Методика развития быстрого чтения. Навыки для овладения скорочтением

Сегодня стала очень востребована техника быстрого чтения. Это необходимо людям любых профессий. Развить эту способность может каждый. Скорочтение упражнения, как научиться скорочтению, все методики обучения вы узнаете в этой статье.
Прежде всего человек должен для себя понять, зачем ему это нужно, какова цель и что ему это даст. Для взрослого человека важна мотивация, чтобы не забросить обучение на полпути. А также необходима уверенность в себе. Вы должны понимать, что читать быстро может научиться каждый человек, если действительно имеет такое желание.

Как научиться скорочтению самостоятельно?

Сейчас есть множество курсов, которые обучают скорочтению. Но на курсы нужно время и деньги, которых зачастую не хватает. Чтобы научиться читать быстро, можно выполнять упражнения по скорочтению в домашних условиях. Для этого необходимо найти 20-25 свободного времени в день.
Самые действенные методики скорочтения, которые можно выполнять самостоятельно. Скорочтение: упражнения.

  1. «Метод пристрелки» Необходимо научиться за несколько секунд выделить в тексте те отрывки, на которые нужно обратить внимание, отсеяв уже известный материал. Сначала нужно это упражнение испробовать на предметах. Посмотрите несколько секунд на вещь, и закрыв глаза, вспомните его во всех мелочах. Далее отметьте, что вы забыли и повторите упражнение еще несколько раз.
  2. Метод нахождения ключевых слов в тексте позволит не только читать быстро, но и запоминать прочитанное, улавливать суть текста.
  3. Очень важны упражнения на подавление артикуляции , так как они отбирают большое количество времени. Артикулируя, мы читаем с той скоростью, если бы мы читали вслух.Посчитайте в уме от 10 до 1. А теперь попробуйте читать текст и при этом продолжать считать в уме. Все внимание должно быть на цифрах. Конечно, вы не сможете ничего понять из того, что прочли. Ведь у вас не было возможности по привычке проговаривать текст. Вместо счета можете петь мысленно песню. Это отучит вас от привычки артикулировать. После регулярного выполнения таких упражнений у вас появится ощущение, что вы можете понимать слова, даже не прочитывая их.
  4. Научитесь использовать зрительную память . Нужно читать не по буквам, а научиться схватывать слова, состоящие из 9-10 букв. Это легко сделать, если сделать таблички с наиболее распространенными словами. Взглянув на таблицу, но не читая слова, закрыть глаза и произнести то, что написано.
  5. Причина маленькой скорости чтения – плохо развитое периферическое зрение. Человек читает строчку по частям, так как не может взглядом уловить ее целиком.Нужно научиться читать «вертикально», это значит, что смотря в одну точку, вы сможете видеть всю строку или даже страницу целиком. В этом помогут таблицы Шульте.Можно написать текст от руки или напечатать на компьютере так, чтобы текст выглядел в форме треугольника. Смотрите в центр каждой строчки и не водя глазами влево-вправо, прочитайте текст.Развивать периферическое зрение можно на улице или на работе. Смотрите в одну точку, но при этом попробуйте увидеть, что происходит вокруг.
  6. Еще один враг быстрого чтения – регрессия. Человек часто возвращается к уже прочитанному тексту. Это происходит из-за непонимания текста, отсутствия внимания, а иногда по привычке. Чтобы научиться читать быстро, не нужно «прыгать» по тексту во время чтения.Справиться с привычкой перечитывать текст, поможет обычная закладка, которой нужно закрывать уже прочитанную строчку.
  7. В скорочтении очень важно научиться брать из текста максимум полезной информации . Специалисты рекомендуют разбить текст на блоки и обратить на них особое внимание: название, автор, тема, факты, критика и новизна материала. Прочтите текст 3 раза и выпишите основную информацию для каждого блока. Первый раз прочтите бегло и уловите суть, второй раз прочитайте внимательно и подчеркните максимум информации. В третий раз убедитесь, что ничто важное не ускользнуло от вашего внимания. Читайте так 1-2 текста в день и скоро вы научитесь работать с информацией. Вам больше никогда не придется конспектировать.

Основной метод скорочтения заключается в том, чтобы научиться видеть всю страницу целиком, не фокусируясь на мелочах.

Научиться скорочтению дома можно с помощью интересного упражнения «Перепутанные буквы». В словах все буквы написаны в произвольном порядке, кроме первой и последней. Нужно прочитать текст из таких слов. В Интернете есть множество таких текстов. Или попросите друга написать вам такой текст. Многие с легкостью справляются с таким заданием, так как мозг человека воспринимает лучше не буквенное, а словарное чтение.

  • Упражнение «Вычеркнутые буквы». Друг пишет вам текст с пропущенными гласными или согласными. А вы пишете ему. Кто быстрее сможет прочесть?
  • Вычеркните или зарисуйте в тексте каждое второе слово и попробуйте понять смысл текста. Это упражнение активизирует работу мозга и развивает интеллектуальные способности.
  • Упражнение «Смысловая догадка» заключается в том, что многие слова можно пропускать и не читать, так как и так понятно, что они там написаны по предыдущему смыслу. Можно научиться пропускать целые блоки текста. Например: «Каждому человеку нужно поддерживать хорошую физическую …
  • Нужно посещать тренажерный …». Слова «форма» и «зал» понятны по смыслу и вы сразу понимаете, какие слова пропущены.

Как научить скорочтению ребенка

Начинать учить ребенка скорочтению имеет смысл в 9-10 лет. До этого возраста ребенок не готов к упражнениям по скорочтению.

Чем старше становятся дети, тем больше им необходимо читать. Количество литературы, которую необходимо прочесть, к 5 классу в два раза увеличивается. К 8 классу – в три раза. Ребенок должен не просто научиться читать быстро, но и понимать то, о чем он читает. Навык скорочтения пригодится ему на всю жизнь. Сейчас есть множество курсов по скорочтению, но если родители могут уделить занятиям с ребенком 20 минут в день, то этому можно достаточно быстро научиться и в домашних условиях.

Проблемы, которые возникают у детей при чтении. Скорочтение: упражнения

  1. При чтении «про себя» дети артикулируют, шевелят губами. При этом глаза надолго задерживаются на одном месте;
  2. Многие читают вслух, хотя зрение воспринимает информацию в 10 раз быстрее;
  3. Большинство детей имеет маленькое поле зрения, поэтому необходимы упражнения по его увеличению;
  4. Ученики младших классов часто запинаются, непроизвольно меняют буквы местами, не дочитывают окончания. Это снижает скорость чтения в разы.

Скорочтение помогает устранить эти ошибки, увеличить скорость чтения. Также важно, чтобы ребенок понимал и мог пересказать то, о чем прочел. Для решения задачи качественного понимания, методики скорочтения помогают ребенку увидеть важное в тексте, развивает внимание, воображение, память и мышление.

Многие дети при чтении рассеяны, улетают мыслями, не помнят, где остановили чтение. Так вот основные методики скорочтения научат ребенка вниманию, сосредоточенности, собранности.

Скорочтение Методика обучения для ребенка в домашних условиях

Заниматься с ребенком нужно по 15-20 минут трижды в неделю. Структура занятия:

Первый этап занятий устраняет причины медленного чтения и расширяют поле зрения.

  1. Чтение короткого текста (до 100 слов). После этого задаете ребенку вопросы по пониманию прочитанного;
  2. Таблица Шульте. Задача ребенка быстро найти разбросанные цифры в квадрате. Начинайте с 9 и доводите до 36 цифр в таблице;
    Следующий этап предполагает сосредоточение внимания на прочитанном и усвоение информации.
  3. Методика поврежденного текста. Разрезаете текст на части и приклеиваете на карточку, смещая на 1-2 строчки. Потом вырезаете середину текста, отдельные буквы и т.д. Потом проводите беседу по тексту.
  4. Математические упражнения на развитие внимания чередуются с рисованием на тему прочитанного текста.

Вывод

Упражнение на изменение скорости чтения заключается в том, что вы водите пальцев по тексту, а ребенок старается успевать читать за вами. Постепенно увеличиваете скорость.

Упражнение на понимание текста. Нужно прикрыть верхнюю часть строчки. Нижняя при этом остается полностью открытой. Ребенок поймет, что нужно быстро успеть прочитать нижнюю строчку, пока не откроют полностью верхнюю. После этого сопоставить текст и пересказать. Это также развивает чтение про себя.

Ваша задача – привить ребенку любовь к чтению. Проводите эти занятия в хорошем расположении духа. Такие занятия облегчат в будущем ребенку выполнение многих задач, они будут преуспевать в учебе, быстро воспринимать большое количество информации.

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько , но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали , Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент , читающий с невероятной скоростью, разработал собственную , которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.

Сегодняшний мир предлагает нам гигантское количество информации и знаний из разных областей, которое нужно уметь быстро и эффективно усваивать. Данный онлайн-курс предназначен для людей, желающих быстро и бесплатно научиться технике скорочтения в домашних условиях. Программа данного курса состоит из нескольких уроков по развитию ключевых навыков для развития способности быстрого чтения, которые вы сможете усвоить самостоятельно за несколько недель. Методика наших занятий подходит как для детей, так и для взрослых, и содержит многочисленные техники и упражнения для того, чтобы научиться читать быстрее.

А если вы хотите освоить технику быстрого чтения как можно быстрее и эффективнее, записывайтесь на нашу .

Сложно себе представить, что еще 20-30 лет назад, чтобы найти ответ на какой-нибудь вопрос, нужно было пойти в библиотеку, взять книги по интересующей вас теме и там искать желаемые материалы. В наши дни достаточно просто задать соответствующий запрос поисковой системе и получить огромное количество информации по интересующему вас вопросу.

Теперь нет проблемы нехватки информации, но есть проблема ее переизбытка, в котором человек теряется. В современном информационном пространстве нужно уметь ориентироваться, чтобы сделать это пространство полезным для себя. Одним из полезнейших навыков является способность быстро, и главное, с пользой воспринимать информацию, которую мы видим в своих ноутбуках, электронных книгах, iPhone, iPad и во всех прочих источниках информации, в том числе газетах и книгах.

Умение быстро прочитать статью, книгу, учебник, а также понять и усвоить материал позволит вам стать эффективнее, успешнее, чем вы были раньше. И главное, это сэкономит ваше время, которое становится одним из важнейших ресурсов. В данном разделе собраны полезные материалы о том, как овладеть техникой скорочтения с высоким уровнем эффективного восприятия информации.

Сегодня потратив время на освоения методов быстрого чтения, завтра вы сможете получать и обрабатывать больше информации, оставаясь хозяином своего сэкономленного времени.

Что такое скорочтение?

Скорочтение (или быстрое чтение ) это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение превышает по скорости обычное чтение в 3-4 раза. (Википедия).

В одной из самых популярных школ «быстрочтения» в России, в школе Олега Андреева, говорится, что пройдя 2 ступени обучения, можно достичь скорости чтения 10 000 знаков в минуту, что составляет примерно 5-7 страниц средней книги.

Получается, что за получасовую поездку в метро с такой скоростью можно прочитать 150-200 страниц книги. Это гораздо больше, чем прочитает среднестатистический человек за такое время.

Кроме «Школы Олега Андреева», свои курсы предлагают такие знаменитые сегодня специалисты в скорочтении, как Наталия Грэйс, Андрей Сподин, Владимир и Екатерина Васильевы и многие другие. Однако некоторые люди научились быстро читать, не посещая курсы, школы, тренинги и специальные центры, а также не читая учебников по быстрому чтению - многих из них вы даже знаете, это Максим Горький, Владимир Ленин, Томас Эдисон и многие другие. Поэтому попробуйте сначала научиться сами, тем более для вас это ничего не будет стоить.

А как быстро читаете вы?

Предлагаем вам проверить, насколько вы быстро читаете. Для этого прочитайте текст в упражнении ниже и ответьте на несколько вопросов на его усвоение.

Описание курса

Данный курс предназначен для овладения навыком быстрого чтения. Наиболее полезен такой навык скорочтения для изучения интернет-ресурсов, информационных статей, для чтения газет, журналов, научно-популярной литературы, учебников. Быстрое чтение позволит вам не только читать тексты быстрее, но и лучше осваивать информацию - находить ее и запоминать в порядке приоритетности.

Данный тренинг предполагает ежедневные занятия дома или на работе по 20-40 минут (можно заниматься реже, но тогда эффект будет меньше). Курс состоит из 5 этапов, каждый из которых предполагает освоение определенных навыков, помогающих читать быстро. Для овладения навыком важно больше практиковаться - читать статьи на интересных вам ресурсах (например, понравившиеся разделы в Wikipedia), читать газеты, журналы, учебники - уделять этому не менее получаса в день дополнительно.

При таком режиме занятий вы получите результаты уже через пару недель, а если будете заниматься 2-3 месяца, то сможете существенно увеличить скорость и качество чтения.

Как учиться читать быстро?

Чтобы научиться читать быстро на этом сайте, просто выполняйте упражнения, описанные в 5 уроках. Если пытаться обобщить различные техники по обучению быстрому чтению, то процесс освоения этим навыком можно разделить на 5 частей (это и есть 5 уроков). Каждый урок позволяет овладеть определенным навыком, способствующим повышению скорости вашего чтения и эффективности освоения материала. Содержание уроков построено таким образом, чтобы можно было максимально интерактивно и удобно заниматься онлайн без преподавателей и репетиторов.

Для начала посмотрите все уроки, попробуйте выполнить упражнения, если какой-то навык вам дается быстро, то не останавливайтесь долго на данном уроке. Например, многие люди не испытывают проблемы с вниманием при чтении и способны сразу перейти к Уроку 2. Уделяйте больше внимания тем урокам и упражнениям, которые:

  1. кажутся вам полезными
  2. вызывают у вас затруднения.

Необязательно проходить упражнения в такой последовательности, которая указана в уроках, главное достичь поставленной цели для каждой части.

5 уроков быстрого чтения

5 навыков, полезных для быстрого чтения, которым вы сможете научиться на нашем сайте:

1. Концентрация внимания (УРОК 1)
Вы, наверное, замечали, что интересная книга читается на одном дыхании и быстрее скучного учебника. Также, к примеру, при чтении интересной книги вы постепенно ускоряетесь, погружаясь в процесс чтения… Внимание для скорочтения очень важно, а главное, его можно тренировать.

2. Подавление артикуляции (проговаривания текста) (УРОК 2)
У большинства людей есть привычка читать текст, проговаривая его про себя. Если Вы хотите прочитать текст быстро, это нужно делать «молча», то есть, избавив себя от артикуляции.

3. Совершенствование зрительных навыков (УРОК 3)
Умение видеть весь текст сразу в абзаце или даже на странице, понимать его структуру, читать не слева направо, а сверху вниз (или, как говорят, « по диагонали») - это важный навык при быстром чтении. Поэтому зрительные навыки тоже нужно тренировать, а в жизни они могут пригодиться и при вождении автомобиля, в игровых видах спорта и т.д. В уроке представлены специальные таблицы и тренажер для тренировки скорочтения.

4. Быстрое чтение и управление информацией (УРОК 4)
Не секрет, что большинство текстов имеют лишь небольшую часть полезной информации, которую вы должны научиться быстро находить. Этот навык приходит чаще всего с опытом чтения, однако вы можете ускорить этот процесс с помощью специальных упражнений.

5. Скорочтение и развитие памяти (УРОК 5)
Когда вы научитесь читать быстро, вы сможете осваивать достаточно большой объем информации. Но навык быстрого чтения может оказаться бесполезным, если прочитанное будет забыто, что в принципе не странно, при таком объеме информации. Эту информацию нужно уметь запоминать.

Кроме того, на сайте представлены дополнительные материалы по быстрому чтению: книги и учебники , видео , тренажеры и программы, материалы для скачивания, а также статьи с комментариями и отзывами из социальных сетей.

В современных потоках письменной информации скорочтение играет важнейшую роль в познании и развитии.

Многие люди спрашивают: Как научиться быстро читать, какова методика скорочтения, какие упражнения для увеличения скорости чтения необходимо выполнять?

Сегодня на сайте сайт вы узнаете, не просто как научить себя и своих детей быстрому чтению, но и как при скорочтении правильно воспринимать текст, развивая восприятие, память и внимание.

Как научиться быстро читать — методика скорочтения

Обычная быстрота чтения взрослого человека — это 120-180 слов в минуту, если выше, то как правило, это уже просмотр текста, а не чтение с нормальным восприятием, пониманием и запоминанием прочитанного.

Если вы сознательно поймете суть того, как быстро научиться читать печатный и письменный текст не для беглого просмотра, а для понимания и запоминания необходимого материала, то выполняя простые упражнения по скорочтению вы довольно быстро обучитесь технике чтения со скоростью от 600 до 1000 слов в минуту ,т.е. в 3-5 раз быстрее обычного.

Однако следует понимать, что научиться быстро читать, это еще не значит, что научиться мгновенно понимать смысл и быстро запоминать прочитанное, например в художественной литературе.

Но для офисной работы и деловых бумаг скорочтение очень подойдет, при условии, что вы четко разбираетесь в сути рабочего вопроса.

Например , если вы банковский служащий, разбирающийся в терминологии, то ваше умение быстро читать договоры и прочее вам подойдет, в отличие от обычного человека, который используя методику скорочтения не поймет сути договора, скажем кредитного…

Вообще, развитое периферическое зрение вам подойдет не только в скорочтении, но и в восприятии любой визуальной информации (например, мгновенное восприятие приборов автомобиля и ситуации на дороге для мгновенного принятия решения), т.е. там, где одновременно поступает много информации для мозговой переработки.

Таблица Шульте — упражнения для скорочтения

Одна из методик для упражнения скорочтению — это таблица Шульте. Вам следует взять стандартный книжный лист бумаги и нарисовать на нем квадратную таблицу Шульте, состоящую из пяти рядов и пяти столбцов — цифры в разном порядке от 1 до 25. (при упражнении на мониторе компьютера и на экране смартфона — подогнать таблицу под весь размер и не использовать курсор)

Как проводить упражнения скорочтения по таблице Шульте, чтобы научиться быстро читать:

  • Держать расстояние от глаз также, как при обычном чтении;
  • Зафиксировать свой взгляд на центре таблицы Шульте и не сдвигать его;
  • Искать числа по очереди в возрастающем порядке от 1 до 25 как можно быстрее, и главное при этом не двигать глазами (смотреть периферическим зрением) и не проговаривать цифры вслух или про себя;
  • Не упражняться в скорочтении с таблицами до переутомления;
  • По мере возрастания навыка быстрого чтения цифр (или букв в порядке алфавита), можно расширять таблицы по количеству рядов и столбцов (6х6, 7х7 и т.д.)

Другие методики скорочтения

Потренировавшись скорочтению на таблицах Шульте, вы можете перейти непосредственно к тексту.

Вначале, для выполнения упражнений по быстрому чтению, стоит брать тексты в колонках газет, т.к. там строчки меньше обычного книжного листка. Потом переходить на более широкие тексты.

Важно научиться видеть (воспринимать) почти всю строчку текста, чтобы было как можно меньше дивжений глазами по строке.

Также, для быстрого чтения важно научиться улавливать основные понятия и тезисы в читаемом тексте и отбрасывать «воду» (слова, не несущие особой смысловой нагрузки).

Как научить детей быстро читать

Чтобы научить детей периферическому зрению и быстрому восприятию информации, например, в таблице Шульте можно вместо цифр использовать рисунки (картинки).

Родителям следует понимать, что у ребенка предметно-образное мышление, а не как у взрослого — словесно-логическое, поэтому ему может быть сильно утомительны упражнения по скорочтению букв (слов) и цифр в обычном виде.

Лучше для обучения детей быстрому чтению сначала использовать картинки и предметы (например, буквы, слова в виде картинок и предметов)

Проблемы, которые мешают научиться быстро читать

В процессе упражнений скорочтения вы избавитесь от этих проблем:

  • Неумение видеть периферически (научение воспринимать как можно больше слов, чуть-ли не все предложение)
  • Внутреннее проговаривание текста (восприятие текста визуально)
  • Возвращение глаз к уже прочитанному (развитие быстрой памяти)
  • Концентрация внимания (снижение автоматического восприятия внутренних и внешних помех)
  • Неумение быстро находить ключевые понятия и тезисы (научение быстрого понимания смысла на основе скорочтения)

Читайте другие

Как известно «сначала было слово», а затем его стали изображать и писать, печатать и у человечества уже одной проблемой больше. Как научить ребенка читать с меньшими затратами не только физических, но и психических сил? Как превратить чтение в доступного и необходимого помощника?

В школьные годы очень многое строится на умении школьника самостоятельно работать с книгой. При условии, что школьник выполняет все домашнее и классное задание, объем прочитанного с каждым периодом школы растет. Так, при переходе в 5-й класс он увеличивается вдвое, а к восьмому классу – втрое. При этом читательские умения школьника остаются на прежнем уровне начальных классов. Тогда ребенок развивается по одной из схем: или проводит за выполнением домашнего задания по пять часов, приобретая различные осложнения здоровья; или готовит уроки не должным образом, забрасывает чтение и плывет по течению.

Различные проблемы с чтением в дальнейшей жизни объясняются тем фактом, что в течение всей жизни мы читаем так, как нас учили в первом классе. При этом не умеем, не имеем возможности, желания или понятия применить более быстрые техники чтения.

При чтении у детей возникает ряд проблем , среди которых:

  1. При чтении текста «про себя» они артикулируют. Шевеление губ и языка происходит примерно у 80% взрослых, большинство проговаривают текст про себя. При этом глаза задерживаются на одном месте слишком долго, а они способны сканировать комплексы.
  2. Большинство при чтении больше опирается на слух, хотя зрение, т.е. глаза, воспринимают и передают информацию в несколько десятков раз быстрее.
  3. Большинство детей имеет малое поле зрения. Человеческий глаз воспринимает информацию лишь в период остановки. То, как много он видит, указывает на величину поля зрения. К сожалению, большая часть методик не включают в себя упражнения, призванные расширить поле зрения.
  4. Когда читатель читает вслух или сопровождает чтение артикуляцией, путь обработки информации становится более длительным: в центр слуха/речи, речевой центр и лишь затем анализ полученной информации. При использовании техники скорочтения информация проходит более короткий путь: глаза, речевой центр.
  5. Во время традиционного чтения происходит большое количество ненужных механических повторов, при которых возникает неоправданная потеря времени. В то время как при скорочтении скорость чтения возрастает в разы.

Что являет собой скорочтение для ребенка

Поскольку начальная школа это единственное место, где еще уделяют внимание технике чтения, а ее скорость измеряют и контролируют, то именно на этом этапе нужно научиться эффективному чтению и устранить ошибки, чтобы не нести их с собой во взрослую жизнь. Именно по причине многочисленных ошибок в технике чтения у учеников младших классов и возникло скорочтение для детей (ранее оно было ориентировано только на взрослых). Самыми популярными ошибками являются: запинания, непроизвольное изменение букв, перестановка букв и слогов, недочитывание окончаний. Такие ошибки, вместе в вышеупомянутыми проблемами при чтении резко снижают скорость чтения и превращают этот процесс в достаточно сложный. А сдача нормативов по чтению часто расстраивает детей, не умеющих легко и бегло читать.

Скорочтение помогает не только устранить эти ошибки, но и автоматически увеличивать скорость чтения, причем не за счет того, что ребенка торопят, а за счет устранения «тормозящих» моментов. Когда ребенку ничего не мешает читать, то соответственно увеличивается и скорость. Скорочтение предоставляет инструментарий, который позволяет детям проработать и исправить возникающие сложности в чтении, а когда чтение не вызывает трудностей, ребенок сам берется за книгу.

При скорочтении внимание уделяется и качеству понимания и запоминания прочитанных текстов. Часто дети практически не способны пересказать прочитанное , плохо улавливают его смысл, обращая внимание только на второстепенные детали. При пересказе ребенок использует только слова из текста, не рассказывает своими словами, потому что боится, что неверно понял смысл, и намного безопаснее будет использовать слова, прочитанные в тексте. Скорочтение к решению задачи качественного понимания, а также запоминания текстов подходит с позиции организации таких мыслительных процессов как внимание, воображение, память, мышление. Детям предоставляется алгоритм работы с текстом, позволяющий увидеть важное и правильно понять читаемое. Тогда ребенок знает, на что нужно обратить внимание, что является существенным. Такой подход делает детское чтение структурированным, осознанным, с направленностью на извлечение информации. Важно активизировать память ребенка, чтобы было легко отвечать на уроках, пересказывать тексты спустя время, изучать новые предметы.

Образную память считают самой крепкой у детей. Для представления ребенком красочных, ярких и запоминающихся образов нужно развивать его воображение, которое выступает основным процессом познавательной деятельности у младших школьников. Когда ребенок умеет представить образы, он успешнее запоминает материал, изучает новые предметы. Кроме того, многие родители говорят о том, что их дети при чтении рассеяны, отвлекаются на любой раздражитель, при этом при отрыве от чтения они не помнят, где остановились. Иногда бывает, что глаза еще передвигаются по тексту, но мысли в голове уже где-то далеко. Скорочтение развивает внимание, собранность и сосредоточенность, а это улучшает восприятие материала и его длительное запоминание.

Обучить ребенка основам скорочтения можно и в домашних условиях. Для этого вам необходимо регулярно выполнять с ним некоторые упражнения. При этом нужно учитывать, что разработанная в образовательных заведениях и годами проверенная практикой система обучения чтению является прочным фундаментом для грамотного письма, изучения наук в будущем, но при этом данная система не способствует расширению возможностей самостоятельного восприятия материала. Занимаясь с ребенком основами скорочтения, не стоит отменять проверенные годами практики методики. Вы всего лишь имеете возможность посмотреть, на что способна более быстрая методика чтения, которую можно применять с начальных классов.

Структура занятий

Заниматься с ребенком следует по 15-20 минут трижды в неделю. Занятие имеет следующую структуру:

  • Разминка. Чтение короткого текста (до 100 слов), после которого вы должны задать вопросы на понимание прочитанного.
  • Таблицы Шульте . Такие таблицы представляют собой квадрат, на котором объекты расположены в случайном порядке (обычно это числа или буквы). Они помогают развивать скорость нахождения объектов в установленном порядке, например, числа от 1 до 9. Для учеников младших классов стоит применять таблицы, у которых простое деление поля на равные прямоугольники, при этом количество цифр в таблице – 25 и 36, а количество букв – 20.
  • Поврежденный текст. Вначале текст нужно разрезать на две части, приклеить его на карточку, сместив на 1-2 строчки. Затем задания усложняются: части вырезают в середине текста, в начале или конце строки не хватает букв. После прочтения необходимо проводить беседу по тексту.
  • Словарная работа, при которой выполняют упражнения на скоростное восприятие групп слов.
  • Упражнения, развивающие логическое мышление. Во избежание переутомления, чаще такие упражнения основываются на математическом материале. Можно периодически заменять их рисованием на тему прочитанного текста.

Первый этап занятий предполагает, что основное внимание будет уделяться устранению таких причин медленного чтения как акртикулирование и небольшое поле зрения. Чтение производят при условии механического сдерживания артикуляционного аппарата, с созданием шумов и помех. Уже начиная с первого класса следует проводить работу с таблицами Шульте, она расширит поле зрения и послужит выработке внимания.

Следующий этап предполагает основное внимание сосредоточить на повышении качества усвоения прочитанного. Проводят чтение поврежденного текста, который разделен на 2-3 полосы, разведенные на 1сантиметр. Читают два текста разной структуры одновременно, к примеру, сказку о животных и рассказ о природе. Затем ребенка просят нарисовать, вспомнить похожее. Дети в начальных классах часто не могут увидеть смысл в каждой отдельной строчке, самостоятельно выбрать темп чтения при разных целях чтения. Такие занятия значительно улучшают способность детей пересказывать тексты.

Упражнения

Важно выполнять упражнения, направленные на развитие и активизацию словарного запаса, преобразование слов, составление предложений или рассказа на основе заданных слов, не связанных между собой.

Не стоит забывать и об азах обучения чтению. Так, на начальном этапе проводите с ребенком общие упражнения, повышающие скорость чтения. Начните с самых простых, развивающих четкость произношения («машины едут ж-ж-ж», «ползет змея ш-ш-ш» и т.д.). Читайте с ним скороговорки, поговорки. Читайте на одном вдохе несколько согласных подряд, затем к ним добавляйте гласную. Складывайте слова из половинок, используя примерно 3-10 слов и предлагая ребенку быстро сложить осмысленные слова из двух половинок.

Также существует несколько упражнений , направленных на умение определять нужную скорость чтения и менять ее, где нужно. Например, вы читаете «про себя», сопровождая чтение движением пальца по тексту, ребенок читает вслух по вашему пальцу, т.е. поспевая за вами. Естественно, не стоит устанавливать слишком высокую скорость.

Вызвать положительные эмоции к чтению позволяют упражнение на многократное чтение. На протяжении минуты предложите ребенку прочесть текст и отметить, где он остановился. Затем он должен повторно прочесть этот отрывок, естественно, что в результате будет прочитано на несколько слов больше, что вызовет у ребенка положительные эмоции и веру в свои силы. Такое упражнение не следует повторять более трех раз.


Развитие навыков и качеств

Чтобы развить умение ориентироваться в тексте , используют упражнение «бросок-засечка». Ребенок располагает руки у себя на коленях и приступает к чтению текста по команде «бросок». Как только от взрослого прозвучала команда «засечка», малыш отрывает глаза от книги, при этом продолжает держать руки на коленях, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Взрослый снова произносит команду «бросок», после чего ребенок должен глазами отыскать в тексте то место, где он завершил чтение, и продолжить с того момента читать текст вслух. Продолжительность упражнения – до пяти минут.

Интересно упражнение, направленное на понимание текстов и формирование навыков чтения. Текст читается с прикрытой верхней частью строчки. Особенность его заключается в том, что смышленость ребенка позволит ему заметить некую особенность – при чтении верхней строчки по половинкам букв, нижняя строчка остается полностью открытой, поэтому «выгодно» быстро прочитать нижнюю строчку, пока она открыта, и затем быстро выдать готовый результат, когда ее закроют. Такое упражнение способствует формированию сразу нескольких важных учебных качеств :

  • Поскольку прочтение нижней строчки нужно скрыть, развивается чтение про себя;
  • Поскольку в памяти нужно удержать и сохранить на некоторое время несколько слов, развивается словесно-логическая память;
  • Поскольку ребенок читает вслух заданную строчку и про себя нижележащую, развивается умение распределять внимание и одновременно выполнять минимум две задачи.

Привив ребенку любовь к чтению, которая возможна лишь при эффективном и качественном выполнении этого процесса, вы поможете ему в будущем облегчить для себя выполнение множества задач, преуспевать в учебе и не испытывать целого ряда трудностей в обучении.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!