Как помочь ребенку справится с заиканием с помощью массажа? Массаж спасёт от заикания Целями данного массажного комплекса являются.

Заикание - проблема, доставляющая немало мучений взрослым, но особенно детям. И, конечно, их родителям. В последние годы при лечении заикания в любом возрасте успешно используются методы альтернативной медицины.
Особенно хорошие результаты дает точечный массаж этот метод помогает снять повышенную возбудимость речевых центров, восстанавливает нервную регуляцию речи.
Навыки точечною массажа могут освоить практически все родители, чьи дети заикаются. И не только освоить, но и применять в домашних условиях.
Точечный массаж при заикании не имеет возрастных границ: чем раньше вы начнете делать его ребенку, тем выше эффект. Взрослый человек, страдающий заиканием , тоже может справиться с любым недугом, применяя точечный самомассаж.
Настроитесь на длительное лечение, рассчитанное на несколько курсов. Их проводят в такой последовательности между первым и вторым курсами - интервал в дне недели, между вторым и третьим - от трех до шести месяцев. В дальнейшем курсы повторяют в течение двух-трех лет через каждые полгода. Курс включает 15 процедур, причем первые 3 - 4 процедуры проводят ежедневно, а последующие - через день.
В зависимости от степени нарушения речи и от формы заикания эффект точечного массажа может оказаться различным.
Бывает, что уже после первого курса наступает улучшение. Но, это не означает, что лечение надо прекратить. Повторение процедур необходимо для закрепления достигнутого результата. Если же после второго, третьего курса точечного массажа вы не заметили улучшения, не отчаивайтесь, наберитесь терпения. Необходимо иметь в виду, что в перерыве между курсами возможно даже ухудшение - усиление заикания. В этом случае повторный курс лечения надо начинать, не дожидаясь истечения шести месяцев. При лечении заикания используется так называемый успокаивающий метод воздействия. Вы надавливаете на точку акупунктуры подушечкой большого, среднего или указательного пальца плавно и медленно, вращательным движением по часовой стрелке, примерно в течение полминуты, увеличивая силу давления. Но делайте это так, чтобы не оставалось заметной ямки на тете. Потом слегка ослабьте давление, не убирая палец, затем опять надавливайте сильнее, и так 3-4 раза в течение 3-5 минут. Надавливание не должно быть резким.
В первый раз для того, чтобы правильно найти нужную точку, нащупайте ее сначала кончиком пальца и надавите у ребенка должно возникнуть ощущение специфической боли или ломоты. Такое ощущение называют предусмотренным это сигнал о том, что акупунктура найдена. В процессе массажа ни чувства боли, ни чувства ломоты у ребенка возникать не должно.
Если при воздействии на ту или иную точку малыш жалуется на боль, надо массировать точку осторожно, нежно, если же возникнет головокружение, то массаж следует прекратить.
Ребенок во время точечного массажа обязательно должен быть спокоен, расслаблен. Не надо давать ребенку крепкий чай или кофе - это возбуждает и снижает эффект лечения.
Начинайте курс и каждую процедуру, с массажа точек 1 и 2 воздействуя на них, вы повышаете защитные силы организма. Точка 1 находится на тыльной стороне кисти, а точка 2 - на голени, на расстоянии двух сантиметров от переднего края большой берцовой кости (см. рисунок). Точку 1 массируйте поочередно на левой и правой руке, а точку 2 - одновременно на обеих ногах. Ребенок при этом сидит, слегка вытянув ноги.
В первые два дня воздействуйте только на эти две точки. Потом, проводя третью и четвертую процедуры, массируйте одновременно слева и справа еще и симметричные точки 3 и 4 шейно-воротниковой области.
Проводя пятую и шестую процедуры, массируйте точки 5 и 6 также с обеих сторон.
Седьмая процедура: начинайте массировать точки на лице и голове - по две в день. На точки 7, а затем и 8 воздействуйте одновременно.
Точка 9 расположена на расстоянии одною сантиметра от угла рта; во время массажа этих точек ребенок должен слегка приоткрыть рот. Последовательно начинайте массировать и другие точки.
Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и ритм дыхания, можно воздействовать, на точки 14, 15, а во время следующего сеанса добавить точки 16 и 17. Симметричные точки массируйте одновременно.
При воздействии на точки 4, 5, 7, 8, 13, 16, 17 ребенок должен сидеть, во время массажа; точки 6 - лежать на животе, а точек 9, 10, 11, 12, 14, 15 - сидеть или лежать на спине.
По рекомендациям академика Тодора Дичева.

Нарушение речи или заикание встречается довольно часто. Существует массаж от заикания, который устранит повышенную возбудимость речевых центров. Также восстановит регуляцию речи. Чаще всего при заикании используют сегментарный и . Некоторые специалисты применяют их в сочетании.

Технику выполнения массажа от заикания, которая будет изложена ниже, используют для детей и взрослых. В отличии от взрослого, в детском массаже применяют наименьшую силу нажатия.

Правила проведения

Основные правила для проведения данного массажа:

  • темп медленный и неторопливый;
  • пациент должен чувствовать спокойствие, комфорт и тепло;
  • массаж лучше проводить под спокойную музыку;
  • руки массажиста должны быть теплыми.

Последовательность проведения массажа:

  1. зона шеи;
  2. зона верхнего плечевого пояса;
  3. мимическая мускулатура;
  4. мышцы губ;
  5. зона гортани.

Техника массажа

Чего мы хотим добиться от массажа — это расслабления мышц. У заикающегося человека часто выражен тонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса. Добившись расслабления этих зон, снижается тонус корня языка и, соответственно, снижается тонус мышц нижней челюсти.

Расслабление мышц шеи

  1. Начинается массаж в . Данный массажный прием проводится ладонями обеих рук в направлении сверху-вниз 5-7 раз.
  2. Попеременное поглаживание области горла, обходя щитовидную железу. Повтор 5-7 раз.
  3. Поглаживание боковой поверхности шеи. Ладони должны двигаться от околоушной области до подмышечных впадин. Повтор 5-7 раз.
  4. Также производим поглаживание боковой части шеи, но движения от затылка до подмышечных впадин.
  5. Упражнение «Уснули». Проводится следующим образом: голова роняется вперед. Повтор 3-4 раза.
  6. Повороты головы вправо-влево, при этом голова немного запрокинута. Повтор 3-4 раза.
  7. Упражнение «Уронили». Для этого голова опускается. Повтор 3-4 раза.

Расслабление лицевой мускулатуры

  1. Поглаживание области лба. Движение направлено от центра лба к вискам.
  2. Поглаживание от центра лба к ушам.
  3. Поглаживание от бровей до линии роста волос. Где заканчивается движение выполняется небольшое надавливание. Прием проводится обеими руками.
  4. Движение от подбородка до височных впадин. Выполняется обеими руками одновременно. В области ушного козелка проводится небольшое надавливание.
  5. Поглаживание от спинки носа до ушной раковины.
  6. Следующее поглаживание: от центра верхней губы до ушной раковины.
  7. Плавное поглаживание от центра лба к подбородку. Руки должны обрамлять лица, проходя через височную зону по щекам.
  8. Движение от центра подбородка до середины лба, двигаясь по носогубной складке, переносице. От центра лба движения продолжаются до височных впадин.

Движения должны сопровождаться вибрацией. Приемы проводятся указательным, средним и безымянным пальцами.

Расслабление круговой мышцы глаза

Проводится крайне мягко, без всякого растяжения.

  1. Поглаживание от виска к внутреннему углу глаза, проходя по нижнему веку, затем по надбровной дуге к височной зоне. Движение завершается легким нажатием на виски. Прием выполняется подушечками 2-го и 3-го пальца двух рук одновременно.
  2. Поглаживание круговых мышц глаза, двигаясь от виска к внутреннему углу глаза, проходя по нижнему веку и мягко переходя на верхнее веко. движение проводится подушечкой 4-го пальца обеих рук одновременно. Нельзя нажимать на глазное яблоко.

Расслабление мышц губ

Во время массажа губя могут быть закрыты или слегка приоткрыты.

  1. Начинаем массаж с легкого поглаживания от уголков рта к центру верхней губы.
  2. Поглаживания от уголков рта к центру нижней губы.
  3. Поглаживание от центра верхней губы до центра подбородка.
  4. Упражнение «Улыбка». Для этого указательным и средним пальцами слегка растягиваем губы, расположив пальцы в уголках рта. Растянув, выполняем обратное действие.
  5. Поглаживание носогубной складки, двигаясь от крыльев носа к уголкам рта.
  6. Мягкое постукивание мышцы губ 2-м и 3-им пальцами по часовой стрелке.

Массаж гортани

Большим, указательным и средним пальцами легонько нужно захватить гортань и выполнить поперечные ритмичные движения. Для усложнения упражнения можно попросить больного произносить гласные буквы.

Эффективен массаж в том случае, если его проводят курсом в 12 процедур. Если имеется необходимость, можно повторить курс с интервалом в 2 недели. Массаж нельзя проводить сразу после еды или натощак.

Логопедический массаж для детей можно проводить в домашних условиях, если у ребенка нет противопоказаний. Данный вид массажа позволяет добиться лучших результатов в корректировке деятельности речевого аппарата и является важной частью комплекса мер по устранению проявления речевых дисфункций.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях имеет следующие цели:

  • нормализовать общий и артикуляционный тонусы мышц;
  • уменьшить проявления дефектов артикуляционного аппарата;
  • сформировать скоординированные и произвольные движения артикуляционных органов.

Показания к логопедическому массажу

Логопедический массаж для детей в домашних условиях показан при:

  • расстройствах речевого развития;
  • неэффективности традиционных логопедических процедур;
  • ряде диагнозов, в который включены дизартрия, задержки в психическом и речевом развитии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Логопедический массаж для детей родители могут проводить сами, получив предварительно консультацию специалиста

Ограничением в проведении логопедического массажа служат:

  • капиллярные болезни;
  • тромботические заболевания сосудов;
  • острая респираторная инфекция;
  • чрезмерная чувствительность тканей;
  • инфицированные раны;
  • тонзиллит.

Логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж для детей в домашних условиях помогает при дизартрии, если традиционные логопедические методы не приносят желаемого эффекта. В этом случае массаж проводится в дополнение к основным логопедическим и неврологическим процедурам.

При дизартрии мышцы органов артикуляционного аппарата малоподвижны, и произношение слов или звуков затруднено , поэтому комплекс мероприятий включает движения и упражнения, нацеленные на повышение мышечного тонуса языка и смежных органов, участвующих в артикуляции.

Выбор упражнений зависит строго от состояния тонуса мышц зоны артикуляции.

В раннем детском возрасте дизартрия успешно поддается лечению , которое состоит из комплекса процедур: общеукрепляющая физкультура, рефлексотерапия, логопедический массаж. Массаж языка при заболевании способен стимулировать тонус мышц и сделать язык ребенка более подвижным и гибким, что упрощает произношение звуков и слов; меняется техника звукопроизношения.

К тому же логопедический массаж для детей с дизартрией расширяет диапазон артикуляционных функций, а наиболее труднопроизносимые звуки становятся более доступными. К общим положительным эффектам от массажа также можно отнести улучшение кровообращения.

Перед началом проведения систематических процедур необходимо получить консультацию педиатра и невролога, чтобы исключить противопоказания и оценить общую работоспособность органов, участвующих в процессе артикуляции. Продолжительность сеансов зависит от возраста ребенка и порядкового номера процедуры массажа в цикле.

Так, для ребенка до 5 лет первая процедура массажа не должна превышать 6 мин., для детей 5-7 лет – не более 10 мин.

Логопедический массаж при дизартрии противопоказан при:

  • инфекционных заболеваниях полости рта;
  • лабиальном герпесе;
  • рвотном рефлексе.

Массаж проводится в двух основных позах: лежа и сидя. Для начала следует провести небольшую разминку для шейных и лицевых мышц. Далее мероприятие включает вращение языка ребенка в двух направлениях: по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Затем с помощью указательного пальца следует произвести закручивающие движения, немного вытягивая язык вперед. Для того, чтобы достичь наилучшего результата и сделать мышцы языка наиболее подвижными, рекомендуется использование специальных приспособлений – логопедических зондов.

Массаж при заикании

Заикание у детей обычно связано с невротическими или физиологическими проблемами. Помимо артикуляционной гимнастики, общеукрепляющих упражнений, успешно используется логопедический массаж. Массируемая область включает верхнюю часть спины и груди, шею, плечи и голову.

По видам воздействия различают сегментарный массаж, заключающийся в массировании артикуляционных мышц, и точечный массаж (акупрессура), воздействующий на биологически активные зоны.

Сегментарный массаж включает следующие манипуляции:

  • поглаживание, начинающее и завершающее сеанс;
  • растирание, активизирующее кровообращение и стимулирующее обменные процессы в организме;
  • разминание, активизирующее мышечные процессы;
  • вибрация, воздействующая на тонус мышц;
  • нажатие, стимулирующее обменные процессы.

Точечный массаж при заикании воздействует на речевой центр, снижая его возбудимость. Это один из наиболее подходящих типов массажа в домашних условиях, требующий лишь недолгой стажировки у специалиста. Действие акупрессуры подобно иглоукалыванию. Пальцами производятся надавливания разной силы на точки, находящиеся в области предплечья, шейного отдела и лица.

Необходимо провести 12 сеансов массажа в течение трех недель.

Логопедический массаж для детей с заиканием в домашних условиях проводится в дополнение к комплексу мер, нацеленных на устранение заболевания (общеукрепляющие процедуры, профессиональная помощь психотерапевта для выявления причин заикания).

Массаж при ЗРР

Логопедический массаж для детей в домашних условиях способен помочь детям с задержкой речевого развития. Обычно он показан детям старшего дошкольного возраста, чьи артикуляционные навыки не соответствуют возрасту. Но начинать делать логопедический массаж ребенку можно с младенческого возраста.

В этом случае логопедический массаж будет иметь общий терапевтический эффект, окажет благоприятный эффект на нервную систему, что способно послужить мощным стимулом к развитию артикуляционных навыков. Массаж состоит из действий, направленных на точки лица, полости рта и шеи ; упражнения проходят в непринужденной обстановке в форме игры.

В регулярные занятия входит комплекс массажных движений, различающихся по интенсивности.

Техника массажа:

Зона Движения Кратность выполнения
Губы Интенсивное разминание пальцами по направлению от середины рта к щекам

Вибрация и постукивание подушечками пальцев

5
Шея Поворачивание головы слева направо, вперед и назад

Аккуратное поглаживание

6
Язык Легкое поглаживание

Легкая вибрация и постукивание

Растягивание

6

Логопедический массаж при ДЦП

При работе с детьми с ДЦП наиболее приемлемы следующие типы логопедического массажа:

  1. Классический
  2. Точечный

Задачи логопедического массажа для детей с ДЦП:

  • воздействовать на нервы и мышцы для стимуляции развития нервной системы;
  • стимулировать двигательную активность;
  • улучшить вегетативную функцию;
  • улучшить кровообращение.

Моторная алалия

С помощью массажа при моторной алалии можно добиться следующих результатов:

  • улучшение работы артикуляционного аппарата;
  • снижение мышечного тонуса;
  • координация движения мышц лица и языка;
  • повышение чувствительности тканей;
  • уменьшение саливации.

Массаж проводится пальцами; его продолжительность составляет 10-20 сеансов. Техника включает постукивание в области губ, надавливание, круговые движения вдоль щек.

Парез

Массаж при парезе лицевого нерва назначается после прохождения больным тщательного обследования, включающего консультации невролога, офтальмолога, терапевта. В данном случае массаж назначается в комплексе с лечебной гимнастикой. Массаж лица при парезе улучшает кровообращение на пораженной стороне лица, восстанавливает функцию мышц, предотвращает контрактуры.

Особенностью массажа при данном заболевании является то, что необходимо именно повышение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры. Первая неделя сеансов проводится только на здоровой части лица. На втором этапе действия перенаправляют на сторону поражения, ограничивая при этом движения для здоровой зоны лица.

Применяют растирающие и разминающие массажные движения.

К приемам, допустимым в данном случае, относят:

  • поглаживание;
  • очень легкие вибрации;
  • легкое трение;
  • щадящее разминание.

ФФНР

Дети, страдающие от фонетико-фонематического недоразвития подвержены также риску дислексии и дисграфии, поэтому важно своевременно начать комплекс мероприятий, включающий домашний массаж. При ФФНР искажаются, заменяются, опускаются звуки; плохо вычленяются звуки в речевом потоке.

Логопедический массаж для детей, проводимый в домашних условиях, способен сделать артикуляцию более четкой, поставить и автоматизировать произношение. Этот тип массажа не требует специальных логопедических инструментов. Используется столовая ложка, реже – зубная щетка.

Техника массажа ложками при фонетико-фонематическом недоразвитии:

  • поглаживание вдоль языка выпуклой стороной;
  • надавливание на центральную часть языка внутренней стороной;
  • скатывание от основания к кончику языка;
  • толчки выпуклой частью из стороны в сторону;
  • постукивание кончиком ложки.

Особенности массажа дома

При проведении коррекционной логопедической работы с ребенком, имеющим нарушение речи, логопедический массаж выступает как дополнение к занятиям с логопедом, дефектологом, рефлексотерапии и лекарственной терапии. Для проведения процедуры логопедического массажа дома следует получить консультацию логопеда или пройти кратковременную стажировку.

К особенности проведения массажа в домашних условиях относится то, что не используются никакие логопедические приспособления (зонды).

Дома массаж можно проводить при помощи зубных щеток или ложек разного размера. Следует учесть, что такие процедуры нельзя проводить ежедневно, так как возможно чрезмерное раздражение или даже повреждение слизистой оболочки и тканей. Логопеды рекомендуют проводить массаж ложками и щетками через день.

Процедура проводится в проветренном помещении в комфортной для ребенка обстановке. После принятия пищи должно пройти не менее двух часов.

Разминка перед логопедическим массажем

Целями разминки перед логопедическим массажем являются:

  • создание эмоционального настроя;
  • разогревание мышц перед массажем;
  • подготовка речевого аппарата к массажу;
  • стимулироване кровообращения;
  • активация обменных процессов.

Разминка проводится в течение нескольких минут ежедневно. Логопедическая разминка состоит из дыхательных упражнений, логоритмических заданий для активизации мимических мышц. Упражнение, стимулирующее мимику ребенка – игра-подражание.

Видео с примером упражнения для развития мимики:

Ребенок изображает заданных логопедом или родителем персонажей, используя мимику своего лица. Гимнастика для артикуляционного аппарата – это также элемент логопедической разминки. Ребенку предлагается сделать упражнения, разогревающие мышцы лица.

Действия гимнастики включают: втягивание щек, широкую улыбку, движения губами и языком.

Виды логопедического массажа:

  • классический массаж ; заключается в двух типах воздействия: расслабляющего и возбуждающего;
  • точечный вид массажа ; воздействует на те участки тела, где сконцентрированы нервные окончания и сосуды;
  • аппаратный массаж ; требует использования вибрационных и вакуумных инструментов;
  • зондовый тип ; проводится при помощи логопедических зондов;
  • массаж ложками ; проводится с использованием столовых, чайных, детских силиконовых ложек.
  • массаж щеткой ; проводится при помощи частей зубной щетки.

Классический логопедический массаж

К классическим приемам можно отнести 4 основных действия: растирание, вибрация, разминание и легкое поглаживание. Выбор приемов зависит от целей массажа. Если целью является расслабление мускулатуры, то используется поглаживание. Если требуется активизировать работу артикуляционной мускулатуры, то массаж проводят энергичными и интенсивными вибрациями, растираниями, разминаниями.

Массаж проводится как пальцами, так и массажными шпателями, сосками.

Аппаратный массаж

Целями данного массажного комплекса являются:

  • устранение проявления речевых дисфункций, моторной алалии, задержки речевого развития;
  • нормализация тонуса мышц;
  • совершенствование произносительных навыков артикуляционного аппарата.

Аппаратный логопедический массаж в домашних условиях требует наличия логопедических массажеров, воздействующих на ткани вибрациями высокой частотности. Эти инструменты имеют съемные части и способны оказывать как расслабляющее, так и активизирующее действие на мышцы органов речевого аппарата.

Результаты аппаратного логопедического массажа более продолжительны, чем при ручном массаже.

Точечный массаж

Целью точечного логопедического массажа является воздействие на зоны акупунктуры (БАТ). Биологически активные точки содержат скопления нервных окончаний, массажная стимуляция которых вызывают ответную реакцию. Чтобы обнаружить активные зоны и точки, следует скользящими движениями провести по зоне массажа.

Пульсация служит свидетельством обнаружения БАТ.

Если тонус мышц повышен, используется тормозной вид массажа с расслабляющим эффектом. В данном случае подушечками пальцев производят разглаживающие движения. Если тонус снижен, то показан стимулирующий тип массажа. Ритмичными и энергичными движениями производят надавливания и растирания активной точки.

Зондовый массаж

Автор методики Е.В. Новикова разработала 8 логопедических зондов, при помощи которых логопед воздействует на основные зоны лица: губы, язык, скулы и щеки. Зонды имеют разную форму, функцию и воздействие. Используя набор зондов, можно активизировать и расслаблять мышцы, снимать спазмы, повышать или понижать тонус мышц.

Зондовый массаж оказывает благотворное влияние на речь и нервную систему ребенка.

Массаж зубной щеткой

Данный тип массажа заключается в массажных воздействиях логопеда на язык ребенка при помощи индивидуальной зубной щетки и салфетки. Язык ребенка фиксируется при помощи салфетки, а зубная щетка массирует язык. Движения сопровождаются чтением стихов и сказкотерапией.

Такой массаж показан детям со слабыми мышцами и низким тонусом языка. В домашних условиях такой массаж служит альтернативой зондовому логопедическому массажу. Важно массировать продольные мышцы и поперечную мышцу языка.

Массаж ложками

Массаж ложками – действенный способ исправления дефектов речи. Данный тип массажа проводится логопедом или родителем при участии самого ребенка. Ребенку дается 2 ложки в обе руки, и он повторяет движения, показанные взрослым. Все упражнения выполняются под чтение стихов.

Стихотворение содержит инструкции, описывает порядок и способ выполнения упражнения. Движения включают растирания, надавливания, постукивания различными частями ложки (черенком, выпуклой стороной, внутренней стороной)

Результаты домашнего массажа

Логопедический массаж для детей, производимый в домашних условиях, способен вызвать благоприятное изменение в состоянии мышечной системы.

Также наблюдается прогресс в развитии нервной системы ребенка. Если логопедический массаж проводится для детей с речевыми нарушениями, наблюдается активизация мышц, ранее обладавших недостаточную сократительную силу; при спазмах и повышенном тонусе наблюдается ярко выраженный расслабляющий эффект.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о логопедическом массаже для детей

Сюжет об эффективном точечном массаже для развития речи у ребенка с ДЦП:

Заикание достаточно распространенная проблема у детей. Особенно это касается младшего возраста до 5 лет. Для этого заболевания не характерно поражение головного мозга и артикуляционного аппарата. В основном заикание связано с невротическими проблемами, хотя иногда бывает и физиологическим, из-за особенностей развития речи у ребенка.

В настоящее время хорошие результаты в лечении заикание дают в комплексе приемы психотерапевтические, логопедические и тесно связанная с ними альтернативная медицина.

Первым этапом всегда должна быть помощь психотерапевта, профессионально работающего с данного вида проблемой. Она должна сочетаться с общеукрепляющими действиями, несколькими видами манипуляций при заикании у детей, гимнастикой (дыхательной, мимической), специальными артикуляционными упражнениями.

Виды массажа при заикании у детей

Массаж при заикании у детей позиционируется как логопедический. Он выполняется специалистом вместе с определенными логопедическими приемами на коррекционных занятиях. Идет обычно в комплексе с медикаментозной и физиотерапией.

Область массажа затрагивает голову, шейные отделы, плечи и верхнюю часть грудной клетки и спины. При данном виде воздействия логопед должен знать структуру нарушений, анатомию мышц артикуляционного аппарата, расположение нервов мозгового центра.

Распространено использование сегментарного и точечного видов воздействия при заикании у детей. Также возможно их сочетание.

Сегментарный массаж

Особенностью сегментарного массажа при заикании у детей является обособленное воздействие на определенную мышцу, отвечающую именно за речевую деятельность.

Помещение, в котором он проводится, должно быть комфортно для ребенка, обязательно чистое, теплое и предварительно проветренное. Логопед должен быть с чистыми руками, без каких-либо повреждений, украшений, могущих нанести травму малышу.

Сегментарный массаж обычно проводят каждый день в течение 2-3 недель. Продолжительность зависит от характера проблемы, симптоматики и возраста ребенка. По времени совершения начинается с 5 минут и доходит до 20 минут. При хроническом заикании обычно курсы мероприятия периодически повторяют.

Перед началом процедуры логопед должен помочь ребенку принять расслабляющую позу и словами способствовать его успокоению.

Оптимальными считаются позы, при которых:

  • Малыш лежит на спине, с вытянутыми вдоль тела руками и расслаблено распрямленными ногами.
  • Малыш в полусидячем положении находится в кресле с достаточно высоким подголовником.

В обоих случаях врач должен находится за головой массажируемого.

Основными являются следующие приемы сегментарного воздействия:

  • Поглаживание. Всегда предваряет начало процедуры. В процессе чередуется с другими процедурами и заканчивает комплекс.
  • Растирание процедура, направленная на активизацию кровообращения, усиливающая обменные действия в тканях.
  • Разминание максимизирует рабочие процессы в мышцах.
  • Вибрация или поколачивание в зависимости от степени воздействия повышает или снижает тонус.
  • Усиленное нажатие активизирует обменные процессы.

Точечный массаж

Одним из самых эффективных способов лечения является точечный массаж при заикании. Его применение оказывает положительное влияние на речевой центр, позволяя снять его излишнюю возбудимость. Также точечный массаж позволяет восстановить речевые импульсы нервной системы.

Весомым преимуществом такого вида воздействия является простота. Его смогут делать детям даже родители в домашних условиях, после небольшой стажировки у специалиста.

Точечный массаж детям - это довольно продолжительное по времени лечение и необходимо знать, что положительная динамика наступит не ранее, чем через 2-3 курса процедур. Его эффективность в правильной последовательности. В общей сложности полный курс имеет продолжительность 2-3 года.

Детям такой вид воздействия должен проводиться под релаксирующую музыку, и вызывать чувства расслабленности и успокоения.

  • Воздействие проводится плавно и медленно.
  • Используется в процессе расслабляющая медитативная музыка.
  • Логопед может проговаривать успокаивающие фразы.
  • Процесс массирования должен сопровождаться у ребенка чувством тепла и расслабленности.
  • Необходимо проводить все процедуры только теплыми руками.

Навигация

Заикание – это одна из форм коммуникативного расстройства, при которой плавность и ритмичность говорения нарушаются из-за появления пауз, запинок, повторения звуков. У детей подобная проблема чаще всего возникает в период развития речи – 3-5 лет. В этом возрасте врачи стараются построить терапию, направленную на борьбу с явлением, на самых щадящих методиках. Одним из наиболее безопасных и эффективных способов врачебной помощи при заикании у детей считается массаж. Он представлен несколькими техниками, каждая из которых обладает своими преимуществами. Приступать к терапии надо при первых признаках речевого сбоя, тогда эффективность подхода будет максимальной.

При патологии часто помогают процедуры массирования.

Цели логопедического массажа

Главный эффект мануальной обработки – улучшение тока крови. При правильном подходе этого удается добиться на конкретном участке, а также улучшить кровообращение в тканях центра головного мозга, отвечающего за речь.

За счет стимуляции отделов, отвечающих за двигательные реакции речевого аппарата, признаков положительной динамики можно добиться уже первыми процедурами.

Дополнительно отмечается положительное воздействие механического раздражения на нервные окончания, расположенные под кожей. Это приводит к устранению спазмов в мышцах и нервных центрах ЦНС. Параллельно происходит улучшение метаболизма в тканях, налаживается процесс передачи нервных импульсов.

Массаж при заикании помогает добиться таких результатов:

  • нормализовать тонус мышц гортани, языка, глотки, всего лица;
  • подготовить мышечные структуры к правильной артикуляции;
  • устранить патологически обильное выделение слюны;
  • заставить работать частично атрофированные или ослабленные мышцы;
  • простимулировать центры головного мозга, отвечающие за связную и развернутую речь;
  • снизить тревожность ребенка, добиться его расслабления, устранения психоэмоционального давления;
  • запустить обменные процессы в проблемных тканях за счет нормализации кровообращения;
  • избавить от заикания и предупредить его рецидивы.

Массажные процедуры помогут избавить ребёнка от тревожности.

Нередко одного лишь проведения массажа оказывается достаточно для избавления от заикания, но в большинстве случаев подход рекомендуется сочетать с другими приемами. В комплекс мероприятий по восстановлению правильной речевой функции у детей включают упражнения, физиотерапию, психотерапию, дыхательную гимнастику.

Разновидности логопедического массажа

Существует несколько вариантов массажа, которые могут быть использованы при лечении заикания. Нередко они применяются в комплексе для достижения максимального эффекта в короткие сроки.

Массаж при заикании представлен рядом техник:

  • точечная – проводится механическое раздражение биологически активных точек на лице и теле пациента. Это приводит к снятию патологической возбудимости, расслаблению речевого центра, нормализации процесса передачи нервных импульсов;
  • классическая – мягкое и максимально щадящее воздействие, которое может быть прямым или опосредованным. Приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации применяются для проработки всего тела. Массаж позволяет добиться общего расслабления напряженных мышц, дополнительно отмечается активация работы речевых центров ЦНС;
  • сегментарная – особая техника, благодаря которой прорабатываются мышцы, необходимые для функционирования речевого аппарата. Ежедневное проведение массажа в течение 2-3 недель позволяет быстро добиться регресса заикания или его полного исчезновения;
  • зондовая – приемы, для выполнения которых требуется применение специального устройства. Воздействие на организм получается довольно жестким, поэтому подход показан детям старше 4 лет. Манипуляции не проводятся при наличии у пациента предрасположенности к судорогам, наличии эпилепсии в анамнезе.

Один из видов массажа — точечный.

Независимо от типа воздействия, выбранная процедура проводится только профессионалом или с разрешения лечащего врача. Самостоятельные действия родителей могут принести ребенку больше вреда, чем пользы.

Правила выполнения массажа

Все техники массажа за исключением зондового можно применять в домашних условиях.

О специфике проведения манипуляций должен рассказать лечащий врач или физиотерапевт.

Помимо этого существует ряд универсальных правил, соблюдение которых является залогом эффективности и безопасности методики.

  • сеансы следует проводить ежедневно в течение всего курса, если иное не будет рекомендовано врачом;
  • каждый раз перед проведением манипуляции надо убеждаться в отсутствии противопоказаний к массажу;
  • при усугублении клинической картины или отсутствии признаков положительной динамики следует обратиться к лечащему врачу;
  • классический, точечный и сегментарный массажи при заикании не могут быть единственным методом борьбы с расстройством. Они должны входить в состав комплексной терапии;
  • в случае капризности или плохого настроения у ребенка сеанс лучше на время отложить;
  • руки массажиста должны быть теплыми, сухими, с коротко подстриженными ногтями, чистыми;
  • манипуляцию проводят примерно через час после еды и еще в течение часа после этого ребенок должен воздерживаться от пищи, ограничившись питьевой водой.

Перед процедурой нужно удостовериться в отсутствии противопоказаний.

Важно помнить, что при детском массаже все действия следует выполнять максимально бережно. Ребенок не должен испытывать болезненных ощущений и даже дискомфорта. В противном случае пациент будет подсознательно напрягаться и нужного эффекта достичь не получится.

Точечный массаж – техника выполнения

Логопедический точечный массаж при заикании – один из самых эффективных методов лечения расстройства.

Первые признаки улучшения состояния малыша отмечаются уже через несколько сеансов, но для полного устранения нарушения речи надо пройти несколько курсов по 15-20 процедур. Полный цикл терапии в среднем составляет 2-3 года, зато он позволяет добиться стойкого результата с минимальными рисками рецидива.

Базовые правила выполнения точечного массажа при заикании:

  • первый сеанс не должен продолжаться дольше 5 минут, в дальнейшем это время увеличивают, доводя его до 15-20 минут;
  • стимуляция проводится с незначительным давлением, продолжительность разового воздействия не превышает 3 секунд;
  • за 1 подход прорабатывается не более 4 биологически активных участков;
  • схема точек подбирается врачом индивидуально в зависимости от причин заикания, его выраженности, других особенностей ситуации;
  • для получения максимальной эффективности от подхода на время курса ребенка рекомендуется отстранить от социального общения.

Схема лечения должна подбираться врачом.

Большинство точек, подлежащих стимуляции при заикании, расположены на голове. Для проведения процедуры пациента надо уложить или усадить в удобное положение. Работа начинается с самых верхних точек в области лба с постепенным опусканием к основанию шеи. Воздействие рекомендуется сопровождать проработкой мягких тканей щипковыми движениями, расслабляющими фразами.

Сегментарный массаж – техника выполнения

С помощью сегментарного массажа нарушенную речевую деятельность восстанавливают за счет обособленной проработки проблемных мышц. Подход подразумевает ежедневное проведение сеансов в течение 2-3 недель.

В случае выявления у пациента хронического заикания курсы проводят каждые несколько месяцев с закрепляющей и профилактической целью.

Воздействие состоит из классических основных приемов – поглаживание, растирание, разминание, вибрация – а также усиленного нажатия на отдельные участки.

Сеанс всегда начинается с подготовки всей площади с помощью поглаживания. Обработка включает шею и ее основание вплоть до подмышечных впадин, зоны вокруг ушных раковин, лицевые мышцы, верхнюю часть грудной клетки. Сеансы включают активную и пассивную работу ребенка головой.

Массаж включает в себя разминание области шеи.

Противопоказания к применению

Несмотря на то, что массаж является самым безопасным методом лечения заикания, в ряде случаев от него придется отказаться.

В перечень противопоказаний врачи включают болезни крови, онкологию или новообразования невыясненной природы, воспаление лимфатических узлов, лихорадку.

Применение массажа от заикания при заболеваниях вирусной или бактериальной природы грозит обострением состояния, поэтому лучше подождать до выздоровления малыша. Повременить с проведением сеанса придется при наличии повреждений или высыпаний на коже в зоне обработки. Помимо этого массаж от заикания не проводится во время беременности, что исчерпывает список ограничений.

Проведение массажа при заикании позволяет не только устранять дефект речи у детей, но и улучшать их общее состояние. Многопрофильная польза подхода настолько выражена, что врачи рекомендуют родителям прибегать к нему даже при отсутствии прямых показаний.