Развитие слухового внимания у дошкольников рекомендации психолога. Развитие речевого внимания слуха

Рожденный ребенок еще не способен слышать и понимать звуки, которые его окружают и только через 1-2 месяца он начинает улавливать звуковой фон. Развитие слухового внимания - важный процесс, который поможет ребенку научиться различать речь, оценить всю ее полноту и многообразие.

Развитие слухового внимания у детей

Как только ребенок появляется на свет с ним начинают разговаривать, несмотря на то, что он даже не слышит несколько дней своей жизни. День за днем его окружают различные звуки: голос матери, звук шагов, скрипы и со временем он начинает их различать. Развитие слухового внимания – это главное, необходимое условие развития разговорной речи у ребенка, умения общаться и в дальнейшем полной его социализации.

Этапы развития слухового внимания до года

  • 1 месяц

Развитие слухового внимания у ребенка в возрасте 1 месяца необходимо для того, чтобы понять - определяет он наличие звуков или нет. На расстоянии полуметра позвоните колокольчиком и посмотрите, реагирует ли на этот звук ваш малыш. В том случае, если первые несколько занятий он не проявляет реакции, беспокоиться не стоит, проверьте еще раз через какое-то время.

Родители должны определить, понимает ли ребенок, откуда происходит звучание. В этом возрасте развивать слуховое внимание поможет колокольчик с тонким звуком.

  • 2 месяца

В возрасте двух месяцев можно не просто акцентировать внимание ребенка на источнике звука, но и менять его направление. Возьмите колокольчик и позвоните, после этого переместите на противоположную сторону и проверьте, повернет ли он за ним голову. Кроме колокольчика используйте игрушки, которые издают высокие звуки. Также очень важен голос матери и его интонация. В этом возрасте необходимо сосредоточиться на развитие слухового внимания не речевых звуков, хлопках, возгласах и др.


  • 4-5 месяцев

Это возраст, когда следует дать понять малышу, что не только окружающие, но и он сам может издавать звуки. Наденьте на его запястье колокольчик и потрясите ручкой, чтобы малыш понял, что его движения способствуют возникновению звуков. Можно подобрать музыкальные игрушки на кроватку. Игры учат детей услышать, ощутить, почувствовать окружающий мир.

  • 6-7 месяцев

Ребенку уже пора понять что звукам можно подражать. Возьмите бубен, постучите по нему, после чего произнесите в том же ритме «ля-ля-ля», повторите проделанное. Звукоподражание – первый шаг на пути к развитию речи.

Цель игр, направленных на развитие слухового внимания, обнаружить и способствовать развитию индивидуального мира звуков ребенка. Прислушиваясь к окружающим звукам и словам, ребенок формирует свой слух, старается приблизить свою речь к той, которую слышит от родных и близких

  • 1 год

В возрасте 1 года необходимо вырабатывать у ребенка умение не только определять звуки, но и четко их воспроизводить, например, начинать следует с гласных «А, О, У». Произнесите их и попросите малыша повторить. Также учите определять, что звучит или кто говорит. Пусть отец крохи спрячется за дверью и что-то скажет, а вы спросите «Кто там говорит?». Если малыш сразу не ответил, помогите ему подсказав «Там папа!». Каждый раз, когда издается громкий звук, называйте его источник. Например, свист чайника, скрип двери, сигнал машины, мяуканье кошки.

Музыка способствует развитию музыкального слуха, памяти, внимания, проявляет усидчивость и трудолюбие у ребенка, а также разрабатывает мелкую моторику пальцев. Кроме того, музыка влияет на интеллектуальное развитие и эмоциональное самочувствие, что способствует в будущем построению гармоничной жизни.

Эффективные приемы для развития слухового внимания

Основное занятие детей раннего возраста связано с пониманием звуков и направлено на речевое общение. К трем годам детки уже воспринимают все звуки и понимают слова родного языка.

В этот период детям 3-4 лет сложно сосредоточиться на однообразном действии, а во время игр им легко продолжительное время быть старательными. Цель игр, развивающих слуховое внимание, открыть и развить свой мир звуков.

Дошкольный возраст – это главная ступенька раскрытия потенциала и интеллекта ребенка в будущем. Систематическое занятие по формированию фонематического слуха детей этого возраста влияет на качество речевого развития, обеспечивает подготовку ребенка к школьному периоду.

  • Чтение сказок – важный момент в развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Читайте, четко и правильно произнося слова, старайтесь на них фокусировать внимание ребенка.
  • Развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей с помощью скороговорок и считалок. Научите ребенка слушать и слышать.
  • Развитие слуха и внимания с помощью музыкальных упражнений.

Если правильно развивать слуховое внимание у ребенка он намного быстрее научится понимать, что вы ему говорите и отвечать вам.


Видео по теме

Я очень хочу, чтобы речевых деток стало меньше! Но статистика показывает обратное - почти каждый 3 нуждается в занятиях с логопедом. Дорогие родители! Вот пример простых и доступных игр, зная которые, Вы сможете заниматься в игровой форме дома самостоятельно по 5 минут в день. Поверьте, чем раньше и систематичнее Вы будете это делать, тем больше шансов на успех.

Предлагаю следующие упражнения на

развитие слухового внимания:

1. Обращайте внимание на "домашние звуки".

Спрашивайте: "Что там шумит?" (миксер, холодильник, стиральная

машина...).

2. Привлекайте внимание ребенка: "Слышишь, как идет

(стучит, капает, шумит) дождь, ветер, едет машина, летит самолет и т.п.

3. Покажите ребенку различные музыкальные инструменты

(барабан, колокольчик, погремушку и т.д.). Дайте послушать, как они звучат. Потом

предложите отвернуться и угадать, на каком музыкальном инструменте Вы играете.

Название каждого звучащего инструмента проговаривается. Количество игрушек

увеличивается постепенно с 3 до 5. Упражнение проводится до достижения стойкого

различения громких и контрастных звуков.

4. Покажите ребенку 4-5 предметов (например: металлическая

коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п).

С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его

многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинать упражнение

необходимо с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл, о дерево,

позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок

отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до

достижения стойкой дифференциации звучаний.

5. Выставите перед ребенком хорошо знакомые предметы:

карандаш, ножницы, стакан с водой, пустая деревянная шкатулка и т.п. Без

зрительной опоры предложите определить, что он услышит, и рассказать о Ваших

действиях. Ребенок отворачивается, а Вы переливаете воду из одной чашки в

другую, режете бумагу, мнете ее, рвете, стучите ножницами о чашку (вариантов

много. Если упражнение вызывает трудности, проводите его со зрительной опорой.

6. В одинаковые непрозрачные баночки поместите сыпучие

продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, соль,

фасоль, сахарный песок и т.п. Предложите ребенку сначала внимательно послушать

и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по

очереди встряхивайте баночки и просите каждый раз отгадать, что в баночке.

Количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно

увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

7. Учите различать ребенка одинаковые звукокомплексы по

высоте, силе, тембру.

Предложите громко (тихо), показать, как лает собака, мычит

корова, мяукает кошка, кукарекает петух и т.д.

8. Произносите один т тот же звук с изменением его

характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем попросите ребенка

воспроизвести образец.

Например: А - плачет девочка

А - показывают горло врачу

А - поет певица

А - девочка укололась иголкой

А - качают малыша

О - удивилась мама

О - стонет больной

О - поет певица

О - кричит охотник в лесу

У - гудит паровоз

У - звучит дудочка

У - плачет мальчик.

9. Это упражнение направлено на изменение звукокомплекса по

высоте и силе. Предложите сказать ребенку "МЯУ" громко (кот рядом и

просит есть), тихо, если кот за дверью; высоким голосом (котенок маленький);

воспроизведении следующих звукопродражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ

Цель: развитие слухового внимания и фразовой речи.

Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно

производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан и т.д.),

Ход игры:

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы

и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он

поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.

Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку,

мяч, бумагу; ударять предметом о предмет; перелистывать книгу; рвать или мять

бумагу и т.п.

За каждый правильный ответ ребенок получает награду цветные

фишки или маленькие звездочки.

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать

Материал: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход игры:

Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе

лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе

задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно.

Будь внимательней!» Затем продолжает:

Возьми мишку и посади в машину.

Возьми мишку из машины.

Посада в машину куклу.

Покатай куклу в машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды.

Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, Но очень четко.

БЕГИ НА НОСОЧКАХ

Цель: развитие слухового внимания, координации и чувства

Материал: бубен

Ход игры:

Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко.

Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения; под тихий звук идет

на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бежит.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения

определять направление звука, ориентации в пространстве.

Материал: звоночек.

Ход игры:

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от

ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в звоночек. Ребенок, не открывая глаз,

должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает

верно, взрослый говорит: «Правильно!» Ребенок открывает глаза, взрослый

поднимает и показывает звоночек. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз.

Игру повторяют 4-5 раз.

Необходимо следить, чтобы ребенок во время игру не открывал

глаза, а, указывая направление звука, повернулся лицом в ту сторону, откуда

слышен звук. Звонить надо не очень громко.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

1. Определение звучания игрушек. Возьмите 3-5 звучащих

по-разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, ксилофон,

пищащие и заводные игрушки) и предложите ребенку рассмотреть их и послушать,

какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (на 3-4 м), поверните

спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти

и указать на звучавшую игрушку или воспроизвести ее звучание.

2. Определение места звучания игрушки. Откуда доносится

3. Определение звука в быту (звонок в дверь, телефон,

чайник, шум воды, радио).

5. Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы

(машина,трамвай, ветер, дождь, гром, шум толпы).

6. Выполнение просьб и поручений, не сопровождаемых

жестами(дай, возьми, положи, принеси, подойди туда-то, открой, закрой, подними).

7. Перемещение предметов по заданию, например: взять со

стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, на пол).

8. Поменять местами игрушки, например зайку (на диване) и

мишку (на полу).

9. На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы.

Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать вам сразу 2

предмета, например домик и машинку, мячик и собаку и т.д. В дальнейшем задание

усложните: попросите подать одновременно 3-4 предмета.

10. Повторение сочетаний звуков и слогов:

А-У, А-И, О-А

А-О-У, А-У-И, И-У-А

АУ, УА, АИ, УИ, АУИ, УИА

ТА, ПА, МА, НА, СА

ТА-ТА, ТАТА

МА-МА, МАМА

ПА-ПА-ПА, ПАПАПА

ТА-МА, ТА-МА-СА

ТА-ТА-ПА и т.д.

Старайтесь использовать те звуки, которые у ребенка сохранны

или отработаны.

Сначала при проведении этого занятия дайте ребенку

возможность видеть ваше лицо, затем можно прикрыть лицо экраном или повернуть

ребенка к себе спиной.

11. Повторение слов, сочетаний слов и небольших предложений:

домик и елка

лопата, ведро, песок

кошка, собака, корова, лошадка

синий мяч, большой дом

кошка спит, собака лает

корова дает молоко и т.д.

Ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя в них количество и порядок слов.

С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы ма­шин, музыка, речь людей... Но младенец не способен их раз­личать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Со­средоточение на словах взрослого - и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.

Направления работы:

v Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

v Дифференциация неречевых звуков.

v Дифференциация тихих и громких звуков.

v Развитие умения определять направление и источник звука.

v Развитие умения локализовать звук в пространстве.

v Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.

v Дифференциация звукоподражаний.

v Развитие умения локализовать и узнавать голос.

v Дифференциация нерече­вых и речевых звуков.

v Развитие уме­ния ориентиро­ваться на смысл сказанного.

v Развитие ре­чевой памя­ти.

v Развитие устойчи­вого вни­мания к звуковой оболочке слова.

ЗАДАНИЯ

Для развития слухового внимания хорошо иметь разно­образные музыкальные инструменты, колокольчики, погре­мушки.

v Покажите малышу различные музыкальные инстру­менты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на ка­ком инструменте Вы играете.

v Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.

v Привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет ма- Ши на, летит самолет и т.п.

v Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному теле­фону. Предложите ребенку сделать то же.

v Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать пластинки и кассеты для] детей.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

v Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Расска­зывайте ему о том, что вы видите.

v Возьмите за привычку комментировать все, что вы де­лаете.

Детально проговаривайте то, что происходит или про­изойдет: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдем и т.п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.

ПУСКОВОЙ МОМЕНТ

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пы­таются дать ему словесный образец: «Скажи - часы, скажи - ложка». «Скажи, скажи, скажи...» - без устали обраща­ются к малышу взрослые. К сожалению, у детей с задерж­кой формирования речи такие понукания вызывают негатив­ную реакцию. Иногда они начинают по подражанию повто­рять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Даже если ребенок может воспроизвести то или иное слово, он не использует его в реальной ситуации, во взаимодействии с окружающими людьми. Известно, что подражание - непременное условие овладения речью, но чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна! сформироваться потребность в этом. Первые слова появля­ются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т. е. когда необходимо назвать предмет.

Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Eго не понимают - он капризничает, выражает недовольство протест плачем, криком, отказом что-либо делать, все интенсивнее прибегает к жестам.

Н и в коем случае не запрещайте ре­бенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним Вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Для стимулирования появления речи предлагаются раз­нообразные методические приемы, структурно организован­ные в следующие блоки:

имитация и звукоподражание,

Каждый блок содержит систему постепенно усложня­ющихся заданий, что позволяет моделировать общение, занятия, игры и т.д., учитывая индивидуальность ребенка, его общее, психоречевое и психомоторное развитие, интере­сы и предпочтения.

Активное участие ребенка возмож­но, если Вы предложите понравившиеся ему задания из различных блоков.

Наберитесь терпения! Из множества занятий, в которые Вы вовлекаете малыша, какие-нибудь обязательно понравят­ся ему.


Диалог

Основной «пусковой» момент появле­ния речи - общение.

Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге - взрослый. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребенка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае - как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на четкости произношения. Пусть первые ответы ребенка - всего лишь отдельные разрозненные слова, они дают ему возможность общаться речевы­ми средствами и фактически становятся стержнем высказывания.

Критерий правильного ответа - понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время и о несформированности ме­ханизма порождения речи.

Что помогает развитию диалога?

Инсценировки

Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если Вы сде­лаете иллюстрации к ним. Когда ребенок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. А Вы обязательно сопровождайте чтение стихот­ворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок.

ЗАДАНИЕ

☺ Для инсценировок хорошо использовать следующий тексты:

- Девица, девица, Сходи за водицей! - Я боюсь волка. -Волк на работе, Сова на болоте. (Русская народная потешка) САПОЖНИК - Был сапожник? - Был. - Шил сапожник? - Шил. - Для кого сапожки? - Для соседской кошки. (Из польского фольклора, пер. Б. Заходера)
ЕЖИК - Что ж ты, Еж, такой колючий? - Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи! (Б. Заходер) КИСКИНО ГОРЕ Плачет Киска в коридоре. У нее Большое горе: Злые люди Бедной Киске Не дают Украсть Сосиски (Б. Заходер)
КИСОНЬКА-МУРЫСОНЬКА - Кисонька-мурысонька, Где была? - На мельнице. - Кисонька-мурысонька, Что там делала? - Муку молола. - Кисонька-мурысонька, Что из муки пекла? - Прянички. - Кисонька-мурысонька, С кем прянички ела? - Одна! - Не ешь одна! Не ешь одна! (Русская народная потешка) КОТОРЫЙ ЧАС? - Двенадцать бьет. - Кто вам сказал? - Знакомый кот. - А мышка где? - В своем гнезде. - Чем занята? - Штанишки шьет. - Кому? - Супругу своему. - А кто ее супруг? - Барон Кукареку к. (Французская народная песенка, пер. Н. Гернет, С. Гиппиус)
ЛИСА И КРОТ - Славный домик, Милый Крот, Только больно Узкий вход! - Вход, Лисичка, В самый раз: Он не впустит В домик вас! (Б. Заходер) СКРУТ -Кто живет под потолком? -Гном. -У него есть борода? -Да. -И манишка, и жилет? -Нет. - Как встает он по утрам? Сам. - Кто с ним бегает вдоль крыш? - Мышь. - Кто с ним утром кофе пьет? -Кот. -И давно он там живет? -Год. -Ну, а как его зовут? -Скрут. -Он капризничает? Да? -Ни-ког-да! (С. Черный)
НУИ МЫШОНОК - Мам! - сказал Мышонок. - Дай-ка мне вина. - ЧТО-О? - сказала Мышка. - Вот тебе и на! - Ну, - сказал Мышонок, - Дай хотя бы пива! - Фу, - сказала Мышка, - Фу, как некрасиво! - Пить-то мне охота, Ма-мо-чка! - На тебе, Мышонок, Молочка. - (Б. Заходер) ХУДОЖНИК В уголке сидела мышка, Грызла сладкую коврижку, Запивала молоком, Заедала крендельком. Взял я толстую тетрадь, Чтобы мышь нарисовать, Но тотчас она сбежала - Где ты, мышка? Не видать! Подожду ее немножко, Не придет - примусь за кошку. (В. Лунин)
ТИМ И ТОМ - Постой на задних лапах, Тим! - Сказал собачке Том. Но Тим и глазом не моргнул На коврике своем. Держа конфету на носу, Том перед ним прошел. Но Тим по-прежнему сидел И ухом не повел. Тогда конфету бросил Том На мокрый, черный нос, И вмиг схватил И проглотил Конфету умный пес! (Уолтер де Ла Мэр, пер. В. Лунина) КТО ДОМА? «Замок. Все ясно: никого нет дома» - Такое рассуждение вам знакомо? А важно ли, что на дверях замок? Из-под кровати проворчал щенок. - Ничуть! - сказал котенок на ковре. - Ничуть! - мышонок пропищал в норе. - Ничуть! - шепнула муха на стене. - Ничуть! - вздохнула бабочка в окне. - Ничуть! - сказал паук на потолке. - Ничуть! - пропел сверчок на чердаке. - Что за нелепость: «Дома - никого?» Да все мы дома, Все до одного! (Элизабет Флеминг, пер. В. Левина)
ЛИС И МЫШОНОК - Мышоночек, Мышоночек, отчего у тебя нос грязный? -Землю копал. -Для чего землю копал? - Норку делал. -Для чего норку делал? -От тебя, Лис, прятался. -Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу! -А у меня в норке спаленка. -Кушать захочешь - вылезешь! -А у меня в норке кладовочка. -Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разорю. -А я от тебя в отнорочек - и был таков! (В.Бианки)

Вопросы

Продумайте серию вопросов-ответов с выделенной эмо­ционально окрашенной интонацией.

Их хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попыт­ках рисовать, лепить, конструировать и т.п.

Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа - «да» или «нет». Их задают в реальных часто повто­ряющихся ситуациях (дома, на прогулке и т.п.). Например:

Хочешь есть?

Идем спать?

Давай играть?

Дать тебе сок?

Будешь смотреть телевизор?

Ты не замерз?

Видишь машину?

Вторая серия вопросов - усложненный вариант игры «да - нет». Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные дей­ствия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Например: Ты сидишь? (когда ребенок идет); Ты не играешь? (ког­да ребенок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, так как ставят малыша перед необходи­мостью проанализировать утверждение, содержащееся в воп­росе.

Третья серия предполагает осмысление ответов на воп­росы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?

Вопросы задаются о людях, животных, предметах оби­хода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках лото, фотографиях, слайдах и т.п.); объемных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т.п.).

На начальном этапе у ребенка могут возникнуть трудно­сти не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроиз­ведении их ритмического рисунка. Например, на вопрос Кто там пришел? малыш вместо дядя отвечает дя, на вопрос Что тут растет? вместо дерево говорит веве. Взрослый, прини­мая любой вариант ответа, сам обязательно должен дать пра­вильный, утрированно подчеркивая ритмический рисунок слова и словесное логическое ударение.

При отборе речевого материала для занятий с ребенком следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трехсложным. Отбираются картинки с изображе­ниями знакомых ребенку предметов. Например, хорошо ис­пользовать карточки из картинно-предметного или тематичес­кого лото, на которых нарисованы мяч, дом, кот, жук, суп; бусы, шуба, муха, ваза; банка, сумка, вилка, мишка, кошка, кофта, елка, пальто; машина, собака.

Четвертая серия - вопрос Что делает? Он ставит ре­бенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, сидит, играет, ползет, читает, ри­сует, варит, кормит, ест, пьет, несет, говорит, едет, пры­гает, моет, чистит, шьет, смеется, плачет, строит) - основу будущего высказывания. Вопросы ставятся к знако­мым одушевленным и неодушевленным предметам. Напри­мер: Что делает мама? Что делает собака? Что делает кукла? Что делает машина? Что делает самолет?

Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос Где мама? ожидаются ответы: там, тут, здесь, вон.

Команды

Глаголы в повелительном наклонении появляются в са­мостоятельной речи детей на ранних этапах речевого разви­тия, что обуславливается необходимостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизнен­ных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали есте­ственным образом.

Напоминаем:

Отказ выполнить просьбу ребенка, выраженную жестом, может спровоци­ровать негативистические реакции - плач, крик, отказ от общения или игры.

Следует поощрять любой доступный вариант звукового оформления ответа: дай - дя; иди - ди; читай - тятяй и пр.

Просьба Дай, как правило, обусловлена желанием полу­чить что-либо, принять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее: предмет должен быть хорошо знакомым и любимым (кукла, машинка и т.п.); функциональ­но необходимым (ложка, чашка и т.п.); новым и неожидан­ным (игрушка, наклейки, рисунки, книги и т.п.). Предметы бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон и т.д.) также могут вызывать интерес ребенка.

Домашний театр

Для домашнего кукольного театра нет необходимости в гро­моздких декорациях. Вначале ребенок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова.

ЗАДАНИЯ

v «Куклы разговаривают». Сделайте простейшие кук­лы, которые можно надеть на руку. Возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы-глазки. Пусть куклы поговорят между собой.

v Устройте праздничное чаепитие для ребенка. За сто­лом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: Ты какой хочешь чай - холодный или теплый? Что тебе дать - пе­ченье или конфетку?

v «Кормление зверей». Объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака - косточки, мишка - мед и т.п. Пред­ложите ему накормить игрушечных животных.

v Играйте в продовольственный магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.


Похожая информация.


СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

У детей дошкольного возраста речь развивается очень быстро: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся развёрнутыми. Ведь с самого рождения ребёнка окружает множество самых разнообразных звуков. Ребёнок слышит речевые и неречевые звуки. Речевые звуки – это слова, они для ребёнка наиболее значимы. При помощи слов ребёнок общается с взрослыми, получает необходимую ему информацию, приобщается к деятельности, овладевает нормами поведения.

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка. Это умение называется фонема тическим слухом.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.


Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности .

Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

    отгадай, что звучит
    Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук. солнце или дождик
    Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться». разговор шепотом
    Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко. посмотрим, кто говорит
    Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит». слышим звон и знаем, где он
    Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

    Шумящие коробочки

10-12 коробочек от «киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами (например, горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др.), помогут организовать увлекательную игру, в которой ее участники должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. чек - материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.

Фонематический слух

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.

Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи. При этом одинаково значимы как умение отчетливо выговаривать слова, так и тонко дифференцировать звуки родного языка на слух. Эти умения ребенка понадобятся при обучении грамоте: часть слов русского языка пишутся, исходя из фонетического принципа письма — «как слышим, так и пишем».

При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу - не слышу) к восприятию (что слышу).

Игры, способствующие развитию речевого слуха

    Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

    Внимательный слушатель.

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

    Найди нужное слово.

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

    Зоркий глаз.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

    Сложи звук.

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

    Скажи наоборот.

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

    Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

    Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

    Запомни слова

Взрослый называет несколько слов. Количество их определяется так: возраст ребенка ± один. Начните с меньшего количества. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка слов считаются проигрышем. Нужно платить фант!

«Летит – не летит»

Всем известно, к слову «кит»

Рифма звонкая «летит».

Но кто слыхал, чтобы кит летал?

Давайте сыграем в «да» и «нет»,

Найдите правильный ответ.

Отгадайте без подсказки,

Кто летит, кто не летит…

Тот в игре и победит.

Кто не вылетит ни разу.

Летит-летит орел,

Летит-летит козел,

Летит-летит щегол,

Летит-летит синица,

Летит-летит фазан,

Летит-летит сазан,

Летит-летит баклан,

Летит-летит лягушка,

Летит-летит старушка,

Летит-летит глухарь,

Летит-летит сухарь,

Летит-летит гагара,

Летит-летит утенок,

Летит-летит ворона,

Летит-летит корона,

Летит-летит сова,

Летит-летит трава

Летит-летит удод,

Летит-летит компот,

Летит-летит дворец,

Летит-летит кувшин,

Летит-летит пингвин,

Летит-летит дракон,

Летит-летит балкон.

Предлагаю вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали,

И не одну, а целых … две.

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи, а про себя их повтори

Разок, другой, а лучше … пять.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два, … марш!»

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж, вы приз, друзья, не взяли,

Когда была возможность взять?

«Отстукивание слогов»

Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.

Игры для детей старшего дошкольного возраста:

«Кто больше»

Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

«Придумай больше»

Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.

«Красный – белый»

Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет – белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.

«Поймай рыбку»

Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть «Ж», «Д», «К» и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» «С» слышится в начале слова, в слове «весы» - в середине, а в слове «лес» - в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!

«Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

«Звенит» - «жужжит»

Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж». затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».

«Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Вспомнили?

«Есть волшебные слова, скажешь слово – слышишь два»

Есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова «ВЕСНА», «СОСНА». Слышите, получаются слова «НАВЕС» и «НАСОС». У поэта А. Шибаева этому явлению посвящены такие строки:

Зверек, зверек, куда спешишь,

Как звать тебя, малышка?

Бегу в КА-МЫШ, КА-МЫШ, КА-МЫШ,

Я – МЫШ-КА, МЫШ-КА, МЫШ-КА!

Отец работать научил

Смышленого Данилку:

Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ

Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.

У меня, промолвил дед,

Ни забот, ни горя нет.

Захочу, отдохну,

Есть моложе руки,

Чуть КИ-ВНУ, КИ-ВНУ, КИ-ВНУ

Мчатся ВНУ-КИ, ВНУ-КИ.

Говорит Ивану ганка:

Глянь-ка, БАН-КА, БАН-КА!

Где КА-БАН, КА-БАН, КА-БАН? –

удивляется Иван.

«Найди ошибку»

Удивился дед Тарас,

Бородой своей затряс:

Сорняки на гряде,

А морковка в БОРОДЕ. (В борозде)

По дороге на Машенька идет,

На веревочке козу она ведет.

А прохожие глядят во все глаза:

Очень длинная у девочки КОЗА. (Коса)

Я осла узнаю сам

По его большим УСАМ. (Ушам)

Ехал дядя без ЖИЛЕТА,

Заплатил он штраф за это. (Без билета)

Интересно, не правда ли? Еще интереснее будет тогда, когда вы поиграете со своим малышом в эти игры.

Желаем приятного общения!


Игры и упражнения

на развитие

слухового внимания у детей

Игра «Слушаем слова»

Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.
Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.

Игра «Топ-хлоп»

Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребёнку надо топнуть. И игра начинается.
Чем младше ребёнок, тем проще должны быть фразы - понятия. Например, для трёхлетнего малыша можно говорить такие фразы: «Помидоры всегда синие», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую», «Люди ходят на руках». Для пятилетнего малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь живет в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу». Фразы надо подбирать соответственно интеллектуальному развитию ребёнка, чтобы ему было одновременно и не сложно угадывать правильные фразы и не скучно.



Игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, малыш будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка - говорить одну команду, а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» - руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.

Игра «Нос - пол - потолок»

Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.

Игра «Найди пару»

Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно смешать между собой разные пары носков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц.
Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Если это носки, малышу надо будет выбрать пары носков. Если это полоски, значит, ему надо будет подобрать пары полосок одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц.
Для трёхлетних детей будет достаточно 3 - 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.
Если в игре участвует несколько детей, то можно выдать каждому ребёнку по своему комплекту разных пар. Также можно разбить детей на команды и устроить соревнование, какая из команд быстрее подберёт пары.

Игра «Собираем урожай»
Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей - оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки.
Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите малыша собрать какой-то один овощ или фрукт. Если детей несколько, то каждому даётся своё задание. В этом случае количество «сортов» вырезанных овощей и фруктов должно быть равным количеству детей. И количество разных фигур должно быть одинаковым.
Если детей много, то разделите их на команды. Пусть они соревнуются, чья команда быстрее соберёт свой урожай. Чтобы детям было интереснее собирать урожай, им можно выдать корзиночки.

Примечание: игры этой серии способствуют развитию концентрации, избирательности и распределению внимания. Эти игры хорошо использовать для сценариев детских праздников.

Игра «Лови - не лови»

Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.
Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.

Игра «Сделай правильно»

Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре.
Раздайте детям платочки и объясните, что когда вы громко зазвените в бубен, они должны поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, пусть дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх - четырех раз.

Игра «Послушай и сделай как я»

Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.

Игра «Умеет ходить или нет»

Договоритесь с малышом, что вы будете называть разные слова, а ему надо внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Начинайте игру: «Мяч, огурец, лиса, попугай…» - говорите вы и следите за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово.
В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически менять: «летающий или нет» - дети поднимают руки, когда слышат название летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий предмет. «Круглый или нет», «пушистый или нет» - вариаций игры может быть достаточно много.

Игра «Аисты - лягушки»

Договоритесь с детьми, что сейчас они будут ходить по кругу и превращаться в аистов или лягушек. Если вы хлопнете в ладоши один раз, дети должны превратиться в аистов: встать на одну ногу, руки в стороны. Если вы хлопнете в ладоши два раза, дети превращаются в лягушек: садятся на корточки, руки опускают на пол между ногами. Если вы хлопнете три раза, дети продолжают ходьбу по кругу.
Начинайте игру: сначала приучайте детей к определённой смене движений, а потом старайтесь их запутать.

Игра «Зайчики, медведи, галки»

Договоритесь с детьми, что по команде «Зайчики» дети будут прыгать как зайчики, по команде «Медведи» - косолапить как медведи, по команде «Галки» - махать руками. Постепенно задания можно усложнять добавляя новых животных: «Раки» - надо пятиться назад. «Лошади» - скакать как на лошадке.

Игра «Говорим шёпотом»

Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите малыша за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 - 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».

Игра «Тихо - громко»

В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с детьми, что когда вы говорите тихо, они должны ходить тихо на носочках. А когда вы говорите громко, дети должны громко маршировать. Объясните детям, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. То есть, чтобы вы не говорили тихим голосом, дети всё равно должны ходить тихо на носочках. И также, чтобы вы не говорили громким голосом, дети всё равно должны маршировать.
Начинайте игру. Сначала говорите шёпотом: «Ходим на носочках», а громким голосом: «Все маршируют». Когда дети привыкнут к смене команд, начинайте усложнять игру, добавляя разные команды, например, «Все прыгают» - говорите вы тихим голосом, или «Все машут руками» - громким голосом. Затем ещё больше усложняйте игру: «Все маршируют» - говорите шёпотом. «Ходим на носочках» - говорите громко. Старайтесь запутать детей, меняйте команды и громкость голоса неожиданно.
Дети не должны поддаваться на провокации, им надо всегда ходить на носочках под шёпот и маршировать под громкий голос.

Игра «Колокольный звон»

Для игры понадобиться колокольчик и повязка на глаза. Предложите малышу с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой, где звенит колокольчик.
Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в двух - трёх метрах, позвените в колокольчик. Ребенок должен показать направление, откуда слышен звон. Поменяйте своё место и снова позвените колокольчиком.
Если в игре участвует несколько детей, то игра проводится без колокольчика. Дети становятся в круг, выбирается водящий, ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Договоритесь с детьми, что сейчас они будут по очереди хлопать в ладоши, а водящий должен показать, откуда доносится хлопок. Хлопать должен только тот ребёнок, на которого показываете вы. Каждые несколько минут водящий меняется, чтобы в центре круга постояли все дети.

Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»

Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.
Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете.

Игра «Угадай, чей звук»

Для игры понадобятся музыкальные игрушки и разные предметы, например: дудочка, деревянные ложки, бубен, бумага. Для начала хватит трёх предметов, и постепенно их можно будет увеличивать.
Обсудите с малышом, что разные предметы издают разные звуки. Продемонстрируйте ему, как шуршит бумага, как стучат ложки, как звучит дудочка, как стучит бубен. Предложите ему поиграть в игру, в которой он будет угадывать, что звучит. Затем сядьте спиной друг к другу и начинайте производить разные шумы и звуки разными предметами. Малыш должен, не оборачиваясь, называть, чем произведен звук.