Трудоустройство молодых людей с ограниченными возможностями. Какие существуют проблемы при трудоустройстве инвалидов, и как они решаются на практике

Трудоустройство инвалидов – вопрос, который всегда стоит для работодателя остро и вызывает противоречивые мнения. Труд людей с инвалидностью особенный и требует особенных условий. Не каждый работодатель решится вложить средства в организацию специального рабочего места или захочет учитывать индивидуальные особенности инвалидов и выполнять требования законодательства в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья при их трудоустройстве.

По данным Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, численность инвалидов трудоспособного возраста в Москве составляет 228 тысяч человек, из них работающих – более 62 тысяч человек.

ДТСЗН и Центр занятости населения города Москвы ведут активную совместную работу, направленную на решение вопроса занятости граждан с ограниченными возможностями здоровья. По результатам проведенного опроса среди граждан трудоспособного возраста, имеющих ограничения жизнедеятельности, около 44 тысяч из 220 тысяч опрошенных заинтересованы в трудоустройстве.

В прошлом году в службу занятости населения в поисках работы обратилось порядка 3,9 тысяч инвалидов, и 28% из них было трудоустроено. В базе вакансий содержится более 2,5 тысяч предложений для трудоустройства людей с инвалидностью на постоянную работу – это квотируемые и специально оборудованные рабочие места. Сотрудники Центра занятости адресно подбирают вакансии с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации, формируют банк предприятий, готовых принимать на работу инвалидов.

Среди организаций, состоящих на учете в Центре занятости, есть те, которые образцово исполняют законодательство в области трудоустройства и квотирования рабочих мест, предоставляют правильно оборудованные рабочие места и готовы оказывать полную техническую, профессиональную и социальную поддержку сотрудникам с инвалидностью. Именно они должны служить примером для всех.

Одна из них – компания «Ортомода». Это крупнейшая в России коммерческая организация, производящая ортопедическую обувь. Компания выпускает реабилитационную и адаптивную одежду для людей с инвалидностью, в том числе для передвигающихся на инвалидной коляске, для детей с ДЦП и другими видами заболеваний.

Предприятие дважды получало экономическую поддержку от Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и создало в сумме 11 рабочих мест для трудоустройства на них работников с инвалидностью.

Директор компании Галина Юрьевна Волкова высоко оценивает поддержку Департамента труда социальной защиты населения и отмечает, что субсидия из московского бюджета позволила предприятию существенно снизить собственные инвестиции в новые направления бизнеса, оснастить современным оборудованием и программным обеспечением рабочие места. Сотрудники производства используют в работе оборудование, выполненное по специальному заказу и имеющее компьютерное управление и настройку.

Государственная поддержка – не единственная мотивация для компании «Ортомода» к трудоустройству граждан с инвалидностью. Деятельность организации напрямую связана с инвалидами, она имеет статус социального предприятия, занимаясь производством продукции, привносящей комфорт в жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья.

На предприятии работают 18 человек с разными группами инвалидности. Они занимают самые различные должности – от начальника цеха до кладовщика.

Предприятие дает инвалидам профессиональную реализацию и финансовую стабильность. Инвалиды 3 группы, работающие в организации с такой направленностью бизнеса, имеют привилегию сохранения ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии по инвалидности.

Максим работает в компании «Ортомода» с 2010 года. Он веб-дизайнер, отвечает за сайт компании, занимается фотосъемкой, графическим дизайном, а благодаря яркой внешности еще и участвует в качестве модели в показах мужской одежды от Галины Волковой. Максим слабослышащий, но это не помешало ему обучиться в колледже на факультете рекламы, повысить уровень образования в МГТУ им. Баумана, устроиться на работу, создать семью. Максим – общительный и открытый молодой человек с чувством юмора, а также ответственный сотрудник, о работе которого положительно отзывается коллектив.

Нинэль – инвалид I группы, она дизайнер, закончила вуз, занимается обработкой фотографий в графических редакторах. По ее словам, не каждый человек с ограниченными возможностями здоровья способен сделать шаги в направлении развития, многие из ее знакомых не имеют достаточной мотивации, чтобы найти работу и ограничиваются компьютерными играми дома. Работа дает ей возможность проявить способности, развить навыки, реализовать себя как член общества. Имиджмейкер «Ортомоды» передвигается в кресле-коляске, но это не мешает ей проводить показы одежды и обуви, давать консультации клиентам. Галина Волкова отмечает, что на показах аудитория с большим доверием относится к человеку, который понимает их потребности, ведь они схожи с их собственными.

Трудовой процесс на производстве подразумевает вредные условия, в том числе наличие токсичных запахов, работу на станках. Функции работников здесь связаны с повышенной затратой энергии. В силу противопоказаний инвалиды могут трудиться только на тех рабочих местах, условия труда на которых не противоречат их рекомендациям. Для сотрудников с инвалидностью предусмотрены специальные рабочие места. Их организация не всегда подразумевает значительное переоборудование пространства, достаточно только дооснастить рабочее место под конкретные требования. Для Дмитрия, который занимается выполнением индивидуальных заказов обуви, предусмотрен специальный низкий стул, который позволяет ему комфортно расположиться.

Директор предприятия находит подходящие направления работы, в которых инвалиды могут применить свои навыки. Руководство компании старается, чтобы сотрудники с инвалидностью занимали те должности, работа на которых не будет отрицательно сказываться на состоянии их здоровья. Но эти ограничения не всегда являются помехой для человека с инвалидностью в реализации его профессионального потенциала.

Инвалиды – люди зачастую ранимые и требуют к себе более внимательного отношения, чем другие сотрудники. К ним необходим индивидуальный подход работодателя, и найти его не всегда легко, считает Волкова.

Сотрудник «Ортомоды» Александр (инвалид 2 группы) работает на складе, и до этого сменил в организации несколько должностей, на которых ему сложно было справляться с обязанностями в силу особенностей личности. По словам самого Александра, он стремится трудиться, не планирует менять место работы, и руководство идет навстречу сотруднику, старается организовать его рабочий процесс в соответствии с его потребностями.

Галина Волкова соглашается с мнением многих работодателей о том, что у сотрудников с инвалидностью уровень активности в трудовой деятельности ниже, чем у людей без инвалидности, и показатели их работы по сравнению со здоровыми работниками, как правило, менее эффективны. Но, несмотря на то, что в работе с инвалидами могут возникать свои условные трудности, команда предприятия направляет силы на их преодоление.

Чтобы производство не отставало от плана, если сотрудник с инвалидностью по той или иной причине не может выполнить работу в срок, к каждому работнику с ограниченными возможностями, согласно штатному расписанию, в организации прикреплены сотрудники, которые готовы продублировать функции инвалида и подстраховать бизнес-процесс.

Для Галины Волковой, как для любого руководителя, главным критерием в отборе сотрудников является, прежде всего, профессионализм. Если инвалидность не мешает человеку добросовестно выполнять трудовые обязанности, она не может служить препятствием при приеме на работу.

По словам директора, огромную роль в мотивации работодателя к трудоустройству людей с инвалидностью играет личная позиция. В силу специфики деятельности компании Галина Юрьевна изучила потребности инвалидов, установила партнерские и дружеские отношения со многими людьми, имеющими ограничения по состоянию здоровья. Она делает смелые шаги в направлении трудоустройства инвалидов, и благодаря этому в коллективе «Ортомоды» складывается благоприятная атмосфера, которая дает людям с инвалидностью стимул к труду и закреплению на рабочем месте.

Галина Волкова однозначно дает положительный ответ на вопрос о том, планирует ли дальше ее организация строить трудовые отношения с инвалидами.

Департамент труда и социальной защиты населения отмечает высокую ответственность, которую берут на себя работодатели, принимающие в штат людей с ограниченными возможностями здоровья, и поддерживает тесное взаимодействие с ними.

Суммируя все вышесказанное можно сказать, что сегодня существует достаточно сложная ситуация с трудоустройством инвалидов в Москве, требующая воздействия как со стороны работодателей и самих инвалидов, так и со стороны органов власти. Стоит отметить, что в Москве намечаются некоторые положительные тенденции, путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N 1515-р г. г. Москва утверждена федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» Объем финансирования Программы на 2006 — 2010 годы за счет средств федерального бюджета составляет 2146,7 млн. рублей.

На полноценный труд: новая программа трудоустройства инвалидов в москве

Внимание

В ходе ее реализации осуществлены мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащено современной реабилитационной техникой, оборудованием и автотранспортом несколько федеральных и региональных реабилитационных учреждений, внедрены в производство новые технические средства реабилитации. Общероссийским общественным организациям инвалидов направлено 221,24 млн. рублей на реконструкцию санаторно-курортных учреждений и предприятий, находящихся в их собственности. Средства, предусмотренные на государственные инвестиции, израсходованы на строительство 9 протезно-ортопедических предприятий (федеральные государственные унитарные предприятия) и Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов (г.


Санкт-Петербург). В результате реализации указанной федеральной целевой программы более 571,2 тыс.

Особенности трудоустройства инвалидов в россии в 2018 году

Информация по реабилитации инвалида — колясочника, спинальника и др. Меню Трудоустройство Помимо системы квотирования рабочих мест для инвалидов, государственными организациями реализуются ещё целый ряд программ, нацеленных на решение проблем трудовой занятости этой категории населения. Прежде всего, на это направлена деятельность Федеральной службы по труду и занятости населения и входящих в её состав региональных Управлений и местных Центров занятости.

Их программы условно можно разделить на пять направлений:- подбор персонала и трудоустройство;- организация Ярмарок вакансий;- профессиональное обучение и переобучение;- содействие предпринимательству;- организация общественных работ и временной занятости.Специально направлена на людей с инвалидностью, существуют только программы по организации временных рабочих мест для социально-незащищённых слоёв населения.

Работа трудоустройство инвалидов в москве: 45 вакансий

Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» обозначает понятие «нетрудоспособен».Без постановки на учёт в службе занятости населения в статусе безработного гражданина, инвалид имеет возможность воспользоваться только общими услугами, такими как консультации, доступ к банку вакансий и посещение ярмарок вакансий. Следует также отметить, что подавляющее количество, как самих Центров занятости, так и мест, где проводятся мероприятия (ярмарки вакансий, учебные курсы и т. д.) являются архитектурно недоступными для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Разработка программы, содействующей трудоустройству инвалидов в городе москве

Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу. Инвалиды по зрению и особенности их труда Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями. Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение.
Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.

Трудоустройство инвалидов

Также отсутствует инфраструктура предоставления услуг для незрячих и неслышаших людей (сурдопереводчики, материалы по Брайлю).В ряде субъектов Российской Федерации действуют региональные программы по трудоустройству людей с инвалидностью. Базируются они, в том числе, на тех финансовых средствах, которые собираются за счёт несоблюдения организациями установленных квот для приёма на работу инвалидов. Примером тому может служить город Москва, где за счёт этих денег проводится общегородской Конкурс по созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодёжи.

В рамках Конкурса для работодателей безвозмездно выделяются финансовые средства для приобретения оборудования и создания специальных условий труда для лиц с инвалидностью.

Важно

Планируется также возмещать средства, потраченные работодателем на профессиональное обучение инвалидов. Так, если компания возьмет на себя ответственность за обучение инвалида новой специальности, или его профессиональную переподготовку, средства, потраченные им в рамках этого, также будут возмещены. Хотя, по трудовому законодательству, оплата обучения – прямая обязанность работодателя.


Инфо

Кроме такой помощи, правительство Москвы предусмотрело финансирование некого эксперимента, направленного на полноценную адаптацию инвалидов на новом рабочем месте. В его рамках, власти готовы финансировать на протяжении первых трех месяцев трудоустройства инвалида, предоставление ему наставника и сопровождающего лица. Этим помощникам готовы платить зарплату в размере трех и двух «минималок» соответственно.

  • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Гос програмы по трудоустройству инвалидов

Для того чтобы успешно противостоять и устранять существующие барьеры в процессе трудоустройства, предоставить молодым инвалидам больше возможностей трудоустройства и продвигать модель трудоустройства инвалидов необходимо поставить перед собой следующие цели и задачи: — Разработать модель трудоустройства инвалидов, которая может быть легко внедрена в других регионах страны и будет успешно решать проблемы трудоустройства инвалидов с разными формами инвалидности, разным уровнем образования и из разных социальных групп. — Заменить массовый подход к трудоустройству инвалидов, применяемый сегодня государственными структурами. — Сформировать и поддерживать тесные отношения с работодателями, создавая новые возможности для трудоустройства молодых инвалидов — Предоставить поддержку молодым инвалидам в поиске работы, трудоустройстве и рабочем процессе.

Гос программы по трудоустройству инвалидов

Москвы; — повышение эффективности и качества выполняемых работ по адаптации объектов городской инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, прежде всего жилых домов, пешеходных и транспортных коммуникаций, рекреационных территорий города; — ускорение темпов приспособления для инвалидов объектов городской инфраструктуры; — усиление кадрового и информационно-методического сопровождения проблемы; — развитие партнерских отношений с негосударственными организациями в сфере социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Но, несмотря на положительные результаты программы, только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в трудовую деятельность. Не все инвалиды обеспечиваются современными техническими средствами реабилитации.

И только после этого работодатель покупает все необходимое оборудование, которое будет предоставлено инвалиду. Это может быть компьютер, рабочее кресло, специальный стол и пр. После этого центр занятости оплачивает все эти затраты предприятия.

Инвалид открывает свою компаниюЕсли инвалид захочет сам открыть свою коммерческую компанию, то согласно этой программе, ему компенсируются расходы на регистрацию ИП. Пошлина составляет на данный момент 800 рублей. Если инвалид сам принимает на работу людей с ограниченными возможностями, то он так же может принять участие в программе содействия трудоустройству и получить компенсацию на организацию рабочего места.Инвалиды, как показывает практика, организуют различные мастерские: пошивочные, по ремонту обуви, по изготовлению ключей, различные ремонтные пункты бытовой техники. Причем таких желающих становится год от года все больше.

Пенсионного фонда является ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Наряду с инвалидами она выплачивается и другим гражданам, пользующимся федеральными льготами. Размеры ЕДВ для различных категорий граждан различаются

  • Получающим ЕДВ инвалидам также предоставляется набор социальных услуг, включающий в себя:
  • лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам, медицинские изделия по рецептам, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов;
  • путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Как получить набор социальных услуг

  • Выплаты Пенсионного фонда предусмотрены не только для граждан с инвалидностью, но и для тех, кто ухаживает за ними.

На сегодняшний день в РФ насчитывается примерно 11 миллионов людей с инвалидностью . Согласно федеральному законодательству, инвалидами считаются люди, которые имеют проблемы со здоровьем и не могут вести полноценный образ жизни, в связи с чем нуждаются в помощи от государства. Выделяются три категории инвалидности со своими особенностями. Группа присваивается в зависимости от того, насколько тяжелым является заболевание у человека.

Инвалидность назначается при условии, что обнаружена стойкая дисфункция организма, которая мешает или ограничивает жизнедеятельность, а также если выявлена необходимость гражданина в поддержке государства.

Признание человека инвалидом происходит при помощи специальной медико-социальной экспертизы, на которой собирается комиссия из нескольких экспертов. На процедуру гражданина могут направить из учреждения лечебно-профилактической помощи. В ходе экспертизы проводится оценка работоспособности человека , определяется его потребность в социальной помощи. Процедура позволяет закрепить статус инвалидности юридически.

Такие граждане из-за своих ограниченных возможностей до недавнего времени не рассматривались работодателем как трудовой ресурс и часто получали отказыпри попытках найти работу. Проблемы трудоустройства инвалидов стояли действительно остро. Ситуация несколько изменилась после принятия мер, а именно порядка о защите прав инвалидов, который позже в 2001 году был дополнен и расширен. В законе () прописаны положения относительно гарантий занятости данной категории лиц. После этого трудоустройство инвалидов стало реальным.

Государство предприняло особые шаги, касающиеся:

  • квотирования рабочих мест;
  • налоговых привилегий.

Квота для приема на работу инвалидов в 2019 году

Квотирование в 2019 году означает обязательство компании трудоустраивать на своем предприятии некоторое количество работников с физическими ограничениями, которые не могут работать полноценно.

Число таких вакансий напрямую зависит от величины фирмы и размера штата. Самая большая квота налагается на крупные организации, в которых насчитывается более 100 сотрудников, она варьируется в пределах 2-4% . Точный показатель определяется исходя из региона, в котором организация осуществляет свою деятельность.

Если численность сотрудников на предприятии 35-100 , то квота устанавливается на уровне 3% .

При определении размера квоты не учитываются работники, условия труда которых были признаны .

Специальные рабочие места для инвалидов

Помимо того, что работодатель обязан выделять рабочие места для людей с инвалидностью, он также является ответственным за правильную организацию пространства для таких сотрудников и соблюдение всех необходимых условий труда. Число обустроенных мест должно соответствовать количеству работников с физическими ограничениями.

К организации специального рабочего места для такого сотрудника предъявляется ряд обязательных условий. Все сводится к тому, что компания обязана адаптировать оснащение рабочего пространства, а также оборудование специально для комфортной работы человека с инвалидностью. При организации также обязательно должны быть учтены индивидуальные ограничения сотрудника .

Условия труда инвалидов

Условия труда работников , имеющих физические ограничения, регулируются действующим законодательством, а также общей и индивидуальной программами реабилитации инвалидов.

Санитарными правилами предусмотрено, что инвалиды с любым заболеванием не могут работать, если превышены гигиенические показатели по следующим параметрам:

  • физическим (шум, вибрация, освещение);
  • химическим (задымления, скопление газов);
  • биологическим (присутствие вредоносных бактерий и микроорганизмов);
  • социально-психологическим (повышенные эмоциональные нагрузки, стрессовые ситуации).

Также в отношении труда лиц с ограниченными возможностями действует перечень прав, регулирующих длительность рабочего дня.

  • Если человек имеет или , то количество часов, которые сотрудник проводит на рабочем месте, не должно быть более чем 35 .
  • Допустимое количество рабочих часов для человека с физическими ограничениями должна быть зафиксировано врачом в медицинской карте.
  • Запрещается привлекать людей с инвалидностью к выполнению работы в выходные и праздничные дни, а также к ночным работам и сверхурочным.
  • Работники с инвалидностью имеют право не только на ежегодный оплачиваемый отпуск, но и на двухмесячный отпуск за свой счет.

Ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов

  • Работодатели имеют право на содействие в получении запрашиваемой информации, которая требуется для создания рабочих мест для сотрудников с инвалидностью.
  • Работодатель обязан выделять рабочие места для людей с инвалидностью согласно установленной квоте.
  • После того как работодатель принимает на работу сотрудников с физическими ограничениями, он обязан организовать обучение, а также обеспечить необходимые условия труда.

Пример по трудоустройству инвалида

Гражданин хочет найти работу по совместительству, имея .

Третья группа инвалидности считается «рабочей», и лица, относящиеся к этой категории, имеют заметно меньше ограничений, чем люди с первой и второй группой. Сначала можно обратиться в центр по трудоустройству или заняться поиском работы самостоятельно. Организации передают информацию о вакансиях для инвалидов в службу занятости , а также публикуют на сторонних ресурсах по поиску работы.

На собеседовании необходимо обговорить все условия занятости. Нужно обратить внимание, как работодатель относится к нормам и правам, которые имеют инвалиды. В примере рассматривается ситуация, когда работник хочет устроиться именно по совместительству. Законом не запрещается оформлять людей с инвалидностью на работу таким образом. Исключением могут быть только медицинские показания работника.

Заключение

Подведем итог всему сказанному выше:

  • Трудоустройство людей, имеющих группу инвалидности, возможно. Согласно законодательству, компании обязаны предоставлять таким гражданам рабочие места в размере, предусмотренном квотой.
  • Фирмы, которые берут на работу людей с инвалидностью, получают существенные преимущества – налоговые привилегии. Однако одновременно с этим на них накладывается ряд обязательств по обеспечению соответствующих условий труда, которые необходимы этим работникам.
  • Организация должна учитывать индивидуальные особенности человека, а также особенности, связанные с его заболеванием.
  • Существует достаточно большое количество норм и правил, которые обеспечивают защиту и поддержку людей с инвалидностью. Эти нормы могут различаться в зависимости от заболевания человека, региона проживания и других факторов. Именно поэтому каждый конкретный случай трудоустройства должен рассматриваться работодателем индивидуально.

В Москве проживают более 230 тыс. инвалидов трудоспособного возраста. 150 тыс. из них имеют рекомендации органов медико-социальной экспертизы. Работают только около 60 тыс. инвалидов, то есть менее 50% от тех, кто может работать, т. е. более половины трудоспособных инвалидов в Москве не могут найти работу http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

Для инвалидов существует несколько способов устроится на работу.

Во-первых, при общероссийских организациях инвалидов существуют производственные предприятия. У Всероссийского Общества Слепых в г. Москве таких предприятий - 10, у Всероссийского Общества Глухих - 2, у Всероссийского Общества Инвалидов - 2. Также в Москве существует организации Горспецпрома - городской компании специализированных предприятий, использующих труд инвалидов. Таких предприятий в Москве 29 тот же. В этих предприятиях инвалидам предлагают в основном неквалифицированную, низкооплачиваемую работу, такую как сборка ламповых патронов и выключателей, работа штамповщика или шлифовщика и т.п.

Второй способ найти работу для инвалида - встать на учет в центре занятости населения по месту жительства. Важным является тот факт, что и отделы занятости, и потенциальные работодатели «побаиваются» известного термина «специально-созданные условия», и работают преимущественно с инвалидами 3-ей и реже 2-ой групп, а инвалидам 1-ой группы остается надеяться практически только на себя. Проведенный опрос территориальных отделов занятости в г. Москве свидетельствует о том, что фактически в настоящее время они не осуществляют никаких специальных программ, направленных на поддержку инвалидов, хотя официально такие программы есть.

Есть возможность трудоустраивать инвалидов в рамках программы вовлечения их в общественные работы, но специфика финансирования не позволяет инвалиду почувствовать себя частью постоянной команды: общественные работы - это работа для денег, но не для развития личности и повышения профессиональных умений.

Еще одной возможностью для инвалидов является самостоятельный поиск работы либо поиск через знакомых. Такой способ подходит только для высококвалифицированных, мотивированных и уверенных в себе инвалидов, однако таких на сегодняшний день не так много. Не каждый человек с ограниченными возможностями в состоянии объяснить работодателю, что он не хуже, а даже порой лучше других и его инвалидность совершенно не влияет на его производительность и эффективность при условии доступного и хорошо оборудованного рабочего места. Также многие инвалиды нуждаются в навыках написания резюме, прохождения собеседования и т.д.

Безусловно, нельзя возлагать всю ответственность и все обязательства по привлечению инвалидов к работе, оборудованию рабочих мест и т.д. на работодателя. Государство должно реализовывать программы поддержки работодателей. Отмечу, что в Москве в данном направлении работа ведется, однако некоторые корректировки просто необходимы. Сегодня именно подобные программы способны изменить ситуацию к лучшему. Еще одной важной проблемой является недостаток социальной и трудовой реабилитации инвалидов. Многие из них в основном сидят дома и просто боятся даже пытаться найти работу, многие совершенно не представляют себе свои права и имеющиеся возможности, многие просто не получили должного образования и не имеют востребованных рынком навыков.

Суммируя все вышесказанное можно сказать, что сегодня существует достаточно сложная ситуация с трудоустройством инвалидов в Москве, требующая воздействия как со стороны работодателей и самих инвалидов, так и со стороны органов власти. Стоит отметить, что в Москве намечаются некоторые положительные тенденции, путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N 1515-р г. г. Москва утверждена федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" Объем финансирования Программы на 2006 - 2010 годы за счет средств федерального бюджета составляет 2146,7 млн. рублей www.mos.ru - официальный сайт Правительства города Москвы.

В ходе ее реализации осуществлены мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащено современной реабилитационной техникой, оборудованием и автотранспортом несколько федеральных и региональных реабилитационных учреждений, внедрены в производство новые технические средства реабилитации. Общероссийским общественным организациям инвалидов направлено 221,24 млн. рублей на реконструкцию санаторно-курортных учреждений и предприятий, находящихся в их собственности. Средства, предусмотренные на государственные инвестиции, израсходованы на строительство 9 протезно-ортопедических предприятий (федеральные государственные унитарные предприятия) и Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов (г. Санкт-Петербург).

В результате реализации указанной федеральной целевой программы более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности www.mos.ru - официальный сайт Правительства города Москвы.

Анализ эффективности реализованных мероприятий показывает, что сформированы основы современных систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии. Однако пока это не позволяет в полной мере решить проблемы реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.

В настоящее время в Москве также реализуется Комплексная целевая программа "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы. Основными задачами Программы являются:

  • - реорганизация деятельности органов исполнительной власти города Москвы и переход от «заявительного» принципа работы с инвалидами к активному адресному выявлению их потребностей в реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности;
  • - обеспечение безусловного предоставления инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством государственных гарантий по медико-социальной реабилитации;
  • - создание системы постоянного мониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг;
  • - оптимизация сети реабилитационных учреждений для инвалидов, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы;
  • - повышение эффективности и качества выполняемых работ по адаптации объектов городской инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, прежде всего жилых домов, пешеходных и транспортных коммуникаций, рекреационных территорий города;
  • - ускорение темпов приспособления для инвалидов объектов городской инфраструктуры;
  • - усиление кадрового и информационно-методического сопровождения проблемы;
  • - развитие партнерских отношений с негосударственными организациями в сфере социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Но, несмотря на положительные результаты программы, только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в трудовую деятельность. Не все инвалиды обеспечиваются современными техническими средствами реабилитации. Существующая сеть реабилитационных учреждений (221 реабилитационный центр для инвалидов, 305 центров реабилитации для детей-инвалидов, 296 отделений реабилитации детей-инвалидов в центрах социального обслуживания семьи и детей и в детских домах-интернатах) не удовлетворяет потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. При этом эффективность реабилитационных мероприятий невысока (восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности удается пока только 3-5 процентам инвалидов). Объекты социальной инфраструктуры в большинстве случаев не приспособлены для доступа инвалидов http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

В результате анализа данных программ, можно сделать вывод, что они в большей степени нацелены на адаптацию объектов городской инфраструктуры для инвалидов, вопрос о трудоустройстве данной категории граждан остаётся второстепенным.

В Москве при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры, Общественной Палаты РФ, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также ряда зарубежных организаций трудоустройством инвалидов занимается Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». В настоящее время с ее помощью реализуются следующие программы:

1. Проект «Апробация и тиражирование новых технологий подготовки людей с инвалидностью к трудоустройству».

Реализуется при финансовой поддержке Общественной палаты Российской Федерации. Срок реализации проекта: с 1 января 2009 года по 31 октября 2009 года.

Проект направлен на апробацию и тиражирование новых технологий по подготовке людей с инвалидностью к процессу трудоустройства. Одной из основных таких технологий станет организация и проведение « Клуба для инвалидов, ищущих работу». Подготовка людей с инвалидностью к трудоустройству на основе Клубов ищущих работу, будут усилена повышением их профессиональных навыков через организацию на базе РООИ «Перспектива» постоянно действующих курсов компьютерной грамотности, а также их участием в курсах профессиональной подготовки. Опыт организации и проведения « Клубов для инвалидов, ищущих работу», как формы подготовки людей с инвалидностью к процессу трудоустройства, будет распространяться среди других заинтересованных организаций, как государственных, так и НКО.

2. Проект «Билет на работу» - инновационная программа трудоустройства людей с инвалидностью. Реализуется при финансовой поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Срок реализации проекта: с 1 января 2009 года по 30 ноября 2009 года.

В ходе проекта должна быть улучшена материально-техническая и информационная база работы созданного пункта по трудоустройству инвалидов (Лялин переулок, 1416, стр.3), что улучшит качество и увеличит количество оказываемых им услуг. На базе Пункта будут отработанны новые технологии по трудоустройству людей с инвалидностью, которые будут тиражироваться для применения в других административных округах г. Москвы. Полученный в ходе проекта опыта в развитии новой технологии по трудоустройству людей с инвалидностью будет распространен по всем заинтересованным государственным и общественным организациям.

3. Проект «Представление и апробация ведущего зарубежного опыта в области трудоустройства людей с инвалидностью» Реализуется при финансовой поддержке программы малых проектов Посольства Королевства Нидерландов (Matra/KAP). Срок реализации проекта: с 1 октября 2008 года по 30 июня 2009 года.

Основными задачами проекта являются:

  • - Представить перед специалистами НКО и государственных структур города Москвы, а также других регионов Российской Федерации ведущий зарубежный опыт в области трудоустройства людей с инвалидностью.
  • - Опробовать на базе РООИ «Перспектива» ряд современных технологий по трудоустройству людей с инвалидностью, созданных на базе ведущего зарубежного опыта и при участии зарубежных организаций имеющих в данной области успешный опыт.
  • - Распространить опыт, полученный от ведущих зарубежных организаций, и в ходе практической апробации ряда технологий по трудоустройству людей с инвалидностью на базе РООИ «Перспектива» среди специалистов НКО и государственных структур, работающих в данной сфере.

В ходе реализации данных программ были изданы 4 брошюры по поиску работы для молодых инвалидов, пособие для работодателей по созданию специальных условий для туда инвалидов, а также сборник материалов итоговой конференции проекта, более 5,000 молодых инвалидов приняли участие в тренингах и ярмарках вакансий, более 2,000 получили индивидуальные консультации по телефону или лично, трудоустроено около 150 молодых инвалидов http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

Вместе с достижениями проектов, также очевидны и существующие многочисленные проблемы и недостатки, связанные как с деятельностью государственных структур, так и с работой данных организаций. Несмотря на все предпринятые меры, занятость инвалидов в Москве составляет менее 50%. Сегодня по-прежнему существует множество барьеров при трудоустройстве инвалидов: физическая недоступность многих предприятий и отсутствие информации по созданию специальных условий на рабочем месте; люди с инвалидностью по-прежнему получают минимальную заработную плату и реально не работают; практически отсутствует доступный транспорт; стереотипное отношение работодателей к возможностям инвалидов; люди с инвалидностью обладают низкой самооценкой и мотивацией - часто они не готовы начать работать, а если они все-таки трудоустраиваются, то часто теряют работу из-за отсутствия помощи и поддержки.

Существующие государственные программы зачастую слишком сконцентрированы на масштабе и не предлагают решений, как найти работу для конкретного инвалида с его индивидуальными особенностями, а также как сделать его работу успешной и эффективной. Также подобные государственные программы оказывают влияние на отношение работодателей к проблеме и методы их работы. Государственные службы по-прежнему придерживаются массового подхода при решении проблем трудоустройства инвалидов, работодатели по-прежнему настороженно относятся к инвалидам и опасаются брать их к себе на работу, они не ожидают от инвалидов успешной работы и не обладают информацией о решении специфических проблем инвалидов на рабочем месте.

Люди с инвалидностью имеют такие же интересы, потребности и желания, как и все другие. Но в то время, как возможность рядового гражданина трудиться не ставится под сомнение, инвалидам приходится ежедневно доказывать свое право работать, претендовать на справедливые условия труда и обеспечение равных возможностей без дискриминации, продвижение по службе, профподготовку и переквалификацию. Почему возникают проблемы при трудоустройстве инвалидов или людей с ограниченными возможностями?

Вплоть до недавнего времени люди с ограниченными возможностями вообще не рассматривались как трудовой ресурс. Признание их в качестве соискателей работы стало возможным только в связи с одновременным стечением нескольких обстоятельств:

  • общим экономическим ростом;
  • осознанием здоровыми людьми потребностей инвалидов в самореализации;
  • повсеместной заменой физического труда умственным;
  • появлением и усовершенствованием вспомогательных, обслуживающих и ІТ-технологий.
  • Проблема занятости и трудоустройства людей с ограниченными возможностями получила широкую огласку в недалеком прошлом. Движение за равные права в сфере труда в западноевропейских странах насчитывает не более 60 лет, а в России – около 20. Моментом его начала можно считать 24.11.1995 г. – дату принятия ФЗ №181 о соцзащите инвалидов в РФ. Его положения относительно государственных гарантий занятости этой категории лиц были расширены в 2001 году за счет положений ТК РФ. Однако преодолеть столетиями складывающиеся стереотипы и предрассудки в одночасье невозможно – на это требуется время и усилия со стороны государства, специализированных общественных организаций и самих инвалидов.

    Корень проблемы – в области психологии

    Как ни странно, ключевая составляющая трудностей поиска места для соискателей с ограниченными возможностями находится в социальной, а не в экономической сфере. Они не интегрированы в общество: живут, учатся, работают и отдыхают в собственном кругу, вне остальных людей.

    В этом плане Россию, как и большинство постсоветских стран, трудно назвать цивилизованным государством. : у рядового гражданина вид больного ДЦП вызывает в лучшем случае желание дать подаяние, в худшем – отстранение и неприязнь. Этим и объясняется психологическая дискриминация людей с инвалидностью при трудоустройстве.

    Многие работодатели и специалисты рекрутинговых компаний:

    • попросту не знают, как вести себя с такими людьми, строить с ними отношения, оценивать их возможности;
    • смущаются, проводя собеседование;
    • не могут сформулировать критерии оценки их трудовой деятельности;
    • затрудняются с организацией специальных условий труда для инвалидов, их .

    Непродуманная государственная политика

    Нельзя упускать из виду нормативный фактор. Ранее в сфере содействия занятости лиц с ограниченными возможностями существовал баланс «кнута и пряника». В роли первого выступало квотирование рабочих мест, в качестве второго – налоговые льготы. Однако с утратой силы ФЗ о налоге на недвижимость фирм наиболее значимые льготы для работодателя были отменены, и трудоустройство людей с ограниченными возможностями стало менее привлекательным. НК РФ в текущей редакции лишь освобождает работодателя от уплаты единого соцвзноса за трудоустроенного льготника.

    Результаты такой политики налицо: в РФ работает не более 10% людей с ограниченными возможностями, тогда как в США – 30%, в Великобритании – 40%, в Китае – 80%. Правительства развитых стран давно подсчитали, что выгоднее вложить средства в реабилитацию, адаптацию и трудоустройство льготников, нежели пожизненно содержать их за счет пособий. Между тем влияние на работодателей они производят в основном за счет экономических методов. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов в большинстве государств не применяется и считается пережитком – дискриминацией наоборот.

    Реализованная в ТК РФ политика трудоустройства льготников не соответствует рыночным реалиям. Таким количеством привилегий государство оказывает им «медвежью услугу». В результате ИП и учреждения предпочитают нанять трудоспособного гражданина и при необходимости заплатить штраф, нежели заботиться об адаптации инвалида и заниматься обустройством под него рабочих и бытовых помещений. К примеру, наем колясочника требует перепланировки не только непосредственного рабочего места, но и туалета, лифта, возможно, строительства пандуса.

    Другие факторы, создающие затруднения в реализации трудового потенциала

    Причины трудностей в трудоустройстве людей с ограниченными возможностями кроются в трех основных сферах:

    • фактической – уровень работоспособности инвалида объективно ниже, чем у здорового человека;
    • правовой – законодатель выписал широкой в трудовой сфере, однако финансовое и организационное бремя их обеспечения необоснованно взвалил на работодателя (например, норма времени труда инвалида меньше, чем у обычного работника, однако зарплата такая же; при этом никаких компенсаций от государства нанимателю не предусмотрено);
    • информационной – бытует масса заблуждений относительно условий работы льготников (хотя бы о том, что человека с ограниченными возможностями нельзя уволить или подвергнуть дисциплинарному взысканию).

    Обучение и трудоустройство инвалидов: Видео

    Все ли организации РФ обязаны нанимать инвалидов? Характеристика федерального законодательства

    Единственный механизм, который побуждает работодателей нанимать людей с ограниченными возможностями сегодня, – это двухуровневая система квотирования, установленная ст.21ФЗ №181. Согласно ее предписаниям:

    • в учреждениях, где численность работающих превышает 100 штатных единиц, нормативными актами субъекта РФ обязательно оговаривается квота для трудоустройства инвалидов: 2-4% среднегодовой численности сотрудников;
    • на предприятиях, где трудоустроены 35 и более работников, региональным законодательством может устанавливаться квота в размере, не превышающем 3%;
    • от соблюдения указанных требований освобождаются работодатели – общественные организации инвалидов и субъекты хозяйствования, ими основанные.

    Таким образом, бразды правления относительно принуждения работодателей к трудоустройству инвалидов в основном переданы на локальный уровень, тогда как раньше они находились в руках федеральных властей. Кроме того, с 01.01.2005 отменена уплата в федеральный бюджет компенсаций, ранее перечисляемых работодателями, которые по каким-то причинам не заполнили существующую квоту. Это новшество было раскритиковано правозащитными организациями как устранившее единственный экономический стимул к найму льготников и создавшее новые трудности по трудоустройству людей с ограниченными возможностями.

    Оставлен в силе п.5.42 Кодекса об админправонарушениях, предусматривающий ответственность за отказ в найме инвалида в пределах назначенной квоты. Обычно соискатель приходит к потенциальному работодателю из службы занятости, имея на руках бланк направления. Какие основания для отказа инвалиду при трудоустройстве были высказаны работодателем, видно из отметки в бланке (проставляется согласно ст.25 ФЗ №181). Если соискатель считает отказ неправомерным, ему надлежит обратиться в службу занятости. Шансы привлечь к ответственности существуют, когда:

    • в учреждении было вакантное место по квоте;
    • условия труда совпадали с прописанными в индивидуальном плане реабилитации.

    Преимущества людей с ограниченными возможностями при найме на работу

    Профильный ФЗ № 181 и ТК РФ детально урегулировали льготы при трудоустройстве, условия труда и нормы длительности их работы:

    Региональные акты о правилах трудоустройства

    Сложилось две противоположные тенденции:

    • большая часть субъектов РФ до сих пор так и не установили квоту трудоустройства инвалидов даже на крупных предприятиях;
    • часть регионов перенесли в собственные акты положения общероссийского законодательства в том виде, в котором оно существовало до 2005.

    Последнее может быть продемонстрировано на примере столицы. Московские работодатели с численностью сотрудников более 100 единиц обязаны придерживаться квоты в 4% (из них 2% – для инвалидов и 2% – для молодежи). Выполнение квоты по льготнику засчитывается, если лицо с инвалидностью, имеющее рекомендацию к труду, было фактически трудоустроено не менее 15 дней за календарный месяц. Несоблюдение квоты влечет уплату компенсации за каждого нетрудоустроенного в размере прожиточного минимума взрослого человека по Москве.

    Органы и программы содействия трудоустройству инвалидов

    Главная структура, разрешающая проблемы трудоустройства инвалидов в России, – это Федеральная служба по труду, ее территориальные управления в регионах и Центры занятости. Поскольку полномочия относительно урегулирования найма этой категории льготников фактически переданы местным властям, последние на свое усмотрение создают специальные структуры. Например, в столице действует Отдел трудовой адаптации молодежи и инвалидов Комиссии общественных связей г. Москвы.

    Все эти органы имеют схожие цели – разрешить основные проблемы трудоустройства таких людей. Кроме контроля над соблюдением квот, они реализовывают массу других полезных программ в таких сферах.