенно все более и более сосредоточивается на них, нарастает возбуждение в одних и соответственно торможение в других центрах коры, подкорковые центры все более и более активизируются и сами начинают оказывать сильное влияние на корковые процессы, в результате чего человек теряет самообладание и, наконец, полностью отдается охватившему его сильному переживанию (рис. 31 б).

Центральная стадия , когда аффект развивается до своего кульминационного пункта. Эта стадия характеризуется резкими изменениями и даже нарушениями нормальной деятельности всего организма. Процессы возбуждения, особенно в подкорковых центрах, достигают своей высшей силы, глубокое торможение охватывает важнейшие центры коры, функции которых угнетаются, в связи с чем распадаются высшие нервные процессы, связанные с приобретенными в течение жизненного опыта и воспитания социальными и моральными установками личности, нарушаются механизмы второй сигнальной системы и соответственно расстраивается деятельность мышления и речи. Снижается способность произвольного внимания, человек в значительной

Наиболее типичными состояниями, свойственными большинству людей, как в повседневной жизни, так и в [[Профессиональная деятельность/профессиональной деятельности]], являются следующие.

Оптимальное рабочее состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние оператора, работающего на конвейерной линии, токаря, вытачивающею деталь, преподавателя, ведущего обычное занятие). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления.

Состояние напряженной трудовой деятельности , возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика-испытателя во время испытания новой машины. артиста цирка при выполнении сложного трюка и т.д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требованиями к работнику. Оно также может определяться сильной мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерна очень высокая активность всей нервной системы.

Состояние профессиональной заинтересованности имеет огромное значение для эффективности трудовой деятельности. Для такого состояния характерны: осознание значимости профессиональной деятельности. стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на объектах, связанных с данной областью. Творческий характер профессиональной деятельности может породить у работника психические состояния, близкие по своему характеру к состоянию творческого вдохновения , свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострении восприятия, повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастанием силы воображения.

Важное значение для эффективной профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным составляющим ее элементам.

Монотония - состояние, развивающееся при длительных повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например, состояние водителя-дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информацией. Преобладающие эмоции, которые сопровождают это состояние. - скука, равнодушие, снижение показателей внимания, ухудшение восприятия поступающей информации.

Утомление - временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. Па физиологическом уровне наблюдается чрезмерное усиление процессов торможения центральной нервной системы.

Стресс - состояние длительного и повышенного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающим возможности адаптации организма.

Оно характеризуется психическим напряжением, чувством неблагополучия, тревоги, беспокойства, а в последней стадии - равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощение необходимых организму запасов адреналина.

Состояние релаксации - это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил, возникает во время занятий аутогенной тренировкой, во время молитвы. Причиной непроизвольной релаксации является прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации - занятие психологическим саморегулированием, а также молитва, другие религиозные обряды, которые рассматриваются верующими людьми как способ общения с высшими силами.

Преобладающие ощущения в этом состоянии - расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло.

Состояние сна - особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды.

Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга - чередование медленного и быстрого сна, которые могут рассматриваться и как самостоятельные психические состояния. Сон связан с необходимостью упорядочивания информационных потоков, полученных во время бодрствования, и необходимостью восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, время от времени у него возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активизация различных отделов нервной системы.

Состояние бодрствования - противопоставляется состоянию сна. В наиболее спокойном виде бодрствование проявляется в таких формах активности человека, как, например, чтение книги, просмотр нейтральной по эмоциональному уровню телепередачи и т.п. При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность нервной системы.

То или иное соотношение между указанными состояниями, динамика их развития играют важную роль как в повседневной жизни человека, так и в его производственной деятельности. Поэтому психологические состояния являются одним из основных объектов изучения как в общей психологии, так и в такой отрасли психологический науки, как психология труда.

16. Под психическими свойствами личности понимаютсяустойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны . Другими словами, это психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.

Направленность - это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности . Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений человека, которые показывают, к чему он стремится в жизни, какие цели ставит перед собой и зачем он выполняет то или иное действие (совершает поступок). Это связано с тем, что деятельность человека всегда субъективно определена и выражает все то, что требует от него своего удовлетворения. В них также проявляются и свойственные человеку отношения, сложившиеся в процессе его жизни и рассматриваемые как отношение к обществу в целом и к своему поведению в конкретной социальной среде в частности. Направленность как раз и выражает в интегрированном виде указанные особенности и как бы фокусирует основной личностный смысл деятельности человека.

Как сложное психическое свойство личности, направленность имеет свою внутреннюю структуру , включающую потребности, цели и мотивы.

Потребности - нужда человека, как социально-биологического существа, в конкретном духовном или материальном предмете (явлении). Они требуют своего удовлетворения и побуждают личность проявлять для этого активность, выполнять конкретную деятельность. По направленности потребности делятся на материальные (нужда в пище, одежде, жилище и др.) и духовные (нужда в информации, знаниях, общении и др.).

В отличие от потребностей животных, находящихся преимущественно на инстинктивном уровне и ограниченных в основном биологическими (материальными) нуждами, потребности человека формируются в онтогенезе, множатся и изменяются в процессе всей его жизни, что во многом предопределяется общественными отношениями и уровнем общественного производства. Более того, сама внешняя обстановка может актуализировать формирование все новых потребностей на том или ином этапе человеческой жизнедеятельности.

Потребностям, как структурному элементу направленности личности, всегда присущи ряд специфических особенностей. Во-первых, они всегда носят конкретный содержательный характер, связанный или с предметом, которым стремятся обладать люди (жилище, одежда, пища и др.), или с какой-либо деятельностью (игра, учеба, общение и др.). Во-вторых, осознание потребности всегда сопровождается характерным эмоциональным состоянием (например, удовлетворения или неудовлетворения). В-третьих, в потребности всегда присутствует волевой компонент, ориентированный на поиск возможных путей ее удовлетворения.

Материальные и духовные потребности человека оказывают решающее влияние на формирование цели осознанного идеального образа результата деятельности (выполняемого действия), направленной на достижение существующей потребности. В психологии личности это понятие используется при изучении преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности. При этом целеобразование рассматривается в качестве главного механизма формирования любых действий человека.

Психофизиологической основой формирования целей человеческой деятельности является акцептор результатов действия, который П.К.Анохин рассматривал как регулирующую программу физиологической реализации действия посредством предвосхищающих и санкционирующих (дающих информацию о соответствии достигнутого результата требуемому) команд. Их же психологической основой, наряду с потребностями, является предметно-материальная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира. В онтогенезе их развитие идет в направлении от образования тех или иных намерений в совместной деятельности с другими людьми к постановке человеком целей перед самим собой.

По времени существования цели бывают оперативными (ближайшее время), перспективными (недели, месяцы), долговременными (годы) и жизненными. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех других целей. Как правило, реализация каждого из перечисленных видов целей во взрослости осуществляется в соответствии с жизненной целью.

Образ предвосхищаемого результата действия, приобретая побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов.

Мотив (лат. moveo - двигаю), рассматривается как непосредственное внутреннее побуждение к совершению конкретного действия для достижения поставленной цели деятельности . Его конкретное содержание определяется объективными условиями жизнедеятельности человека. С изменением конкретных социальных условий изменяются и предпосылки для развития тех или иных мотивов, выступающих в форме ситуативных или стабильных.

Содержание и направленность (осуществление деятельности или ее запрет) мотивов определяют не только сам факт осуществления той или иной деятельности, но и ее эффективность. Экспериментально продемонстрировано его влияние на строение и специфику процессов запоминания, построение движений, структуру игры и т.д. К тому же мотивы субъекта задают направленность его познавательной деятельности и структурируют содержание восприятия, памяти, мышления. В результате они могут проявляться в виде сновидений, в продуктах воображения, в закономерностях непроизвольного запоминания и забывания значимых событий. Сами мотивы при этом могут не осознаваться, а лишь приобретать форму эмоциональной окраски тех или иных потребностей. Вместе с тем их осознание позволяет человеку контролировать свою деятельность и отдельные поступки.

Процесс формирования мотивов характеризуется интеграцией стихийно возникающих побуждений в более крупные мотивационные единицы с тенденцией к образованию целостной мотивационной системы личности. Например, характерная для раннего возраста аморфная структура побуждений постепенно преобразуется в более сложную структуру с централизованной сознательно-волевой системой управления поведением. Сформированные в результате мотивы представляют собой специфическое средство регуляции деятельности, отражающее своеобразный энергетический уровень и структурные особенности доступной для человека деятельности. В связи с этим они могут выступать в самых различных формах и сферах деятельности и представлять собой как простые (хотения, влечения, желания), так и сложные (интересы, установки, идеалы) мотивы поступков, поведения и деятельности в целом.

В целом уровень направленности определяется ее общественной значимостью, проявлением жизненной позиции человека, его моральным обликом и степенью социальной зрелости. Следовательно, знание направленности личности позволяет не только понимать действия другого человека, но и прогнозировать его поведение в конкретных ситуациях и условиях деятельности.

Однако при относительно совпадающих характеристиках направленности различные люди ведут себя по-разному: одни резки и порывисты, другие реагируют медленно, старательно продумывая свои шаги и т.д. Это обусловлено другим психическим свойством личности - темпераментом.

Темперамент (лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей)- закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека.

В истории развития учения о психологии личности выделяются три основные системы взглядов на природу темперамента, древнейшими из которых являются гуморальные подходы. Так по теории Гиппократа он зависит от соотношения между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, - кровью (лат. sanquis ), желчью (греч. chole ), черной желчью (греч. melaschole ) и слизью (греч. phlegma ). Предполагая, что одна из них преобладает в организме человека, он выделил соответствующие темпераменты: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический. Близко к гуморальным теориям стоит сформулированная П.Ф.Лесгафтом идея о том, что в основе проявлений темперамента лежат свойства системы кровообращения. В основу морфологических теорий (Э.Кречмер, У.Шелдон и др.) положено предположение, что тип темперамента зависит от конституциональных особенностей телосложения человека. Однако наиболее слабым местом в обоих подходах является стремление их авторов выделить в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.

В современной отечественной психологии используется третья система взглядов, опирающаяся на типологию темпераментов, разработанную И.П.Павловым. В ее физиологическую основу он положил наиболее распространенные характеристики основных психических процессов - возбуждения и торможения: их силу, равновесие и подвижность. В результате различного их сочетания первоначально были выделены четыре типа высшей нервной деятельности (ВНД): сильный, безудержный, инертный и слабый. Последующие исследования позволили описать людей с различными типами ВНД, проявляющимися в динамике их поведения и получившими название активного, экспансивного, спокойного и подавленного. В дальнейшем ученый связал свое открытие с понятием темперамента, предложенным Гиппократом, и присвоил им соответствующие названия – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Сангвинический темперамент формируется на основе сильных, уравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих сильный тип ВНД и активный образ поведения. Сангвиникам свойственны активность, энергичность, быстрая и продуманная реакция на события, интерес к значимому и неизвестному. В общении они корректны, эмоционально сдержаны. В поведении пластичны, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке и условиям деятельности.

Холерический темперамент формируется на основе сильных, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих безудержный тип ВНД и экспансивное поведение. Людям этого темперамента (холерикам) присуща высокая активность, быстрота действий и энергичность. В общении они часто меняют настроение, легко проявляют резкость и вспышки эмоций. Разговаривают обычно быстро, решения принимают мгновенно, сопровождая их активной жестикуляцией и резкими движениями.

Флегматический темперамент формируется у людей с сильными, уравновешенными и малоподвижными нервными психическими процессами, определяющими инертный тип ВНД и размеренное поведение. Внешне это спокойные и несколько медлительные люди с невыразительными мимикой и жестами. Они легко переносят монотонные условия деятельности, основательны в выработке и принятии решений, успешно выполняют сложную однообразную работу. Круг их общения ограничен, речь однообразная и медленная.

Меланхолический темперамент формируется в результате слабых, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих слабый тип ВНД и изменчивое поведение. Меланхолики легко ранимы, остро воспринимают несправедливость, отличаются постепенным вызреванием чувств, значительным влиянием настроения на качество их деятельности. В общении предпочитают слушать других, сопереживать, проявляют бережное отношение к чувствам собеседников, в результате чего очень часто пользуются уважением окружающих.

Вместе с тем следует учитывать, что на современном этапе развития психологии сделать окончательный вывод о числе темпераментов не представляется возможным. Последние исследования ученых показали, что сама структура свойств нервной системы намного сложнее, чем это представлялось ранее и, следовательно, число их основных комбинаций может быть гораздо больше. Однако для практического изучения особенностей личностной сферы человека предложенное И.П.Павловым деление на четыре основных типа темперамента могут служить достаточно хорошей базой.

На основе проявления темперамента личности в конкретных социальных условиях формируется следующее психическое свойство - характер.

Характер в психологии рассматривается как совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие . Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом (умом).

Становление характера человека как психического свойства личности происходит в условиях его включения в различные социальные группы (семья, друзья, неформальные объединения и др.). В зависимости от того, в каких условиях осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития в них межличностных отношений, у одного и того же субъекта в одном случае могут формироваться открытость, самостоятельность и твердость, а в другом прямо противоположные черты – скрытость, конформизм, слабохарактерность. В то же время следует учитывать, что их формирование и закрепление во многих случаях определяются направленностью личности и своеобразием темперамента человека.

Среди черт характера одни выступают в качестве основных, задающих общую направленность его проявления, другие – как второстепенные, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях. Их соответствие друг другу рассматривается как цельность характера (цельный характер), а противопоставление как его противоречивость (противоречивый характер).

Характер - стержневое психическое свойство личности, содержание которого оценивается по ее отношениям к различным событиям и явлениям объективной действительности, формирующим соответствующие черты характера. В свою очередь черта характера представляет собой устойчивую, повторяющуюся в различных ситуациях особенность поведения личности. Современный русский язык насчитывает более пятисот слов, раскрывающих содержание различных сторон тех или иных черт характера. Это позволяет достаточно конкретно охарактеризовать человека, но требует довольно емкого тезауруса.

Для преодоления этой трудности в отечественной психологии разработана соответствующая систематизация психических черт личности (черт характера), опирающаяся на дихотомический способ классификации явлений (разбивку на полярные пары соподчиненных элементов). В результате, например, среди наиболее показательных черт характера, служащих основанием для их классификации, в зависимости от уровня развития его основных компонентов выделяют:

по отношению : к социальным явлениям – убежденный и беспринципный; к деятельности – деятельный и бездеятельный; к общению – общительный и замкнутый; к себе – альтруист и эгоист;

по силе – сильный и слабый;

по эмоциональным чертам – уравновешенный и неуравновешенный и т.д..

Не менее важными чертами характера, раскрывающими его особенности, также являются показатели его направленности, инициативности, творчества, ответственности, этичности и ряд других.

Вариативность черт характера проявляется не столько в их качественном многообразии, сколько в количественной выраженности. Когда она достигает предельных величин, возникает так называемая акцентуация характера , означающая чрезмерную выраженность его отдельных черт или их сочетания. Считается, что это крайний вариант нормы поведения.

В современной психологии для систематизации акцентуированных черт характера в большинстве случаев используется подход, разработанный К.Леонгардом, который выделил следующие тринадцать видов:

    циклоидный – чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом протекания;

    гипертимный – постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией не доводить начатое дело до конца;

    лабильный – резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

    астенический – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям;

    сензитивный – повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

    психастенический – высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям;

    шизоидный – отгороженность от внешнего мира, замкнутость, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания;

    эпилептоидный – склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде ярости и гнева;

    застревающий – повышенная подозрительность и обидчивость, стремление к доминированию, неприятие мнения других, конфликтность;

    демонстративный – выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, лживость, притворство, «бегство в болезнь» при неудовлетворении потребности в признании;

    дистимный – преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

    неустойчивый – склонность легко поддаваться влиянию окружающих, поиск новых впечатлений и компаний, поверхностный характер общения;

    конформный – чрезмерная подчиненность и зависимость от других людей, недостаток критичности и инициативы.

Как уже отмечалось, характер человека формируется в определенной социальной среде на основе физиологической предопределенности его психики, в том числе и способностей.

Способности - соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности . То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности. На данном понимании базируется разработка большинства прикладных проблем психологии личности, включая методик профессионального отбора.

Необходимо учитывать, что способности являются целостным отражением индивидуально-психологических особенностей человека и проявляются в мотивационном, операционном и функциональном механизмах его деятельности.

Мотивационный механизм представляет собой своеобразное «пусковое устройство» для активизации психики, ее настройки и мобилизации на предстоящую деятельность, создания условий для функционирования других психических механизмов. Операционный механизм способностей включает набор операций или способов, с помощью которых осуществляется реализация осознанной цели в конечный результат. Функциональный механизм обеспечивается рассмотренными ранее психическими процессами, в связи с чем более высокими способностями обладают люди, у которых развиты воображение, память, мышление и т.д..

Среди видов способностей выделяют частные, реализуемые в одном действии, специальные, применяемые в конкретной деятельности и общие, используемые во всех сферах деятельности человека.

Уровни способностей предопределяют качество соответствующей деятельности человека. К ним относятся:

неспособность - несоответствие психических особенностей личности психологическим требованиям выполняемой ими деятельности;

простая способность - соответствие психических особенностей личности психологическим требованиям выполняемой ими деятельности;

одаренность - способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности;

талант - способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности;

гениальность - способность достичь выдающихся результатов в конкретной области человеческой деятельности.

Следует учитывать, что способности - это уже сформировавшееся психическое свойство и его следует отличать от склонностей и задатков. Если склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности, то задатки - это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность. И первое, и второе, в отличие от способностей представляет собой только потенциал человека и может оказаться вовсе невостребованным.

Таково содержание психологии личности. Приведенное ранее деление ее элементов на три группы (психические процессы, образования и свойства) весьма условно и применяется лишь в учебных целях. Все они действуют одновременно, взаимодополняя и взаимовлияя друг на друга. В подтверждение этому весьма существенен вывод С.Л.Рубинштейна о том, что психические явления личности "практически неразрывны друг от друга. С одной стороны, все психические процессы в их протекании зависят от свойств и особенностей личности..., с другой стороны - каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в ее свойства".

Знание психологической структуры личности, понимание механизмов ее функционирования и особенностей проявления является одним из важных условий эффективности управленческой деятельности всех категорий руководителей. В этом случае не только создаются условия для понимания и объяснения действий и поступков подчиненного персонала и коллег, но и для эффективного управления их совместной профессиональной деятельностью.