Анализ по урокам в начальной школе. Методическая разработка: «Анализ урока в начальных классах коррекционной школы с позиции системно-деятельностного подхода

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА

    Анализ цели урока.

Вопросы для анализа:

    Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений учащихся; места урока в системе уроков по данной теме; подготовленности класса; возможностей самого учителя; прогнозов на конечный результат обучения.

    Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

    Степень достижения поставленной цели.

II . Анализ структуры и организации урока.

Вопросы для анализа:

1. Соответствие структуры урока его цели и типу.

2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.

4. Рациональность использования оборудо­вания кабинета.

5. Научная организация труда учителя и учащихся.

6. Организация начала и конца урока.

7. Опти­мальный темп ведения урока.

8. Наличие плана и степень его выполнения.

Ш. Анализ содержания урока.

Вопросы для анализа.

1. Соответствие содержания урока требованиям стан­дарта.

2. Логичность изложения.

3. Доступность изложе­ния (соответствует ли уровень изложения материала учи­телем уровню понимания содержания учениками).

4. На­учность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изло­жения содержания в учебнике).

5. Выделение ведущих идей по данной теме.

6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.

7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащих­ся средствами самого урока.

IV . Анализ методики проведения урока (деятель­ность учителя).

Вопросы для анализа:

1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом: темы урока; цели урока; возможностей класса; возможностей самого учителя; учебно-материаль­ной базы.

2. Разнообразие методов и приемов, применяе­мых на уроке.

3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил основные понятия для данной те­мы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

4. Актуализация опор­ных знаний (как учитель работает с разнообразными точ­ками зрения по теме урока).

5. Качественное освоение но­вого материала (как определяется учителем качество освоения).

6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).

7. Организация учителем самостоятельной работы уча­щихся (характер тренировочных упражнений, виды само­стоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и др).

8.Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования спе­циальной терминологии, умения в личностном общении, приемы влияния на учащихся.

V . Анализ работы учащихся на уроке.

Вопросы для анализа:

1. Активность и работоспособность учащихся на раз­ных этапах урока.

2. Интерес к теме и уроку.

3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уро­ке). Культура труда на уроке.

4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к уча­щимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех пред­метников вашей школы).

5. Наличие навыков самоконтро­ля.

6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осоз­нанность знаний, умение вычленять главное, применять знания и умения в различных ситуациях).

7. Умения само­стоятельно приобретать знания, самостоятельность сужде­ний.

8. Культура межличностных отношений.

9. Реакция на оценку учителя.

VI . Анализ домашнего задания.

Вопросы для анализа:

1. Методы и приемы проверки домашнего задания.

2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей у учащимися.

3. Объем до­машнего задания (чем определяется).

4. Характер домаш­него задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).

5. Посильность до­машнего задания для всех учащихся.

6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

7. Методика задава­ния на дом, инструктаж.

8. Предполагаемая отдача от за­данного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: "Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?").

VII . Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

Вопросы для анализа:

1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

2. Соот­ветствие мебели возрасту учащихся.

3. Уровень освещен­ности, чистота помещения.

4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.

5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

6. Режим проветривания, проведение физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

7. Применение на­глядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

8. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

9. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

VIII . Психологический анализ урока

(проводится со школьным психологом при наличии соответствующего образования).

Вопросы для анализа:

1. Психологическое состояние учащихся перед нача­лом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на про­исходящее на занятии).

2. Развитие внимания, устойчи­вость внимания на разных этапах урока, приемы привле­чения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произ­вольного и непроизвольного внимания.

3. Развитие и тре­нировка памяти учащихся; как организация урока способ­ствовала развитию всех видов памяти (механически-смыс­ловой, произвольной, непроизвольной, краткозрительной), организации основных процессов памяти восприятия, за­поминания, сохранения и воспроизведения.

4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мысли­тельных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, созда­ние условий для развития творческого мышления.

5. Раз­витие воображения учащихся через образную подачу ма­териала.

6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мысли­тельную деятельность.

8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

9. Знание учителем возрастной психологии и пси­хологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувствами ка­ждого ученика, педагогический такт учителя.

АНАЛИЗ УРОКА

Дата посещения « ______» _____________20 ___г. Класс___________________________

Число учащихся по списку____________чел. Присутствуют________________чел.

Предмет_

Цель посещения урока ______________________________________________________________________

Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________________

Тема урока ________________________________________________________________________________

Цель урока (объявлена, не объявлена, в начале урока, в середине урока ) _____________________________

__________________________________________________________________________________________

Приемы работы учителя и учащихся

    Беседа(репродуктивная), рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, демонстрация

    ________________________________________

________________________________________

    Опрос (устный, письменный), с применением индивидуальных карточек, перфокарт, дифференцированный подход

    Использование дидактического материала (верно, с ошибками)

    Руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи

    __________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

    Слушание, комментирование, объяснение, рассказ

    ________________________________________

________________________________________

    Упражнения (письменные, устные, практические)

__________________________________________

    Решение задач (логических, расчетных)

    __________________________________________
    __________________________________________
    __________________________________________
    __________________________________________
    __________________________________________
    __________________________________________
    __________________________________________

Распределение времени по этапам урока

    Организация начала занятия __________ мин.; 6. Закрепление знаний ________мин.;

    Проверка выполнения домашнего задания ______мин.; 7. Обобщение и систематизация знаний _____мин

    Подготовка к основному этапу урока ________ мин.; 8. Контроль и самопроверка знаний ______мин.;

    Усвоение новых знаний ________ мин.; 9. Подведение итогов урока _________мин.;

    Первичная проверка понимания _________мин.; 10. Домашнее задание (инструктаж) ______мин.

Тип урока

    Комбинированный урок * урок повторения узученного материала

    Урок усвоения нового материала * урок проверки и оценки знаний

    Урок закрепления изучаемого материала * урок получения практических навыков

Формы и приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся

Формы

1. Фронтальные

3. Групповые

4. Индивидуальные

5. Коллективные

Приемы

1. Самостоятельная работа над новым материалом

2. Перенос знаний

3. Элементы алгоритмизации

4. Поисковые задачи, проблемные ситуации

5. Использование ТСО

Организация выявления знаний

Методы опроса (устные, письменные, графические, автоматизированные, практические _______________________)

Виды опроса (фронтальный, индивидуальный, комбинированный __________________________________________)

Активность учащихся при опросе ______________________________________________________________________

Включение всех учащихся в опрос _____________________________________________________________________

Дифференцированный подход к учащимся (работа с сильными, со слабыми)

Показатели наличия познавательной активности учащихся

* эмоциональный отклик *активность в течение всего урока

*сосредоточенность *вопросы учителю, товарищам

*увлеченность процессом деятельности *стремление к собственному участию в обсуждении

Уровень усвоения знаний учащихся

    На уровне восприятия, осмысления и запоминания;

    На уровне применения знаний в аналогичной или сходной ситуации

Результативность урока

    Реализация обучающей цели урока (степень усваиваемости материала)

* полнота знаний, умений навыков ________________________________________________________________

* осознанность, действенность знаний______________________________________________________________

* прочность знаний, усвоенных на предыдущем уроке________________________________________________

    Реализация развивающей цели урока

*развитие воображения – репродуктивного, творческого

*развитие наглядно – действенного, образного, абстрактного и логического мышления ____________________

*умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать

    Реализация воспитывающей цели урока

*нравственное воздействие, профориентация, воспитание культуры умственного труда

    Общие итоги урока

* мотивация на всех этапах урока

* соблюдение дидактических принципов

*интерес учащихся к уроку

*морально – психологическая обстановка на уроке _________________________________

*реализация принципа педагогического сотрудничества, самоуправление школьников на уроке

Были опрошены ______ чел. «5» ______ чел. «4» ______ чел. «3» ______ чел. «2» _____чел.

Задание на дом

Целесообразность Дозировка Характер Дифференциация

Сложно - большая - тренировочное - для сильных

Оптимально - оптимальная - творческое - для слабых

Упрощенно - малая - общее для всех

Выводы и предложения

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая оценка урока : проведен на высоком методическом уровне, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный

Проверку проводил ______________________________________________________________

Подпись учителя ________________________________________________________________

Анализ урока в начальной школе

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Этапы анализа

Этап I

1. Каковы первые впечатления?
2. Какова общая оценка урока ?
3. Каково настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое)?
4. Доволен ли (недоволен) учитель собой?
5. Все ли задуманное выполнено или многое не успели?
6. Доволен ли учитель учениками, или они плохо относились к учению?
7. Какова дисциплина на уроке? и др.

Этап II

1. Достигнуты ли на уроке поставленные задачи?
2. Оптимально ли протекал учебный процесс?
3. Целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и развитие учеников?
4. Формировался ли познавательный интерес школьников?
5. Достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся?
6. Соблюдались ли на
уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности школьников и др.)?
7. Как работали учащиеся на
уроке (активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.)?
8. Удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся?
9. Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения
урока ?
10. Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем
уроке ?

Основные требования к анализу урока учителем

1. Цель и задачи анализа .
2. Место разбираемого
урока в системе уроков темы.
3. Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций.
4. Умение выделить позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой
урок .
5. Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на
уроке .
6. Обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач
урока .
7. Обоснованность намеченного плана
урока , его типа, структуры, содержания, методов и средств.
8.
ическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке .
9. Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах
урока .
10. Выполнение намеченных задач
урока .
11. Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности.
12. Умение не только оценить этапы
урока , но и показать их взаимосвязь.
13. Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным
уроком (или его отдельными этапами).
14. Объективность оценки учителем результатов своего
урока .
15. Намечаемые учителем меры по устранению недостатков.
16. Запись конкретных коррективов в поурочный и тематический
планы по совершенствованию своего мастерства.

Алгоритм анализа учителем проведенного урока

1. Какими требованиями руководствовался?
2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?
4. Как определил триединую задачу урока?
5. Как спланирована деятельность учащихся?
6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
7. Каковы приемы и методы работы учителя и учащихся? Как они оправдали себя? Если нет, то почему?
8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия, в том числе ТСО? Какова их психолого-педагогическая ценность? Если нет, то почему?
9. Что на уроке способствовало развитию познавательных способностей, что это доказывает?
10. В чем заключалась самостоятельная работа учащихся, какова ее педагогическая ценность?
11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры, поведения?
12. Как был предвиден ход урока, как оправдан?
13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников? Как они были преодолены? Каковы причины затруднений, пути устранения?
14. Достигнуты ли цель и задачи урока , что это доказывает? Если нет, то почему?
15. Оценка результативности
урока .
16. Доволен ли учитель
уроком ?
17. Направления совершенствования
урока .

Примерная схема анализа проведенного урока учителем

Общие сведения

1) класс;
2) дата проведения урока;
3) тема урока;
4) задачи урока.

Оборудование урока

1) какие средства обучения использованы;
2) подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
3) как подготовлена классная доска к уроку.

Содержание урока

1) соответствует ли содержание программе, задачам урока;
2) проведена ли его дидактическая обработка;
3) формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
4) с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
5) как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
6) какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
7) как осуществлялись межпредметные связи;
8) способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока

1) какой тип урока избран, его целесообразность;
2) место урока в системе уроков по данному разделу;
3) как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
4) каковы этапы урока, их последовательности и логическая связь;
5) как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения

1) принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
2) в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
3) как реализовался принцип доступности обучения;
4) с какой целью использовался каждый вид наглядности;
5) как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
6) как достигались сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство обучением школьников;
7) какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
8) как реализовалась индивидуализация и дифференциация обучения;
9) как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения

1) в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока ;
2) какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
3) какие методы способствовали активизации учения школьников;
4) как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;
5) какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке

1) как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
2) как сочетались разные формы проведения урока : индивидуальная, групповая, классная;
3) осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
4) как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
5) как оценивались знания и умения учащихся;
6) как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);
7) какие приемы использовал учитель для организации учащихся;
8) как учитель подводил итоги этапов и всего
урока .

Система работы учителя

1) умения общей организации работы на уроке : распределение времени, логика перехода от одного этапа урока к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
2) показ учащимся рациональных способов учебной работы;
3) определение объема учебного материала на
урок ;
4) поведение учителя на
уроке : тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократический или авторитарный), объективность;
5) роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся

1) организованность и активность на разных этапах урока ;
2) адекватность эмоционального отклика;
3) методы и приемы работы и уровень их сформированности;
4) отношение к учителю, предмету, к
уроку , к домашнему заданию;
5) уровень усвоения основных знаний и умений;
6) наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока

1) выполнение плана урока ;
2) мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач
урока ;
3) уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

I уровень – усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;
II уровень – применение в аналогичной и сходной ситуации;
III уровень – применение в новой ситуации, то есть творческое;

4) общая оценка результатов и эффективности урока ;
5) рекомендации по улучшению качества
урока .

ПАМЯТКА ДЛЯ АНАЛИЗА УРОКА МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Правильность формулировки темы урока в соответствии с государственной программой.

2. Мотивация цели урока.

3. Педагогическая целесообразность структуры урока: как связаны отдельные части урока, правильность затрат учебного времени на отдельные части урока.

4. Актуализация ранее приобретенных знаний учащихся, какие навыки активизировали учащиеся, какой объем прежних знаний повторили, была ли активная работа памяти и мышления учащихся.

5. Насколько рационально используются технические средства обучения, в том числе компьютерные, наглядные пособия.

6. Доведение до автоматизма табличных знаний после усвоения учебного материала.

7. Организация самостоятельной работы учащихся: образовательного и развивающего характера самостоятельности учащихся, последовательности и развивающего видов и цели самостоятельной работы учащихся.

8. Соответствует ли сочетание методов обучения дидактическим заданиям урока.

9. Использование учителем современных методов, форм, средств обучения и воспитания, выбор оптимального их сочетания в конкретных условиях.

10. Система учета и оценки знаний учащихся: мотивированность и объективность выставления на уроке оценок.

11. Практическая направленность урока.

12. Целесообразность сочетания индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний учащихся.

13. Использование дидактического раздаточного материала. 14. Индивидуальный подход к учащимся.

15. Характеристика деятельности учащихся: качество знаний, умений и навыков, общее развитие учеников по предмету, поведение учащихся на уроке.

16. Педагогическое поведение учителя.

17. Общая оценка урока: насколько успешно были реализованы воспитательное и образовательное задачи урока, конкретные выводы и предложения по уроку.

Аспектные анализы уроков в начальных классах в начальных класса

Аспектный анализ урока математики

Тема урока: «Итоговое повторение за год ».

Класс: 4

Форма урока: «Математический калейдоскоп»

Тип урока: закрепление изученного материала

Вид урока: комбинированный

Используемые технологи: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии (использование презентации на тему: «Математический калейдоскоп» на всех этапах урока), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций :

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД: добывание новых знаний; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем) , метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.

Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Задачи занятия :

1. Закрепить знания и умения детей в выполнении математических действий с многозначными числами, при решении задач.

2. Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Программа наблюдения:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему

    Работа по группам

Активизирует внимание

Наличие индивидуальной и групповой работ

Чтение и маркировка текста

Развитие оперативной памяти

Умение работать в паре

Развитие зрительной памяти

Диагностика скорости чтения, диктант

Выполнение, взаимопроверка.

Физминутка

Психологическая разгрузка

Работа с учебником.

Самостолятельная работа

Быстрота выполнения

Глубина знаний и умений

Рефлексия урока: отзыв

об уроке-игре

Да - 100 % учащихся

Было ли тебе интересно?

Вывод:

Аспектный анализ урока литературное чтение в 4 классе

Предмет: литературное чтение

Класс: 4-Д

УМК: «Школа Росии».Л.Ф. Климанова. «Литературное чтение. 4 класс»

Тема урока: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Основные понятия: сказка, добро и зло

Метапредметные связи: русский язык

Ресурсы:

    учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение: 4 класс» ч. 1. Стр. 70-90. - М: Просвещение, 2013 г.;

    компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

мультипликационный фильм по сказке А.С. Пушкина

2. Организация урока.

Тип урока: урок закрепление изученного на предыдушем уроке

3. Структура урока.

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Актуализация знаний.

4. Сообщение темы урока

5. Изучение нового материала

6. Первичное закрепление.

7. Информация о домашнем задании.

8. Рефлексия.

Построение урока соответствует содержанию и поставленной цели.

1. Готовность к деятельности, мобилизация внимания учащихся. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. Стимулирование самоконтроля и самоорганизации школьников.

2.Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Умение ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

Проверка д/з.

Оценивают правильность чтения наизусть отрывка из сказки

Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения домашнего задания.

3.Постановка проблемы, формулирование темы урока, задач .

Через выполнение задания по отгадыванию загадки. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

4.Изучение нового материала

Включение нового знания в систему знаний и повторение. Работа по учебнику.

5.Физминутка

    Закрепление изученного урока. Работа в группахз

6. Первичное осмысление и закрепление

Учащиеся выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивают качество и уровень усвоения.

Итоги урока. Рефлексия

Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

2. Соответствие урока требованиям ФГОС.

Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов:

Планируемые результаты:

Предметные:

    Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим.)

Метапредметные:

    Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

    Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на оснвое жудожественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

    Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем оснвной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

-познавательные:

Учатся добывать новые знания:, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;

Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Выбирать наиболее эффективный способ решения;

Выполнять действия по заданному алгоритму;

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Урок был проблемным и развивающим, учитель сам нацеливается на сотрудничество с учащимися и умело направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Учитель умело организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, вывод делают они сами.

Урок соответствует ФГОС.

Данный урок имеет непосредственную связь с пройденным материалом.

6. Методика проведения урока.

Активизация была представлена через систему вопросов, различные формы организации работы, использование проблемной ситуации, элементов занимательности и наглядности (мультимедийная презентация), применение здоровьесберегающих технологий.

Использовались

Репродуктивные методы;

Задания поискового характера;

Метод наглядности;

Дедуктивный метод;

Метод контроля и самооценки.

Степень сложности заданий увеличивался постепенно.

На всех этапах урока приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы.

Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый.

Использовались различные виды контроля: самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске).

Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать «новое» от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

7. Психологические аспекты урока.

На уроке был создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Учитывались физиологические и психологические особенности детей, проводились виды работы, которые снимали усталость. Развитие психических процессов на уроке происходило через мобилизацию внимания учащихся различными способами: через прямое требование, связывая изучение материала с жизнью, с помощью использования различного занимательного материала. Велась работа над преобладанием нагрузки на мышление над нагрузкой на память учащихся. Побуждение к активному усвоению знаний велось через стимулирование учеников к применению различных способов учебной нагрузки. Содержание материала и виды работы на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

8. Домашнее задание.

9. Вывод самоанализа .

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.. Дети усвоили алгоритм работы по данной теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей первоклассников. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку

Аспектный анализ урока окружающего мира

Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4Д КЛАССЕ

«МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА»

Класс: 4

Цели
деятельности
учителя

создать условия для ознакомления учащихся с наукой историей, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления об окружающем нас мире с точки зрения историков, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса
к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

м етоды и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами; индивидуальные карточки с заданиями; кроссворд

Основные
понятия

История, историк, исторические источники, архивы, экспонаты

Программа наблюдения:

1. Организационный момент.

Использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Введение в тему

С помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

Работа с кроссвордом

(поэтапное выполнение заданий)

Закрепляют полученные знания

Активизирует внимание

Наличие индивидуальной и фронтальной работ

Изучение нового материала

Развитие оперативной памяти

Умение работать с учебником

Развитие зрительной памяти

Работа по карточкам

Выполнение, взаимопроверка.

Закрепление полученных ранее знаний

Физминутка

Психологическая разгрузка

Работа с учебником.

Умение применять правила делового сотрудничества.

Проявление активности во взаимодействии,

Умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Практическая деятельность

Быстрота выполнения

Глубина знаний и умений

Учащиеся приходят к выводу, как важно иметь прочные знания

Рефлексия урока: отзыв

об уроке-игре

Доволен ли ты как прошёл урок?

Да - 100 % учащихся

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты закрепить свои знания?

Сумел ли ты показать свои знания?

Вывод: учителю в ходе всего урока удалось поддерживать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, что говорит о его профессионализме и мастерстве.

Деятельностный подход был оправдан: дети самостоятельно делились своими знаниями. Были созданы условия для личностного развития, формирования учебной деятельности, обогащения практического опыта и словарного запаса учащихся.

Анализ урока с позиций требований ФГОС.

1. Целеполагание.

а). Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.

б). Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.

в). Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.

3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).

а). Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.

б). Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.

в). Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.

4. Методы организации УД.

а). Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не обоснованно.

б). Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются

продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.

в). Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально

стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.

5. Формы организации УД.

а). Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.

б). Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную)

в). Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.

6. Организация контрольно-оценочной деятельности.

а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или имеют общий характер.

б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.

в) Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.

7. Результаты проведенного урока.

а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо.

б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.

в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.

Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

Количественные показатели оценки урока:

а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла;

Возможно оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя.

1,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту б);

2,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту в);

Максимальный балл – 21.

Тема урока: Число семь, цифра 7.

1.Организационная структура урока.

Тип урока – изучение нового материала.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых математических знаний;

3. Изучение нового материала;

4. Первичное закрепление изучаемого материала;

5. Задание на дом. Итог урока.

Структура урока Даши соответствовала типу урока. Время на структурные моменты распределялось достаточно рационально, но возникла проблема: материал изложен полностью, а время до звонка еще есть. Обычно это следствие какой-либо из 3-х причин: неучтённый высокий уровень подготовленности детей, быстрый темп выдачи материала, мало подготовлено материала в содержании урока. Для такого случая всегда необходимо продумывать дополнительные задания, т. к., особенно нам – практикантам, не точно известен темп работы детей и не возможно предсказать, как они будут работать.

В ходе урока чередовались различные виды деятельности: устная работа, работа с наглядным материалом на доске, работа с учебником, письменная работа в тетради на печатной основе.

2. Анализ содержания учебного материала.

· Совершенствовался устный счет в пределах 10: счет в прямом и обратном порядке, умение называть следующее и предыдущее число, определять соседей числа.

· Велась работа над составом чисел 5 и 6 (заселение жильцов домика), над последовательностью натурального ряда чисел, уже известных детям.

· Учитель познакомила детей с числом семь и цифрой семь. В результате практических действий с геометрическими фигурами, дети вместе с учителем получили число 7. Но здесь учитель допустила серьезную ошибку: не добавила число 7 в натуральный ряд чисел, в то время, как он был на доске: 1 2 3 4 5 6 , т.е. всего-навсего нужно было поставить следующее число – 7 в этот ряд. Работа над составом числа 7 проходила в процессе заполнения этажей домика. А далее последовало задание (решение примеров на ступеньках лесенки), которое необходимо было связать с предыдущим заданием, т.е. обратить внимание детей на то, что подняться по ступенькам лесенки им поможет домик, который они только что заселили.

· Также учитель учила писать детей цифру 7. Но нельзя сказать, что задача решена полностью. Учитель продемонстрировала и прокомментировала написание цифры 7, но этого было недостаточно для подготовки детей к написанию. Можно было предложить прописать цифру вместе с учителем в воздухе, разобрать, из каких элементов она состоит. И серьезная ошибка в том, что учитель никак не оценила работу детей, не произвела разбор написанного, ведь наверное были допущены какие-то ошибки, которые требовали обсуждения. Даже в то время, пока дети писали, нужно было пройти по классу и проанализировать письмо детей, но учитель увлеклась чтением своего конспекта урока.

· При выполнении различных заданий шло развитие логического мышления (реализация развивающей задачи).

· Интересной организацией урока в форме путешествия со сказочными героями учитель воспитывала интерес к предмету. Это путешествие продолжалось на всем уроке и имело свое логичное завершение. Так же учитель воспитывала внимательное отношение к ходу рассуждения.

3. Анализ методов и приемов.

Учитель использовала такие методы и приемы:

Беседа (устно-словесный метод) присутствовала на протяжении всего урока. Учитель общалась с детьми, была налажена обратная связь. Но недостаточно работала над математической речью, не всегда сама давала образец математически грамотно оформленной речи. Грубая ошибка была допущена при выполнении №5, необходимо было составить равенства, а учитель спрашивает: «Какие неравенства мы запишем?»

Наглядный метод (оформление доски, запись решений на доске). Использование наглядности, особенно в 1 классе, просто необходимо, ведь должно работать как слуховое, так и зрительное восприятие.

Практический метод (метод упражнений). Очень важное, включающее детей в активную умственную деятельность, упражнение, когда дети совместно с учителем, в практических действиях приходят к какому-то выводу, получают результат (образование числа 7). Но здесь, как уже было сказано выше, учитель допустила ошибку: она не добавила это полученное число 7 в натуральный ряд чисел. На этапе закрепления выполнялись упражнения, направленные на отработку полученных знаний (состав числа 7, сравнение числа 7 с другими числами).

Присутствовала фронтальная и индивидуальная работа на уроке.

На 19-ой минуте была организована физкультминутка, но в 1-ом классе желательно проводить 2 физкультминутки: первую – примерно на 10 – ой минуте, а вторую – на 20-ой минуте.

Тип данного урока – урок изучения нового материала, на уроке не было как такового контроля. Учитель в ходе урока следила за ходом рассуждений детей, контролировала как их поведение, так и их понимание изучаемого. Но, к сожалению, не все дети были активны и внимательны к ходу рассуждения, поэтому затруднялись отвечать на вопросы.

4. Характер деятельности учителя.

Учитель достаточно уверенна в себе, с самого начала урока взяла высокий темп работы, эмоциональна, педагогически тактична, организовала обратную связь – общение с детьми, старается работать со всеми учениками, заставляет думать всех, но, все же, спрашивает в основном только тех, кто тянет руку.

5. Результаты урока.

План урока выполнен. Но нельзя с уверенностью сказать, что все задачи реализованы, т.к. учитель допускала в ходе урока некоторые ошибки, недочеты, что привело к недостаточному осмыслению материала. К сожалению, не подведен итог урока, а значит не ясно как учащиеся усвоили новый материал, на сколько осознанно они трудились, к чему все это привело.

Дети были активны на протяжении всего урока, но не достаточно дисциплинированны.

Разработка конспекта урока математики

В развивающей технологии

Главные положения, которые должны лечь в основу развивающей технологии, следующие.

1) Математика – это интересная интеллектуальная игра со своими правилами, которые ребенок должен сам открыть, чтобы их принять.

2) Каждый ребенок способен заниматься математикой, необходимы только правильный выбор уровня трудности задания и поощрение учителя. Детей не сравнивают друг с другом, допустимо сравнение ученика только с самим собой, вчерашним и сегодняшним.

3) Необходима определенная интеллектуальная база у каждого ребенка для успешного изучения математики, которая развивается при выполнении заданий с использованием разнообразных приемов мыслительной деятельности, таких, как сравнение, классификация, обобщение и др.

При построении уроков следует помнить, что:

· необходима смена видов деятельности каждые 3–5 минут;

· введение нового материала начинается на 10–12-й минуте;

· динамические паузы обязательны, возможны и две: первая проводится как активная и подвижная для всего тела, а вторая предполагает отдельные упражнения для глаз, рук или шеи;

· домашнее задание дается творческого характера и выполняется по желанию ребенка;

· урок начинается и заканчивается по звонку.

При разработке конспекта урока желательно придерживаться определенной структуры. Выделим внешнюю и внутреннюю структуры урока, акцентируя внимание на основных видах деятельности ученика.

Внешняя структура урока введения нового знания .

1. Организационный момент, общий план урока.

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи (частично поисковая, творческая деятельность учащихся).

3. Открытие детьми нового знания (система подводящих творческих задач).

4. Первичное закрепление (репродуктивная деятельность по образцу, по алгоритму).

5. Самостоятельная работа с проверкой в классе (репродуктивная деятельность учащихся).

6. Повторение, закрепление ранее изученного материала и решение нестандартных задач (репродуктивная, частично поисковая и творческая деятельность учащихся).

7. Итоги урока (оценочно-рефлексивная деятельность).

Внутренняя структура урока.

На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повторение изученного материала развивающего характера: на сравнение, анализ, классификацию и другие приемы умственной деятельности. Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала. Заканчивается этап постановкой частично поисковых и творческих заданий. Они выполняют и мотивационную функцию, и функцию постановки учебной задачи.

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников. Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Данный этап требует иногда целой системы подводящих творческих заданий, ведущих к самостоятельному открытию. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.

На этапе первичного закрепления используются задания репродуктивного характера на разнообразном содержательном материале. Главная цель этого этапа – тренировка в выполнении некоторого алгоритма, правил действия.

На этапе выполнения обучающих самостоятельных работ используются задания тренировочного характера. Регулярное выполнение небольших самостоятельных работ на 2–5 минут воспитывают ответственность за качество обучения.

На этапе повторения работа проводится по принципу "опережающей многолинейности" и предлагаются задания тренировочные, частично поисковые и творческие. Конечно, при выполнении заданий имеет место и репродуктивная деятельность, которая связана с использованием математической терминологии, с вычислениями, с применением правил и свойств арифметических действий. Но даже такие задания сопровождаются выявлением тех или иных закономерностей, связей и поэтому тоже носят развивающий характер. Заканчиваться урок должен на высоком эмоциональном уровне, чтобы, уходя с урока, ученики обсуждали интересную задачу. Поэтому последнее задание урока – это нестандартная задача.

На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

Так строится урок по развивающей технологии. Критериями оценки развивающих уроков являются логика их построения, направленная на достижение учебной цели, вариативность предлагаемых заданий и взаимосвязь между ними, которая обеспечивается различными методическими приемами: продуктивная мыслительная деятельность учащихся, самостоятельные высказывания детей и способы их обоснований.