Почему здоровый образ жизни следует. Образовательный портал

Самостоятельная работа №1

Подготовка докладов по теме 5.1. «Здоровье человека и здоровый образ жизни»

1. Цель работы
Углубить и расширить теоретические знания по указанной теме и формировать установку на здоровый образ жизни.

2. Пояснения к работе
2.1. Краткие теоретические сведения

Общие понятия о здоровье
Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Хорошее здоровье составляет главную ценность каждого чело-века. К сожалению, в последнее время очевидна тенденция к ухуд-шению состояния здоровья населения, связанная с различными причинами: увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумно-го поведения в повседневной жизни.
В связи с этим остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни. Особенно это важ-но для молодежи России, в частности для призывника — буду-щего воина Вооруженных Сил. Сознательное и ответственное от-ношение к собственному здоровью, к личной безопасности по-может призывникам лучше подготовиться к непростой военной службе.
«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него ре-шительно никакие внешние блага не могут доставить удоволь-ствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темпера-мента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. От-нюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине глав-ное условие человеческого счастья», — писал немецкий философ Артур Шопенгауэр.
Существующие определения здоровья человека, как правило, содержат пять критериев:
- отсутствие болезни;
- нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда»;
- полное физическое, духовное, умственное и социальное бла-гополучие;
- способность приспосабливаться к постоянно меняющимся ус-ловиям существования в окружающей среде;
- способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ука-зано, что здоровье — это «состояние полного физического, ду-шевного и социального благополучия, а не только отсутствие бо-лезней и физических дефектов».
В обобщенном виде «здоровье» можно определить как способ-ность человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутрен-ним возмущениям, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, увеличить деятельность полноцен-ной жизнедеятельности, т.е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова «благополучие» в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова определяется как «спокойное и счастливое состояние», а «счас-тье» как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения».
Исходя из этих понятий следует, что здоровье человека неот-делимо от его жизнедеятельности и составляет непременное усло-вие его эффективной деятельности, через которую достигаются благополучие и счастье. А так как каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье, то достичь этого он может путем постоянного укрепления своего здоровья, следуя правилам здо-рового образа жизни.
Здоровье каждого человека является не только индивидуаль-ной ценностью, но прежде всего общественной.
Общественное здоровье характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма. Оно складывается в конеч-ном итоге из здоровья всех членов общества. Общественное здоро-вье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно вза-имосвязаны и одно зависит от другого.
Индивидуальное здоровье — это здоровье каждого человека. Отметим еще раз, что в понятие здоровья в настоящее время вкла-дывается более широкий смысл, чем отсутствие болезней, оно включает также такие формы поведения человека, которые по-зволяют ему улучшать свою жизнь, сделать ее благополучной, достичь высокой степени самореализации.
Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не толь-ко его физической формы. Душевное благополучие относится к разуму, интеллекту, эмоциям. Социальное благополучие отражает социальные связи, материальное обеспечение, межличностные контакты. Физическое благополучие связано с физическими воз-можностями человека и с совершенствованием его тела.
Основой человеческого здоровья все больше выступает духов-ная его составляющая. К этому люди пришли не сегодня. Обра-тимся к высказываниям древнегреческого оратора Марка Туллия Цицерона. В трактате «Об обязанностях» он писал: «Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защи-щаться, защищать свою жизнь, т.е. свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наиболее раз-личие между человеком и зверем состоит в том, что зверь пере-двигается настолько, насколько им движут его чувства, и при-спосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разу-мом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие собы-тия и как бы предтечи не ускользают от него, он сравнивает сход-ные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкос-тью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна прежде всего склонность изучать и исследовать истину».
Духовное и физическое здоровье — это две неотъемлемые час-ти человеческого здоровья. Они должны находиться постоянно в гармоническом единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья. Поэтому, рассматривая вопрос об общем индивидуаль-ном здоровье, необходимо иметь в виду эти две его составляющие. Духовное здоровье — это здоровье нашего разума, физическое — тела.
Разум — это способность познавать окружающий мир и себя, умение анализировать происходящие события и явления, прогно-зировать наиболее вероятные события, оказывающие основное влияние на жизнь, программа поведения, направленная на защи-ту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, чем достоверней прогноз событий, чем точнее модель поведения, чем устойчивей психика, тем выше уровень духовного здоровья.
Физическое здоровье — это способность тела реализовывать разработанную программу и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, по-знанием окружающего мира и ориентацией в нем; тем как мы определяем или ощущаем свое положение в отношении к окру-жающей среде или к какому-либо определенному лицу, вещи, области знаний, принципу. Духовное здоровье достигается уме-нием жить в согласии с собой, родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить — это дело сове-сти каждого.
Вера в Бога. Почему нет? Вот как об этом писал Н.М.Амосов в книге «О природе человека»: «От Бога нельзя отказываться, даже если его нет. Только в нем надежное условие морали. Бог многооб-разен. Для одних он только запустил небесную механику и отстра-нился, для других — не позволяет даже волосу с головы упасть без его воли. Для неразумных нужен Ад и Бог карающий, для интел-лектуалов достаточно верить, что существует (из какой-то мате-рии) носитель идеала, добра, укоряющий за грехи самим своим постоянным присутствием».
Физическое здоровье обеспечивается физической активностью, правильным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, та-бака и наркотиков.
«Следовательно, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Средства к этому — не сложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее — усиленное движение на свежем воздухе в течение по край-ней мере двух часов, частое купание в холодной воде и тому по-добные гигиенические меры» (А.Шопенгауэр «Афоризмы житейс-кой мудрости»).
Среди физических факторов, влияющих на здоровье человека, наиболее важными являются наследственность и состояние окру-жающей среды.
Исследования свидетельствуют о существенном влиянии на-следственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья. Это прежде всего предрасположенность к определенным заболеваниям, степень влияния которых на здо-ровье может составлять до 20%.
Состояние окружающей среды прямо влияет на здоровье, и даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия на организм загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье чело-века может составить также до 20%.
Духовный фактор является также важным компонентом здоро-вья и благополучия. Это прежде всего понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, мило-сердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить лю-дей вести здоровый образ жизни — нелегкая задача: знать, что такое здоровый образ жизни, — это одно, а придерживаться его — совсем другое.
Человек склонен повторять те виды поведения, которые при-носят удовольствие, но зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Вы-бор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фак-тор во многом зависит от индивидуального образа жизни, степень влияния которого составляет 50%.
Социальные факторы также в значительной мере влияют на наше здоровье и благополучие. Уровень благополучия, а следо-вательно, и здоровья может быть высоким тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, образование и медицинское об-служивание. Степень влияния медицинского обслуживания на здо-ровье человека соответствует 10%.
Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия — это непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение. Духовное и физическое нача-ла в человеке неразрывно связаны и взаимозависимы, и каждый из нас ответственен за то, чтобы быть здоровым и телом, и ду-шой.
Отметим, что «в большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он более от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заме-нить их нельзя ничем.
Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возраста-ют по мере старости и углубления болезней» (Н. М. Амосов. «Разду-мье о здоровье»).

Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранения и укрепления здоровья
Ранее мы познакомились с основными понятиями и определе-ниями здоровья человека и общества и пришли, к выводу, что уровень здоровья во многом зависит от здорового образа жизни. Что же это такое —здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведе-ния человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и со-циальное благополучие в реальной окружающей среде (природ-ной, техногенной и социальной) и активное долголетие.
Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нор-мального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает про-должительность жизни человека.
При рискованном образе жизни, когда человек своим поведе-нием наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение фи-зиологических процессов затруднено, жизненные силы организ-ма расходуются на компенсацию того вреда, который человек наносил здоровью своим поведением. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.
Почему мы предлагаем считать здоровый образ жизни индиви-дуальной системой поведения?
Каждый человек индивидуален и неповторим. Человек инди-видуален по своим наследственным качествам, по своим стремле-ниям и возможностям. В определенной степени окружающая чело-века среда носит индивидуальный характер (дом, семья и т.д.). Это значит, что система его жизненных установок и реализация его замыслов носят индивидуальный характер. Все могут не ку-рить, но многие курят, все могут заниматься спортом, но зани-маются им сравнительно мало людей, все могут соблюдать раци-ональный режим питания, но делают это единицы.
Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополу-чия. Это и есть здоровый образ жизни.
Для того чтобы сформировать систему здорового образа жиз-ни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающи-ми людьми и др.
Необходимо учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоцио-нальная и психическая напряженность при общении с окружаю-щими, а также неблагоприятная экологическая обстановка в мес-тах проживания.
Таким образом, здоровый образ жизни — это цельная, логи-чески взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и в уверенности, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении его здоровья.
Необходимо отметить, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер и имеют ряд специфических направлений, связанных с проблемами возраста. (В данном посо-бии авторы поставили себе цель охватить ряд составляющих здо-рового образа жизни с учетом подросткового возраста и проблем, которые могут возникнуть у подростка в процессе его жизнедея-тельности и подготовки к взрослой жизни.)
Здоровый образ жизни — это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе алгорит-ма поведения, максимально обеспечивающего сохранение и ук-репление здоровья и постоянно корректируемого с учетом при-обретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого по-ведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего пове-дения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались на-прасными. Создаваемая вами система здорового образа жизни должна иметь привлекательность и необходимо хорошо видеть конечную цель усилий, что же вы хотите добиться, ведя здоро-вый образ жизни. Можно, перефразировав Цицерона, конечную цель сформулировать так: «Здоровый образ жизни — это система поведения человека для достижения благополучия для себя, для семьи и государства».
Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведе-ния, и выбор своего пути должен сделать каждый человек сам и стремиться выработать в себе ряд необходимых качеств он тоже должен сам. Для этого необходимо:
- иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психо-логической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
- знать формы своего поведения, которые способствуют сохра-нению и укреплению здоровья;
- верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст поло-жительные результаты;
- выработать у себя положительное отношение к жизни, вос-принимать каждый день как маленькую жизнь, каждый день по-лучать от жизни хоть маленькие радости;
- развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоя-нии решить и знаете как это сделать;
- постоянно соблюдать режим двигательной активности: удел человека — вечно двигаться, нет никаких средств, которые бы заменили движение;
- соблюдать правила и гигиену питания;
- соблюдать режим труда и отдыха и своевременно очищать орга-низм от продуктов его деятельности;
- быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ста-вить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство — в принципе недостижимая вещь;
- радоваться успехам, ибо во всех человеческих начинаниях ус-пех порождает успех.
Все это входит в содержание здорового образа жизни. Достичь высокого уровня здоровья можно при условии, если постоянно соблюдать правила здорового образа жизни.

Влияние окружающей среды на здоровье человека
Наше здоровье зависит от состояния окружающей среды. Чис-тая вода, свежий воздух и плодородная почва — все это необходи-мо людям для их полноценного и здорового существования.
Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм человека через органы дыхания. Гряз-ная вода может содержать патогенные микроорганизмы или ток-сичные соединения, которые попадут вместе с ней в желудочно-кишечный тракт. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий. Все это представ-ляет угрозу для здоровья человека.
Природа — это многочисленные живые организмы в их есте-ственной среде обитания, которые естественным образом стре-мятся объединиться в группы или популяции. Популяции расте-ний и животных обитают в среде, состоящей из неживых компо-нентов, которыми могут быть воздух, вода, почва.
Человек издавна рассматривал окружающую природную среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взя-тых от природы ресурсов возвращал ей в виде отходов.
В результате жизнедеятельности человека происходит постоянное загрязнение атмосферы, почв и природных вод, что отрица-тельно сказывается на здоровье людей.
В одних случаях происходит загрязнение газообразными веще-ствами, в других — взвешенными частицами. Газообразные при-меси включают в себя оксиды углерода, азота, серы и углеводо-роды. Наиболее распространенные твердые примеси — это части-цы пыли и сажи.
К основным источникам загрязнения атмосферы относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, промышленные предприятия.
Особую опасность представляет загрязнение природной среды тяжелыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий — практически постоянные компоненты воздуха промышленных центров. Свыше 250 тысяч т свинца ежегодно в мире выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей.
Взвешенные частицы, загрязняющие воздух, представляют со-бой пыль естественного и искусственного происхождения (зола, сажа, почвенная пыль). Широко используемый в строительстве асбест задерживается в легких и вызывает хроническое раздраже-ние легочной ткани, которое может привести к заболеванию ра-ком. Сажа образуется при сгорании нефти, дизельного топлива, древесины и других горючих материалов. Она может накапливать-ся в легких, нарушая их функционирование.
Основными загрязнителями почв выступают металлы и их со-единения; радиоактивные элементы, а также удобрения и пести-циды, применяемые в сельском хозяйстве. Большинство пестици-дов обладают токсическими свойствами, многие из которых мо-гут накапливаться в почве и поступать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу и слизис-тые оболочки.
К наиболее опасным загрязнителям почв относятся ртуть, сви-нец и их соединения. Ртуть поступает в окружающую среду при применении пестицидов, которые используются для предпосев-ного обеззараживания семян, с отходами целлюлозно-бумажной промышленности, при производстве соды и хлора, когда в техно-логии применяются ртутные электроды. Отходы промышленных предприятий часто содержат металлическую ртуть, а также раз-личные неорганические соединения ртути. Соединения ртути чрез-вычайно ядовиты. Некоторые из них не выводятся из организма и могут оказывать неблагоприятное воздействие на центральную нервную систему, почки, печень и ткани мозга.
Загрязнение почв свинцом и его соединениями носит наибо-лее массовый и опасный характер. Соединения свинца использу-ются в качестве антидетоционных добавок к бензину, поэтому автотранспорт является едва ли не основным источником свин-цового загрязнения природной среды. Содержание свинца в по-чвах зависит от расположения автодорог и плотности автомобиль-ного движения по ним.
Наиболее опасным для здоровья человека является радиоак-тивное загрязнение окружающей среды, на которое оказывают влияние радиоактивные осадки, работа атомных электростанций и захоронение радиоактивных отходов.
Радиоактивные осадки представляют собой частицы земли, которые поднимаются в воздух и становятся радиоактивными в результате ядерного взрыва. Образовавшаяся радиоактивная взвесь может разнестись ветром на сотни километров. Человечеству изве-стны последствия атомной бомбардировки Японии в 1945 г., где более 100 тыс. человек умерли от лучевой болезни, вызванной ра-диоактивными осадками, еще больше людей пострадали от зло-качественных опухолей.
На заре развития атомной энергетики считалось, что атомные электростанции — это дешевый и безопасный источник энергии. Однако авария на Чернобыльской АЭС несколько изменила это представление, ведь взрыв реактора или даже его повреждение могут вызвать загрязнение больших территорий на многие годы.
Захоронение радиоактивных отходов, которые образуются при работе АЭС, испытаниях ядерного оружия и в результате деятель-ности промышленных предприятий, представляет собой суще-ственную проблему, так как единственный путь снижения радио-активности — это время. Например, отработанные графитовые стержни ядерного топлива высокорадиоактивны и период их по-лураспада составляет тысячи лет.
Основным загрязнителем поверхностных вод являются нефть и нефтепродукты, которые поступают в воды в результате естествен-ных выходов нефти в районах ее залегания, нефтедобычи, при транспортировке, переработке и использовании в качестве топ-лива и промышленного сырья.
Необходимо также отметить, что среди продуктов промыш-ленного производства особое место по отрицательному воздей-ствию на водную среду занимают синтетические моющие сред-ства, которые находят все более широкое применение в промыш-ленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве.
Загрязнение водной среды также происходит в результате по-ступления в водоемы воды, стекающей с поверхности обработан-ных химикатами сельскохозяйственных и лесных земель, и при сбросе в водоемы отходов предприятий. Все это ухудшает сани-тарно-гигиенические показатели качества воды.
По данным статистики, 82% сбрасываемых на территории Рос-сии в водоемы вод не подвергается очистке, поэтому качество воды основных российских рек оценивается как неудовлетвори-тельное.
Деградация окружающей природной среды прежде всего ска-зывается на здоровье и состоянии генетического фонда людей.
Известно, что под воздействием окружающей среды в орга-низме могут происходить изменения генов (мутации). Мутировать могут гены, контролирующие развитие любого признака организма. Изменение генов под воздействием окружающей среды (мутагеноз) постоянно происходит в каждом организме, но в условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он выходит из-под контроля природных механизмов. Вещества и факторы, изменяю-щие нормальную структуру генов, носят название мутагенов.
Мутагенным действием обладают ионизирующие и ультрафи-олетовые излучения, различные природные и получаемые искус-ственно химические соединения. При попадании в организм че-ловека мутагены могут вызвать развитие злокачественных опухо-лей, появление уродств и т.д.
Принято разделять все мутагены на химические, физические и радиационные. При этом установлено, что ни одно вещество не оказывает влияния на клетки организма само по себе, но всегда действует в совокупности с другими веществами и физическими факторами.
Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ — компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена ве-ществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген. Орга-низм активно борется с мутагенами, локализуя их вредное воз-действие на гены.
Однако постоянное ухудшение экологической обстановки, осо-бенно в больших городах, где на человека обрушивается множе-ство мутагенов, приводит к снижению защитных свойств орга-низма.
В последнее время активно изучаются вещества, которые спо-собны остановить вредное действие мутагенов. Их называют анти-мутагенами. Некоторые из них делают мутагены неактивными, другие — изменяют влияние мутагенов так, что они становятся неопасными, третьи — усиливают систему исправления повреж-дений. Наиболее активными антимутогенами признаны некото-рые витамины: ретинол (витамин А), токоферол (витамин Е), аскорбиновая кислота (витамин С).
Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). В растительных пище-вых продуктах витамин А не встречается. Многие из них (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержат каротин, яв-ляющийся провитамином А. В организме из каротина образуется витамин А. Витамин А обеспечивает нормальный рост, участвует в образовании зрительных пигментов, нормализует обменные" процессы в коже, тканях печени, глаза и др.
Витамин Е (токоферол) содержится в зеленых частях расте-ний, особенно молодых ростках злаков, богаты витамином расти-тельные масла (подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисо-вое, соевое). Витамин Е играет роль биологического антиокисли-теля, препятствующего развитию процессов образования токсич-ных для организма свободных радикалов; нормализует обмен веществ в мышечной ткани.
Витамин С содержится в значительных количествах в продуктах растительного происхождения (плоды шиповника, капуста, ли-моны, апельсины, черная смородина и др.). Витамин С участвует в окислительно-восстановительных процессах, свертывания кро-ви, углеводном обмене и регенерации тканей.
Здоровый образ жизни, рациональное питание, комплексное употребление в пище продуктов, содержащих витамины А, Е и С, уменьшают степень риска повреждения наших генов мутагена-ми, а следовательно, являются определенным гарантом нашего здоровья в нездоровой окружающей среде.
Все витамины усваиваются наиболее полно, если их употреб-лять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что искусственно созданные препараты не всегда полезны, гораздо пред-почтительнее наборы природных поливитаминов, встречающих-ся в продуктах.

Вредные привычки и их влияние на здоровье
Человек — великое чудо природы. Поразительны рациональность и совершенство его анатомии и физиологии, его функциональ-ные возможности, сила и выносливость. Эволюция человека обес-печила его организм неисчерпаемыми резервами прочности и на-дежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимозаменяемостью, взаимодействием, способ-ностью к адаптации и компенсации. Чрезвычайно велика общая информационная емкость человеческого мозга. Он состоит из 30 млрд. нервных клеток. «Кладовая» памяти человека рассчитана на хранение огромного количества информации. Ученые подсчита-ли, что если бы человек мог полностью использовать свою па-мять, ему удалось бы запомнить содержание 100 тыс. статей Большой Советской Энциклопедии, кроме того, усвоить программы трех институтов и свободно владеть шестью иностранными язы-ками. Однако, как считают психологи, человек использует воз-можности своей памяти в течение жизни лишь на 30—40%.
Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Ака-демик Н.М.Амосов утверждает, что запас прочности «конструк-ции» человека имеет коэффициент около 10, т.е. его органы и системы могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжения примерно в 10 раз большие, чем те, с которыми человеку прихо-дится сталкиваться в нормальной повседневной жизни.
Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает, от умения разумно распорядиться по-тенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей се-мье и государству, в котором он живет.
Однако необходимо отметить, что ряд привычек, которые че-ловек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего по-тенциала возможностей человека, преждевременному его старе-нию и приобретению устойчивых заболеваний. К таким привыч-кам прежде всего надо отнести употребление алкоголя, наркоти-ков и курение.
Алкоголь . Алкоголь, или спирт, является наркотическим ядом, он действует прежде всего на клетки головного мозга, парализуя их. Доза 7—8 г чистого спирта на 1 кг массы тела является смер-тельной для человека. По данным Всемирной организации здра-воохранения, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн челове-ческих жизней.
Алкоголь оказывает на организм глубокое и длительное ослаб-ляющее действие. Например, всего 80 г алкоголя действуют целые сутки. Прием даже небольших доз алкоголя понижает работоспо-собность и ведет к быстрой утомляемости, рассеянности, затруд-няет правильное восприятие событий.
Некоторые люди считают спиртное чудодейственным лекар-ством, способным излечивать чуть ли не все болезни. Между тем исследования специалистов показали, что алкогольные напитки никакими целебными свойствами не обладают. Учеными доказа-но, что нет безопасных доз алкоголя, уже 100 г водки губит 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга.
Алкоголь — внутриклеточный яд, разрушающе действующий на все системы и органы человека. В результате систематического употребления алкоголя развивается болезненное пристрастие к нему. Теряются чувство меры и контроль над количеством потреб-ляемого алкоголя.
Возникающие при опьянении нарушения равновесия, внима-ния, ясности восприятия окружающего, координации движений часто становятся причиной несчастных случаев. По официальным данным, в США ежегодно регистрируется 400 тыс. травм, получа-емых людьми в состоянии опьянения. В Москве до 30% поступив-ших в больницы с тяжелыми травмами составляют люди, находя-щиеся в состоянии опьянения.
Особенно пагубно влияние алкоголя на печень; при длитель-ном его употреблении развиваются хронический гепатит и цир-роз печени. Алкоголь вызывает (в том числе и у лиц молодого возраста) нарушения регуляции тонуса сосудов, сердечного рит-ма, обмена в тканях сердца и мозга, необратимые изменения кле-ток этих тканей. Гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и другие поражения сердечно-сосудистой системы вдвое чаще приводят к смерти употребляющих спиртное, чем непью-щих. Алкоголь оказывает вредное влияние на железы внутренней секреции и в первую очередь на половые железы; снижение поло-вой функции наблюдается у 1/3 лиц, злоупотребляющих спирт-ными напитками.
Алкоголизм существенно влияет на структуру смертности на-селения. По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель смертности от разных причин у лиц, умеренно по-требляющих алкоголь, в 3—4 раза превышает аналогичный пока-затель для населения в целом. Средняя продолжительность жизни у пьющих людей не превышает обычно 55—57 лет.
Взаимосвязь алкоголя с преступностью обусловлена формиро-ванием под его влиянием насильственного типа личности. С помо-щью алкоголя преступники вербуют соучастников, вызывают у них снижение самоконтроля, облегчающее совершение преступления.
Состояние опьянения, сопровождающееся ослаблением сдер-живающих факторов, утратой чувства стыда и реальной оценки последствий совершаемых поступков, часто толкает молодых лю-дей на легкомысленные случайные половые связи. Следствием их нередко бывают нежелательные последствия. По данным статис-тики, 90% заражений сифилисом и 95% гонореей (как мужчин, так и женщин) происходит в состоянии опьянения.
Медики утверждают: у трети женщин, употребляющих спиртное, рождаются недоношенные дети, четверть пьющих женщин рождает мертвых детей. Давно доказано, что зачатие в пьяном виде чревато большой опасностью для будущего ребенка. Обследова-ния показали, что из 100 детей, страдающих эпилепсией, у 60 — родители употребляли спиртные напитки. У 40 из 100 умственно отсталых детей родители — алкоголики.
Академик И.П.Павлов говорил: «Какая польза может быть от яда, который приводит людей в состояние безумия, толкает на преступления, делает больными, отравляет существование не толь-ко самих пьющих, но и окружающих лиц. С тех пор, как доказан безусловный вред алкоголя с научно-гигиенической точки зре-ния, не может быть даже речи о научном одобрении потребления малых или умеренных доз алкоголя».
Приведем ряд высказываний выдающихся людей, в подтверж-дение вреда этой пагубной привычки человека.
Аристотель, древнегреческий философ и ученый (384—322 гг. до н.э.): «Опьянение — есть добровольное сумасшествие человека».
Леонардо да Винчи, итальянский живописец, скульптор, архитек-тор, ученый, инженер (1452—1519 гг.): «Вино мстит пьянице».
Вальтер Скотт, английский писатель, создатель жанра истори-ческого романа (1771—1832 гг.): «Из всех пороков пьянство более других несовместимо с величием духа».
Вильям Шекспир, английский драматург и поэт, крупнейший гу-манист эпохи Возрождения (1564—1616 гг.): «Люди впускают в свои уста врага, который похищает их мозг».
Ф.М.Достоевский, русский писатель (1821 — 1881 гг.): «Употреб-ление спиртных напитков скотит и зверит человека».
А.И.Герцен, русский писатель, философ (1812—1870 гг.): «Вино оглушает человека, дает ему забыться, искусственно веселит, раз-дражает. Это оглушение и раздражение тем более нравится, чем меньше человек развит и чем больше сведен на узкую пустую жизнь. Сам факт пристрастия к спиртному, как правило, есть признак не только слабой силы, но и безошибочный показатель узкой и пустой жизни пьянствующего человека».
Л.Н.Толстой, русский писатель (1828—1910 гг.): «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство».
Из сказанного следует вывод, что необходимо каждому для себя решить: прежде чем взять рюмку спиртного, кем бы она ни была предложена, подумать о последствиях и определить, что ты хо-чешь: или ты хочешь быть здоровым, жизнерадостным, способ-ным воплотить свои желания в жизнь, или ты с этого шага нач-нешь уничтожать себя. Подумай и прими правильное решение. Научись твердо говорить: «Нет!»
Курение — вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака, — это одна из форм токсикомании. Оно оказывает отрицательное влияние на здоровье курильщиков и окружающих лиц.
Содержащийся в табачном дыме никотин практически мгно-венно попадает в кровоток через альвеолы легких. Кроме никотина в табачном дыме содержится большое количество продуктов сгорания табачных листьев и веществ, используемых при техно-логической обработке, оказывающих вредное влияние на орга-низм.
По данным фармакологов, табачный дым кроме никотина со-держит угарный газ, синильную кислоту, сероводород, углекис-лоту, аммиак, эфирные масла и концентрат из жидких и твердых продуктов горения и сухой перегонки табака, называемый табач-ным дегтем. В последнем содержится около сотни химических со-единений веществ, в том числе радиоактивный изотоп калия, мышьяк и ряд ароматических полициклических углеводородов — канцерогенов, химических веществ, воздействие которых на орга-низм может вызвать рак.
Отмечено, что табак вредно действует на организм, и в первую очередь на нервную систему, вначале возбуждая, а затем угнетая ее. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижает-ся. Никотин нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы. Табак вызывает воспаление носоглотки и гортани, хронический бронхит, функция легких под влиянием курения ослабевает, про-цесс обмена углекислоты на кислород затрудняется.
При вдыхании табачного дыма температура дыма в полости рта составляет около 50—60"С. Разрушительное действие на орга-низм начинает тепло. Чтобы ввести дым из полости рта и носог-лотки в легкие, курильщик вдыхает порцию воздуха, с которым дым изо рта и носоглотки попадает в легкие. Температура воздуха, поступающего в рот, примерно на 40°С ниже температуры дыма. Перепады температуры вызывают со временем на эмали зубов микроскопические трещины. Зубы у курильщиков начинают раз-рушаться раньше, чем у некурящих людей.
Разрушению зубной эмали способствует отложение на поверх-ности зубов табачного дегтя, отчего зубы приобретают желтова-тый цвет, а полость рта — специфический запах.
Табачный дым раздражает слюнные железы. Часть слюны ку-рильщик проглатывает. Ядовитые вещества дыма, растворяясь в слюне, действуют на слизистую оболочку желудка, что может привести в конечном результате к язве желудка и двенадцатипер-стной кишки.
Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхи-том. Хроническое раздражение голосовых связок сказывается на тембре голоса. Он теряет звонкость и чистоту, что особенно за-метно у девушек и женщин.
В результате поступления дыма в легкие кровь в альвеолярных капиллярах вместо того, чтобы обогатиться кислородом, насыща-ется угарным газом, который, соединяясь с гемоглобином, ис-ключает часть гемоглобина из процесса нормального дыхания. Наступает кислородное голодание. Из-за этого прежде всего стра-дает сердечная мышца. Синильная кислота, содержащаяся в табачном дыме, отравля-ет нервную систему, аммиак раздражает слизистые оболочки, сни-жая сопротивляемость легких к различным инфекционным забо-леваниям, в частности к туберкулезу.
Но основное действие на организм человека при курении ока-зывает никотин. Смертельная доза никотина для человека состав-ляет 1 мг на 1 кг массы тела, т.е. около 50—70 мг для подростка. Смерть может наступить, если подросток сразу выкурит полпачки сигарет. Согласно данным ВОЗ, ежегодно во всем мире от болез-ней, связанных с курением, умирает 2,5 млн. человек.
Немецкий профессор Танненберг подсчитал, что в настоящее время на миллион человек один смертный случай в результате авиакатастрофы возникает один раз в 50 лет; от употребления ал-коголя — один раз в 4—5 дней, от автокатастроф — каждые 2—3 дня, а от курения — каждые 2—3 часа.
Вдыхание задымленного табачного воздуха (так называемое пассивное курение) вызывает те же болезни, которыми страда-ют курильщики. Исследования показали, что опасность от пас-сивного курения весьма реальна. Дым, струящийся от зажжен-ной сигареты, оставленной в пепельнице или находящейся в руке курильщика, — это не тот дым, который вдыхает курящий. Ку-рящий вдыхает дым, который профильтрован в сигарете, в то время как некурящий вдыхает абсолютно неотфильтрованный дым. Этот дым содержит в 50 раз больше канцерогенов, вдвое больше дегтя и никотина, в пять раз больше окиси углерода и в 50 раз больше аммиака, чем дым, вдыхаемый через сигарету. Для людей, работающих в сильно накуренных помещениях, степень пассивного курения может достигать эквивалента в 14 сигарет в день.
Существуют убедительные данные, свидетельствующие об уве-личении числа случаев рака легких среди некурящих, которые живут вместе с курящими. Независимые исследования в США, Японии, Греции, Германии показали, что некурящие супруги курящих заболевают раком легких в два — три раза чаще, чем супруги некурящих.
В настоящее время курение стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50% мужчин и 25% женщин. В на-шей стране курение также широко распространено, при этом ряды курильщиков пополняются в основном за счет подрост-ков и молодежи: 3% курильщиков начинает курить в возрасте 13—30 лет. Почти треть мужчин начинает курить с 14—15-лет-него возраста.
Действительно, начать курить легко, а вот отвыкнуть от куре-ния в дальнейшем очень трудно. Начав курить, можно стать рабом этой привычки, медленно и верно уничтожать свое здоровье, ко-торое природа дала для других целей — труда и созидания, само-совершенствования, любви и счастья.
Отметим, что, по мнению специалистов здравоохранения, пристрастие к курению табака сродни наркомании.
Наркомания — это тяжелое заболевание, вызываемое злоупот-реблением наркотиков, вследствие приобретенного патологичес-кого пристрастия к ним.
Наркотические вещества растительного происхождения, обла-дающие особым одурманивающим действием на человека, были известны человечеству очень давно. Употребление наркотиков пер-воначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями. Много лет назад наркотики использовались служителями различ-ных религий для достижения состояния экстаза при исполнении культовых обрядов.
Второй исторически сложившейся областью употребления нар-котиков является медицина (в качестве успокоительных, обезбо-ливающих и снотворных средств).
Третьей областью употребления наркотиков является исполь-зование их для развития внешне не обусловленных психических состояний, связанных с переживанием удовольствия, комфорта, подъема настроения, психического и физического тонуса, «кай-фа». Резкий толчок распространению наркотиков во всем мире дало бурное развитие в XIX — XX вв. химии, в том числе химии лекарственных веществ.
Под наркотиком понимают химические вещества синтетичес-кого или растительного происхождения, лекарственные средства, которые оказывают особое, специфическое действие на нервную систему и весь организм человека, приводят к снятию болевых ощущений, изменению настроения, психического и физического тонуса. Достижение этих состояний с помощью наркотиков назы-вается наркотическим опьянением.
В России встречаются четыре вида наркомании:
- опийная наркомания (злоупотребление опием и входящими в его состав алкалоидами и синтетическими заменителями морфи-на);
- гашишизм;
- наркомания, вызванная стимуляторами (в основном эфедри-ном);
- наркомания, вызванная некоторыми снотворными средства-ми, относящимися к наркотикам.
Больными наркоманией чаще становятся лица, легко поддаю-щиеся внушению, лишенные интересов, плохо контролирующие свои желания.
Скорость развития наркомании зависит от химического строе-ния наркотика, способа его введения, частоты приема, дозиров-ки и индивидуальных особенностей организма.
Начальным этапом наркомании является переход от эпизо-дического к регулярному приему наркотика, появление влече-ния к наркотическому опьянению. Если в начале приема наркотиков у человека возникает субъективно неприятное состояние, то вскоре оно исчезает и каждый прием наркотиков вызывает эйфорию.
По мере развития наркомании повышается выносливость к наркотику, прежние дозы не дают эйфории, начинается прием все больших и больших доз, изменяется картина действия нарко-тика.
Прекращение приема наркотиков приводит к болезненным состояниям. При опийной наркомании это выражается в появле-нии беспокойства, озноба, мучительных выламывающих болей в руках, ногах, спине, бессонницы, поноса, а также в отсутствии аппетита. Для эфедриновой наркомании характерны длительная бессонница и депрессия. При гашишизме помимо неприятных те-лесных ощущений также ухудшается настроение, появляются раз-дражительность, гневливость, нарушение сна.
Развитие наркомании приводит к неуклонному снижению эйфоризирующего действия наркотика и усилению психических и физических расстройств организма. Во всех случаях отмечается деградация личности (сужение интересов, прекращение обществен-но полезной деятельности и т.д.).
Единственной целью больных наркоманией становится приоб-ретение и употребление наркотика, без которого их состояние становится тяжелым.
По данным Минздрава РФ, средняя продолжительность жиз-ни людей, начавших употреблять наркотики, составляет 4—4,5 года и подавляющее большинство хронических наркоманов не дожи-вает до 30 лет. (Основная возрастная категория наркоманов 13—25 лет.) По данным МВД России, за 10 лет (1988—1998 гг.) число смертельных исходов в результате употребления наркотиков уве-личилось в 12 раз, а среди детей более чем в 40 раз.
Токсикомания — заболевание, характеризующееся патологичес-ким пристрастием к веществам, не рассматриваемым в качестве наркотиков. Медико-биологических различий между наркоманией и токсикоманией не существует. Токсикоманы добиваются опъянения, вдыхая пары бензина, ацетона, толуола, перхлорэтилена и используя различные аэрозольные ядовитые вещества.
В заключение необходимо отметить, что наркоманы — плохие работники, их трудоспособность — физическая и умственная — снижена, все их помыслы связаны с добыванием наркотиков, в том числе и криминальным путем. Наркомания наносит большой материальный и моральный ущерб человеку, семье и обществу, она является причиной несчастных случаев на производстве, на транспорте, в быту. Наркоманы, деградируя физически и мораль-но, являются обузой для семьи и общества. Они входят в группу риска распространения СПИДа.

3. Задание

Подготовить доклад для выступления на занятии по следующим темам:
1. Основные понятия здоровья человека. Здоровье и благополучие человека.
2. Здоровый образ жизни как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
3. Значение режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его духовных и физических качеств.
4. Двигательная активность и её значение для здоровья человека
5. Закаливание организма, его значение для укрепления здоровья человека. Использование факторов окружающей природной среды для закаливания.
7. Основные составляющие здорового образа жизни.
8. Основные составляющие режима дня человека. Значение двигательной активности, питания и сна в режиме дня для здоровья человека.
9. Биологическая необходимость двигательной активности человека в процессе жизнедеятельности.
10. Влияние окружающей среды на здоровье человека
11. Вредные привычки, основные причины, способствующие их появлению. Меры профилактики вредных привычек.
12. Наркомания и токсикомания, общие понятия. Последствия употребления наркотиков для здоровья человека. Меры профилактики наркозависимости.
13. Курение и его влияние на здоровье человека. Табачный дым, его составные части, влияние табачного дыма на окружающих.
14. Семья в современном обществе. Функции семьи. Влияние семейных отношений на здоровье человека.

Время на выполнение работы - 4 часа
4. Литература

1. Айропетов С. Г. Здоровье. Эмоции. Красота. - М.: Молодая гвардия, 1977.
2. Альтшуллер В. Б., Надеждин А. В. Наркомания: дорога в бездну. -М.: Просвещение, 2000.
3. Займитесь собой: пособие по саморегуляции и самосовершенствованию/Сост. Котельников В. М.. - М.: Издательский дом МСП, 1996.
4. Иванченко В. А. Как быть здоровым. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989.
5. Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.
6. Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Ижевский П. В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2002.
7. Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы военной службы: Учеб. Пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Микрюков В. Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. В 2 кн. Кн.1. Личная безопасность.- М.: Высш. шк., 2004.

| Здоровый образ жизни и профилактика утомления

Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс

Урок 29
Здоровый образ жизни и профилактика утомления




В понятие здоровье входит не только отсутствие болезней и каких-то повреждений, но и благополучие, которое связано с повседневной жизнедеятельностью человека и его личной безопасностью. В 5 классе вы также познакомились с некоторыми правилами здорового образа жизни, выполнение которых способствует укреплению и сохранению здоровья.

Каждый человек, чтобы сохранить своё здоровье, должен научиться ценить его и беречь. Для этого необходимо постоянно следовать правилам здорового образа жизни, приобретать и расширять свои индивидуальные возможности в сохранении и укреплении здоровья.

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовывать свои возможности для сохранения здоровья и обеспечения благополучия .

Почему мы предлагаем считать здоровый образ жизни индивидуальной системой? Потому, что каждый человек индивидуален и неповторим. Таким его создала природа. Для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек должен стремиться создать свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечила бы ему достижение физического и духовного совершенства и благополучия.

В повседневной жизни ваш день насыщен различными видами деятельности: занятия в школе, приготовление домашних заданий, занятия физической культурой, выполнение поручений родителей и др. Все виды вашей деятельности чередуются с отдыхом (активным - прогулка на свежем воздухе, лыжная прогулка, спортивные игры - и пассивным - сон). При этом отдых должен быть полноценным и полностью восстанавливать ваши затраты на различные виды деятельности. Иначе у человека начинает развиваться утомление.

Утомление - это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряжённой или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости .

Утомление проявляется в том, что человек медленнее и с ошибками выполняет свою работу, у него нарушается координация движений, ухудшается общее самочувствие. Может также возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах.

Таким образом, развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если отдых после утомительной работы недостаточен, если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает и может привести к переутомлению и заболеванию.

При проявлении признаков утомления не стоит стремиться завершить начатую работу во что бы то ни стало. Это приведёт к снижению качества выполняемой работы и может на длительное время вывести из рабочего состояния. Поэтому для профилактики переутомления необходимо владеть навыками самоконтроля.

Контроль за своим состоянием имеет немаловажное значение в индивидуальной системе здорового образа жизни, так как он приучает к активному наблюдению за своим состоянием, а следовательно, и к постоянной оценке своего здоровья.

Показатели самоконтроля условно делятся на субъективные, которые вы определяете по своим ощущениям, и объективные, т. е. не зависящие от ваших ощущений.

К субъективным показателям самоконтроля можно отнести самочувствие, работоспособность, сон и аппетит .

Самочувствие - это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое .

Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и оценивается как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления.

Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна - признак переутомления.

Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.

К объективным показателям самоконтроля относятся частота сердечных сокращений и величина артериального давления. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Систематическое наблюдение за своим состоянием , постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных задач.

Для профилактики переутомления необходимо научиться учитывать психологические аспекты своего состояния, т. е. любая нагрузка - умственная или физическая - должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям. Так, если сложность задания превышает ваши возможности, то вы почувствуете перенапряжение, а иногда и потрясение. Для профилактики такого состояния есть два пути: либо снизить требования к нагрузке до пределов имеющихся возможностей, либо попытаться увеличить свои возможности путём систематических тренировок. Это в первую очередь касается физических нагрузок при занятиях спортом.

Для того чтобы избежать переутомления, необходимо хорошо знать свои возможности (умственные и физические) и при планировании любой работы соблюдать некоторые правила. Первое правило: нагрузка всегда должна быть не больше ваших возможностей. И второе правило, наверное, более важное: необходимо постоянно повышать свои умственные и физические возможности, соблюдая принципы здорового образа жизни.

С учётом индивидуальных возможностей увеличивайте умственную (учебную) нагрузку и физическую. Вы растёте и развиваетесь, возрастает и ваша нагрузка: появляются новые предметы, растёт объём учебной информации. Особенно нагрузка возрастает в период итоговых контрольных работ. Для того чтобы не возникло перегрузки за счёт учебной работы, вы должны умело сочетать учебные занятия с занятиями физической культурой и спортом, научиться рационально использовать время, свободное от занятий, и выходные дни.

Активный отдых в природных условиях - лучшее средство от утомления, возникающего в период интенсивной учебной работы.

Проверьте себя

■ Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения каждого человека? Обоснуйте свой ответ.
■ К каким последствиям может привести неполноценный отдых после работы (выполнения домашнего задания)?
■ Какие признаки вашего состояния свидетельствуют о появлении у вас утомления?

После уроков

Определите, какие коррективы вы собираетесь внести в контроль за состоянием своего здоровья после прочтения данного параграфа.

Определите, какие виды нагрузок в течение дня и недели (занятия в школе, домашняя работа, активный отдых) и в каком сочетании оказывают на ваше самочувствие положительное влияние, а какие - отрицательное. О своих наблюдениях сделайте пометки в дневнике безопасности.

Постарайтесь внести изменения в свой режим для снижения влияния отрицательных факторов. Продолжайте эту работу для приобретения опыта в умении правильно планировать свой режим работы и отдыха.

Шереметьева Алла Владимировна,
ГБОУ школа №15 Санкт-Петербурга

«Когда нет здоровья, мудрость молчит и не до искусства, сила спит, богатство бесполезно и разум бессилен…»

Здоровый образ жизни - основа здоровья и активности ! Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека. Почему следует считать здоровый образ жизни индивидуальной системой поведения? При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию вредных влияний. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, духовного и социального благополучия.

Занятие спортом помогает быть стойким и стрессоустойчивым.

Здоровый образ жизни заключается, по моему мнению, в правильном питании, в употреблении здоровой пищи: фруктов, овощей, горячих блюд, без употребления фастфуда.

Индивидуальное здоровье - это здоровье каждого человека. В понятие «здоровье» входят и формы поведения человека, которые позволяют улучшить жизнь, сделать ее благополучной, достичь высокой степени самореализации. Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Душевное благополучие относится к разуму, интеллекту, эмоциям. Поэтому одной из основ человеческого здоровья выступает духовная его составляющая. Следовательно, духовное и физическое здоровье является единым целым человеческого здоровья. Оно должно находиться постоянно в гармоническом единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья

А также в занятии спортом, в следовании распорядку дня. Для того чтобы сформировать свою систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести:

  • соблюдение режима дня;
  • рациональное питание;
  • занятия физической культурой и спортом;
  • хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

  • курение;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими; неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания.

Таким образом, здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которая соблюдается им не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении его здоровья.

Выбор пути создания своей индивидуальной системы здорового образа жизни должен сделать каждый человек сам. Для этого существует ряд наиболее значимых жизненных ориентиров, которые будут способствовать ее формированию. К ним можно отнести:

· четко сформулированную цель жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

· знание форм своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;

· стремление быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни даст положительные результаты;

· выработать у себя правильное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости;

· развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

· постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека — вечно двигаться; нет никаких средств, которые бы заменили движение);

· соблюдать гигиену и правила питания; соблюдать режим труда и отдыха;

· быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья;

· ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;

· радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.

Я думаю, тот, кто ведет правильный образ жизни, всегда полон энергии и сил, у такого человека всегда хорошее настроение, у него постоянно есть желание что-то делать.

Его отличает бодрость и хорошее самочувствие, он может зарядить своей положительной энергией другого. Человек, который следует правильному образу жизни, легче переносит проблемы и невзгоды.

Литература:

1. Воронцов И.М. «Закономерности физического развития детей и методы его оценки».

2.Воронцов И.М., Мазурин А.В., «Центильные распределения массы тела по длине тела».

3.Гандельсман А.Б., Смирнов А.М., «Физическое воспитание детей школьного возраста».

4.Гвоздев С.Г. «Динамика массоростовых соотношений у детей и подростков».

5.Годик М.А. «Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок».

6.Гольдберг Е.Д. «Физическое развитие детей и подростков».

7.Горюнова А.А. «Об ускорении физического развития детей дошкольного возраста».

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - индивидуальная форма поведения человека, которая соответствует возраст-ным, половым, наследственно обусловленным особенностям организма человека, усло-виям его существования, и ориентирована на сохранение, укрепление и восстановление здоровья, необходимого для выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

В узкобиологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
  • отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
  • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
  • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
  • закаливание;

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок.

  1. Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
  2. Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
  3. Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормально-го течения физиологических и психических процессов, снижает веро-ятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологиче-ских процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию вредных влияний. При этом увеличивается вероят-ность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.

Каждый человек индивидуален и неповторим. Человек индивидуа-лен по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени среда, окружающая человека, носит индивидуальный характер (дом, семья и т. д.). Значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носит индивидуаль-ный характер. Все могут не курить, но многие курят. Все могут зани-маться спортом, но занимаются им сравнительно немногие. Все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.

Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каж-дый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достиже-ние физического, духовного и социального благополучия.

Образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, знании законов жизнедеятельности и мотивов са-мореализации.

Для того чтобы сформировать свою систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести:

Соблюдение режима дня;

Хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияю-щие на здоровье:

Курение;

Употребление алкоголя, наркотиков;

Эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими;

Неблагополучная экологическая обстановка в местах про-живания.

Таким образом, здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которая соблюдается им не по принуждению, а с удовольст-вием и уверенностью, что она даст положительные результаты в со-хранении и укреплении его здоровья.

Отметим, что здоровый образ жизни — это динамическая система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных фак-торов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе стиля своего поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укреп-ление здоровья, постоянное корректирование своего поведения с уче-том приобретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Чтобы создаваемая вами система здорового образа жизни имела привлекательность, не-обходимо постоянно хорошо видеть конечную цель усилий. Это — до-стижение полного духовного, физического и социального благополу-чия для себя, для нашего общества и государства.

Выбор пути создания своей индивидуальной системы здоро-вого образа жизни должен сделать каждый человек сам. Для этого существует ряд наиболее значимых жизненных ориенти-ров, которые будут способствовать ее формированию. К ним можно отнести:

Четко сформулированную цель жизни и обладание психоло-гической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

Знание форм своего поведения, которые способствуют со-хранению и укреплению здоровья;

Стремление быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни даст положительные результаты;

Выработать у себя правильное отношение к жизни, воспри-нимать каждый день как маленькую жизнь, ежедневно полу-чать от жизни хотя бы маленькие радости;

Развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека — вечно двигаться; нет никаких средств, ко-торые бы заменили движение);

Соблюдать гигиену и правила питания; соблюдать режим труда и отдыха;

Быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья;

Ставить перед собой достижимые цели, не драматизиро-вать неудачи, помнить, что совершенство в принципе не-достижимая вещь;

радоваться успехам, так как во всех человеческих начина-ниях успех порождает успех.

Здоровый образ жизни как система индивидуального поведения человека

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Хорошее здоровье составляет главную ценность каждого человека. К сожалению, в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения, связанная с различными причинами: увеличением частоты появления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни.

В связи с этим остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни, что особенно важно для молодежи РФ.

Существующие определения здоровья человека содержат 5 критериев:

1) отсутствие болезни;

2) нормальное функционирование организма в системе "человек - окружающая среда";

3) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

4) способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

5) способность к полноценному выполнению своих социальных функций.

В обобщенном смысле "здоровье" можно определить как способность человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить возможности, увеличить деятельность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие, которое означает спокойное и счастливое состояние. Таким образом, следует, что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и составляет непременное условие его эффективной деятельности, через которую достигаются благополучие и счастье. А так как каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье, то достичь его он может путем постоянного укрепления здоровья, следуя правилам здорового образа жизни.

Индивидуальное здоровье - это здоровье каждого человека. В понятие "здоровье" входят и формы поведения человека, которые позволяют улучшить жизнь, сделать ее благополучной, достичь высокой степени самореализации. Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Душевное благополучие относится к разуму, интеллекту, эмоциям. Поэтому одной из основ человеческого здоровья выступает духовная его составляющая. Следовательно, духовное и физическое здоровье является единым целым человеческого здоровья. Оно должно находиться постоянно в гармоническом единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья. Поэтому, рассматривая вопрос об общем индивидуальном здоровье, следует иметь в виду здоровье нашего разума и тела.